ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДВИЖЕНИЕ СЕЦЕССИОНИЗМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ,
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПРАКТИКА 9
1.1 Концептуализация Понятий 11
1.2 Динамика сецессии 17
1.3 Выводы 19
ГЛАВА 2 БРЕКСИТ КАК ФАКТОР СЕЦЕССИОНИЗМА В СОЕДИНЕННОМ
КОРОЛЕВСТВЕ 20
2.1 Процесс Брексита 20
2.1.1 Факторы и причины Брексита 20
2.1.2 Результаты Референдума о выходе из Европейского Союза 26
2.1.3 Соглашения о выходе Великобритании из ЕС 28
2.2 Условия пост-Брексита в Северной Ирландии 33
2.2.1 Правовой статус Северной Ирландии 34
2.2.2 Политическое измерение 36
2.2.3 Общественное измерение 39
2.2.4 Социально-Экономическое измерение 41
2.2.5 Выводы 43
2.3 Условия пост-Брексита в Шотландии 45
2.3.1 Правовой статус Шотландии 46
2.3.2 Политическое измерение 48
2.3.3 Общественное измерение 49
2.3.4 Социально-Экономическое измерение 51
2.3.5 Вывод 53
2.4 Условия пост-Брексита в Уэльсе 55
2.4.1 Правовой статус Уэльса 56
2.4.2 Политическое измерение 57
2.4.3 Общественное измерение 58
2.4.4 Социально-Экономическое измерение 60
2.4.5 Вывод 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
За последние несколько десятилетий единство Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии все чаще подвергалось проверке. Прошло более семи лет после референдума по выходу Соединенного Королевства из Европейского Союза (далее - ЕС) и почти два года с тех пор, как Великобритания и ЕС согласовали финальный вариант договора Соглашения о выходе из ЕС, 2020. Однако, влияние Брексит на Великобританию и ее общество в социальном, политическом и экономическом измерениях еще предстоит изучить. Усилия по пересмотру протокола Северной Ирландии между ЕС и Великобританией демонстрируют, что урегулирование отношений между ЕС и Великобританией продолжает оставаться незавершенным.
Прошедшие в мае 2022 г. во всех четырех регионах страны (Англия, Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия) местные выборы показали результаты, которые меняют британский политический баланс. Впервые в истории в Северной Ирландии, выборы в Ассамблею выиграла Шинн Фейн, политическая программа, которой основана на идее объединенной Ирландии. В Шотландии, в который раз выигрывает Шотландская национальная партия (далее - ШНП), приверженная идеологии гражданского национализма. ШНП показывает лучший для себя результат на муниципальном уровне. Новая победа на выборах, вновь позволила ШНП поднять тему референдума о независимости. В Уэльсе, где большинство населения проголосовало за Брексит на референдуме 2016 г., но на протяжении всего переговорного процесса голосовали за введение «мягкой сделки» для финального соглашения между Великобританией и ЕС. Однако из-за действий и решений Британского Правительства вера в него у жителей Уэльса была утеряна, что вызвало медленный, но неуклонный рост движения за сецессию, и, на выборах 2022 г., позволило валлийским националистам - Плейд Кимри (Plaid Cymru) выйти на уровень второй партии. Актуальность работы обусловлена тем, что Брексит актуализировал проблемы, стоящие перед Соединенным Королевством, и вывел их на новый виток возрождения.
Научная новизна определяется комплексным сравнительным исследованием по оценке развития (динамики) идеи сецессии в условиях пост-Брексита в Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе с применением качественной модели оценки рационального интереса отдельного сообщества на основе метода баланса «издержек-выгод».
Цель работы - оценить развитие идеи сецессии в Великобритании в условиях пост- Брексита на основе изучения ее общественно-политических и социально-экономических характеристик.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие исследовательские задачи
1. Концептуализировать определение и соотношение таких понятий как сецессия, ирредентизм, деволюция, политический сепаратизм;
2. Определить детерминанты динамики сецессии;
3. Детализировать факторы, результаты и соглашения Брексита в Соединенном Королевстве;
4. Провести анализ динамики идеи сецессии в Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе.
Объект исследования - сецессия как политический процесс в Великобритании.
Предмет исследования - содержание и динамика сецессионизма в регионах Великобритании.
