ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ КАК ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ FEATURES OF POLITICAL REGIMES AS A FACTOR OF REGIONAL INTEGRATION ON THE POST-SOVIET SPACE
Введение. 3
Глава 1.Интеграционные процессы на постсоветском пространстве сквозь призму теоретических концепций. 9
1.1 Применимость теорий региональной интеграции к постсоветскому пространству. 9
1.2 Взаимосвязь характера политического режима и региональной интеграции. 16
Глава 2. Политический режим Республики Беларусь и участие страны в региональной интеграции. 24
2.1 “Советское наследие” Республики Беларусь. 24
2.2 Социально-экономическая модель Республики Беларусь. 27
2.3 Политический режим в Республике Беларусь. 34
2.4 Влияние политического режима Республики Беларусь на интеграционные процессы на постсоветском пространстве. 42
Глава 3. Политический режим Казахстана и участие страны в региональной интеграции.. 53
3.1 Предпосылки формирования современного политического режима Республики Казахстан. 53
3.2 Особенности современного политического режима Республики Казахстан. 58
3.3 Экономическая модель Республики Казахстан и ее основные проблемы. 63
3.4 Влияние политического режима Республики Казахстан на процессы региональной интеграции на постсоветском пространстве. 67
Заключение. 74
Список использованных источников и литературы. 76
С середины прошлого столетия региональная экономическая интеграция является одним их основных лейтмотивов развития глобальной экономики. Практически во всех регионах мира на сегодняшний день активно развиваются интеграционные объединения. Очевидно, что в условия глобального рынка экономической мощи одного государства, каким бы крупным оно не было, бывает недостаточно для выживания в условиях глобальной конкуренции и открытости рынков.
Таким образом, для усиления роли нашей страны в мировом хозяйстве, увеличения конкурентоспособности экономики РФ жизненно необходимо изучение опыта экономической интеграции для адекватной имплементации его в условиях экономических реалий постсоветского пространства. Тема настоящего исследования представляется особенно актуальной сегодня, когда РФ находятся в состоянии острого противостояния с Западом и в условиях постоянного санкционного давления. В связи с этим, крайне важной для российского является перспектива построения собственной полноценной интеграционной группировки на территории бывшего СССР.
Анализ экономических и политических процессов на пространстве бывшего СССР с 1991г. по н.в. демонстрирует, что дезинтеграционные процессы значительно преобладают над интеграционными. Целый ряд республик фактически не принимает никакого участия в экономических и военно-политических организациях, в которых ключевую роль играет Россия. При этом, по мнению многих экспертов, только РФ способна объединить в какую-либо интеграционную группировку постсоветские страны представляющие разные субрегионы т.к. большинству из них выгоднее сближаться с соседними региональными державами, чем с другими бывшими постсоветскими республиками. Более того, значительных успехов в развитии интеграции не удалось достичь даже с государствами, выразившими желание принимать в них активное участие. С 1991 по 2010гг. предпринимался целый ряд попыток реинтегрировать республики бывшего СССР и большинство из них закончились неудачей.
Сегодня наблюдается очередная волна активизации интеграционных процессов на постсоветском пространстве, отправной точкой которых логично считать Таможенный союз, созданный в 2010г. РФ, Белоруссией и Казахстаном в рамках Евразийского экономического сообщества. В рамках ТС (ЕврАзЭс) удалось достичь значительных успехов в развитии экономической интеграции, что вылилось в 2012г в создание Единого экономического пространства, а в 2015г. был создан Евразийский экономический союза.
В настоящий момент евразийская интеграция переживает важнейший этап своего развития, связанный с формированием полноценного экономического союза. В этой связи возникает потребность в анализе основных факторов, оказывающих на нее непосредственное влияние. Ключевую роль в этих процессах играют сформировавшиеся в постсоветских государствах политические режимы. Актуальность данной темы обусловлена тем, что развитие и успешность интеграционных процессов напрямую зависит от желания руководителей государств интегрироваться и в т.ч. делегировать свои полномочия на наднациональный уровень. Следовательно, понимание специфик каждого из режимов стран ЕАЭС а также их целей и интересов от членства в Союзе позволит оценить перспективы дальнейшего углубления интеграции в рамках ЕАЭС, а также выявить внутренние проблемы государств-членов, тормозящие развитие интеграции с целью разработать совместный комплексный подход к их решению. В сложившихся условиях это является крайне важным, т.к. в 2015г. ЕАЭС впервые столкнулся с серьезными сложностями, обусловленными кризисом и расширением, которые привели к значительному снижению товарооборота и замедлению темпов интеграции.
