Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Внешнеполитический тренд Китая в Центральной и Восточной Европе (16+1) China in Central and Eastern Europe foreign policy (16+1)

Работа №143362

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1: Эволюция китайской внешней политики с основания КНР (1949)
1.1 Особенности внешней политики Китая при Мао Дзедуне
1.2 Дэн Сяопин или творец “китайского чуда”
1.3 Цзян Цзэминь и начало экономической глобализации
1.4 Ху Цзиньтао и начало сотрудничества с Европой
1.5 Си Цзиньпин и Новый шелковый путь

Глава 2. Политика Китая в Центральной и Восточной Европе. Формирование “16+1”
2.1 История создания платформы сотрудничества Китая с ЦВЕ “16+1”
2.2 Китайские инвестиции в разных секторах экономики ЦВЕ
2.3 Культурное сотрудничество и новый имидж Китая в ЦВЕ

Глава 3. Прогнозы развития сотрудничества КНР и ЦВЕ в рамках формата „16+1“
3.1 Геополитические и геоэкономические цели Китая в Центральной и Восточной Европе
3.2 Реакция Европейского союза на китайскую политику в районе ЦВЕ
3.3 Сценарии развития китайской политики в ЦВЕ

Заключение


Актуальность
Тема внешней политики Китая стала темой номер один за последние несколько десятилетий. Экономический скачок, который совершила Китайская народная республика, заставил весь мир посмотреть в сторону Азии и попытаться дать прогноз на будущие шаги нового экономического гиганта. Актуальность работы определяется, с одной стороны, исследованием эволюции внешней политики Китая, основную линию которой определяют лидеры Китайской коммунистической партий, а с другой стороны, исследованием возможных результатов современной активной политики КНР в отношении стран Центральной и Восточной Европы (форум сотрудничества „16+1“). Китай в последние годы наращивает темпы сотрудничества со странами Восточной и Центральной Европы (16+1), часть которых являются членами Европейского союза. Китай сам стал инициатором формирования данного форума, поэтому отбор участников определялся китайской стороной. Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Республика Чехий, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Македония, Черногория, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения стали участниками процесса экономического и культурного сближения с КНР, что в свою очередь способствовало их собственному сближению, потому что благодаря инициативе КНР были найдены точки соприкосновения.
Нестабильность современного положения Европейского союза, миграционный кризис, а также общее социалистическое прошлое и геостратегическое местоположение шестнадцати стран – все это дает возможность КНР использовать исторический момент для извлечение своей пользы из сотрудничества со странами этого региона. Для Китая этот регион является нетрадиционным и сотрудничество с ним может привести к новым союзам на политическом уровне, где ведущей роли будет занимать именно Китай. В работа проводится сравнительный анализ внешнеполитической идеологической линии последних пяти китайских лидеров, а также рассматривается история отношений Китая со странами ЦВЕ на основе экономических данных и документов в рамках формирующейся платформы взаимодействия „16+1“. В работе делается попытка дать прогноз на будущее развитие политической ситуации в регионе. Традиционно Россия и страны   Западной Европы были основными игроками в этом регионе, однако в настоящее время ситуация меняется именно в связи с приходом КНР.
Объектом исследования является внешнеполитический курс КНР в отношении европейских стран в ХХI веке.
Предметом исследования является внешняя политика Китайской Народной республики в регионе Центральной и Восточной Европы .
