Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация социальной идентичности в контексте смены религиозной принадлежности (на примере конвертитов мусульманского вероисповедания)

Работа №143300

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы132
Год сдачи2019
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
49
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения социальной идентичности 12
1.1 Идентичность как объект исследования социальных наук 12
1.2. Механизмы формирования социальной идентичности 23
1.3. Религиозная идентичность как компонент социальной идентиности 31
Глава 2. Соотношение религиозной конверсии и социальной идентичности 37
2.1 Теоретические основания изучения религизной конверсии: содержание понятия, модели формирования и развития конверсии 37
2.2 Религиозная конверсия как фактор трансформации социальной идентичности 48
2.3. Структура социальной идентичности представителей мусульманского вероисповедания 55
Глава 3: Влияние религиозной конверсии на социальную идентичность конвертитов мусульманского вероисповедания 61
3.1. Программа исследования 61
3.2. Социокультурные предпосылки религиозной конверсии…………………68
3.3. Особенности формирования и развития процесса религиозной конверсии на примере перехода христиан в ислам
3.4. Изменение социальной идентичности мусульман под влиянием религиозной конверсии 85
Заключение 97
Список литературы 102
Приложение 1. Список информантов 110
Приложение 2. Гайд интервью 112
Приложение 3. Пример транскрипта интервью
Приложение 4 Анкетный опрос 128
Приложение 5. Таблица идентификаций по тесту «Кто я?»


В последние годы, как в западной, так и в российской социологической литературе, можно наблюдать возрастающий научный интерес к феномену религиозности, в частности, к религиозной составляющей социальной идентичности. В особенности высокую значимость приобрели исследования, посвященные теме религиозной конверсии. Религиозное обращение стало предметом исследования таких научных дисциплин, как культурология, социология, психология, социальная антропология и др. Имеющиеся теоретические и эмпирические исследования по данной тематике демонстрируют хорошо разработанные вопросы в отношении структуры конверсии, её поэтапного развития и факторов формирования. Однако в социологических работах соотношение религиозной конверсии и социальной идентичности рассматривается крайне редко.
Вопрос, рассматриваемый в данной работе, посвящен изучению процесса религиозной конверсии конвертитов, перешедших из христианского вероисповедания в мусульманское. При этом следует учитывать, что для новообращенных ислам не является традиционной религией, соответствующей территории их исторического проживания. В данной работе рассматривается, каким образом религиозная идентичность новообращенного влияет на его социальную идентичность, насколько приобретенная религиозность по-новому формирует самоопределение индивида.
Актуальность проблемы
В последние десятилетия в контексте политических, социально-экономических перемен в России особенно возросло значение «религиозного фактора» и духовно-религиозной сферы в целом. По данным российских исследований от 15 до 20 миллионов человек исповедуют ислам в России. Например, американский исследовательский центр Pew Research Center насчитал на 2017 год примерно 10% россиян, относящих себя к мусульманам. Подавляющее большинства российских мусульман проживает на территории Северного Кавказа, Поволжья, Урала, в Западной Сибири, в Санкт-Петербурге и Москве. Активное возрождение ислама приходится на конец В конце 1980-х гг. наблюдается возрождение ислама, что проявляется в появлении мусульманских учебных заведений, а позже включением религиозного дискурса в трансляции аудио-визуальных СМИ.
На сегодняшний день в России отмечаются 5 центров духовного управления, представляющие собой независимые и самостоятельные образования: Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ, Высший координационный центр мусульман в России, Исламский культурный центр в Москве, Совет муфтиев и Союз мусульман России. Мусульмане представляют свои интересы в политической и общественной жизни страны в виде партий, движений, или в роли участника разработки региональных и федеральных законов, как это делает исламское духовенство.
Современные средства массовой информацией транслируют отрицательный образ ислама, отожествляемый с экстремизмом и терроризмом. Негативную окраску образу ислама в России формировали постоянные упоминания о международном исламском терроризме, взрывах домов в ряде городов России, московском метро и другие трагические случаи, а также употребление заголовков СМИ с соответствующей окраской: «Как шариат становится законом для всей Европы», «Шариатский суд в России» и др.
