СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ФРАНЦИИ В ОБЛАСТИ КИНЕМАТОГРАФА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ ПЕРСПЕКТИВЫ COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND FRANCE IN THE FIELD
OF CINEMATOGRAPHY ON THE PRESENT STAGE: PROBLEMS AND PERSPECTIVES
Введение 3
Глава I. Кино во внешней культурной политике России и Франции 11
1.1. Кино в контексте внешней культурной политики Франции 11
1.2. Кино в контексте внешней культурной политики России 25
1.3. Основные документы сотрудничества России и Франции в области кино 35
Глава II. История русско-французских кинематографических связей 39
2.1. История показа русского кино во Франции 39
2.2. История показа французского кино в Советском Союзе 52
Глава III. Современные русско-французские кинематографические связи 55
3.1. Сотрудничество России и Франции в формате кинофестивалей 55
3.2. Русско-французское сотрудничество в сфере образования и подготовки профессиональных кадров для кино 74
3.3. Совместные кинопроекты Франции и России 83
Заключение 92
Список использованных источников и литературы 94
Данная работа посвящена русско-французским кинематографическим связям на современном этапе. Сегодня культурные, в том числе, кинематографические связи играют особую роль в системе международных отношений: способствуют ознакомлению и распространению иностранной культуры и ценностей страны, популяризации иностранного языка, установлению и укреплению культурных связей в целом.
В современном мире страны стремятся к большему влиянию на мировой арене, и одним из самых актуальных методов на сегодняшний день является грамотно продуманная и осуществленная политика «мягкой силы», а именно упор на культурную составляющую внешней политики государства, проведение комплекса различных мероприятий, направленных на создание привлекательного образа страны. Привлекательность державы ведет к добровольному, а не принудительному согласию с ней. Внешняя культурная политика играет важную роль в общем курсе политики современного государства, она способна содействовать усилению международного влиянию страны и направлена на утверждение ее величия на мировой арене мирными средствами. В современном мире государства сталкиваются с проблемой важности сохранения национальной самобытности, а также защиты и продвижения своих национальных интересов, культурного наследия страны несиловыми средствами. Особенно это актуально в современных условиях глобализации, характеризующихся свободным движением культурных потоков. И благодаря привлекательному образу государства повышается его способность оказывать влияние на другие страны, их интересы и поведение в международном политическом пространстве. Действительно, благодаря благоприятному образу, государство может повысить свою значимость при принятии важных межгосударственных решений, расширить зону влияния, повысить свой статус, изменить свой имидж в лучшую сторону, увеличить привлекательность для иностранцев и интеллектуальных иммигрантов. Этим и объясняется актуальность выбранной нами теми, ведь кинематографические связи как пример политики «мягкой силы» являются важной частью общественной жизни общества и широко применяются в современной политической практике.
Одним из актуальных инструментов внешней культурной политики государства является аудиовизуальное творчество. Изображение и звук являются универсальными средствами коммуникации, они проще всего и легче всего способны донести «месседж», сообщение до аудитории. Кинематограф является одним из самых популярных видов искусства, важной составляющей внешней культурной политики, благодаря ему у аудитории создается образ государства, понятия о его ценностях и нравах, поэтому сегодня страны уделяют большое внимание созданию и продвижению качественного национального кинематографического продукта. Также кинематограф способствует распространению языка страны-производителя, укреплению его значимости на мировой арене. Несомненно, коммерческий успех кинематографа является хорошим источником прибыли в казну государства.
Сегодня особую роль в системе международных отношений играют кинематографические связи. Благодаря им создаются новые совместные проекты, происходит обмен кинематографическим опытом представителей разных стран. Связи в сфере кино способствуют ознакомлению и распространению иностранной культуры и ценностей страны, ознакомлению с иностранным языком, установлению и укреплению культурных связей в целом. Одним из примеров успешного многолетнего сотрудничества в сфере кино может послужить пример русско-французских кинематографических связей. Установившееся еще в конце XIX века сотрудничество между Россией и Францией в сфере кино прошло различные этапы, успешно развивалось, трансформировалось, приобретало новые формы, и сегодня активно продолжается. Кинематографические связи способствуют развитию франко-русского культурного обмена, обеспечивая доступ к русским и французским достижениям в области кино. Однако в настоящий момент вопрос современных русско-французских кинематографических связей не изучен широко, основной акцент в исследованиях делается на изучение внешней культурной политики современной России и Франции, но не на их кинематографическом сотрудничестве. Это указывает на актуальность и научную новизну настоящей работы.
