Работа сделана на примере Родничнодольского сельского совета Переволоцкого района Оренбургской области.
Введение 3
1 Теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципального образования 6
1.1 Понятие и сущность управления социально-экономическим развитием муниципального образования 6
1.2 Основные показатели социально-экономического развития муниципального образования 12
1.3 Нормативно-правовая основа управления социально-экономическим развитием муниципального образования 17
2 Анализ и совершенствование управления социально-экономическим развитием Родничнодольского сельского совета Переволоцкого района Оренбургской области 25
2.1 Общая характеристика Родничнодольского сельского совета Переволоцкого района Оренбургской области 25
2.2 Анализ программ и мероприятий по управлению социально-экономическим развитием Родничнодольского сельского совета 32
2.3 Пути совершенствования деятельности Родничнодольского сельского совета Переволоцкого района Оренбургской области по управлению социально-экономическим развитием муниципального образования43
Заключение 54
Библиографический список 59
Актуальность исследования. Региональное социально-экономическое развитие играет важную роль в стимулировании роста экономики России. Каждый регион имеет свои особенности и потенциал, который можно использовать для создания конкурентных преимуществ в определенных отраслях.
Однако, чтобы достичь успеха, необходимо совершенствовать систему взаимодействия между федеральными и региональными органами власти. На федеральном уровне уже предпринимаются шаги для решения проблем регионального развития. Однако, для достижения наилучших результатов, необходимо улучшить координацию и сотрудничество между федеральными и региональными органами власти.
Важно создать эффективную систему управления, которая позволит оптимизировать процессы принятия решений и реализации программ развития. Одной из ключевых задач является определение приоритетных отраслей для развития в каждом регионе. Каждый регион имеет свои уникальные ресурсы, которые могут быть использованы в экономическом развитии. Например, регионы, расположенные на берегу моря, могут развивать туризм и морскую промышленность. Регионы с богатыми природными ресурсами могут сфокусироваться на развитии добычи и переработки этих ресурсов.
Однако, просто определить приоритетные отрасли недостаточно. Необходимо также обеспечить доступ к финансированию и инвестициям для развития этих отраслей. Федеральные и региональные органы власти должны работать вместе, чтобы создать благоприятную инвестиционную среду, привлечь инвесторов и поддержать местных предпринимателей.
Кроме того, важно уделять внимание социальному развитию регионов. Развитие экономики не должно происходить за счет ухудшения условий жизни населения. Федеральные и региональные органы власти должны уделять внимание развитию образования, здравоохранения, инфраструктуры и других социальных сфер. Это позволит создать благоприятные условия для привлечения квалифицированных специалистов и повысить уровень жизни населения.
В целом, развитие региональной экономики играет важную роль в росте экономики России. Однако, для достижения успеха необходимо улучшить координацию и взаимодействие между федеральными и региональными органами власти, определить приоритетные отрасли развития, обеспечить доступ к финансированию и инвестициям, а также уделять внимание социальному развитию регионов. Только таким образом можно создать благоприятную среду для устойчивого и конкурентоспособного развития регионов России.
Актуальным проблемам совершенствования организации механизма управления государственной социально-экономической системой посвящены работы многих зарубежных и российских ученых: А.В. Албычевой, А.М. Александрова, Т.И. Безденежных, и др.
Фундаментальные методологические подходы к исследованию проблем устойчивого функционирования механизма социально-экономического развития отражены в работах А.Р. Аскаровой, Е.Д. Волковой, Д.В. Гунькова, С.Д. Захарчук, О.А. Коробейниковой, С.Ю. Тарасова и др.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в анализе системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования Родничнодольский сельский совет Переволоцкого района Оренбургской области.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность управления социально-экономическим развитием муниципального образования;
представить основные показатели социально-экономического развития муниципального образования;
изучить нормативно-правовую основу управления социально-экономическим развитием муниципального образования;
дать общую характеристику деятельности администрации Родничнодольского сельского совета Переволоцкого района Оренбургской области;
проанализировать программу и мероприятия по управлению социально-экономическим развитием муниципального образования Родничнодольский сельский совет;
разработать пути совершенствования деятельности администрации Родничнодольского сельского совета Переволоцкого района Оренбургской области по управлению социально-экономическим развитием муниципального образования.
Объект исследования – администрация Родничнодольского сельского совета Переволоцкого района Оренбургской области.