Цель исследования состоит в выявление основного экономиеского и культурного тренда Китая на сотрудничество со странами Центральной и Восточной Европы в контексте формирования устойчивой платформы сотрудничества „16+1“.
Задачи исследования
 Определить изменения в китайской внешней политике с периода Мао Дзедуна до нынешнего момента на фоне смены пяти лидеров;
 Рассмотреть историю сотрудничества стран Центральной и Восточной Европы с Китаем;
 Определить приоритетные области экономического и культурного взаимодействия в рамках „16+1“;
 Определить роль Европейского союза (в частности западноевропейских стран), России и США в современном положении стран ЦВЕ на фоне активных действий Китая в отношении этого региона.
Степень научной разработанности
Основную часть научной литературы, монографий и статей можно расспределить в несколько направлениях. Эволюция китайской внешнеполитической мысли и идеологии очень хорошо рассмотрена в китайских научных разработках, где представлена традиционная восточная политическая линия. Так как в Китайской Народной республике каждый лидер вносит свой весомый вклад в развитие внешней политики, то в работе были рассмотрены труды китайских экспертов по этой теме, например, Тан Дуншана из Уханского университета. Важной для понимания политики Си Цзиньпина стала работа Джан Ян из Ляонинского университета. Дэн Сяопин тоже получил заслуженное место в китайских научных исследованиях, в том числе в работе Ли Люся из Уханского технологического университета. Нельзя не заметить, что критическая точка зрения о политических лидерах Поднебесной в китайских научных разработках полностью отсуствиет. Политическая традиция КНР не позволяет даже по прошествии времени ставить под вопросом действия предыдущих лидеров. Политика Цзянь Цзэмина широко рассмотрена, как в монографии Сяо Биня из Синьцзянского университета, так и в работе Янь Бо из Хунанского педагогического университета. Внешнеполитическая стратегия Ху Цзиньтао тоже не осталась незаметна, она нашла отражение в работах Лю Йенли из Технологического университета Циндао (2012г.) и Лян Сао из Хэбейского университета (2014г.). Политическая программа Си Цзиньпин исследуется на фоне его инициативы „Один пояс- один путь“. В рамках партийной школы КПК написан целый ряд книг по проблемам идеологии.
Политика Китая в центральной и восточной Европе нашла отражение в основном в работах Лиу Дзуокуей, профессора из института Европейских исследовании в Пекине. Его работы получили очень большую цитируемость как в остальных трудах других китайских ученых, так в и европейских исследовании региона ЦВЕ. Европейский институт азитских исследований тоже активно занимается политикой КНР в районе ЦВЕ и развитием платформы „16+1“. В нем участвуют эксперты научного сообщества из Чехии, Польши, Венгии, Сербии и Словакии. Зачастую работы не только представляют возможности развития сотрудничества Китая с ЦВЕ, но и в них часто присуствует критическая точка зрения и анализ китайских намерениях, которые скрываются в рамках платформы. Ричард Турцани в 2014-ом году пишет о инициативе, как о „троянском коне в Европейском союзе“. Центрально-восточный европейский институт развития в Польше тоже активно занимается инициативой „16+1“ и это выражается в работах Марты Голонко: „Партнеры или соперники?“; Китай и ЦВЕ- бизнес и этика“. Восточно-азиатский институт исследования при Национальном университете Сингапура тоже занимается политикой КНР в районе ЦВЕ, например, работы Драгана Павличевича.
В российской исследовательской практике тема мало разработана и не нашла большого отражения. Пока отличилось только исследование ИМЭМО РАН, выполнено В.В.Мухеева и В.Г.Швыдка, которые в 2016-ом году писали о „Китай и Восточная Европа: звенья Нового шелкового пути“.
Источниковая база исследования
В исследовании были использованы документы следующих групп:
 Документы ООН, например, речь Цзян Цзэмина на саммите тысячилетия 6-го сентября 2000-го года;
Речи официальных лиц на „Китай-ЦВЕ бизнес форуме“ и „Китай-ЦВЕ диалог политических партий“, в том числе политическая программа Европейского парламента по отношению к Китаю, а также документы платформы сотрудничества „16+1“ ;
 Документы КНР, например, Государственный совет КНР и его внешнеполитические доктрины, официальные речи лидеров Китая на съездах КПК;
 Локальные источники выражаются в лице официальных данных на странице Промышленного и коммерческого банка Китая.
К основной источниковой базе относятся прежде всего документы саммитов самой пратформы „16+1“, например, официальная программа сотрудничества „Варшавской инициативы“ 2012-ого года: „China's Twelve Measures for Promoting Friendly Cooperation with Central and Eastern European Countries“. Речь премьер-министра Китая Ли Кэцян на пятом саммите Центральной и Восточной Европы и Китая в 2016-ом году. В основе работы в том числе лежат ресурсы с официальных сайтов самой платформы „16+1“ и интернет страница ее мозгового центра. В этой группе входит документ Европейского парламента как: „Рыночный статус китайской экономики после 2016-го года?“, издан в марте 2016-го года и речь Виктора Орбана на конференции „Китай- ЦВЕ диалог политических партий“ в октябре 2016-го года.
К второй группе относятся речь Си Дзинпина на 95-ой годовщиной КПК 2-го июля 2016-го года, китайская политическая доктрина в сторону Европейского союза, изданна 2014-го года, как и Белые книги Китая и их программа мирного развития с 2005-го и 2011-го года. В том числе входит и речь Ху Цзиньтао с 18-го съезда КПК в ноябре 2012-го года.
В целом источниковая база магистерской диссертации включает в себе 14 заявлений официальных лиц и 11 документов, что позволило глубоко исследовать данную тему.
Методология
В первой главе работы применены методы исторической ретроспекции и сравнительного анализа. Были рассмотрены все пять лидеров Китайской народной республики с взгляда времени и на фоне разных исторических периодов. Между ними провелось сравнение в рамках их взгляда на внешнюю политику КНР и точки пересечения. Все это было сделало на основе китайской политической аналитики и их видение о дальнейшем развитии страны.
Во второй главе был применен структурно-функциональный метод. Были подробно исследованы структура и функции создавшейся плаформы между Китаем и центральной-восточной Европой „16+1“. В том числе планы на ее расширение, на создание новых институтов в рамках платформы и их нынешние фукции.
В третьей главе было уделено внимание прогностическому методу, где на основе китайской и европейской аналитики были сделаны три сценария возможного развития платформы и возможные политические и экономические цели Китая, которые он хочет достичь благодаря этому сотрудничеству.
Научная новизна работы и теоретическая значимость исследования
Можно смело заявить, что это первое подробное исследование платформы сотрудничества Китая с Центральной и Восточной Европой „16+1“ на русском языке. Тема в России мало изучена и ей не уделено заслуженое внимание. Инициатива „16+1“ абсолютна новая, она стала активно развиваться после 2012-го года и пока что только прямые участники формирования занимаются дальнейшим прогнозированием. На данную плаформу возлагают много надежд как страны ЦВЕ, так и Китай в качестве инструмента не только экономического, но и политического влияния в регионе. Данное исследование дает подробную информацию о точки зрения как КНР и ЦВЕ, так и Европейского союза и дает самостоятельную оценку их возможные пути дальнешего сотрудничества.
Структура диссертации
Диссертация состоит от Введения, трех Глав, Заключения, Список источников и литературы.