Брексит создал прецедент, подрывающий идеи европейской интеграции и обозначил кризис идентичности регионов, как в ЕС, так и в самой Великобритании. Оценка и выявление сценариев развития идеи сецессии, на примере регионов, через модель рационального выбора позволит понять актуальность использования данной модели при исследовании кризиса сецессии, что обуславливает теоретическую значимость исследования.
В рамках данного исследования были использованы общенаучные (дедукция, индукция, анализ, синтез), историко-описательный и политико-описательный методы. Для решения поставленных задач был проведен анализ документальной и законодательной базы ЕС, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (включая документы, опубликованные регионами: Северная Ирландия, Шотландия и Уэльс), что позволило изучить развитие процесса Брексита и его последствия. Дальнейшая работа по анализу и синтезу влияния условий пост-Брексита на каждый из регионов в общественнополитическом и социально-экономическом измерениях, дает возможность оценить развитие идеи сецессии каждого из регионов в условиях пост-Брексита. Использование историко- и политико-описательных методов позволило сделать выводы о причинах и способах реализации идеи сецессии в Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе.
Исследование строилось на основе ранее проведенных изысканиях по теме и широкой эмпирической базы, которая включала в себя источники и литературу. При написании работы по теме «Идея сецессии в Великобритании в условиях пост-Брексита: общественно-политическое и социально-экономическое измерения» использовались следующие группы источников.....
По итогу работы над темой «Идея сецессии в Великобритании в условиях пост- Брексита: общественно-политическое и социально-экономическое измерения» были решены следующие задачи: концептуализированы определения и соотношение понятий сецессия, ирредентизм, деволюция, политический сепаратизм, национализм, определены детерминанты динамики сецессии, детализированы факторы, результаты и последствия процесса Брексита в Соединенном Королевстве, проведен анализ динамики возможного развития идеи сецессии в Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе.
Целью данной диссертации было оценить развитие идеи сецессии в Великобритании в условиях пост-Брексита. Применяя теорию Барткуса в данной работе была изучена динамика развития идеи сецессии в Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе в условиях пост-Брексита для политического, социального и экономического контекста. При работе с объектом исследования - сецессией как политическим процессом в Великобритании. в работе рассматривается баланс четырех переменных, определяющих динамику сецессии: выгоды от продолжения членства в материнском государстве, издержки этого членства для отдельного сообщества, издержки сецессии и выгоды от сецессии.
Брексит ознаменовал собой кардинальные изменения в конституционной и территориальной политике Великобритании. По итогу результатов голосования и состоявшегося процесса Брексита для регионов Великобритании произошло резкое снижение выгод от пребывания в составе Соединенного Королевства и активизация представителей региональных политических элит, которые связывали конституционное будущее, в частности, независимость Шотландии и единство Ирландии, с перспективами интеграции этих регионов в ЕС. Изучение данных факторов в процессе работы позволили детально изучить предмет исследования - содержание и динамику сецессионизма в регионах Великобритании.
Идея сецессии в регионах активизировалась в ответ на действия британского Правительства как в период подготовки к Брекситу, так и в период начала процесса Брексита, в том числе без опоры на итоги голосования в регионах и мнения региональных правительств.
Растущий пессимизм в отношении продолжения существования Союза в его нынешней форме основной и важный фактор территориальной политики Великобритании. Он накладывается на традиционно укоренившийся среди английских профсоюзов страх перед ростом потенциальных угроз для государства, а также на устойчивую традицию беспокойства по поводу чрезмерного влияния, которое националистические политики могут оказывать в центре британской политики и принятия решений, когда ни одна из британских партий не имеет явного большинства мест в Парламенте.
Для всех трех сообществ издержки и выгоды от пребывания в Соединённом Королевстве в первую очередь связаны с состоянием экономики настоящего и будущего. Несмотря на мнение сторонников сецессии в Шотландии и Уэльсе, использующих в качестве основного аргумента - контроль над ресурсами (углеводороды Северного моря и валлийские угольные месторождения), факты говорят о критичности разрыва существующих экономических связей сообществ с Великобританией, так как внутристрановая торговля для всех трёх регионов является определяющей. Например, для Северной Ирландии, как основного претендента на сецессию экономические выгоды от пребывания в составе Соединенного Королевства, связанны с особым пограничным статусом, и в дальнейшей перспективе регион смог бы использовать своё буферное положение для укрепления своей позиции в переговорах как внутри Союза, так и переговоров с ЕС. Аналогичные примеры с акцентом на вид сецессии и степень зависимости от Союза характерны как для Шотландии, так и для Уэльса.