Сегодня мусульманскую общину можно найти практически в каждом крупном городе России, не говоря уже о таких центрах городской жизни, как Санкт-Петербург и Москва. Численность таких общин увеличивается за счет приезда мигрантов, рождения детей в мусульманских семьях и принятием ислама местных жителей. На сегодняшний день трудно определить хотя бы приблизительные цифры по численности русских мусульман в России, так как один из основных источников - Всероссийская перепись населения - не учитывает этническую и религиозную принадлежность респондентов.
По словам члена Совета муфтиев России Вячеслава-Али Полосина, также перешедшего из христианства в ислам, численность русских мусульман составляет всего 10 тысяч человек. Но это цифра колеблется от нескольких сотен до десятков и сотен тысяч человек в зависимости от называющих эту численность людей, принадлежащих к различным конфессиям.
Однако при анализе групп и сообществ в социальных сетях «Вконтакте.ру» и «Facebook» были отмечены группы с численностью от 500 до почти 8000 человек: 7613 участников (Русские мусульмане (Славяне в Исламе)), 2913 членов группы (Русь правовеная (Русские мусульмане), 2421 участник (Русские мусульмане на пути праведных предков), - это цифры относительно социальной сети «Вконтакте.ру». Меньшее количество подобных групп с меньшим числом участников можно отметить в международной социальной сети «Facebook» («Islamkingdom – Русское Царство ислама» - 2200 читателей страницы), что связано с гораздо меньшей популярностью сайта на территории России. Необходимо уточнить, что популярный сайт для общения «Вконтакте.ру» также активно работает на территории Белоруссии, Казахстана. Но уже по данным численности некоторых групп можно утверждать о довольно высокой цифре представителей традиционно немусульманского населения.
Актуальная религиозная ситуация в нашей стране, а именно, рост новых религиозных движений, увеличение числа приверженцев традиционных религий, в том числе ислама, обусловливает необходимость осмысления быстрых трансформационных процессов религиозности, и как следствие, трансформацию социальной идентичности. В сложившихся условиях особую актуальность приобретают знания об особенностях социальной идентичности представителей мусульманского сообщества, так как идентификация определяет поведение индивидов и характер социальных отношений.
В связи с этим, феномен религиозного обращения приобретает особую актуальность как процесс религиозных изменений, влекущий за собой существенные изменения в самоопределении индивида и пересмотра своей идентичности.
Основной целью исследования является изучение трансформации социальной идентичности новообращенных мусульманского вероисповедания в условиях процесса религиозной конверсии.
Для достижения этой цели, были выделены следующие задачи:
1. анализ научной литературы и обобщение теоретических подходов к проблеме исследований социальной идентичности и к вопросу ее формирования;
2. содержательный анализ понятия «религиозная идентичность»;
3. анализ классических и современных теорий, моделей социологического объяснения религиозного обращения;
4. анализ специфики формирования и развития религиозной конверсии;
5. выявление социокультурных факторов, способствующих возникновению и развитию феномена «религиозной конверсии»;
6. анализ соотношения религиозной и социальной идентичностей в социологическом аспекте;
7. рассмотрение особенностей мусульманской религиозности с точки зрения элементов социальной идентичности;
8. анализ изменения социальной идентичности под воздействием конверсии на примере перехода христиан в ислам на основе анализа интервью с адептами ислама.
Объект исследования - конвертиты мусульманского вероисповедания, (под конвертитом мы понимает верующего, принадлежащего к определенной этнической общности по рождению и перешедшего из доминирующей в ней религиозной системы в инокультурную религию).
Предмет работы - особенности функционирования процесса религиозного обращения и его воздействие на формирование, развитие социальной идентичности индивида на примере перехода христиан в ислам.
Основная гипотеза исследования состоит в следующем: в условиях смены религиозной принадлежности наблюдаются трансформационные изменения в системе социальной идентичности новообращенного.
Формулировка основной гипотезы конкретизируется в ряде частных гипотез:
1. Религиозное обращение как социально-психологический процесс повышения уровня религиозности ведет к изменениям самоопределения и жизненной позиции на уровне различных элементов социальной идентичности;
2. Религиозная идентичность новообращенного в рамках мусульманской религиозности возникает и актуализируется за счет появления религиозных групп, сообществ или отдельных членов этих групп, влияющих на осмысление себя как части коллективной идеи;
3. Принадлежность к исламу демонстрирует низкую степень религиозной толерантности по отношения к христианам.