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Китайская внешняя политика раскрывалась и получала новые краски с каждым новым лидером Поднебесной. Еще с основанием Китайской Народной республики правители КНР делали планы на долгие годы вперед и видели страну как будущий создатель мира, хотя не заявляли об этом громко. Дэн Сяопин понимал, что перемены неизвежны и мировые тендеции рано или поздно застигнут и Китай. Нужно было соответствовать времени, но и сохранит китайские политические традиции. В своей внешней политике Поднебесная понимала, что ради возможностей развития сотрудничество с другими странами неизбежно, но и начала стремиться к тому, чтобы не просто вступать в союзы, но и их создавать. Политическая наследственность на востоке не просто следовала уже установленые правила, но менялась в зависимости от требования времени. Конец Холодной войны поставил перед вызовом стабильность страны, но Цзян Цзэминь воспользовался экономической глобализацией и нашел диалог с другими странами в имени просперитета. В 21-ом веке у Китая уже появилось самочувствие на основе его экономических достижений и начал стремиться и к культурному влиянию. Ху Цзиньтао выдвинул страну на новую ступенку, где за налаживанием международных контактов стояла модернизация самого Китая. Он не просто стал градить тесные связи с Европейским союзом, но и Китай сам создал рамку сотрудничества с центрально- восточными европейскими странами. Поднебесная стала выступать в роли мирового экономического гиганта с которым тоже нужно считаться. Инициатива „Новый шелковый путь“ дала всем четко понять, что КНР будет бороться за свои интересы и будет расширять свои зоны политического, экономического и даже культурного влияния. Иными словами, „Китайская мечта“ 21-го века стала сбываться и развиваться за пределами Поднебесной.
Китайская внешняя политика в центральной и восточной Европе получила гласность в 2012-ом году. Несмотря на множество вызовов, которые стоят перед платформы „16+1“, страны ЦВЕ возлагают на нее большие надежды. Экономическое, политическое и культурное сотрудничество углубляется с каждым годом, а с тем растут и страхи Европейского союза, который опасается отдаления восточноевропейских стран. Стабильная политическая обстановка, развитый рынок, дешевая и образованая рабочая сила дают Китаю благоприятную почву для развития сотрудничества. Нужно отметить, что торговое и экономическое сотрудничество идет на пользу не только Китаю, но и самим странам ЦВЕ, так как они становятся менее зависимыми от европейского рынка и тоже экспортируют свои товары в Китай. Роль района ЦВЕ в китайской внешней политике можно рассматривать как мост между востоком и западном, так как пока Пекин строго придерживается к правилам ЕС и его инициатива не выходит за установленые рамки. Пока что экономическое сотрудничество стоит в центре „Варшавской инициативы“, но следуя логике зачастую за экономическими целями прячутся и политические. Мягкую силу, которую применяет Китая по отношению к региону ЦВЕ уже дает свои первые результаты: мозговые центры, образовательный обмен, межпартийные форумы и увеличение туричестического потока с обох стран. Национальные интересы Поднебесной толкают ее к расширению зоны влияния и созданию нового многополярного мира, где КНР тоже будет определят правила игры. Инфраструктурные инвестиции в регионе ЦВЕ дают Китаю возможность реализации проекта „Один пояс- один путь“ и привносять стабильность в китайской экономике, которая до недавного времени полагалась в основном на американский рынок. Продовольственная безопасность, качество продукции и сотрудничество в сфере высоких технологий идут на пользу не только самому Китаю, но и странам ЦВЕ, у которых осносительно слабые экономики и большая зависимость от внешних инвестиции. Страны ЦВЕ не просто получают капиталы, но благодаря инициативе „16+1“ они поднимают свое место в Европейском союзе, где их голос часто не слышен и отношение пренебрежительное. В их лице Китай выигрывает союзники в рамках ЕС, как и мировом маштабе, где Поднебесная борется за своего суверенитета, признание статуса рыночной экономика и баланса сил.
Плаформа сотрудничества Китая и страны ЦВЕ вызвала интереса европейских экспертов, которые не скрывают свои опасения и боятся раскола на Старом континенте. До нынешнего момента только некоторые страны воспользовались полностью Варшавской инициативы, а остальные только соревноваются за внимание азитского гиганта. Разделительные линии в Европе только условны, но их можно увидеть как в Европейском союзе, так и в рамках самой платформы „16+1“. Они пока не складываются на реальные факты, а выходят только из страхов самих стран, что только показывает их внутренюю нестабильность, но мало что говорит о целях Китая, которые он хочет достигнуть благодаря инициативе. Все факты сводятся к выводу, что КНР рассматривает район ЦВЕ как окно неисследованых возможностей, но пока не польносью понятно каким образом Пекин будет пользоваться платформой „16+1“ в будущем.