Предмет исследования – механизм управления социально-экономическим развитием Родничнодольского сельского совета Переволоцкого района Оренбургской области.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные мероприятия могут быть использованы в других муниципальных образованиях.
Для написания исследования были использованы следующие методы исследования: системный анализ, анализ документов, статистический анализ, графический метод и сравнительный анализ.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.
Изучение муниципальных образований как территориальных организационных систем позволяет более глубоко понять их функционирование и развитие, а также предоставляет возможности для применения экономической науки в анализе и планировании их деятельности.
Формирование и развитие местного сообщества являются важными факторами для успешного развития муниципальных образований. Взаимодействие жителей, общие цели и интересы, доступ к ресурсам и общий контекст общения способствуют созданию благоприятного инвестиционного климата и устойчивому развитию территории в целом.
Муниципальное управление является многогранным процессом, который включает в себя правовые, экономические и хозяйственные аспекты. Правовой подход помогает понять его роль в регулировании общественных отношений на муниципальном уровне, экономико-географический подход – в определении социально-экономических систем, а хозяйственный подход – в обеспечении потребностей местного населения.
Разработка системы показателей для оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований является ключевым шагом для эффективного управления и принятия решений. Это позволяет не только отслеживать достижения и выявлять причины неудач, но и способствует развитию муниципальных образований в целом.
Стратегия развития территории является основой для планирования и управления развитием муниципалитетов, а муниципальные программы и другие местные акты служат инструментами для достижения стратегических целей. Важно обеспечить сбалансированный подход, учитывающий различные аспекты развития, чтобы обеспечить устойчивое и гармоничное развитие региона.
На территории Родничнодольского сельского совета деятельность в сфере социально-экономического развития осуществляет отдел по социально-экономическому развитию Администрации Родничнодольского сельского совета.
Цель данного управления – реализация отдельных мероприятий государственной поддержки по развитию предпринимательства в сфере сельскохозяйственного производства, в том числе развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе. Основой для разработки муниципальных программ, которые оказывают содействие в социально-экономическом развитии территории выступает муниципальная программы «Устойчивое развитие территории муниципального образования Родничнодольский сельсовет Переволоцкого района». Она определяет приоритеты, стратегическую цель, цели и задачи социально-экономического развития Кожевниковского района, приоритетные направления их достижения на долгосрочную перспективу.
На основании проведенного анализа нами были выявлены следующие недостатки управления социально-экономическим развитием Родничнодольского сельского совета:
1. Слабое вовлечение сельского общества в процессы социально-экономического развития Родничнодольского сельского совета.
2. Слабое стимулирование развития малых форм хозяйствования.
2. Низкий уровень поддержки развития сельского туризма в Родничнодольского сельского совета.
Решение первой проблемы подразумевает создание эффективной системы общения с жителями и сплочение местных общин для решения узких местных вопросов. Это приведет к формированию надежных механизмов самоорганизации, включая институт старост и местное самоуправление.
В рамках деятельности старост сельских поселений предполагается создание объединений жителей одного или нескольких селений для независимого проведения собственных инициатив, принятия решений по местным вопросам, которые затрагивают интересы части населения данного района.
Второй ключевой инструмент в решении этой задачи — это создание и развитие органов местного самоуправления. Их главная задача — улучшение условий жизни в населенном пункте.
В рамках деятельности органов местного самоуправления в Роднично-Долинском сельском совете предлагается реализовать проект «Открыто». Он предполагает регулярные выезды специалистов районной администрации, многофункционального центра и Центральной районной больницы в виде мобильной приемной. Это позволит обеспечить легкий доступ к коммуникации, оперативное реагирование на запросы граждан, оказание юридической помощи и предоставление государственных и муниципальных услуг, что, в свою очередь, повысит доверие населения к властным структурам.
Также предлагается реализация проекта «Сельская территория – территория развития», который будет включать в себе создание команды экспертов, специалистов, активистов, заинтересованных в развитии сельских территорий.
Для решения второй проблемы предлагается создание семейных животноводческих ферм в муниципальном образовании Родничнодольского сельского совета.
Задача заключается в том, чтобы помочь семейным фермерским хозяйствам в Родничнодольском сельском совете, предоставляя им финансовую и материальную помощь. Это включает в себя выделение бюджетных средств на строительство помещений для животных, создание условий для комфортного проживания и приобретение сельскохозяйственных животных.
