Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №143333

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

управление персоналом

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Структура организационной коммуникации и специфика управления ею 5
1.2 Формальные и неформальные коммуникации: проблемы управления 20
1.3. Слухи как один из каналов неформальной коммуникации и управление ими 25
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИКОНТ» …36
2.1 Характеристика формальных коммуникаций ООО «Торговый Дом «Виконт» 36
2.2. Роль слухов в неформальных коммуникациях (на примере ООО «Торговый Дом «Виконт») 41
2.3 Анализ проблем и рекомендации для ООО «Торговый Дом «Виконт» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 63


Согласно самым современным концепциям управления персоналом, психологический комфорт сотрудника является тем, что гарантирует его лояльность и продуктивную работу. Одним из факторов, определяющих психологический комфорт является эффективность коммуникации между коллегами, между подчиненным и начальником, между различными подразделениями и так далее.
Внутриорганизационные коммуникации играют в этом важнейшую роль, они способствуют укреплению организации как единого целого, а также фильтрации, оптимизации и структуризации поступающей информации из внешней по отношению к организации среды.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что создание эффективной системы внутриорганизационных коммуникаций – тяжелый труд, а управление этой системой – еще более сложная задача. Для эффективного управления коммуникациями в организации существуют различные инструменты и методы управления, тем не менее даже они не всегда выполняют свои задачи. Более того, актуальность работы подкрепляется тенденцией возрастания роли и значимости личности работника в бизнесе, его лояльности, удовлетворенности. Все эти факторы обеспечиваются и оцениваются с помощью коммуникаций в организации.
Настоящая работа посвящена рассмотрению внутриорганизационных коммуникаций как системы и управления ею.
Вопросами коммуникаций в организации, управления ими, безусловно, занимались и занимаются многие зарубежные и отечественные ученые и исследователи.
При этом, следует отметить, что при всей широте и многогранности исследований некоторые аспекты проблемы управления организационными коммуникациями все еще недостаточно исследованы. Например, управление слухами как каналом неформальной коммуникации.
Объект выпускной квалификационной работы – система внутриорганизационных коммуникаций в коммерческой организации.
Предмет – эффективное управление внутренними коммуникациями в коммерческой организации (на примере ООО «Торговый Дом «Виконт»).
Целью выпускной квалификационной работы является разработка управленческих рекомендаций по совершенствованию системы коммуникаций в организации.
Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:
1) Изучить систему организационной коммуникации, её элементы и особенности управления ею.
2) Рассмотреть особенности управления такими типами внутриорганизационной коммуникации как формальные и неформальные.
3) Исследовать специфику управления слухами в организации
4) Дать описание формальных коммуникаций формальных коммуникаций ООО «Торговый Дом «Виконт»
5) Дать оценку роли слухов в неформальных коммуникациях организации
6) Сформулировать рекомендации для увеличения эффективности внутриорганизационных коммуникаций
При проведении исследования были использованы теоретические и практические методы исследования: наблюдение, проведение опроса, полуструктурированного интервью, анализ кейсов.
Структура данной выпускной квалификационной работы состоит из следующих разделов: введение, основная часть (две главы), заключение, список литературы и источников, а также 16 приложений.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы состоит в авторской разработке рекомендаций по повышению эффективности системы внутренних коммуникаций для ООО «Торговый Дом «Виконт», которые организация может использовать в будущем.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Коммуникация — процесс и результат обмена информацией. Эффективные коммуникации — обмен информацией, на основе которого руководитель получает возможность принятия эффективных решений и доводит до сотрудников принятые решения.
Многие теоретики и практики менеджмента согласны с утверждением, что коммуникации — главное препятствие на пути достижения целей организации. Основная причина низкой эффективности коммуникаций в организациях заключается в забвении факта, что коммуникация — это обмен. В ходе обмена обе стороны играют активную роль: недостаточно лишь передать информацию — необходимо, чтобы другая сторона восприняла ее.
По результатам выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы.