Положения, выносимые на защиту:
1. Процессу религиозной конверсии предшествует кризис социальной идентичности, сопровождающийся эмоциональной напряженностью, состоянием неопределенности, внутренней несогласованностью компонентов идентичности;
2. В результате конверсии из христианства в ислам религиозная идентичность занимает лидирующую позицию в системе иерархий социальной идентичности.
В данной работе используются основные понятия, раскрывающие специффику выбранной тематики.
Под социальной идентичностью понимается совокупность идентификаций, приобретаемых в ходе социализации и связанных с принадлежностью и ощущением членства к различным социальным группам. По Бергеру и Лукману идентичность – это определенный набор символических социально сконструированных значений, которые разделяются всеми членами группы и является всегда открытой для новых интерпретаций и преобразований. Категорию социальной идентичности раскрывают следующие понятия: социальная роль, социальный статус, социальное поведение.
Процесс религиозной конверсии раскрывается через следующую систему ключевых понятий: религиозная конверсия, трансформация личности, религиозность, религиозное сознание, религиозная идентичность, религиозный опыт, религиозная социализация, новообращенный (конвертит), ислам. Категорию религиозности определяется через понятия, соответствующие индивидуальному случаю новообращенного: религиозная, конфессиональная, социальная идентичность и религиозный опыт. Перечисленные понятия актуальны при изучении процесса конверсии как фактора смены религиозной и социальной идентичностей.
Социальная роль – ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек. Это модель поведения, ориентированная на данный статус, шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. (по Р. Линтону).
Социальный статус - позиция (положение) индивида в социальной системе, определяемая по некоторым признакам (этническим, профессиональным и т. д.). Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. Каждый статус обычно предполагает исполнение ряда ролей. (по Р. Линтону)
Социальное поведение - это система взаимосвязанных действий, осуществляемых личностью с целью реализации определенной социальной роли. Поведение личности в обществе является социальным, если оно, во-первых, мотивированно, во-вторых, ориентированно на поведение других людей (М. Вебер).
Религиозность — «феномен сознания, мировоззренческая установка, приверженность определенной религиозной идеологии, воплощающиеся в деятельности и повседневном целеполагании» . В социологическом аспекте, по мнению Е.А. Островской, религиозность рассматривается с трех позиций: деятельностной, мировоззренческой и идеологической .
Религиозная конверсия– процесс изменения религиозности в форме перехода от неверия к активной религиозной вере или перехода от одной религии к другой, сопровождающийся глубокими эмоциональными переживаниями и изменением системы ценностей.
Религиозный опыт – процесс обретения и поддержания религиозной идентичности, со временем формирующий стереотипную картину мира и предполагающий знание религиозных текстов (молитв, заповедей) и других авторитетных текстов той или иной религиозной традиции.
Религиозная социализация – процесс усвоения религиозного опыта других и приобщение этого опыта в собственные религиозные ценности и ориентации.
При изучении религиозного обращения в перспективе социальной и религиозной идентичностей необходимо отметить дополнительный ряд определений, необходимых для исследования в данной работе: социальная идентичность, религиозная идентичность, конфессиональная идентичность.
Религиозная идентичность понимается в данной работе как самоопределение индивида в соответствии с некоторой всеобъемлющей социальной системой, которая выстраивает отношения человека со сверхъестественными силами и реализуется во множестве форм.
Под конфессиональной идентичностью мы понимает самоидентификацию с конкретной формой этого взаимодействия, регулируемую системой правил, требований положений, догм, зафиксированную в устном или письменном предании.
Методологическую основу работы составили концепции зарубежных и отечественных исследователей в области социологии и социологии религии. В исследовании применен синтез ряда теорий в рамках нескольких подходов к изучению конверсии – позитивистского, восходящего к Э. Дюркгейму и интерпретативного, восходящего к М. Веберу. Для рассмотрения категории религиозности и структурной составляющей конверсии применяются следующие теории: многомерная модель религиозности Ч. Глока и Р. Старка, теория конверсии Дж. Лофланда и Р. Старка, модель конверсии Л. Рэмбо.