Чтобы решить вопросы, связанные с третьей проблемой – развитием сельского туризма в данном сельсовете, необходимо не только построить необходимую инфраструктуру, но и привлечь внимание общественности к этой проблеме, увеличить заинтересованность местных жителей в развитии туризма, а также улучшить их знания о технологиях и методах организации сельского туризма.
В рамках стратегии развития туризма в сельской местности предлагается акцентировать внимание на нескольких ключевых направлениях:
– Отдых в сельских угодьях, включающий в себя проживание в традиционной усадьбе, употребление свежевыращенной пищи, прогулки по живописным окрестностям и купания в чистых искусственных или природных водоемах;
– Образовательный сельский туризм, который даст возможность путешественникам узнать о современных технологиях выращивания продукции, ознакомиться с агротехникой, наблюдать за процессом воспитания различных культур и опытом работы на фермах, а также освоить управление сельскохозяйственной техникой;
– Мультисезонный сельский туризм, объединяющий отдых и активные занятия в сельской местности с экскурсиями по экологически чистым зонам (экологический туризм), посещением культурных и исторических памятников (культурно-познавательный туризм), а также знакомством с религиозными сооружениями, расположенными в сельской местности (религиозный туризм).
Чтобы успешно провести запланированные акции, администрация Родничнодольского сельсовета должна:
– провести анализ сельских населенных пунктов для определения подходящей местности для старта проекта, ознакомления с потенциальными участниками, а также выбора стратегии создания комплекса для размещения туристов. В качестве основных критериев выбора будут рассмотрены: географическое положение, условия для проживания туристов, уровень развития агрокультуры и ремёсел, наличие на территории или в её окрестностях природных, культурных ценностей и достопримечательностей.
– организовать и провести семинар на тему сельского туризма, нацеленный на ознакомление участников проекта с отечественным и зарубежным опытом в развитии агротуризма, а также с целями, задачами и перспективами проекта. В семинаре должны принять участие как местные жители и бизнесмены, так и представители администрации Родничнодольского сельсовета, эксперты в области социально-экономического развития, СМИ и представители некоммерческого сектора.
– составить предложение, которое включает в себя разнообразные туристические услуги в рамках агротуризма, исходя из исследования ресурсов и инфраструктуры района, интересов и возможностей участников проекта, а также финансового обеспечения проекта.
– разработка туристических путеводителей, учитывающих уникальные достопримечательности района и возможности развития агротуризма. Важно при этом принимать во внимание географическое расположение района относительно других территорий, наличие на его территории природных заповедников, исторических памятников, архитектурных шедевров, религиозных центров и других интересных мест.
Полностью успешная экономическая динамика Родничнодольского сельского совета возможна лишь при всестороннем и систематическом подходе со стороны государственных структур всех уровней, налаживании эффективной кооперации между властными структурами, бизнесом, местным населением и научным сообществом, внедрении передовых технологий в сельскохозяйственном секторе и в управлении муниципальными учреждениями, а также при активной поддержке и продвижении успешных и результативных методов участия граждан в улучшении качества жизни на сельских территориях.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) – Официальный интернет-портал правовой информации https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации – Официальный интернет-портал правовой информации https://www.consultant.ru/documen t/cons_doc_LAW_9027/
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: (последняя редакция). – Официальный интернет-портал правовой информации https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/.
4. Федеральный Закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (последняя редакция). – Официальный интернет-портал правовой информации https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/.
5. Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» – Официальный интернет-портал правовой информации https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42662/.
6. Закон Оренбургской области от 15.09.2008 № 2367/495- IV-ОЗ «Об утверждении перечня муниципальных образований Оренбургской области и населенных пунктов, входящих в их состав» – Официальный интернет-портал правовой информации https://base.garant.ru/27557308/.
7. Закон Оренбургской области от 02.07.2018 № 1166/288-VI-ОЗ «О порядке осуществления стратегического планирования в Оренбургской области». – Официальный интернет-портал правовой информации https://www.garant.ru/hotlaw/orenburg/1206462/.
8. Постановление Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2018 № 915-пп «Об утверждении государственной программы «Развитие культуры Оренбургской области» – Официальный интернет-портал правовой информации https://base.garant.ru/45833272/.
9. Постановление Правительства Оренбургской области от 20 марта 2010 г. № 551-пп «О стратегии социально-экономического развития Оренбургской области до 2030 года». – Официальный интернет-портал правовой информации https://docs.cntd.ru/document/952013291.
