ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЛАТФОРМА КАК БИЗНЕС-МОДЕЛЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 8
1.1. Возникновение и основные черты платформенной модели 8
1.1.1. Появление экономики платформ: интерпретация Срничека 8
1.1.2. Определяющие элементы платформенной модели 12
1.2. Положительные и отрицательные стороны платформ 18
1.2.1. Институциональные преимущества платформенной модели 18
1.2.2. Негативные последствия платформизации 22
ГЛАВА 2. ПЛАТФОРМЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ 27
2.1. Институциональные лакуны в развивающихся странах как
ПРЕПЯТСТВИЕ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 27
2.2. Вклад платформенных компаний в повышение эффективности
функционирования рынка такси: пример Южной Африки 39
2.3. Социально-экономическая роль платформенной модели на рынке
такси в Индонезии 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
Актуальность. Цифровые компании-платформы — неотъемлемая часть современной экономики. Наблюдаемый переход к бизнес-модели платформ происходит вследствие нескольких факторов: накопленные технологические изменения, запрос на снятие географических барьеров со стороны спроса, исчерпание возможностей традиционных бизнес-моделей, в первую очередь с точки зрения маржинальности бизнеса. Внедрение платформенной бизнес- модели приводит к технологическим и поведенческим изменениям, что отражается в коренной перестройке существующих отраслей. Классическим примером может служить опыт компании Uber, перестроившей рынок такси и заложившей основу так называемой gig economy - экономики, основанной на независимом контракте (вместо прямого найма) и сетевых эффектах. Uber всего за пять лет превратилась из местной компании в глобальную корпорацию с рыночной стоимостью более 62 миллиардов долларов, что сделало ее самым быстрорастущим стартапом в истории.
Цифровые платформы — это еще и увеличивающийся и легкодоступный рынок труда. Экономика компании-платформы определяется как экономическая деятельность, включающую онлайн-посредника, который предоставляет платформу, с помощью которой независимые работники или продавцы могут продавать отдельные услуги или товары клиентам. У этого явления есть три важных аспекта. Во-первых, платформы предоставляют алгоритм, который позволяет эффективно подбирать поставщиков рабочей силы и пользователей. Во-вторых, эта технология снижает предполагаемые (ex-ante) и фактические (expost) трансакционные издержки. Платформы предоставляют услуги по снижению или управлению рисками, связанными с рыночными трансакциями, тем самым устраняя такие сбои рынка, как неполнота информации о поставщике рабочей силы или риски мошенничества. Эти услуги включают в себя системы репутации и мониторинга, а также стандартные механизмы страхования и юридические услуги от мошенничества. Именно эти преимущества компаний- платформ повышают эффективность отдельных отраслей на рынках развивающихся стран.
Степень разработанности темы исследования. Современные платформенные компании привлекают внимание экономистов, которые изучают их функционирование и их влияние на рынки, а также деятельность платформ попала и в фокус изучения правового регулирования (Lobel, 2016). Академические работы, посвященные изучению различных аспектов многосторонних рынков и платформ, начали появляться в конце XX века: к примеру, работа (Katz, Shapiro, 1985) по различным аспектам информационной и сетевой экономики. Важно отметить работу о цифровой экономике (Goldfarb, Tucker, 2019): авторы показали общие преимущества цифровой экономики, которая значительно снижает ряд издержек по сравнению с традиционной экономикой. Одной из классических статей по теме платформ стала статья «Platform competition in two-sided markets» (Rochet, Tirole, 2003). Значительный вклад в понимание модели платформ и их ценообразования внес Марк Армстронг (Armstrong, 2006). Исследованы факторы, с которыми сталкиваются компании при выборе платформенной бизнес-модели (Hagiu, Wright, 2015). Вместе с Д. Эвансом они же Изучен вопрос того, как компании-платформы, производящие программное обеспечение, трансформируют индустрии и способствуют инновациям (Evans, Hagiu, Schmalensee, 2008). Исследован процесс того, как определенные компании-платформы стали лидерами в своих индустриях (Gawer, 2002). В отечественной науке также многие экономисты интересуются платформенной экономикой, к примеру, Андрей Шаститко, занимающийся исследованиями рыночной власти (Шаститко, Маркова, 2020), а также необходимо отметить И. Гелисханова, Т. Юдину и Ю. Осипова, исследующих цифровую экономику и, в том числе, рассматривающих современные платформы в качестве институтов (Осипов, Юдина, Гелисханов, 2018).
В последние годы многие экономисты начали рассматривать возможности влияния компаний-платформ на развитие стран глобального Юга посредством заполнения институциональных лакун, тем самым повышая эффективность функционирования местных индустрий. ....
В данной работе рассмотрены современные компании-платформы, функционирующие в качестве институтов, которые сокращают трансакционные издержки, что может способствовать более эффективному функционированию рынка. Также цифровые компании-платформы обнаруживают на развивающихся рынках институциональные лакуны, они могут их заполнять и способствовать развитию рынка, либо, наоборот, способствовать закреплению лакун и не повышать эффективность рынка. В работе изучено функционирование двух разных компаний на двух развивающих рынках: Uber в ЮАР и GoJek в Индонезии.
