Введение 2
ГЛАВА I. Литературный жанр гэмбаку бунгаку 7
1.1. История жанра литературы атомной бомбы 7
1.2. Некоторые художественные особенности драматических
произведений жанра гэмбаку бунгаку 12
ГЛАВА II. Анализ драматических произведений литературы атомной бомбы на примере пьесы Танака Тикао «Голова Марии: Фантазия Нагасаки» 22
2.1. Гендерная проблематика в японской литературе 22
2.2. Становление Танака Тикао как писателя 25
2.3. Анализ жанра драматических произведений литературы атомной бомбы на примере пьесы Танака Тикао
«Голова Марии: Фантазия Нагасаки» 30
2.4. Анализ гендерной проблематики литературы атомной бомбы на примере пьесы Танака Тикао
«Голова Марии: Фантазия Нагасаки» 43
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложение 52
Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки остается одной из самых страшных катастроф, которые когда-либо переживало человечество. До сих пор ведутся споры о целесообразности бомбардировок, но можно с уверенностью утверждать, что август 1945 года стал точкой невозврата для мирового сообщества. Память об атомных бомбардировках остается важной частью японского и общечеловеческого самосознания и не поддается закону исторической дистанции. Сохранение памяти об этих событиях, а также преобразование коллективного опыта человечества, вступившего в новую эру постъядерного развития стало целью жизни для многих общественных деятелей, ученых и людей искусства. Эпитафия авторства профессора Хиросимского университета Сайка Тадаёси на Мемориальном кенотафе в Хиросиме гласит: «Покойтесь с миром, да не повторим мы зла». В выпуске 1985 года журнала «Atomic Scientists» приводится теория румынского антрополога Мирчи Элиаде о существовании так называемых «нечестивых и священных времен»1. В священные времена исторические события, в особенности трагические, постепенно становятся мифологической краеугольной основой дальнейшего развития человечества. В нечестивые же времена исторические события перестают влиять на сознание людей и превращаются лишь в объект изучения историков. Автор статьи надеется, что атомная бомбардировка станет общемировым мифологическим опытом, основой нового священного времени. Тем не менее, в наши дни вопрос применения ядерного оружия все еще стоит на повестке. В связи с этим, еще большую ценность и актуальность приобретают произведения искусства, в частности, литературные, хранящие коллективную память о последствиях бомбардировок. Это подтверждает утверждение российского филолога, культуролога и литературоведа Дмитрия Сергеевича Лихачева (1906—1999), что литература - это «совесть общества, его душа, в которой бьется тревога правды»2.
Литература атомной бомбы (яп. Ж Ж ^ ^ , гэмбаку бунгаку) —
литературный жанр, включающий произведения, посвященные атомным бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки. За годы, прошедшие с этих трагических событий, японскими авторами были созданы тысячи произведений, повествующих о человеческих судьбах, искалеченных атомной бомбой. Основной пласт литературных произведений жанра составляют проза и поэзия. Наименее широко представлена, и наименее изучена, драма. Драматические произведения гэмбаку бунгаку являются наиболее живой и свободной к интерпретации, но оттого и наиболее сложной к восприятию составляющей жанра. Драматические произведения отличаются минимальным присутствием автора в тексте и, соответственно, авторской модальности3. Одним из авторов, создававших пьесы жанра гэмбаку бунгаку, был японский писатель и драматург Танака Тикао (19051995). Его пьеса «Голова Марии: Фантазия Нагасаки» является одним из наиболее известных драматических произведений литературы атомной бомбы и была отмечена престижной театральной премией Кисида, а также Художественной премией Агентства по делам культуры Японии. Произведение затрагивает огромные пласт социологических, философских, религиозных и этических проблем, раскрываемых в реалиях послевоенного Нагасаки. Особое внимание уделяется вопросу гендерной проблематики — пьеса Танака Тикао является одним из уникальных образцов жанра за авторством мужчины, где главной героиней выступает жертва атомной бомбардировки женщина хибакуся (яп. ЖЖ^)....
Бомбардировки Хиросимы и Нагасаки стали точкой отсчета новой постъядерной истории человечества. Литература атомной бомбы остается ключом к пониманию этих событий и сохранения памяти об ужасах войны и ее последствий. Известное высказывание немецкого философа Теодора Адорно гласит: «После Освенцима невозможно писать стихи». Проводя параллель с событиями августа 1945-го года, можно сказать, что после Хиросимы и Нагасаки невозможно не переосмыслить роль литературы.