Цель данного исследования - определение роли современных русско-французских кинематографических связей во внешней культурной политике этих государств и перспектив дальнейшего их развития.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Выяснить место кинематографа Франции и России во внешней культурной политике каждой страны соответственно;
2. Изучить основные документы, регламентирующие русско-французский кинематографический обмен;
3. Рассмотреть историю русско-французских кинематографических связей как основу для современного сотрудничества;
4. Охарактеризовать современные русско-французские кинематографические связи, а именно: их основные направления, виды и формы;
5. Выявить основные проблемы и перспективы русско-французских кинематографических отношений.
Также мы считаем, что рассмотрения русско-французских кинематографических связей поможет нам познакомиться с французским опытом проведения политики «мягкой силы». Франция представляет собой пример страны, которая благодаря грамотной государственной политике, используя инструменты «мягкого силы», сохраняет свою культурную исключительность и твердо отстаивает свои культурные национальные интересы. Франция смогла сохранить свое национальный престиж и влияние в международных делах. Именно «мягкая сила», способностью страны привлекать своей культурой, идеями, ценностями, а не силовыми методами, позволяет Франции и сегодня отстаивать свои позиции в международных отношениях.
Рассмотрение аудиовизуального направления внешней культурной политики Франции в контексте «мягкой силы» крайне актуально, так как соотносится с актуальными проблемами внешней культурной политики современной России. Культура и кинематограф нашей страны испытывают на себе негативное влияние господства американской культуры, поэтому пример Франции может стать очень полезным для нашей страны. Также в России, в отличие от Франции, культура и кинематограф в особенности, как фактор «мягкой силы», занимают меньше места в доктрине внешней политики. И в этом вопросе французский опыт может оказаться весьма полезным, представляет научный и практический интерес для России.
Объектом исследования являются русско-французские кинематографические связи, русские и французские кинокомпании, творческие объединения, общественные организации как акторы международных отношений. Предметом исследования является перспектива дальнейшего сотрудничества России и Франции в кинематографе.
Источниковая база исследования достаточно обширна и включает широкий круг материалов на французском и русском языках. Источниковой базой для определения роли кинематографа в концепции внешней политики двух стран послужили документы внешней культурной политики России и Франции. Важными источниками для анализа ситуации в сфере кинематографического сотрудничества стали двусторонние соглашения в сфере кинематографа, соглашение об учреждении культурных центров, коммюнике. Для иллюстрирования успеха французского кинематографа на мировой арене мы воспользовались аналитическими документами агентства Unifrance, которое занимается продвижением французского кино на мировые кинорынки, статистическими данными фонда CNC, статистическими данными сайта Министерства иностранных дел и международного развития Французской Республики. Важным источником для исследования вопроса сотрудничества в сфере кинофестивалей явились архивные материалы фонда «Открытый мир», сайтов Каннского и Московского Кинофестивалей (особенно разделы, посвященные проведению кинофестивалей в разные года), доступные на официальных сайтах. Новостные материалы Сената Франции помогли проиллюстрировать эволюцию внешней культурной политики Франции, а материалы различных интервью и выступлений съемочных групп, представителей Национального центра кинематографии Франции, представленных на сайте «Роскино», способствовали иллюстрации ведения совместных кинематографических проектов. Также в процессе изучения различных тем диссертации были задействованы материалы аналитического, новостного характера специализированных кинопорталов. Указанные выше источники использовались в целях предоставления наиболее актуальной информации, иллюстрирования мнения о ситуации в русско-французских кинематографических связях с обеих сторон, объективности.
В процессе исследования были применены следующие методы: сбор и анализ информации при изучении основных документов организации; институциональный метод при изучении роли международных организаций как акторов международных отношений, внешней культурной политики и русско-французского кинообмена; метод систематизации полученных данных с целью получения объективной оценки актуального значения организации на современном этапе международного гуманитарного сотрудничества.
Хронологические рамки данного исследования охватывают период, начиная с конца XIX века и до начала XXI века, так как для описания современного состояния русско-французских кинематографических связей необходимо изучить их историю, ибо события прошлого оказали большое влияние на современное состояние русско-французского кинематографического обмена.
