Введение
ГЛАВА 1. Модернизм и антимодернизм
1.1. Художественные основы модернизма
1.2. Вильям Воррингер «Абстракция и вчувствование»
1.3. Антимодернизм
ГЛАВА 2. Неоромантизм
2.1. Исторический очерк
2.2. Неоромантики
ГЛАВА 3. Современный романтизм
3.1. Романтизм
3.2. Неоромантизм как апелляция к романтизму
Заключение
Список источников и литературы
Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию английского неоромантизма - художественного и литературного течения, возникшего в середине 20-го века. Это движение, основанное на глубоком стремлении к эмоциональной связи c миром, индивидуальному самовыражению и возрождению возвышенного, послужило мощным ответом на сложности и вызовы современного мира. Представленная работа рассматривает неоромантизм в контексте пересечения романтических идеалов и модернизма.
Обращение к данной теме связано с актуальной проблематикой отношений неоромантизма к романтизму, актуальностью исследования неоромантизма как одного из направлений современного модернизма. Говоря о творчестве художников - неоромантиков, английские исследователи обычно употребляют термин «неоромантизм», так как в их понимании «неоромантизм» представляет собой сознательный отход от господствующих эстетических норм середины XX века. Рэймонд Мортимер, английский историк искусств и критик, в 1942 году первым дал определение неоромантизма. Основывался он на том, что «движение» охватывает богатое наследие романтической литературы, искусства и популярных английский живописцев того времени как неоромантиков, черпая вдохновение в работах таких личностей, как Уильям Блейк, Сэмюэл Тейлор Кольридж, Джон Констебл и Уильям Тернер. Художники-неоромантики, по его мнению, стремились воссоздать традицию этих первопроходцев, которые отвергали ограничения материального мира и индустриализацию, обращаясь к сфере воображения, эмоций и мир природы.
В нашей работе также уделено внимание основным художественным и идейным основам модернизма и «антимодернизма» в общеевропейском кон-тексте, поскольку неоромантики являются не только представителями романтизма, но их творчество и личные искания являются неотъемлемой частью эпохи модернизма в целом. В работе представлена достаточно подробная картина социальных и культурно-исторических событий, с которыми связано творчество художников 19 – 20 вв., как в Англии, так и на Европейском континенте. Мы исследуем, как британские романтики эпохи модернизма пре-одолевали противоречия между традициями и инновациями, соединяя их во-едино в свое творчество и направления с континентальными веяниями в искусстве. Поскольку прославление индивидуализма, стремление к синтезу традиций и желание вернуться к более идеалистической эпохе являются общими тенденциями в искусстве начала и середины XX века.
Объектом нашего исследования является движение «неоромантиков». Предмет исследования – проблематика модернизма и антимодернизма в контексте европейского искусства XX века.
Цель настоящей дипломной работы – рассмотреть движение английских «неоромантиков» в контексте модернистских и «антимодернистских» направлений в искусстве.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
а) изучение научной литературы по исследуемой теме;
б) анализ влияния теорий Вильгельма Воррингера, Мишеля Фуко, Герберта Рида и исследований Джона Пайпера на рецепцию модернизма как в континентальной Европе, так и в Англии;
в) исследование культурного и исторического контекста творчества английских неоромантиков;
г) изучение художественного наследия видных представителей английского неоромантизма и анализ их ключевых работ.
Для исследования данной темы использовалась литература, позволившая проанализировать этапы формирования и развития романтизма и модернизма, а также исследовать творчество отдельных художников и основных художественных теорий этого периода. Основными трудами, использовавшимися в этой работе, стали статьи Розалинды Краусс, Хэл Фостер, Бенджамина Бухло, собранные в монографии «Искусство с 1900-го года», книга Вернера Хофмана «Основы современного искусства», а также труды английских искусствоведов, посвященные британским «неоромантикам».
Работа состоит из трех глав, Введения и Заключения, Списка научной литературы, использованной в работе, а также Приложений.