Проведя анализ точек зрения основных школ менеджмента на понятие коммуникаций в организации, можно наблюдать процесс роста значимости организационных коммуникаций, их целей, основных каналов и направлений. Организация с точки зрения школы научного управления базируется на формальных, предельно жестких, вертикальных, иерархических коммуникационных связях. При этом Тейлор полагал, что «дневной урок» - некоторое задание, содержащее сведения о том, что, когда и как надо делать, задается администрацией организации и доводится до подчиненных каждым руководителем. При этом обратная связь при контроле сводится лишь к докладу о выполнении задания. В целом можно сделать вывод о том, что данная научная школа не придавала большого значения коммуникациям в организации.
Согласно основной концепции школы человеческих отношений, горизонтальные организационные связи неформального характера между членами организации имеют большое значение и должны способствовать функционированию формальной организации и обеспечивать сплоченность коллектива и защиту целостности личности. Однако представители школы человеческих отношений уделяли внимание в основном неформальным коммуникациям между работниками организации с равным статусом, забывая о их взаимодействиях с администрацией, а также о потоках деловой информации, необходимой для выполнения работниками своих ролевых обязанностей. Вклад представителей школы человеческих отношений в изучение организационных коммуникаций чрезвычайно велик, так как им удалось в значительной степени расширить область коммуникационных связей в организации.
Во всех системных теориях утверждается, что связи между различными системными единицами организации являются главным моментом в понимании сущности ее функционирования. В рамках системных теорий анализируются информационные потоки, оценивается качество информации, передаваемой как по формальным, так и по неформальным каналам, а также качество принимаемых решений в зависимости от действия коммуникационной системы.
В данной работе был выбран системный подход к рассмотрению организационных коммуникаций, то есть взаимосвязь всех структурных элементов коммуникации, их взаимосвязей, типов коммуникаций. С точки зрения системного подхода, в организации формальные коммуникации, в отличие от школы человеческих отношений, ставятся на один уровень с неформальными коммуникациями и находятся в тесной взаимосвязи, и взаимозависимости, что рассмотрено во второй главе работы.
Слухи – один из каналов неформальной коммуникации, во все времена пользовавшиеся большой популярностью в обществе. С точки зрения организационной коммуникации слухи могут не только каналом передачи информации, но и эффективным средством управления.
Анализ ряда научных публикаций позволяет выделить плюсы и минусы организационных слухов. К негативным проявлениям слухов относят: подрыв репутации; разрыв социальных связей. Опора на слухи в принятии решений снижает их качество и уровень морали в организации. Можно выделить также ряд положительных аспектов слухов. Слухи формируют социальные связи, так как распространяющие их люди становятся частью группы. Слух позволяет учиться на чужих ошибках. Слухи могут указывать на социальные нормы, т.е. слух может быть использован в качестве метода ознакомления с культурой организации, так как в них находят свое отражение нормы и ценности организации. Наконец, сплетники могут просто получать удовольствие от процесса, что позволяет им "выпустить пар". Два момента являются ключевыми в управлении слухами, во-первых, это понимание условий произрастания слухов, а во-вторых, поводов их возникновения.
Если слух не представляет для организации серьезной угрозы и является всего лишь неправдоподобным вымыслом, его можно целенаправленно проигнорировать. Со временем, теряя свою актуальность, слух исчерпает себя и раствориться среди персонала.
Опасные же слухи необходимо не только контролировать, но и стараться в короткие сроки пресекать их распространение. Лучшим решением возникшей проблемы будет предоставление официальной версии руководства. Важно подтвердить правдивую часть слуха и опровергнуть ту, которая дискредитирует компанию и руководство или несет угрозу другого рода. Официальная трактовка опасного или абсурдного слуха имеет тем большее значение, если источник распространяемого слуха пользуется доверием и авторитетом среди сотрудников организации.
В качестве инструмента управления слухом можно использовать его непосредственный источник. Определив, кто в организации распространяет вредную информацию, нужно убедить источник изменить свою точку зрения на «правильную» и при помощи тех же слухов распространить ее среди персонала. Если такой подход не принес нужного результата, дискредитация автора слуха и его публичное разоблачение значительно убавит пыл обсуждения у остальных сотрудников.
Действенный и более гуманный метод пресечения слухов — высмеивание абсурдных сведений прямым и высшим руководством. Такое поведение начальства произведет должный эффект на подчиненных, полностью исчерпав интерес к неправдоподобным слухам.