10. Постановление Администрация муниципального образования Родничнодольский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области № 43-п от 26.04.2017 «Об утверждении программы «Комплексное развитие систем социальной инфраструктуры муниципального образования Родничнодольский сельсовет». – Официальный интернет-портал правовой информации https://www.roddol56.ru/ekonomika-i-finansy/municipalnye-programmy/No%2043-p%20ot%2026.04.2017%20g.%20%20%20Ob%20utverzhdenii%20programmy%20%20-Kompleksnoe%20razvitie%20sistem%20%20socialnoi%20%20infrastruktury%20municipalnogo%20obrazovaniya%20Rodnichnodolskii%20selsovet.docx.
11. Постановление Администрация муниципального образования Родничнодольский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области № 41-п от 24.04.2017 «Об утверждении программы «Комплексное развитие систем транспортной инфраструктуры муниципального образования Родничнодольский сельсовет». – Официальный интернет-портал правовой информации https://www.roddol56.ru/ekonomika-i-finansy/municipalnye-programmy/No%2041-p%20ot%2024.04.2017%20g.%20%20Ob%20utverzhdenii%20programmy%20-Kompleksnoe%20razvitie%20sistem%20transportnoi%20%20infrastruktury%20municipalnogo%20obrazovaniya%20Rodnichnodolskii%20selsovet.doc.
12. Муниципальная программа «Устойчивое развитие территории муниципального образования Родничнодольский сельсовет Переволоцкого района. – Официальный интернет-портал правовой информации https://www.roddol56.ru/ekonomika-i-finansy/municipalnye-programmy/No%20%2069-p%20ot%2021.09.2018%20goda%20Ob%20utverzhdenii%20municipalnoi%20programmy%20-Ustoichivoe%20razvitie%20territorii%20municipalnogo%20obrazovaniya%20Rodnichnodolskii%20selsovet%20Perevolockogo%20raiona%20O.rtf.
13. Албычева, А.В. Планирование социально-экономического развития МО г. Екатеринбург / А.В. Албычева // Финансовые и правовые аспекты социально ориентированного инвестирования: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. М.А. Задорина. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2022. – С. 145-149.
14. Александров, А.М. Прогнозирование социально-экономического развития региона / А.М. Александров // Вестник Чувашского университета. - 2020. – № 5. – С.112-115.
15. Аскарова, А.Р. Управление социально-экономическим развитием муниципального образования на примере администрации Муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан / А.Р. Аскарова // Студенческая наука – аграрному производству: Материалы 79 студенческой (региональной) научной конференции. – Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2021. – С. 95-99.
16. Безденежных, Т.И. Социально-экономическое развитие регионов России: проблемы и пути / Татьяна Ивановна Безденежных, Мурат Маратович Макенов // Региональная экономика: теория и практика, 2019. - Т. 15. - С. 541-552.
17. Волкова, Е.Д. Целеполагание в управлении развитием муниципального образования / Е.Д. Волкова, О.Е. Рассанова // Современная наука: прогнозы, факты, тенденции развития: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Чебоксары: Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», 2021. – С. 157-163.
18. Гогричиани, С.Ш. Инструменты формирования и реализации экономической политики муниципального образования / С.Ш. Гогричиани, О.Е. Ступникова // Наука молодых: вызовы и перспективы: Сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции в рамках мероприятий «Дни науки – 2021 год». – Великий Новгород: Новгородский филиал ФГБОУ ВО «РАНХиГС», 2021. – С. 211-217.
19. Гуньков, Д.В. Совершенствование подходов к планированию устойчивого социально-экономического развития муниципального образования / Д.В. Гуньков, О.М. Фокина // Экономический рост как основа устойчивого развития России: Сборник научных статей участников 6-й Всероссийской научно-практической конференции. – Курск: Университетская книга, 2021. – С. 114-118.
20. Захарчук, С.Д. Теоретические и нормативные правовые подходы к определению содержания муниципальных программ / С.Д. Захарчук, А.В. Костюков // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – 2022. – № 1 (58). – С. 25-38.
21. Зубарев, А.Е. Комплексное развитие территорий в системе стратегического планирования / А.Е. Зубарев, Т.В. Челаева // Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий: Материалы Международной научно-практической конференции. В двух томах. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2021. – С. 14-23.