Выбранная нами тема на данный момент недостаточно разработана, основной акцент делается на изучении внешней культурной политики обоих государств, где кинематограф является лишь одной из ее частей. Степень изученности темы недостаточно высока как в русскоязычных источниках и литературе, так и в зарубежных. Широко освещается тема культурного влияния, внешней культурной политики Франции и России, однако материала, посвященного русско-французским культурным связям, не так много. Подробные и необходимые для понимания современной культурной политики Франции знания автор почерпнул из работ C.И. Косенко, посвященных культурной политике современной Франции, последним реформам и актуальным направлениям культурной дипломатии Франции. Также тема внешней культурной политики Франции, истории ее развития и актуальных направлениях освещена во франкоязычной литературе. Несомненную пользу для нашего исследования оказало изучение работ Ю.В. Николаевой, посвященных актуальным проблемам современной внешней политики Франции. Вопросы теории внешней культурной политики и теоретические аспекты международных культурных связей и культурной дипломатии освещены в работах Н.М. Боголюбовой и Ю.В. Николаевой, Л.Е. Вострякова. Особенно важная для данного исследования тема культурных сезонов и перекрестных годов культуры затронута в работе Н.М. Боголюбовой и Ю.В. Николаевой. Работа М. Арзаканян и Т. Зверевой посвящена перекрестному году культур России и Франции, и обращение к ней способствует более глубокому пониманию места кино в системе культурного обмена двух стран. Более подробному изучению современных русско-французских культурных связей способствовало ознакомление с работами Н.М. Боголюбовой и Ю.В. Николаевой. Динамика развития французского кино в России и вопросы истории российско-французских культурных связей раскрыты в работе Т.Ю. Загрязкиной. Тема имиджа России и Франции освещается в исследовании О. Горбушиной. Пониманию места культуры во внешней политике России способствовало изучение работы Р.С. Мухаметова.
Научная новизна данной работы состоит в том, что она посвящена конкретному направлению русско-французских кинематографических связей, кинематографу, эта тема не была исследована ранее в полной мере. Практическая значимость данной работы состоит в том, что разработаны рекомендации для дальнейшего кинематографического сотрудничества двух стран. Выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для дальнейшей научной работы над данной проблемой, над проблемой внешней культурной политики России и Франции.
Структура работы обусловлена целями и задачами работы и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена роли кино в концепции внешней культурной политики в России и Франции, также в ней рассматриваются основные документы сотрудничества России и Франции в области кино. Вторая глава посвящена история русско-французских кинематографических связей. Третья глава посвящена современным русско-французские кинематографические связям.
В результате проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы.
И Российская Федерация, и Франция осознают исключительную роль кинематографа в международных отношениях, видят его эффективным средством создания благоприятного образа страны в мире, стремятся к большему присутствию национального кино на мировом киноэкране, а также поддержке совместного кинопроизводства и упрочнению кинематографических связей. Россия и Франция имеют прочные кинематографические связи, обладают богатым опытом сотрудничества в создании совместных кинофильмов, участии в кинофестивалях, обмене кинематографическим опытом. Сотрудничество России и Франции в области кинематографа сегодня активно развивается в различных аспектах (создание совместной Академии кино и анимации, образовательные обмены), однако требуется пересмотр действующего соглашения между странами о сотрудничестве в сфере кино.
Страны продолжают активное сотрудничество в рамках Каннского и Московского кинофестивалей. Особенно важным для России всегда являлось и является участие в Каннском кинофестивале, что подчеркивает престиж страны, а также дает возможность продвижения национального кинематографа и кинопроектов и на крупнейшем рынке кинофильмов «Marche du film». Сегодня российско-французские кинематографические связи укрепляются: продолжается развитие в области академического обмена, российское кино возвращается на экраны Каннского кинофестиваля. Вопрос совместной копродукции является проблемным для России и Франции: несмотря на предпринятые усилия по созданию Франко-российской академии кино и анимации, а также наличия специальных программ финансовой поддержки от Франции, нужна большая инициатива со стороны государственных органов России, чем на данный момент, а также требуется пересмотр соглашения о сотрудничестве в сфере кинематографа. Также актуальна проблема продвижения российского кино и фестивалей российского кино во Франции: требуется провести грамотную информационную кампанию для популяризации современного российского кино во Франции, проводить больше интерактивных мероприятий, представлять весь спектр жанрового разнообразия на кинофестивалях.