Теоретико-методологической основой исследования послужили концепции, раскрывающие понятие и структуру социальной идентичности согласно Г. Тэджфелу, Дж. Тэрнеру, Г. Брейкуэллу, а также концепция формирования групповой идентичности Т.Г. Стефаненко. В качестве базовых теоретико-методологических оснований для соотношения религиозной и социальной идентичности применена теория сложной социальной идентичности С. Роккаса и М. Брюера и модель формирования социальной идентичности канадских исследователей С. Эмиота и Дж. Терри.
Научная новизна данной работы состоит в теоретическом осмыслении и эмпирическом исследовании соотношения феномена религиозной конверсии и системы социальной идентичности, в рамках которого были выявлены структурные элементы процесса конверсации на примере мусульман, перешедших из христианства. Также обнаружено, что под воздействием религиозной конверсии происходит изменение иерархии системы социальной идентичности, при которой религиозная идентичность занимает лидирующую позицию и определяет другие элементы социальной идентичности в рамках мусульманской религиозности.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в работе представлена теоретическая основа для изучения религиозного обращения, а на основе эмпирического исследования представлены причины, побуждающие к смене ценностных ориентиров, которые выражаются в формирования убеждения в преимущества ислама перед христианской религиозной традицией. Кроме того, в работе представлены основные вопросы и проблемы, связанные с концептом религиозности, что может учитываться и применяться в практическом изучении конверсации и мусульманской религиозности.
Практическая значимость проявляется в том, что дальнейшая работа в данном направлении может позволить выявить закономерности в принятии ислама и элементы эмоционального состояния (агрессия и т.д.), а также социального фона конвертита, которые могут привести к вступлению в радикальный ислам.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена изучению трансформационных изменений социальной идентичности в контексте религиозной конверсии. Феномен религиозного обращения представляет собой длительный процесс изменения религиозности в форме перехода от неверия к вере или перехода от одной религии к другой, сопровождающийся глубокими эмоциональными переживаниями и изменением системы ценностей. В работе последовательно представлены теоретико-методологические основания изучения социальной идентичности, а также представлены результаты эмпирического исследования о ее трансформации в контексте смены религиозной принадлежности на примере перехода христиан в ислам.
Для проведения эмпирического исследования было опрошено 20 конвертитов, перешедших из христианства в ислам с целью проверки следующей гипотезы: в условиях смены религиозной принадлежности наблюдаются трансформационные изменения в системе социальной идентичности новообращенного.
Основная гипотеза подтвердилась посредством проверки частных теорий на основе эмпирического исследования, последняя из которых была опровергнута:
1. На примере религиозной конверсии 20 мусульман подтвердилось изменение восприятия себя в системе религиозного видения мира и увеличение степени религиозной осознанности в виде более активной религиозной позиции и участившихся религиозных практиках;
2. В результате религиозной конверсии новообращенные приобщались к религиозным сообществам, усиливали контакты внутри религиозных групп, при этом снижая внерелигиозные связи, что повлияло на осмысление себя как части коллективной идеи
3. Принадлежность к мусульманской конфессии демонстрирует высокий уровень религиозной толерантности новообращенных и низкую социальную дистанцию к представителям христианского вероисповедания.
В ходе работы было выявлено, что процессу религиозной конверсии предшествует кризис социальной идентичности, выраженный в чувстве внутренней несогласованности, разорванности собственного «я». Религиозная идентичность после принятия ислама напрямую считалась информантами продолжением идентичности до конверсии. Идентичность рассматривается новообращенными не через единство и целостность своей индивидуальной жизни, а посредством деления автобиографии на период до и после конверсии.
Также в ходе научного исследования выявлено, что в результате конверсации религиозная идентичность конвертитов занимает лидирующую позицию в системе иерархий социальной идентичности. Информация, полученная методом интервью, в ряде случаев демонстрирует элементы потери личностной идентичности и ее замены на социальную (групповую) идентичность – в данном случае, на принадлежность к мусульманскому сообществу (умме).
Стоит отметить, что религиозная самоидентификация тесно взаимодействует с гендерной идентичностью, принадлежностью к семейной и родственной группе. Тесная связь религиозной идентичности с семейно-родственными отношениями обусловлена высокой ролью семьи в воспроизводстве исламских ценностей. А гражданская и этническая принадлежность при конструировании единой системы самоопределения находятся на периферии социальной идентичности.