С учетом характера и формата настоящей магистерской диссертации для полноты раскрытия темы видится нецелесообразным рассматривать политические режимы всех стран участниц ЕАЭС. В связи с этим, в настоящем исследовании будут проанализированы режимы Казахстана и Белоруссии как, с одной стороны самых крупных экономик объединения (помимо России), с другой стороны, как старых (по сравнению с Киргизией и Армении) участниц интеграционного блока, которые накопили уже определённый исторический опыт взаимодействия с Россией и в то же время выработали собственные стратегии и собственное видение будущего постсоветской интеграции ( в т.ч. ЕАЭС). Кроме того, именно эти страны совместно с РФ, как правило, всегда рассматривались в качестве ядра интеграционного объединения.
Стоит отметить, что несмотря на актуальность рассматриваемой проблематики, можно констатировать, что она продолжает оставаться относительно слабо освященной в отечественной политической науке. Большинство работ посвящены либо непосредственно региональной интеграции. Существует множество как общетеоретических работ, так и рассматривающих какую-либо интеграционную группировку ( ЕС, ЕАЭС, НАФТА, АСЕАН и т.п.) в отдельности, либо рассматривающих непосредственно политические режимы государств.
По тематике региональной интеграции существует огромное количество научных работ. Среди них целесообразно выделить общетеоретические исследования, включающие: функционализм (Д. Митрани), неофункционализм (Э. Хаас, Ф. Шмиттер, Л. Линдберг), федерализм (А. Спинелли, П. Тейлор, К. Фридрих), плюралистическая школа (К.Дойч, Б. Рассет, Д. Пучала), транснационализм (P.O.Кохэн, Д. Най, Й.Фергюсон, Д. Грум, Р. Мансбэч и др.). межпрвителственный подход ( С.Хоффман, Э. Моравчик (либеральный межправительственный подход)) Однако существует и ряд работ, выходящих за рамки этих школ. Это касается, например, таких авторов, как А. Этциони, Й. Галтунг, А. Маршалл, В. Уолесс, и т.д..
Активное развитие Европейского Союза привело к появлению целого ряда работ исследующих его специфику. Например, труды: Р.Лоуренца, П. Николадеса, P.Канета, К.Студиена.
Также, существует множество работ рассматривающих интеграцию на постсоветском пространстве и ее основные проблемы и перспективы. Целесообразно выделить работы таких авторов как: Е.И.Пивовар ,С.М.Маркедонов, А.М.Либман, С.Ю.Глазьев, А.В.Торкунов, А.В.Торопыгин , К.Е Мещеряков, Ю.В. Шишков Е.Ю.Трещенков, А.И Суздальцев, А.Г.Дугин.
Тематики политического режима так или иначе касались большинство ученых, занимающихся исследованиями в области теории государства и права (юристы), политологии, а также международных отношений. Этой проблемой занимались многие известные зарубежные исследователи , среди которых С.Хантингтон, Р. Арон, 3. Бжезинский, X. Арендт, М. Кертис, С. Липсети др. В России данной проблематикой занимались В.А. Ачкасов, , А.Ш. Головатенко, А.Л. Громыко, Н, С.Ю. Кашкин, , Э.Л. Кузьмин, С.Н. Лебедев, О.Е. Кутафин, А.Е. Лунев, А.Ю. Мельвиль, В.Н. Синюков, А.П. Цыганков, С.Н.Шкель и т.д.
Данная тема достаточно хорошо изучена, однако не в том контексте, в котором она будет рассмотрена в данной работе. Количество научных трудов рассматривающих влияние постсоветских режимов на развитие интеграционных процессов незначительно и как правило они косвенно затрагивают данную проблему. Среди них целесообразно выделить работы:C.Н. Шкеля. Постсоветский авторитаризм в сравнительной перспективе, А.И.Суздальцева. “Страны постсоветского экономического пространства”, “Проблемы формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС” и др. работы автора. Д.Фурмана. “Постсоветский политический режим в Казахстане”, А.В. Гилаева. “Динамика трансформаций на постсоветском пространстве в сравнительной перспективе”, Е.А. Борисова “Казахстан. Президент и внешняя политика ” и т.д.
Несмотря на то, что представленные работы дают достаточно полную картину относительно существующих в республиках бывшего СССР политических режимов и их внешней и внутренней политикеи, они не сфокусированы на проблематике данного исследования. Существующие труды преимущественно обходят стороной вопрос о влиянии внутриполитической конфигурации стран-участников на интеграционный процесс, его динамику, предполагаемые формы и перспективы. Это дает повод констатировать, что проблема недостаточно изучена.