Мы считаем, что при грамотном пересмотре соглашений о копродукции и наличии большей инициативы с российской стороны, в будущем мы сможем увидеть больше картин совместного франко-российского производства. Также перспективным направлением мы видим дальнейшее проведение фестивалей российского кино во Франции, что, при проработанной информационной политике, позволит повысить популярность современного российского кино во Франции. Нам кажется, что сотрудничество в формате Московского Кинофестиваля является очень перспективным: проведение ретроспектив французского кино, приглашение французских кинематографистов для работы в жюри способствует дальнейшему развитию русско-французских кинематографических связей. Несомненно, сотрудничество России и Франции в области кинематографического образования способствует дальнейшему созданию копродукции, активному культурному диалогу.
Официальные документы:
1. Концепция внешней политики Российской Федерации 2000 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/Bl.nsf/arh/19DCF61BEFED61134325699C.
2. Концепция внешней политики Российской Федерации 2008 г. [Электронный ресурс]. URL:http://kremlin.ru/acts/785
3. Концепция внешней политики Российской Федерации 2013 г. [Электронный ресурс]. URL:http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents//asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248
4. Меморандум о сотрудничестве между Министерством культуры России и Министерством культуры и коммуникации Франции на 2004 - 2006 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/489762 /
5. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. [Электронный ресурс]. URL:http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents//asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/224550
6. Постановление Правительства РФ от 12.01.1995 № 22 «Об основных направлениях культурного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами» // Собрание законодательства РФ.1995. № 4.
7. Российско-французское заявление о проведении в 2010 г. года России во Франции и года Франции в России. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/trend/Russia_France_year_25012010/
8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об учреждении и условиях деятельности культурных центров (12.11.1992). [Электронный ресурс]. URL: //http.://www.lawmix.ru/documents/france/315/C45Edlso
9. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Французской Республики о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней» от 29.06.2015. [Электронный ресурс].URL: http://docs.cntd.ru/document/420309460
10. Соглашение между правительство Российской Федерации и Правительством Французской Республики о развитии молодежных обменов», которое должно вступить в силу 01.05.2017. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902120409
11. Соглашение о создании Российско-французской комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств. [Электронный ресурс].URL: http://government.ru/news/7919/ /
12. Соглашение о сотрудничестве в области кинематографии между правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Французской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-5/49541?_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_advancedSearch=false&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_keywords=%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_fromPage=search&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_andOperator=1
13. Тезисы «Внешняя культурная политика России - год 2000» //Дипломатический вестник. 2000. № 4. С. 76-84.
14. Balle F. La Politique audiovisuelle extérieure de la France. Rapport au ministre des Affaires Etrangères. Paris, 1996. P. 59 - 64. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ladocumentationfrancaise.fr/var/storage/rapports-publics/964079900.pdf
15. Code du cinéma et de l'image animée [Электронный ресурс]. URL: http://www.cnc.fr/web/fr/le-cnc
16. Diplomatie culturelle [Электронный ресурс]. URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/diplomatie-culturelle/
17. Exporter le cinéma français et soutenir les cinémas du monde. Rapport d’information du MAEE [Электронный ресурс]. URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/diplomatie-culturelle/les-domaines-d-action-de-la-diplomatie-culturelle/article/exporter-le-cinema-francais-et-soutenir-les-cinemas-du-monde
18. La Charte de la langue francaise [Электронный ресурс]. URL: http://www.oqlf.gouv.qc.ca/charte/charte/index.html#statut.html
19. Le rayonnement culturel international: une ambition pour la diplomatie française Rapport d'information n° 458 (2008-2009) de MM. Jacques Legendre et Josselin de Rohan, fait au nom de la commission des affaires culturelles et de la commission des affaires étrangères, déposé le 10 juin 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.senat.fr/rap/r08-458/r08-4589.html
20. Les domaines d’action de la diplomatie culturelle [Электронный ресурс]. URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/diplomatie-culturelle/les-domaines-d-action-de-la-diplomatie-culturelle
... Всего источников –109
Содержание магистерской диссертации, - СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ФРАНЦИИ В ОБЛАСТИ КИНЕМАТОГРАФА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ ПЕРСПЕКТИВЫ COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND FRANCE IN THE FIELDOF CINEMATOGRAPHY ON THE PRESENT STAGE: PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF CINEMATOGRAPHY ON THE PRESENT STAGE: PROBLEMS AND PERSPECTIVES
Выдержки из магистерской диссертации, - СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ФРАНЦИИ В ОБЛАСТИ КИНЕМАТОГРАФА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ ПЕРСПЕКТИВЫ COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND FRANCE IN THE FIELDOF CINEMATOGRAPHY ON THE PRESENT STAGE: PROBLEMS AND PERSPECTIVES