Полученные данные позволили сделать следующие выводы о социокультурных предпосылках и структурной составляющей процесса религиозной конверсии:
1. Основной чертой, объединяющей большинство информантов до формального момента вступления в ислам, стало восприятия себя как человека верующего, что обуславливает последующее развитие религиозного сознания.
2. Религиозная конверсия – это реакция на эмоциональный кризис, выражающийся в общих характеристиках: тревожности, неопределенности, сомнениях в себе и страхом. Сравнение ислама и христианства в идеологическом смысле становится решающим шагом к смене религиозной ориентации.
3. Религиозное обращение как событие в большинстве случаев имеет место на подготовительном этапе ко взрослой жизни в возрасте от 15 до 25 лет.
4. Были выявлены социокультурные предпосылки религиозного обращения, сгруппированные следующим образом: внутренние религиозные факторы (духовные мотивы, стремление к трансцендентному, потребность в непротиворечивой картине мире), внешние религиозные факторы (религиозный характер социального контекста, религиозность родителей, опыт взаимодействия с представителями иной религии), внутренние факторы светского характера (жизненные проблемы, трагические ситуации, события в жизни, ресурсные преимущества), внешние факторы светского характера (отношения с родителями и значимыми близкими в детстве, социальный опыт, предшествующий обращению).
5. Независимо от места проживания главным фактором для большинства респондентов, определяющим первое знакомство и первые знания об исламе, было наличие в социальном окружении «этнических» мусульман, то есть по национальности своей традиционно исповедующие ислам, что повлияло на осмысление допустимого «другого» видения мира;
6. Принятие ислама все информанты ассоциируют с объяснением несостоятельности христианства. Были обозначены первостепенные идеологические аспекты мусульманства, которые у всех информантов являются преимуществами перед христианством и определяют их выбор мусульманской религиозности: рационализм ислама, единобожие, неизменность и традиционность ислама, универсальность и всеобъятность ислама, отсутствие христианской укорененности, положение женщины в исламе.
7. Респонденты приписывают случившемуся с ними религиозному повороту божественный характер, чем самостоятельно усиливают и делают более устойчивым свое религиозное сознание. Также стоит указать, что участвующие в исследовании новообращенные настаивали на собственном и самостоятельном выборе религии без вмешательства верующих знакомых, друзей, религиозных групп, которые, тем не менее, в каждом случае присутствовали.
Таким образом, в результате религиозного обращения происходит трансформация социальной идентичности, при которой конвертит, ориентируясь на исламские нравственные ценности в повседневной жизнедеятельности, перестраивает идентификации в Я-образе согласно религиозным убеждениям и представлениям мусульманина о себе и реальности вокруг. Религиозное обращение представляет долговременный, многоуровневый процесс осознанной трансформации личности по причине возникновения внутренней тяги к поиску истины в рамках религиозного видения мира, что ведет за собой трансформацию социальной идентичности через изменение иерархии ее элементов.
Для более детального изучения трансформации социальной идентичности под воздействием религиозной конверсии в дальнейшем предполагается провести исследование на выявление иерархии элементов социальной идентичности, где в качестве контрольной выборки будут христиане со сходными половозрастными характеристиками. Можно предположить, что в этом случае религиозная идентичность не будет выступать в качестве доминирующей, что свидетельствует об особом влиянии конверсации на социальную идентичность новообращенных, принявших ислам. Следовательно, религиозное обращение меняет систему ценностей верующего и способствует изменению иерархии Я-образов в сторону доминирования религиозной идентичности.
Дальнейшая разработка темы об особенностях влияния религиозной конверсии на социальную идентичность имеет хорошие перспективы и ставит перед нами дополнительные вопросы, появившиеся в процессе проведения исследования. При указанной в работе высокой роли уммы в жизнедеятельности мусульманина требуется подробное изучение влияния религиозной общины на систему социальной идентичности, что может дать ответы на причинные факторы появления экстремистских настроений в мусульманской среде и распространения радикального ислама. При каких социально-психологических условиях происходит потеря личностной идентичности и ее полная замена на религиозную? Как меняется исламская идентичность в рамках современного общества? Применима ли в действительности концепция евроислама? Эти и многие другие вопросы демонстрируют необходимость в дальнейших исследованиях по данной проблематике.



1. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / Пер. с нем. яз. под общей редакцией Н. А. Головина и В. В. Козловского. – СПб.: Алетейя, 2000. – 272 с.
2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально психологические проблемы.- М.: МГУ, 1990.- С. 22
3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: учебное пособие для вузов. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 287 с.
4. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. – № 1. – С. 131–143.
5. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 131-143.
6. Антонова Наталья Викторовна, Одинцова Мария Сергеевна Интеграционная модель исследования идентичности в контексте интернет-коммуникации // Педагогика и психология образования. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsionnaya-model-issledovaniya-identichnosti-v-kontekste-internet-kommunikatsii (дата обращения: 15.05.2019).
7. Ардашева. Л. А. Основные парадигмы в изучении религиозного обращения // Религиоведение. – 2013. – №4. – С. 150 – 161.
8. Балич Н.Л. Религиозная идентичность в культуре современного общества // Социологический альманах. 2015. № 6.
9. Баранова Т.С. Психологическое исследование социальной идентичности личности; Качанов ЮЛ. Теоретические модели социальной идентификации личности // В кн.: Социальная идентификация личности (под ред. В.Ядова). М.: Институт социологии РАН, 1993.
10. Бергер, П. Социальное конструирование реальности : трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман.― М. : Моск. филос. фонд и др., 1995.― 322 с.
11. Биктимирова Т.А. Ступени образования до Сорбонны. – Казань: Алма-Лит, 2003. – 184 с.
12. Брубейкер, Р. За пределами «идентичности» / Р. Брубейкер, Ф. Купер // Ab Imperio. 2002. № 3: 61–114. С. 66.
13. Бутовская М.Л., Дьяконов И.Ю., Ванчатова М.А. (2007) Бредущие среди нас. Нищие в России и странах Европы, история и современность. М.: Научный мир, 2007. — 280 с.
14. Вебер, М. Социальная психология мировых религий / М. Вебер // Религия и общество: хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. ― М.: Аспект Пресс, 1996. ― С. 441-468
15. Гараджа В. Социология религии: учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. – 3-е изд. – М. : Наука, 2005. – 304 с.
16. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. – М.: Издание журнала «Русская мысль», 1910. – 518 с.
17. Дробижева Л. М. Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости // Россия реформирующаяся. Ежегодник. / Отв. ред. М. К. Горшков. – Вып.7. – М. : Институт социологии РАН, 2008.
18. Дулина Н.В. Религиозность как индикатор социального самочувствия жителей города. / Тезисы докладов и выступлений на III Всероссийсом социологическом конгрессе "Социология и общество: пути взаимодействия" / Институт социологии РАН, Российское общество социологов. – Москва, 2008.
19. Иванов, Д. В. Теория, парадигмы, модели / Д. В. Иванов // Социология : учебник / Под ред. проф. Н. Г. Скворцова. ― СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. ― С. 85 – 137.
20. Игитханян Е.Д. Самоидентификация в социально — ролевой структуре и основание направления ее изменения
21. Ипатова Л.П. Теории религиозного обращения // Религиоведение. – 2006. – №4. – С. 88 – 101.
22. Исаева В.Б. Социальный механизм религиозной конверсии: на примере петербургской буддийской мирской общины Карма Кагью: диссертация на соискание ученой степени канд. соц. наук : 22.00.06 / В.Б. Исаева. – СПб., 2014. – 241 с.
23. Исаева В.Б.. Феномен конверсации: конструирование религиозной идентичности в биографическом нарративе // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2010. – Т.13. – №1. – С. 127 – 147.
24. Каариайнен К., Фурман Д.Е. Новые церкви, старые верующие - старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России. – СПб. : Летний сад, 2000. - 248 с.
25. Керимов Г. М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. – СПб. : Диля, 2009. – 512 с.
26. Климова С. Г. Опыт использование методики неоконченных предложений в социологическом исследовании // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М), 1995. № 5-6. C. 49-64.