Универсальные:

1. Statement by President Jiang Zemin of the People's Republic of China at the Millenium Summit of the United Nations// 6 September 2000// URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjdt_665385/zyjh_665391/t24962.shtml

Международные:

2. Academic Conference On China-Central And Eastern Europe (CEE) Cross-Cultural Dialogue, Education And Business// URL: http://www.china-cee.confer.uj.edu.pl/about/organizators-and-co-organizators
3. China's Twelve Measures for Promoting Friendly Cooperation with Central and Eastern European Countries// Summit: Warsaw 2012// URL: http://www.china-ceec.org/eng/ldrhw_1/2012hs/hdxw/t1410546.htm
4. European parliament; Market economy status for China after 2016?// March 2016// URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2016/535023/EXPO_STU(2016)535023_EN.pdf
5. Nuclear Power in Romania; World Nuclear Association// July 2016// URL: http://www.world-nuclear.org/information-library/country-profiles/countries-o-s/romania.aspx
6. Second High-level symposium of Think- Tank: China-CEE; Bled, Slovenia// 2-3 September 2014// URL: http://www.mzz.gov.si/fileadmin/pageuploads/foto/1409/Porocilo_2_O_SIMPOZIJU__ZBRANI_PRISPEVKI__ab__01.pdf
7. Speech by Premier Li Keqiang At Fifth Summit of China, Central and Eastern European Countries// Riga, 5 November 2016// URL: http://english.gov.cn/premier/speeches/2016/11/06/content_281475484622881.htm
8. Speech by President Jiang Zemin of The People's Republic of China; At Luncheonby the America China Society And Five Other Organizations// October 30, 1997// URL: http://asiasociety.org/speech-president-jiang-zemin-peoples-republic-china?page=0,0
9. Statement by H.E. Xi Jinping President of the People's Republic of China at the Nuclear Security Summit// 2014/03/25// URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjdt_665385/zyjh_665391/t1140583.shtml
10. Viktor Orbán’s speech at the conference “China-CEE Political Parties Dialogue”// Budapest, 6th October 2016// URL: http://www.miniszterelnok.hu/viktor-orbans-speech-at-the-conference-china-cee-political-parties-dialogue/

Национальные:

11. Build a New Type of International Relations Featuring Win-Win Cooperation; China's Answer to the Question "Where Are the International Relations of the 21st Century Heading" By Wang Yi Minister of Foreign Affairs People's Republic of China// 2016/07/01// URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjdt_665385/zyjh_665391/t1376908.shtml
12. China’s President XI Jinping speech on the 95th anniversary of the Communist party of China// July 02, 2016// URL: https://thesaker.is/chinas-president-xi-jinping-speech-on-the-95th-anniversary-of-the-communist-party-of-china/
13. China's policy paper on EU// 2003/10/13// URL: http://www.chinamission.be/eng/zywj/zywd/t1227623.htm
14. China's Policy Paper on the EU: Deepen the China-EU Comprehensive Strategic Partnership for Mutual Benefit and Win-win Cooperation// 2014/04/02// URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjdt_665385/wjzcs/t1143406.shtml
15. China's Peaceful Development; Information Office of the State Council; The People's Republic of China// September 2011, Beijing// URL: http://news.xinhuanet.com/english2010/china/2011-09/06/c_131102329.htm
16. Dai Bingguo, “Adhere To The Path Of Peaceful Development,”// Dec. 6, 2010// URL: http://china.usc.edu/dai-bingguo-%E2%80%9Cadhere-path-peaceful-development%E2%80%9D-dec-6-2010
17. Hu Jintao’s Article in Qiushi Magazine – translated; POSTED ON JANUARY 4, 2012; URL: https://chinacopyrightandmedia.wordpress.com/2012/01/04/hu-jintaos-article-in-qiushi-magazine-translated/
18. Jiang's Speech at CPC Anniversary Gathering// 2004/06/02// URL: http://www.chinaembassy.cz/cze/xwdt/t127032.htm
19. The CEE Tourism Coordination Centre in Hungary; Ministry for National Economy// URL: http://www.kormany.hu/download/6/8d/40000/Outlook%202015%2015%20%20h%C3%A9t%20%28The%20CEE%20Tourism%20Coordination%20Centre%20in%20Hungary%29.pdf
20. White Paper: China's Peaceful Development Road By the State Council Information Office of China; China.org.cn// 12/22/2005// URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/APCITY/UNPAN023152.pdf
... Всего источников –73


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