Объектом исследования выступают политические режимы стран-участниц ЕАЭС: Казахстана и Белоруссии
Предмет – влияние особенностей политических режимов на интеграционную политику и интеграционный процесс на постсоветском пространстве.
Гипотеза исследования: Авторитарный характер политических режимов Белоруссии и Казахстана играет двоякую роль в процессе региональной экономической интеграции этих стран на постсоветском пространстве. С одной стороны, данный вид политического режима позволяет быстро претворять в жизнь принципиальные решения и договоренности по ключевым вопросам интеграционных объединений. С другой стороны авторитарная составляющая политического устройства данных стран отрицательно сказывается на функционировании интеграционного объединения в особенности его наднациональных структур, а также может оказать негативное влияние на средне- и долгосрочную устойчивость интеграционного процесса.
Целью работы является выявление на примере Беларуси и Казахстана взаимосвязи между характером политических режимов постсоветских государств и особенностями их участия в процессах региональной интеграции.
Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются следующие:
- рассмотреть основные теории региональной экономической интеграции и оценить возможность их применения к изучению процессов, происходящих на постсоветском пространстве
- Проанализировать особенности политических режимов Беларуси и Казахстана, и исторические предпосылки их формирования
- Оценить уровень зависимости экономик исследуемых стран от политических факторов
- Рассмотреть конфигурацию политических режимов Белоруссии и Казахстана и выявить основных внутренних акторов способных влиять на принятие решений по вопросам участия в интеграции.
- Оценить уровень влияния политического режима каждой из стран на их участие в региональных группировках.
Концептуальной основой диссертации является либеральный межправительственный подход. Использование данной концепции в рамках исследования обусловлено тем, что она, при анализе участия стран в интеграционных группировках ключевую роль отводит внутренним факторам. С помощью данного подхода изучалось влияние политических режимов двух государств ( Беларуси и Казахстан) в отдельности друг от друга на процессы региональной интеграции на постсоветском пространстве.
В работе применялись многие общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение, описание, обобщение, типологизация, а также вторичная и критическая обработка эмпирических данных.
За счет большого массива проанализированных экономических и исторических данных, диссертационное исследование носит междисциплинарный характер, однако политологическая составляющая исследования представляется автору ключевой.
Теоретическая база исследования базируется на научных трудах в области исторической, политической, экономической науки, теории международных отношений и теорий экономической интеграции. В частности, можно выделить труды таких авторов, как А.В.Торкунов, А.В.Торопыгин , К. Е.Мещеряков, К.М. Труевцев, А.П.Цыганков, А.М.Либман, М.Ларюэль, Ю.В.Шишков, А.И Суздальцев, С.Н.Шкель, Д.Е. Фурман, К.Е. Коктыш, Г.В.Лукьянов и ряд других ученых.
Источниковая база исследования включает в себя как труды представленных выше авторов, так и целый ряд других информационно-аналитических материалов. Кроме того, в работе использовались: материалы круглых столов и конференции, выступления ученых и политиков, а также периодические российские и зарубежные печатные издания, и интернет издания. При написании данной диссертации особое внимание уделялось изучению нормативно-правовой базы Евразийского экономического союза и других интеграционных объединений стран постсоветского пространства ( уставы, договоры и т.д.), а также внутреннего законодательства Беларуси и Казахстана ( конституции, законы, указы президентов, постановления правительств и т.п). В работе использовались статистические данные. В частности: данные Федеральной службы государственной статистики России, статистического комитета СНГ, а также государственных и частных статистических агентств.
Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации осуществлена попытка выявить зависимость между формами участия постсоветских государств в евразийской интеграции от конфигурации сформировавшегося в них политического режима. Данный анализ проведен не только с привлечением эмпирических фактов региональной интеграции на постсоветском пространстве, но и с применением широких теоретических обобщений с учетом современного развития теории региональной экономической интеграции.
В результате проведенного исследования автор пришел к выводу о том, что успешность региональной интеграции на постсоветском пространстве в значительной степени зависит от характера политических режимов стран-участниц.
Рассматриваемые в рамках данной диссертации государства ( Беларусь и Казахстан) существенно отличаются друг от друга. Обе страны имеют абсолютно различные экономические модели, различный этно-конфессиональный состав и относятся де факто к различным субрегионам. Целесообразно констатировать, что в настоящий момент, за исключением советского прошлого оба государства мало, что объединяет. При этом Беларусь и Казахстан имеют во многом схожие политические режимы, хоть и имеющие несколько разную конфигурацию. Они являются автократическими государствами с централизованной иерархической системой государственного управления, в которой ключевая роль принадлежит президенту.