В ходе исследования, проводимого в данной работе, мы рассмотрели основную проблематикой, заключающуюся в том, что «неоромантики» являются не только представителями современного романтизма, но также их творчество и личные изыскания являются неотъемлемой частью эпохи модернизма в целом. Мы изучили основные художественные и идейные основы модернизма и «антимодернизма» в общеевропейском контексте. Наши выводы говорят о том, что, во-первых, романтизм – это проблема исключительно индивидуального пути художника, а не художественного направления. Во-вторых, понятие антимодернизма непосредственно является частью модернистского движения, в связи с тем, что они обладают общей художественно-философской проблематикой.
В первую очередь, были рассмотрены художественные основы модернизма, выраженные в художественных практиках XIX века. После чего, мы изучили работы Вильгельма Воррингера о понятиях «абстракции» и «вчувственности», которые внесли положили начало теоретической основе художественных практик модернизма. Необходимо было также рассмотреть феномен «антимодернизма», в контексте которого некоторые исследователи рас-сматривали британских «неоромантиков». Завершая теоретическую часть, мы доказали, что «антимодернизм» и модернизм обладают одной целью и за-дачей. Единственное существенное различие заключается в том, каким путем они их достигают.
После чего, мы рассмотрели, как британские «неоромантики» преодолевали противоречия между традициями и инновациями, соединяя их воедино в своем творчестве. Рассмотрев их творческие биографии и изучив их основные произведения искусства, мы сделали вывод о том, что они являются романтиками эпохи модернизма. Подобное определение не требует новой терминологии, так как оно не выходит в проблематику определенного стиля. Кроме того, мы проанализировали связь этого направления с континентальными веяниями в искусстве, говоря о том, что прославление индивидуализма, стремление к синтезу традиций и желание вернуться к более идеалистической эпохе являются общими тенденциями в искусстве начала и середины XX века.
В завершающей части нашей работы, мы сравнили романтиков двадцатого века с их предшественниками в девятнадцатом столетии. Благодаря трудам Джона Пайпера, одного из основных представителей британского «неоромантизма», в которых он изучал английскую романтическую традицию, мы смогли окончательно заключить, что романтизм не является художественным направлением, находя себя в индивидуальностях художников, работающих в совершенно разных стилях.
Мы считаем, что благодаря углубленному исследованию неоромантизма мы получаем ценную информацию о сложном взаимодействии между романтической традицией и вызовами современного мира. В современном искусстве мы зачастую теряем индивидуальные выражения личности на фоне огромного количества дискурсов и проблем. Изучая работы и идеи романтиков, мы раскрываем их уникальные взгляды, их стремление к полноте чувственного восприятия. В конечном счете, это исследование проливает свет на актуальность романтической индивидуальности в контексте современности.
1. Greenberg C. Avant-Garde and Kitsch. - Beacon Press, 1961.
2. Ray P. C. Sir Herbert Read and English Surrealism // The Journal of Aes-thetics and Art Criticism. 1966. Т. 24. № 3. С. 401–413.
3. Read H. Surrealism: New York, Praeger, 1971. 362 с.
4. Harvey J. R. Blake’s Art // The Cambridge Quarterly. 1977. Т. 7. № 2. С. 129–150. [Электронный ресурс]. URL: https://www.jstor.org/stable/42971644 (дата обращения: 20.05.2023).
5. Rohkrämer T. Antimodernism, Reactionary Modernism and National Social-ism. Technocratic Tendencies in Germany, 1890-1945 // Cambridge Univer-sity Press. 1999 Т. 8 № 1. С. 29–50. [Электронный ресурс]. URL: https://www.jstor.org/stable/20081689 (дата обращения: 20.05.2023).
6. Yorke M. The Spirit of Place: Nine Neo-Romantic Artists and Their Times. - Tauris Parke Paperbacks, 2001. - 376 с.
7. Фуко М. Слова и вещи. - Санкт-Петербург: A-cad, 1994 . - 403 с.