В течение последних двух десятилетий многие англичане прошли негласный путь к новому чувству принадлежности к нации - по-прежнему британской, но с новым, более определенно англоязычным акцентом. Брексит дал повод для политического выражения этой струи национальных чувств, но он также выявил глубокий внутренний раскол в английской психике. По мере того, как Брексит исчезает с политического горизонта, существует большая вероятность того, что именно в вопросах внутреннего управления и конституционного порядка Великобритании будет проявляться противоречивая политика английской идентичности. И любая оценка территориальных и политических последствий должна будет учитывать изменения в отношении Шотландии и Союза, которые проявляются к югу от границы.
В теории динамики одним из факторов снижения издержек сецессии является внешняя поддержка. Стремление сецессионистов Шотландии и Уэльса связанные в основном с убеждением, что после обретения независимости они будут приняты в ЕС по упрощенной процедуре. Однако, отсутствие письменных гарантий со стороны ЕС, повышает вероятность остаться на несколько лет вне одного из блоков, и, следовательно, значительно увеличивает не только издержки сецессии для отдельных сообществ, но и риски политической нестабильности, являющихся отельной темой для изучения последствий Брексита....
1. European Union (Referendum) Bill 2013-14. [Электронный ресурс] //
Parliament.uk. - 2013. URL: https://publications.parliament.uk/pa/bills/lbill/2013-
2014/0063/14063.pdf (Дата обращения 20.05.2022);
2. European Union (Withdrawal Agreement) Act 2020. [Электронный ресурс] The
National archive. - 2020. // URL:
https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2020/1/pdfs/ukpga_20200001_en.pdf (Дата обращения 20.05.2022);
3. European Union (Withdrawal) Act 2018. [Электронный ресурс] // The National archive. - 2018. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2018/16/contents/enacted/data.htm (Дата обращения 20.05.2022);
4. European Union Referendum Act 2015. [Электронный ресурс] // The National archive. - 2015. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2015/36/contents (Дата обращения 20.05.2022);
5. Government of Wales Act 2006. [Электронный ресурс] // Legislation.gov.uk. URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2006/32/contents (Дата обращения 20.05.2022);
6. Laws in Wales Act 1535. [Электронный ресурс] // The National Archives (UK).
• 2020. URL: https://www.legislation.gov.uk/aep/Hen8/27/26/contents;
7. Laws in Wales Act 1542. [Электронный ресурс] // The National Archives (UK).
• 2020. URL: https://www.legislation.gov.uk/aep/Hen8/34-35/26/contents (Дата обращения 20.05.2022);
8. Northern Ireland Peace Agreement (The Good Friday Agreement). [Электронный ресурс] // UN Peacemaker. - 1998. - 10 апреля. URL: https://peacemaker.un.org/uk-ireland- good-friday98 (Дата обращения 20.05.2022);
9. Technical note on the implementation of the Protocol on Ireland / Northern Ireland.
[Электронный ресурс] // European Commission. - 2020. URL:
https://ec.europa.eu/info/publications/technical-note-implementation-protocol-ireland-northern- ireland_en (Дата обращения 20.05.2022);
10. The Act of Scotland: 1998. [Электронный ресурс] // The UK Government. URL: https://www.legislation.gov.uk/ ukpga/1998/46/contents (Дата обращения 20.05.2022);
11. The Acts of Union 1707. [Электронный ресурс] // The National archive. - 1707. URL: https://www.legislation.gov.uk/aep/Ann/6/11 (Дата обращения 20.05.2022);
12. The Scotland Act 1978. [Электронный ресурс] // The National archive. - 1978. URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1978/51/pdfs/ukpga_19780051_en.pdf (Дата обращения 20.05.2022);
13. The Scotland Act 1998. [Электронный ресурс] // The National archive. - 1998.
URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1998/46?timeline=false&view=extent (Дата
обращения 20.05.2022);
14. Treaty of Lisbon. Official Journal of the European Union.
15. Treaty on European Union - Maastricht Treaty. Full text of the Maastricht Treaty. [Электронный ресурс] // European Union. - 1992. URL: https://europa.eu/european- union/sites/europaeu/files/docs/body/treaty_on_european_union_en.pdf (Дата обращения 20.05.2022);...166