Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Древнерусские мотивы и образы в поэзии С. А. Есенина (На примере поэм «Марфа Посадница» и «Песнь о Евпатии Коловрате»)

Работа №143391

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы95
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Причины интереса С. А. Есенина к древнерусской литературе 11
1.1. Биография. Древнерусская литература в круге чтения С. А. Есенина .. 11
1.2. Общие черты поэтического мировоззрения С. А. Есенина с
мировоззрениями древних славян 15
1.3. Художественные искания С. А. Есенина 21
Глава 2. Древнерусские мотивы в поэмах С. А. Есенина 28
2.1. Мотивный блок «Война» 28
2.2. Мотивный блок «Христианство» 32
Глава 3. Древнерусские образы в поэмах С. А. Есенина 38
3.1. Образы природы и предметов в древнерусской литературе и в поэмах
С. А. Есенина 38
3.2. Образы главных героев в древнерусской литературе и в поэмах
С. А. Есенина 52
Заключение 76
Список использованной и цитируемой литературы 83

Тема генетической связи Есенинского творчества с древнерусской литературой и культурой начала привлекать к себе внимание исследователей (К. А. Кедров1 , Н. И. Прокофьев2 ) в 1970-1980 гг. В статье Прокофьева выявлены заимствованные лексики, красно-цветовые эпитеты и образность из древнерусских памятников, в особенности, из «Слова о полку Игореве». Прокофьев приходит к выводу, что образность поэзии Есенина обогатила «емкая метафоричность с ее двойным зрением и библейских поэтических 3 текстов».3
Современные исследователи (О. Е. Воронова, О. Б. Хабарова,
B. В. Межебовская и Э. Б. Мекш4) рассматривали эту проблему в различных
аспектах: древнерусских мотивов, образов и источников Есенинского
творчества. В. В. Межебовская перечисляет возможные заимствованные из древнерусской литературы мотивы в ранней лирике Есенина: религиозно­библейские мотивы, мотив чаши и мотив уподобления птице человека,5 и определяет их функции как реминисценцию, сюжетный и тематический мотив, развернутую метафору и символ.6 О. Б. Хабарова сравнивает маленькую поэму «Песнь о Евпатии Коловрате» с ее древнерусским источником, показывает их общие мотивы и образы, такие как: образ смертной чаши, образ битвы как пира и мотив кровопролития.7 О. Б. Хабарова8 и О. Е. Воронова9 выявляют древнерусские источники Есенинских поэм. Возможными древнерусскими источниками маленькой поэмы «Марфа Посадница» являются, по мнению Хабаровой, «Новгородские летописи», «Софийская первая летопись» и «Житие святого Зосимы Соловецкого».
Несмотря на наличие немало научных работ, посвященных этой теме, в целом, они ограничиваются перечислением древнерусских мотивов и образов в Есенинской поэзии без систематического анализа и выявления механизма их функционирования. К тому же, систематическое выявление значения этих мотивов и образов предоставляет новые возможности интерпретации поэзии и обогащения художественного новаторства поэта, что и определяет актуальность исследования.
Научная новизна работы заключается в выявлении и систематизации всех основных древнерусских мотивов в изученных поэмах; а также в выявлении связей образов главных героев с древнерусскими героями и их общих характеристик....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В творчестве С.А. Есенина многое связано не только с народной духовной традицией, но и с литературой Древней Руси. Его интерес к русской истории особенно ярко проявился во время Первой мировой войны. Таковы маленькие поэмы Есенина на исторические сюжеты - «Песнь о Евпатии Коловрате» и «Марфа Посадница». Если образ Евпатия Коловрата опирается у поэта на конкретный литературный источник, воинскую повесть «О разорении Рязани ханом Батыем» (XIV в.) и исторические песни о герое, то вторая поэма, посвященная защитнице Новгородской вольницы XV в. Марфе Борецкой, основана на фактах, почерпнутых из летописного текста, а именно, Софийской первой летописи о событиях 70-х гг. XV в., связанных с походом князя Ивана III на Новгород и попыткой подчинить его Московскому царству. Обе поэмы написаны вольным «былинным» стихом, стилизованы Есениным под народную устную традиции, на что указывали исследователи. Однако целью нашей магистерской работы было показать общие черты есенинских поэм с памятниками древнерусской литературы, в которых также отразились фольклорные мотивы, связанные с описанием битв. Причины обращения Есенина к древнерусским текстам рассмотрены с разных сторон, в основном, с точки зрения жизненного опыта, собственного мировоззрения поэта и его художественных исканий.
Семейная обстановка и образование придали будущему поэту знание о народной культуре и средневековой словесности. В церковно-учительской школе Есенин выучил церковнославянский язык, который был ему знаком и из церковных служб. Университетский учебный план гимназии Шанявского включал в себя историю Средних веков и древнерусскую литературу. В круг чтения поэта вошли такие древнерусские произведения, как «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о полку Игореве», «Задонщина» ... Школьное и университетское образование открыло перед поэтом средневековый мир и подготовило материалы для поэм.
Сходные с древнерусскими книжниками взгляды также послужили важной причиной интереса и заимствования ряда мотивов и образов средневековой письменности. Выросший в деревне, в крестьянской среде, Есенин воспринимал все, что окружало его, в том числе и христианско- языческое двоеверие, характерное для народного религиозного сознания. Христианское начало занимало важнейшее место в мировоззрении поэта, оказало сильное влияние на жизненные ценности, представление об идеальном человеке и способы толкования истории. Более того, в плане идеологии использованные древнерусские мотивы и образы устанавливали связь между есенинскими поэмами и древнерусскими памятниками, придав его поэмам дополнительные смыслы.
Обращение Есенина к фольклорным и древнерусским литературным мотивам и образам было определено и художественными исканиями поэта. На рубеже XIX-XX веков в России символизм стал крупным течением, оказавшим влияние на творчество многих художников, в том числе, и Есенина. От того, что в древнерусской литературе мотивы и образы часто обладают дополнительными смыслами, их заимствование в поэзии способствует созданию собственных мифов и выражению своего размышления о войне и революции.....


1. Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 томах. Т 7. Книга 1. Автобиографии. Дарственные надписи. Фольклорные материалы. Литературные декларации и манифесты / составление, подготовка текстов и коммент. А. Н. Захарова, С. П. Кошечкина. М.: «Наука» — «Голос», 1995.
2. Есенин С. А. Марфа Посадница // Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 томах. Т 2. Стихотворение (Маленькие поэмы) / подгот. текста и коммент. С. И. Субботина. М.: «Наука» — «Голос», 1995. С. 7-11.
3. Есенин С. А. Песнь о Евпатии Коловрате // Полное собрание сочинений: В 7 томах. Т. 2. Стихотворение (Маленькие поэмы) / подгот. текста и коммент. С. И. Субботина. М.: «Наука» — «Голос», 1995. С. 174­180.
4. Есенин С. А. Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, цвете Троеручице, о черном идолище и Спасе нашем Иисусе Христе // Полное собрание сочинений: В 7 томах. Т. 2. Стихотворение (Маленькие поэмы) / подгот. текста и коммент. С. И. Субботина. М.: «Наука» — «Голос», 1995. С. 193-202.
5. Житие Александра Невского // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 томах. Т 5.: XIII век / под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева. СПб.: Наука, 1997. С. 358-369.
6. Задонщина // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 томах. Т 6.: XIV - середина XV века / под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева,
А. А. Алексеева. СПб.: Наука, 1997. С. 104-119.
7. ЛЪто седмьдесятъ девятое месяца иоулиа и августа // Полное собрание русских летописей. Т 39. Софийская первая летопись по списку И. Н. Царского. М.: Наука, 1994. С. 149-159.
8. Повесть о разорении Рязани Батыем // Житие Александра Невского // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 томах. Т 5.: XIII век / под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева. СПб.: Наука, 1997. С. 140-155.
9. Сказание о Мамаевом побоище // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 томах. Т 6.: XIV - середина XV века / под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева. СПб.: Наука, 1997. С. 138-189.
10. Слово о полку Игореве // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 томах. Т. 4.: XII век / под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева. СПб.: Наука, 1997. С. 254-267.
Научная и критическая литература
11. Александров С. С. Мотив небесного заступничества в древнерусских воинских повестях XV века // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: филология. Журналистика. 2018. №2. С. 165-169.
12. Афанасьев А. Н. Поэтическое воззрение славян на природу: В 3 т. Т 3. М.: Современный писатель, 1992.
13. Бобрицких Л. Я. Евпатий Коловрат в истории русской поэзии (Н.
Языков «Евпатий», Л. Мей «Песнь про боярина Евпатия Коловрата», С. Есенин «Песнь о Евпатии Коловрате») // Весник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. 2015. № 2. С. 14-18.
14. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л.: Художественная литература, 1940.
15. Веселовский А. Н. Разыскания в области русских духовных стихов. Сообщения Общества русского языка и словесности (СОРЯС). Т 28. №2. СПб. 1881....106


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