Несмотря на значительные различия между исследуемыми государствами, поведение политических режимов этих стран в отношении постсоветской интеграции фактически идентично и в значительной степени обусловлено тем, что они являются автократиями.
Необходимость максимальной консолидации власти присущая авторитарным режимам обеих стран оказывает непосредственное влияние на успешность постсоветской интеграции. Для обоих режимов ключевой задачей является сохранение собственной власти и избежание какого-либо внешнего вмешательство в сферу их особых интересов. Для Беларуси и Казахстана участие в постсоветской интеграция является крайне важным с экономической точки зрения т.к. позволяет получать от России различные преференции, а в случае Беларуси, РФ также выступает и гарантом стабильности режима АЛукашенко. Однако, автократии обеих стран заинтересованы в интеграции только до того момента, когда она начинает влиять на внутреннюю ситуацию в странах и в некоторой степени ограничивать власть режимов. Именно этим обусловлена жесткая позиция белорусского и казахстанского режимов относительно передачи полномочий на наднациональный уровень в интеграционных группировках. Обе страны единогласно выступили против создания Евразийского парламента и расширения полномочий Суда ЕАЭС. Кроме того, даже в существующих в настоящий момент наднациональных органах Союза по всем ключевым вопросам сохраняется принцип консенсуса, значительно усложняющий возможность принятия многих решений. Авторитарные режимы также выступают категорически против политической интеграции, даже в долгосрочной перспективе, считая, что она несет угрозу суверенитету страны.
С точки зрения автора, существующая к настоящему моменту стадия интеграции , характеризующаяся наличием общего рынка ( за отдельными исключениями) является для режимов Беларуси и Казахстана максимально выгодной т.к. позволяет получать необходимые экономические выгоды от членства в объединении, и при этом сохранить всю полноту власти внутри государств, делегировав на наднациональный уровень минимум полномочий. Дальнейшее углубление интеграции, которое исходя из модели Б.Балассы, предполагает переход к экономическому и валютному союзу (предполагает координацию экономической политики, с дальнейшим переходом к единой валюте) является невыгодным для режимов т.к. ограничивает их контроль над экономической политикой. Именно этим, в значительной мере, обусловлено торможение евразийской интеграции начиная с 2015г. ( фактор является не единственным). Таким образом, целесообразно констатировать, что при сохранении существующих в настоящий момент политических режимов исследуемых стран, углубление интеграции на уровень далее, чем создание полностью функционирующего ЕЭП, вряд ли возможно.
Положительной для развития интеграции чертой автократической власти в Беларуси и Казахстане является, то, что в этих странах до минимума упрощен механизм принятия внешнеполитических решений. В отличие от демократических государств, с развитой системой сдержек и противовесов, как правило , отличающихся плюрализмом мнений для принятия политического решения (в т.ч. и по теме участия в интеграционных группировках) в автократиях отсутствуют бюрократические препятствия, т.к. решение принимается президентом и его ближайшим окружением, состоящим в основном из лояльных ему людей. Это позволяет значительно упростить принятие и практическую реализацию подписанных на международном уровне соглашений. Благодаря подконтрольности политической и экономической систем РБ и РК президентам и узкой группе людей их окружающих, за достаточно короткий период времени удалось достичь существенного прогресса в развитии экономической интеграции в рамках ЕАЭС.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о двояком ( как положительном, так и отрицательном) влиянии авторитарных режимов на развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве подтвердилась.
А) Нормативно - правовые акты и иные официальные документы.