22. Коробейникова, О.А. Управление социально-экономическим развитием муниципальных образований: теоретические и практические аспекты: монография / О. А. Коробейникова, И. Н. Коробейников. – Оренбург: ОГУ, 2019. – 189 с.
23. Обоскалов, А.А. Анализ проектного управления на муниципальном уровне / А.А. Обоскалов // Менеджмент и предпринимательство в парадигме устойчивого развития: Материалы IV Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2021. – С. 144-148.
24. Озеров, П.В. Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования / П.В. Озеров, Е.А. Кучер // Современная школа России. Вопросы модернизации. – 2022. – № 2-1 (39). – С. 23-24.
25. Рыжанкова, М.В. Социально-экономическое развитие муниципального образования (на примере деятельности администрации Болотнинского района Новосибирской области) / М.В. Рыжанкова // Современные аспекты экономики и управления: Материалы II вузовской научно-практической конференции выпускников и магистрантов факультета экономики и управления Новосибирского ГАУ. – Новосибирск: Золотой колос, 2021. – С. 204-206.
26. Семенов, С.Н. Социально-экономическое развитие сельских территорий как фактор устойчивого развитие АПК / С.Н. Семенов, В.Н. Рубцова, Е.В.Бочарова // ИАиП РАН, 2022. – С. 464-468.
27. Сергеев, Д.Б. Существенные признаки муниципального образования / Д. Б. Сергеев // Lex russica. – 2023. – № 5. – С. 488 - 494.
28. Симагина, О.В. Теория управления: учеб. пособие / О. В. Симагина, В. М. Матюшин. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2022. – 135 с.
29. Степанова, В.В. Методические подходы к оценке эффективности социально-экономического развития муниципальных образований / В.В. Степанова, И.А. Сивоброва, А.В. Николаев // Региональная экономика: теория и практика. – 2022. – № 47. – С.54-61.
30. Тарасов, С.Ю. Управление социально-экономическим развитием муниципального образования / С.Ю. Тарасов, М.В. Симонова // Сборник научных статей магистрантов ММА: Сборник научных статей. – М.: Московская международная академия, 2021. – С. 87-91.
31. Тысячных, А.А. Социально-экономическое развитие муниципальных образований в составе Камской агломерации Республики Татарстан / А.А. Тысячных // Роль местного самоуправления в развитии государства на современном этапе: Материалы VI Международной научно-практической конференции. – М.: Государственный университет управления, 2021. – С. 506-509.
32. Филатова, А.И. Сущность социально-экономического развития муниципального образования / А.И. Филатова // Вестник науки. – 2020. – №5 (26). – С. 96-98
33. Харченко, К.В. Муниципальное стратегическое планирование: от теории к технологии: учеб. пособие / К. В. Харченко. – Белгород: Интер, 2023. – 116 с.
34. Храбров, Е.А. Устойчивое и комплексное социально – экономическое развитие: государство, регион, муниципальные образования / О.В. Вильчинская, Е.А. Храбров, Е.А. Гусев // TERRA ECONOMICUS. – Ростов н/Д, 2021. – Т. 9, № 1, ч. 3. – С 114 - 119.
35. Чуева, А.С. К вопросу об основных муниципально-правовых теориях (теориях местного самоуправления) / А.С. Чуева, А.А. Ливеровского // Ученые записки юридического факультета. – 2022. – 87 с.
36. Чепурнова, Н.М. Некоторые аспекты совершенствования административно-правового регулирования стратегического планирования в контексте конституционной реформы в Российской Федерации / Н.М. Чепурнова, А.А. Ищенко // Административное право и процесс. – 2022. – № 1. – С. 22-27.
37. Шаха, А. Управление на местном уровне в индустриально развитых странах: пер. с англ. / А. Шаха. – М.: Изд-во «Весь мир», 2020. – 416 с.
38. Шибиченко, Г.И. Зарубежный опыт стратегического планирования развития муниципального образования / Г.И. Шибиченко // ГМУ в XXI веке: теория, методология и практика. – 2019. – №14. – С.77.
39. Муниципальное образование как объект и субъект управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id = 24753517.
40. Концепция развития муниципального образования как инструмент стратегического планирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sisupr.mrsu.ru/2009-2/pdf/24_Belousova.pdf.
41. Муниципальное образование как объект и субъект управления (на примере муниципального образования городской округ - город Барнаул) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id = 24753517.
42. Официальный сайт муниципального образования Родничнодольский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.roddol56.ru/.
43. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/.