В данной работе на примере произведения Танака Тикао «Голова Марии: Фантазия Нагасаки» был проанализирован жанр драматических произведений гэмбаку бунгаку, их проблематики и художественных особенностей. Особое место в работе было уделено анализу гендерной проблематики произведения, в котором автор рисует образ женщины- хибакуся, сопоставляя его с образом Богоматери. Необходимо отметить, что авторский стиль Танака Тикао обладает уникальными чертами, выделяющими его работы среди других произведений представителей жанра гэмбаку бунгаку.
Каждый автор, затронувший проблему атомной катастрофы, является частью общего единого сознания, для которого эта трагедия остается одной из важнейших тем творчества. Но в то же время память о Хиросиме и Нагасаки многогранна и формулирование опыта атомных бомбардировок не имеет единого конечного результата. Каждое произведение литературы атомной бомбы — сочетание объективной реальности и субъективного взгляда автора на произошедшее.
Американский физик-ядерщик Элвин Вайнберг в статье «Канонизация
Хиросимы» (журнал «Atomic Scientists». 1985 г.) пишет: «До тех пор, пока
Хиросима не станет ужасающим мифом, легендой, столь же хорошо
45
известной всем, как распятие Христа известно христианам, убийство Каином Авеля — иудеям, а Хиджра — мусульманам, как может человечество действительно принять на фундаментальном уровне абсолютную необходимость избежать ядерной катастрофы?». 1 Сакрализация опыта ядерных бомбардировок во избежание повторение урбанистического холокоста, а также переосмысление этого опыта, являются задачами, выполняемыми литературой атомной бомбы, ценность которой неоценима и в наши дни.
1. Танака Тикао ИФФФФ. Мария-но куби 7У70^ (Голова Марии). - Иппанся данхо:дзин нихон гэкисакка кё:кай ^^ЙЙЙЛ НФ Ж^ЖШЙ, 2017. 134 с.
Литература и электронные ресурсы
На русском языке:
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие. Гриф Минобр. -М.: Издательство Аспект-пресс, 1997. С.20.
3. Белянин В. Психологическое литературоведение. - Генезис, 2006. 320
с. URL:
Ь11р8://Ьоок8.доод1е.ги/Ьоок8?1б=1ш6ЛВ’№ЛЛрВЛ1&бд=а.морье+психолог& hl=ru&source=gbs_navlinks_s (дата обращения: 16.02.22).
4. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. С. 167-258.
5. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. - М.: 1961. С.198-220.
6. Галатенко Ю. Н. Женская литература как "гендерная маска" - к
вопросу о конструировании творческого субъекта // Филология: научные исследования 2017 (2). C. 77-89. URL:
https: / / cyberleninka.ru/ article/n/zhenskaya-literatura-kak-gendernaya-maska-k- voprosu-o-konstruirovanii-tvorcheskogo-subekta (дата обращения: 16.03.22).
7. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция / Т.П. Григорьева. - М.: ЭКСМО, 1999. 370 с.
8. Дубровская В. В. Литературоведение: введение в дисциплину. - М:
Директ-Медиа, 2016. 153 с. URL: https://books.google.ru/books?id=b0tSDwAAQBAJ&pg=PA17&lpg=PA17&dq =цитаты+литературоведов+о+драме&8оигсе==bl&ots==e54LYD7R7l&sig==AC fU3U1jzpjuucreasZ29EIQjy79TpqHsQ&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwiR1eGZ 9IH4AhWdBhAIHSTbDHYQ6AF6BAgkEAM#v=onepage&q=цитаты%20лит ературоведов%20о%20драме&f=false (дата обращения: 19.04.22).
9. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения.
• М.: «Наука», 2000. С.10-45.
10. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. Учебное пособие. - М.: 1972. С.3-65.
11. Лотман Ю. М. Семиосфера. - С.-Петербург: «Искусство - СПБ», 2000. С. 392-670.
12. Орлова Е.И. Образ автора в литературном произведении. Учебное пособие. М., 2008. 44 с. URL: https://www.studmed.ru/orlova-ei-obraz-avtora- v-literaturnom-proizvedenii_608c4fe0aa7.html (дата обращения 10.03.22).
13. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. URL: https://studfile.net/preview/9695480/page:38/ (дата обращения 17.03.22).
14. Чуковский К. Личность писателя неповторима // Вопросы литературы.
• 1965 - №8. С.144-152.
15. Широкова И.А. Образ автора в художественном произведении: отражение отражаемого. Вестник Челябинского государственного университета // Филология. Искусствоведение. - 2014. - №92. С.103-106.....25