8. Read H. The philosophy of modern art. - New York: Meridian Books, 1955. - 309 с.
9. Lister R. British Romantic art. - London: Bell, 1973. - 199-231 с.
10. Read H. A Concise History of Modern Painting . - Thames & Hudson, 1985. - 392 с.
11. Nash P. Dorset : Shell guide . - London: Architectural Press, 1936. - 46 с.
12. Mellor D., Crozier A., Barbican Art Gallery A Paradise lost : the Neo-Romantic imagination in Britain, 1935-55. - London: Lund Humphries in as-sociation with the Barbican Art Gallery, 1987. - 148 с.
13. Herf J. Reactionary Modernism: Technology, Culture, and Politics in Wei-mar and the Third Reich. - Cambridge University Press, 1986. - 264 с.
14. Collins I. John Craxton: A Life of Gifts. - Yale University Press, 2021. - 384 с.
15. Trentmann F. Civilization and Its Discontents: English Neo-Romanticism and the Transformation of Anti-Modernism in Twentieth-Century Western Culture // Journal of Contemporary History. 1994. Т. 29. № 4. С. 583–625.
16. Hulme T. Historical Pageants, Neo-Romanticism and the City in Interwar Britain // Restaging the Past Historical Pageants, Culture and Society in Modern Britain. / подред. A. Bartie и др. : UCL Press, 2020. С. 158–179.
17. Bromwell T. Visions of the End in Interwar British Art. - University of York, 2019. - 224 с.
18. Краусс Р., Фостер Х., Буа И., Бухло Б., Джослит Б. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. - Ад Маргинем, 2021. - 896 с.
19. Аристотель Поэтика (пер. Гаспаров М., Позднев М. М.). - Рипол-Классик, 2017. - 224 с.
20. Wilton A. Five Centuries of British Painting: From Holbein to Hodgkin (World of Art). - Thames & Hudson, 2002. - 224 с.
21. Quotepark : сайт. – URL: https://quotepark.com/quotes/1738850-stanley-baldwin-to-me-england-is-the-country-and-the-country-is/ (дата обращения: 24.05.2023)
22. Anderson R., Koval A. James McNeill Whistler: Beyond the Myth. - Carroll & Graf Pub, 1995. - 544 с.
23. Гюнер Ф. Вортицизм: видение городского апокалипсиса // Третьяковская галерея. - №3 [Электронный ресурс]. URL: https://www.tg-m.ru/articles/3-2011-32/vortitsizm-videnie-gorodskogo-apokalipsisa (дата обращения: 15.05.2023).
24. Graves R. Good-Bye to All That: An Autobiography // Paperback – Large Print. - 1958. - С. 547.
25. Mortimer R. Painting and Humanism // New Statesman and Nation. - 1942. - С. 208.
26. Letters and papers of Paul Nash // Tate [Электронный ресурс]. URL: https://www.tate.org.uk/art/archive/tga-8313-1-1/letters-from-paul-nash-to-margaret-nash (дата обращения: 21.05.2023).
27. Haycock D. Paul Nash: Outline, An Autobiography: A New Edition. - Lund Humphries, 2016. - 280 с.
28. Piper J. British Romantic Artists. [Britain in Pictures series] . - W. Collins, 1942. - 48 с.
29. Арсланов В. Г. История западного искусствознания XX века: Учебное пособие для вузов — М.:Академический Проект, 2003. — 768 с.
30. Вернер Хофман «Основы современного искусства» Пер. с нем. А. Бе-лобратова; ред. И. Чечот и А. Лепорк; при поддержке: Фонд Форда, Петербургский фонд культуры и искусства «Институт Про Арте». — СПб.: Академический проект, 2004 — 560 с.
31. Worringer W. Abstraction and Empathy: A Contribution to the Psychology of Style. - Martino Fine Books, 2014. - 162 с.