1. Доктрина партии “Нур Отан”. [Электронный ресурс]: Официальный сайт партии “Нур Отан” - URL: http://nurotan.kz/doctrine (дата обращения 03.05.2017)
2. Комментарий к проекту Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации», Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. [Электронный ресурс]: Официальный сайт ОБСЕ. - URL:http://www.osce.org/fom/32599
3. Конституция Республики Беларусь 1994г. [Электронный ресурс]: Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - URL: http://pravo.by/main.aspx?guid=6351 ( дата обращения 17.04.17)
4. Конституция Республики Казахстан 1995г. [Электронный ресурс]: Казахстанский Информационный Портал – URL: http://www.kazportal.kz/konstitutsiya-respubliki-kazahstan-ot-30-avgusta-1995-goda/ (дата обращения 07.05.17)
5. Концепция внешней политики Республики Казахстан на 2014-2020 гг. [Электронный ресурс]: Официальный сайт МИД Казахстана - URL: http://www.mfa.kz/index.php/ru/vneshnyaya-politika/kontseptsiya-vneshnoj-politiki-rk-na-2014-2020-gg (дата обращения 07.05.17)
6. Республика Казахстан — страновой экономический меморандум. Достижение конкурентоспособности, сохранение конкурентоспособности: задача управления нефтяным бумом в Казахстане. [Электронный ресурс]: Документ Всемирного банка, 20.03.2005 г.- URL:http://sitresources.worldbank.org/intkazakstaninrussian/resources/kzcemrus.pdf. (дата обращения 01.05.17)
7. Соглашение об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, европейским сообществом по атомной энергетике и их государствами-членами, с другой стороны. [Электронный ресурс]: Новостной портал EUROUA.com - URL: https://euroua.com/association/ (дата обращения 01.04.17)
8. Стратегия для Беларуси. Одобрена советом директоров 12.12 2006 г. Документ Европейского банка Реконструкции и Развития. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Европейского банка Реконструкции и Развития.- URL: http://www.ebrd.com/downloads/about/policies/2006-12-12,_Strategy_for_Belarus-_Russian_web.pdf (дата обращения 04.04.17)
9. European Parliament recommendation of 12.06. 2013 to the Council, the Commission and the European External Action Service on EU Policy towards Belarus. [Electronic resource]: The official website of the European Parliament. - URL:http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=TA&language=EN&refere (last accessed date: 16.03.2017)
10. OSCE. The Representative on Freedom of the Media, Regular Report to the Permanent Council. [Electronic resource]: The official website of the OSCE. URL:http://www.osce.org/pc/102658 ( last accessed date: 16.03.17)
Б ) Международные договоры.
11. Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 07.06.2002 г. [Электронный ресурс]: Официальный сайт ОДКБ - URL: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=124 (дата обращения 25.04.17)
12. The Treaty on European Union, signed at Maastricht on 07.02.1992. [Electronic resource]: Regional Dimension Working Paper no.3,1996 URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=OJ:C:1992:191:FULL&from=EN ( last accessed date: 01.04.17)
В) Статистические данные.
13. Анализ состояния внешней торговли Казахстана. [Электронный ресурс]: Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан - URL: http://www.kaznexinvest.kz/napr/analytics/export/trade/Analiz_vneshney_torgovli_1_kvartal_2015.pdf ( дата обращения 03.05.17)
14. Данные всесоюзного референдума 17 марта 1991 года о сохранении СССР. [Электронный ресурс]: Электронная газета “Forum.msk” - URL: http://forum-msk.org/material/society/777200.html ( дата обращения 01.04.17)
15. Информация о деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь в 2015 г. [Электронный ресурс]: Национальный статистический комитет Республики Беларусь. -2015- URL: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/selskoe-hozyaistvo/operativnaya-informatsiya_9/o-deyatelnosti-krestyanskikh-fermerskikh-khozyaystv-v-respublike-belarus-v-2015-godu/ ( дата обращения 16.04.2017)
16. Рейтинг стран мира по уровню демократии. [Электронный ресурс]: Гуманитарная энциклопедия // Центр гуманитарных технологий, 2006–2016 (последняя редакция: 30.10.2016). -2016- URL: http://gtmarket.ru/ratings/democracy-index/info (дата обращения 03.04.17)
17. Рост ВВП по странам мира 2016г. [Электронный ресурс]: Официальный сайт ЦРУ - URL: https://www.cia.gov/library/publications/resources/the-world-factbook/rankorder/2016rank.html ( дата обращения 07.04.17)
18. Товарная структура экспорта и импорта Республики Беларусь в 2015 г. [Электронный ресурс]: Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - URL: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/vneshnyaya-torgovlya_2/dannye-o-vneshnei-torgovle-respubliki-belarus-p_2/tovarnaya-struktura-eksporta-i-importa-respubliki-belarus-v-2013-godu/ (дата обращения 15.04.2017)
19. Authority trends, 1991-2013:Belarus. [Electronic resource]: Polity IV - URL:http://www.systemicpeace.org/polity/blr2.htm (last accessed date: 01.04.2017)
... Всего источников –141
Содержание магистерской диссертации, - ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ КАК ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ FEATURES OF POLITICAL REGIMES AS A FACTOR OF REGIONAL INTEGRATION ON THE POST-SOVIET SPACE
Содержание магистерской диссертации, - ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ КАК ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ FEATURES OF POLITICAL REGIMES AS A FACTOR OF REGIONAL INTEGRATION ON THE POST-SOVIET SPACE