В работе исследован феномен платформизации. Факторами, способствующими развитию платформизации и всего цифрового сектора, являются: технологическая революция 1990-х и уход, в первую очередь США, от экономической модели роста, завязанной на промышленном производстве. Многие исследователи отмечают влияние компаний-платформ на ухудшения положения на рынке труда многих стран. Компании-платформы являются не причиной ухудшения, а его следствием. Причинами же являются поочередные кризисы конца XX и начала XXI веков, которые в большей степени ударили по незащищенным слоям населения развитых и развивающихся стран. Эти выводы сделаны на основе работы Ника Срничека (2016), однако существует и более упрощенное объяснение: наблюдаемый переход — это естественное следствие накопленных технологических изменений, совершивших качественный переход от этапа прорыва к этапу практического внедрения, запрос на изменения и снятие географических барьеров со стороны спроса, исчерпание возможностей традиционных бизнес-моделей, в первую очередь с точки зрения маржинальности бизнеса и генерации привычного роста дохода акционеров.
Определения бизнес-модели платформы сосредоточены вокруг наличия косвенных сетевых эффектов, ненейтральности цен, прямого взаимодействия между двумя или более различными сторонами. В работе исследованы преимущества бизнес-модели платформы для современных цифровых 60
компаний. Во-первых, возможность не нанимать в штат сторону А, предоставляющую услуги: соответственно появляется возможность открыть доступ как можно большему количеству работников, при этом сэкономить на оплате их труда. Во-вторых, децентрализация и аутсорсинг способствует снижению рыночной стоимости услуг и товаров. В-третьих, у цифровых компаний-платформ появляется еще одна возможность для увеличения прибыли: сбор и обработка данных. Положительные и уникальные особенности цифровых платформ связанны с их трансакционными способностями. Также цифровые платформы могут быть рассмотрены в качестве особенных организационных институций, особенные черты которых дают им конкурентное преимущество особенно по сравнению с традиционными компаниями. К этим чертам относятся: гибкая к изменениям архитектура, возможность точно контролировать ценообразование, централизованный контроль за деятельностью пользователей.
В работе сделан фокус на влияние деятельности платформ на существующие в развивающихся странах институциональные лакуны, которые отражают институциональные недостатки формальных институтов. В исследовании изучены компании-платформы, функционирующие на рынке пассажирских перевозок, так как эти рынки нуждаются в серьезном институциональном регулировании из-за специфичности своей деятельности.
В работе проанализирован пример функционирования компании- платформы Uber на рынке такси в Южной Африке, который характеризуется отсутствием формального регулирования, развитой коррупцией и высоким уровнем насилия. Выход Uber на рынок такси в ЮАР заполнил институциональные лакуны, связанные с поддержанием безопасности и выполнениями трансакций между пассажирами и водителями. Пассажиры получили более высокий уровень безопасности, сниженные цены, удобный способ передвижения по городам. Водители получили информацию о пассажирах, что снижает для них риски быть обманутыми и ограбленными....
1. Аджемоглу, Д. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты / Д. Аджемоглу, Д. А. Робинсон. — Москва: АСТ, 2016. — 693 c.
2. Банерджи, А. Экономика бедных. Радикальное переосмысление способов преодоления мировой бедности / А. Банерджи, Э. Дюфло. — Москва, Санкт- Петербург: Изд-во Института Гайдара, Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2021. — 487 c.
3. Уильямсон, О. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация / О. Уильямсон. — Санкт-Петербург: Лениздат, 1996. — 702 c.
4. Эггертссон, Т. Несовершенные институты. Возможности и границы реформ / Т. Эггертссон. — Москва, Санкт-Петербург: Изд-во Института Гайдара, Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2022. — 480 c.
Статьи
5. Осипов Ю.М. Цифровая платформа как институт эпохи технологического прорыва / Ю.М. Осипов, Т. Н. Юдина, И. З. Гелисханов// Экономические стратегии. — 2018. — № 5. — C.22-29.
6. Шаститко А.Е. Старый друг лучше новых двух? Подходы к исследованию рынков в условиях цифровой трансформации для применения антимонопольного законодательства / А.Е. Шаститко, О.А. Маркова // Вопросы экономики. — 2020. — № 6. — C.37-55.
7. Экосистемы: подходы к регулированию. Доклад для общественных
консультаций // Центральный Банк Российской Федерации (Банк Росси), официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL:
https://cbr.ru/Content/Document/File/119960/Consultation_Paper_02042021.pdf (дата обращения: 25.04.2022)
Источники на других языках
8. Coase, R. H. The Nature of the Firm / R. H. Coase // Economica. — 1937. — № 16. — С. 386-405.
9. North, D. Understanding the Process of Economic Change / D. North. — Princeton: Princeton University Press. — 2005.
10. Roland G. Development economics. - Routledge. — 2016.
11. Shirley, M. M. Handbook of new institutional economics / M. M. Shirley. — Boston: Springer, 2005. — 611-638 c.
12. Srnicek, N. Platform capitalism / N. Srnicek. John Wiley and Sons. - 2016.
13. Adebayo, J. South Africa: Who Stole my Passengers? Uber Cabs, Metered Taxis and the Search for Common Ground. — № 27. — 2019.
14. Armstrong M. Competition in two-sided markets / M. Armstrong // The RAND journal of economics. — 2006. — № 3. — C.668-691.
15. Azzuhri, A. A. A Creative, Innovative, and solution transportation for Indonesia with its setbacks and how to take Them: a case study of the phenomenal GOJEK /
A. A. Azzuhri // Review of Integrative Business and Economics Research. — 2018. — № 9. — С. 59-67.....78