Базой проведения эмпирического исследования является ООО «Торговый Дом «Виконт» - компания, основной деятельностью которой является оптовая продажа химических средств и оборудования для профессиональной уборки. На сегодняшний день в группе компаний «Виконт» работают более 250 сотрудников. Офисы компании располагаются в Санкт-Петербурге, Москве и Сочи, а сеть региональных дилеров охватывает всю территорию России.
В Санкт-Петербургском отделении на апрель 2018 года числится 87 человек.
В данной организации с линейно-функциональной организационной структурой был проведен опрос всех 87 сотрудников, чтобы определить вид организационной культуры. По результатам опроса, на данный момент организационная культура предприятия является рыночной. По мнению сотрудников наиболее предпочтительной культурой для них является адхократия, Необходимо отметить, что существующая организационная культура напрямую зависит от существующей системы коммуникаций в организации, поэтому рекомендации по трансформации организационной культуры окажут влияние на коммуникации.
Также было проведено основное исследование – интервьюирование части сотрудников для подтверждения или опровержения гипотезы исследования: неэффективная формальная коммуникация в организации увеличивает риск возникновения слухов.
В исследовании приняли участие 15 сотрудников всех уровней в иерархии организационной структуры: от охранника до генерального директора. На основе проведенных интервью, можно сделать вывод о том, что генерации и распространению слухов более подвержены сотрудники среднего уровня, middle-management, поскольку информация, которая доходит с искажениями, в большей степени задевает их профессиональные и личные интересы. Сотрудников среднего звена явление слухов волнует с точки зрения ухудшения морально-психологического климата, топ-менеджмент же придерживается диаметрально разных позиций:
1. «Однако, я все же считаю, что это негативное явление, которое поселяет панику в персонале и может провоцировать текучесть, с чем у нас и так есть определенные проблемы.»
2. «С точки зрения морального климата в организации и репутации руководства – явно негативное, а с точки зрения руководителя, следящего за ходом мыслей сотрудников – позитивное. Пусть лучше обсуждают, я вовремя узнаю и объясню что правда, а что – нет, чем в полной тишине увольняться.»
По содержанию в данной организации слухи в большей части касаются работы и косвенно связанных с ней явлений (переезд офиса, прием нового сотрудника). Абсолютное большинство сотрудников, принявших участие в исследовании, единогласно утверждают, что устранить слухи невозможно, но ими можно управлять.
Работники среднего звена также отмечают неэффективность формальных коммуникаций, особенно осуществляемых с помощью современных технологий передачи информации. В организации отсутствуют места для отдыха в перерывах от работы, а также не имеется зала для проведения совещаний, в котором бы могли разместиться все 87 сотрудников.
По итогам интервью гипотеза исследования подтвердилась, так как именно недостаток важной для сотрудников информации от руководства спровоцировал возникновение слухов (переезд офиса, изменение прически, оплата праздника).
В организации были выявлены следующие проблемы:
1. Высокий уровень искажения информации при устной передаче;
2. В компании отсутствует культура использования технических средств как канала формальной коммуникации;
3. Анализ организационной культуры компании показал, что вместо желаемой клановой в организации господствует рыночная культура, что также сказывается и на системе коммуникаций в организации; («Мы не дружим, мы все конкуренты»)
4. Сотрудники имеют большое желание принимать участие в совещаниях, но они не проводятся, поскольку нет помещения, в котором можно было бы разместить всех.
5. Внутреорганизационные коммуникации выстроены так, что многие сотрудники незнакомы со своими коллегами, что портит психологический климат в коллективе («Да ни с кем я не общаюсь: такое количество работы не позволяет, и вообще я половину своих коллег до сих пор не знаю. То есть я как бы знаю как их зовут, но не более того. Очень неприятно это осознавать, отработав в компании более 5 лет»)
6. Рабочее пространство не подразумевает наличие места, кроме парковки и внутреннего двора, где могли бы общаться между собой сотрудники разных отделов в перерывах («О каких тренингах по сплочению коллектива может идти речь, если нам банально негде пообщаться даже в перерыве? Перекур, понятно, во внутреннем дворе, но это, если честно, не располагает к новым знакомствам и общению»)
7. Сотрудники ограничены в возможности свободного перемещения между отделами, так как у каждого сотрудника есть личная карточка, дающая доступ только в его отдел.
Для решения данных проблем были подготовлены рекомендации, такие как устранение дезорганизаторов, внедрение системы онлайн-конференций, а также переход к проектному подходу. Данные рекомендации помимо повышения эффективности и количества коммуникаций, влияют и на организационную культуру. Делают её ближе к желанному сотрудниками адхократическому типу, в котором сотрудники нацелены на результат и развитие.
Ценность данной выпускной квалификационной работы как научной работы обусловлена малым количеством трудов отечественных авторов, посвященных исследованию слухов как явления, влияющего на организационные коммуникации.



1) Андрейкин С.С. Прецедентный анализ неформальных коммуникаций в корпоративном управлении: Автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2008. С. 15
2) Андрианов, В. И. «Слухи» как социальный феномен / В. И. Андрианов, В. К. Левашов
3) Бориснёв С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов / С.В. Бориснёв. –М.:КНИТИ-ДАНА, 2003. С.141-142.
4) Вольтон Д. Информация не значит коммуникация. Перевод с французского. Ответственный редактор К.Г. Сальберг-Вачнадзе. – М.: «ПОЛПРЕД – Справочники», 2010. С. 8.
5) Вольтон Д. Информация не значит коммуникация. Перевод с французского. Ответственный редактор К.Г. Сальберг-Вачнадзе. – М.: «ПОЛПРЕД – Справочники», 2010. С. 8.
6) Галькович Р.С., Набоков В.И., Основы менеджмента. – М.: ИНФРА-М 1998. С. 152
7) Горбатов Д. С. Коммуникативные механизмы и психологические закономерности трансформации слухов // Материалы Ш междунар. науч. конф. «Современный мир и Россия: экономические и социально-политические проблемы развития». Ч. 1. — Воронеж: ВГУ, МИКТ, 2009. — С. 102.
8) Горбатов Д. С. Коммуникативные механизмы и психологические закономерности трансформации слухов // Материалы Ш междунар. науч. конф. «Современный мир и Россия: экономические и социально-политические проблемы развития». Ч. 1. — Воронеж: ВГУ, МИКТ, 2009. — С. 102.
9) Дорофеева И.В. Модель Шеннона-Уивера и ее значение для развития теории коммуникации // Языковой дискурс в социальной практике. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тверской государственный университет". 2013. С. 49-53.
10) Дубин, Б. В. Слухи как социально-психологический феномен / Б. В. Дубин, А. В. Толстых// Вопросы психологии. – 1993. – № 3. – С. 24–34
11) Дуденкова Т.А. Формальное и неформальное в научной коммуникации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2010. № 3 (19). С. 128-134.
12) Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент. / А. Б.Зверинцев — СПб. : Союз, 1997. – 228с.
13) Иванова С.В., Болдогоев Д.Г. Личная эффективность на 100%. Сбросить балласт, найти себя, достичь цели. М. Альпина Паблишер. 2017. – С.19
14) Караяни А.Г. Психология и этика делового общения. М.: СГУ, 1999.
15) Китов А.И. Личность и перестройка: заметки психолога. М., 1990. С.174
16) Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт).М, 2014. С.62
17) Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт).М, 2014. С.62
18) Латынов В.В. Слухи: социальные функции и условия появления // Социс, 1995 №1. С.13
19) Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации. – М.: 1999
20) Меленчук А.С. Роль слухов в формировании корпоративной культуры компании: Можно ли управлять слухами, кто и как должен это делать // Офис-файл, 2008. №110
21) Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1992. С. 142.
22) Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007.С.354
23) Ольшанский Д.В., Политическая психология, М. 2002 г.
24) Орлова Т. М. Коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами / Т. М. Орлова. – М. : Изд-во РАГС, 2002. – 265 с.
25) Официальный сайт ООО «Торговый Дом «Виконт» [Электронный ресурс] URL: http://www.vikontgroup.ru/ (дата обращения: 05.03.2018)
26) Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М.: Высшая школа, 1984.— С. 133.
27) Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М.: Высшая школа, 1984.— С. 133.
28) Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. — М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1999. С.201
29) Рубин Г.Я. Оценка эффективности деятельности по управлению организационными коммуникациями // Организатор производства, 2009. C.1-3.
30) Сидорская И. Слухи в организации: понятие и способы управления // Современные технологии управления персоналом. 2006. №8
31) Смелзер Н. Социология. М.: Феникс. 1994. С. 606
32) Социальная психология. Краткий очерк / Под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. М.: Политиздат, 1975
33) Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] URL:
34) Чекрыгин, А. С. Социально-психологические закономерности распространения слухов в организации : автореф. дис. ... канд. психол. наук/ Чекрыгин Александр Сергеевич. – М., 2005. – 30 с.
35) Шевченко Д.А. Маркетинг и реклама. 1000 терминов. – М.: Издательство РГГУ, 2007. С. 102.
36) Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации.: Учебн. пособие для вузов / —М.: ЗАО" Бизнес-шк." Интел-синтез", 2000.–С.217-232
37) Шрубченко А.В. Особенности неформальных коммуникаций в вузе // Теории и проблемы политических исследований. 2016. № 5. С. 90-99
38) Allport, G. W. An Analysis of Rumor/ G. W. Allport, L. Postmann // Public Opinion Quarterly. – 1946. – № 10. – P. 501–517
39) Dance: F. E. X. The «concept» of communication // Journal of Communication. 1970. № 20, P. 201–210
40) Elizabeth Jones, Bernadette Watson и John Gardner. «Organizational Communication: Challenges for the New Century». Journal of Communication, December 2004. P. 722-750.
41) Elizabeth Jones, Bernadette Watson и John Gardner. «Organizational Communication: Challenges for the New Century». Journal of Communication, December 2004. P. 722-750.
42) F. W. Taylor, The Principles of Scientific Management), Harper & Brothers, New York, 1911 г.
43) G. Adair (1984) «The Hawthorne effect: A reconsideration of the methodological artifact» Journal of Appl. Psychology 69 (2), 334—345 [Reviews references to Hawthorne in the psychology methodology literature.]
44) Gosser Travis J., Lopez-Kidwell V., Labianca G., Ellwardt L.(2012), ‘Hearing it through the grapevine: Positive and negative workplace gossip’, Organizational Dynamics 41, 52—61
45) Hseuh, Y. The Hawthorne Experiments and the Introduction of Jean Piaget in American Industrial Psychology, 1929-1932. History of Psychology, 5(2), 163-189.
46) James Hoopes, "The Therapist: Elton Mayo" in "False Prophets: The Gurus who created modern management...", 2003, pp. 129–159.
47) Kimmel, A. (2004). Rumours and Rumours and Rumour Control: a manager’s guide to understanding and combating rumours. New Jersey: LEA.
48) Levitt, S.D., & List, J.A.. Was there really a Hawthorne effect at the Hawthorne plant? An analysis of the original illumination experiments. American Economic Journal: Applied Economics, 3
49) Mills, C. (2010). Experiencing Gossip: The Foundation for a Theory of Embedded Organisational Gossip. Group & Organisation Management, 35(2): 213-240.
50) Osetrova E. V. Rumours as a Subject of Scientific Analysis: Social Psychology, History, Philology = Cлухи как предмет научного анализа: социальная психология, история, филология // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. — 2013. — Т. 6, № 9. — С. 1265—1280.
51) Serap B. Informal Communication in Healthcare (Gossip and Rumour): Nurses’ Attitudes, Athenes Journal of Health, 2016
52) Shibutani, T. Improvised News:A Sociological Study of Rumor / T. Shibutani. –Indianapolis, Ind. : Bobbs-Merril, 1966. – 300 p.
53) The One Best Way: Frederick Winslow Taylor and the Enigma of Efficiency, R. Kanigel, Viking, New York, 1997
54) Петрова Е.А. Внутриорганизационные коммуникации. Построение системы эффективных внутриорганизационных коммуникаций на примере компании Google // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4181 (дата обращения: 17.11.2017)
55) Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] URL: https://slovarozhegova.ru/ Дата обращения: 13.01.2018


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