27. Климова С.Г. Возможности применения методики неоконченных предложений для изучения социальной идентификации//Социальная идентификация личности. М.:ИС РАН, 1993.
28. Козлова З.Т. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто Я» // Социологические исследования. 1995. № 5. - С. 64-69.
29. Крылов, А. Н. К вопросу о кризисе идентичностей / А. Н.Крылов // Знание. Понимание. Умение. Фундаментальные и прикладные исследования в области гуманитарных наук. Научный журнал Московского гуманитарного университета. ― 2007. ― № 3. ― С. 95 - 104.
30. Кузнецова-Моренко И.Б., Салахатдинова Л.Н. Ислам и мусульмане в общероссийских и татарстанских телевизионных программах // Социологические исследования. – 2006. – №2. – С. 120-127.
31. Левин З.И. Реформа в исламе. Быть или не быть?: опыт системного и социокультурного исследования. М.: ИВ РАН, Крафт+. 2005. 240 с.
32. Любимова А.И. Теории религиозной конверсии и новые религиозные движения России.// Вестник христианской гуманитарной академии. – 2009. – №1, том 10. – С. 70 – 74.
33. Мартинович В.А. Проблема индикаторов конверсии // Религия и общество: актуальные проблемы современного религиоведения: сб. научных трудов / Под общей редакцией В.В. Старостенко. – Могилев. : МГУ им. А.А. Кулешова, 2006. – С. 187 – 190.
34. Мид Дж. Интернализованные другие и самость. // Американская социологическая мысль: Тексты / Под В. И. Добренькова.—М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 222 – 224.
35. Мид, Дж.Г. Сознание, самость и общество / Дж.Г. Мид. - Москва : Директ-Медиа, 2007. - 34 с.[Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=26548(14.05.2019).
36. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 118 с.
37. Моравицкий Я.Б. Католическая община Петербурга: явление конверсии и трансформация властных отношений // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2005. – № 4, Т.7. – С. 102 – 119.
38. Мухетдинов Д. В. Российское мусульманство: призыв к осмыслению и контекстуализации. — М. : Медина, 2015. — 164 с.
39. Мчедлов М.П. Общие вопросы религиозной идентичности. К постановке проблемы, условия ее объективного анализа// Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / Отв. ред. М.П. Мчедлов – М. : Институт социологии РАН, 2008. – С. 13 – 33.
40. Мчедлов, М.П. Религиознаяидентичность. О новыхпроблемахв межцивилизационныхконтактах[Текст] /М.П. Мчедлов// Социс.- 2006.- №10.
41. Мчедлова М. М. Конфессиональная идентичность // Политическая идентичность и политика идентичности: в 2 т. / Т.1. Идентичность как категория политической науки: словарь терминов и понятий. – М., 2012. – 127 с.
42. Островская Е.А. Религиозная модель общества. Социологические аспекты институционализации традиционных религиозных идеологий. – СПб: Изд-во С.– Петербургского университета, 2005. – 377 с.
43. Островская Е.А. Религиозная, политическая и гендерная самоорганизация российского общества: национальное и транснациональное измерения // Шестые Ковалевские чтения. Материалы научно-практической конференции С.-Петербург, 11-12 ноября 2011 года. – СПб. : Скифия-принт, 2011. – С.144-146.
44. Островская Е.А. Религиозность в горизонте возможностей социологии религии: количественные и качественные исследования // Наука о религии в XXI веке: традиционные методы и новые парадигмы. Сборник статей и докладов / Под ред. М.М. Шахнович, Т.В. Чумаковой, Е.А. Терюковой. – СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2014. – С. 233–252.
45. Островская Е.А., Горбачева А.Ф. Ислам как традиционная религиозная идеология // Розенберговский сборник: востоковедные исследования и материалы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.orientalstudies.ru/rus/images/pdf/b_rosenberg_conference_2014_22_ostrovskaya_gorbacheva.pdf. Дата обращения: 11.04.2017.
46. Павлова О.С. Религиозная и этническая идентичность мусульман северо-западного и северо-восточного Кавказа: содержание и особенности соотношения. // Журнал «Ислам в современном мире». – 2015. – № 2 . том 11. – С. 75 – 86.
47. Полосин. В. «Социальная доктрина российских мусульман». [Электронный ресурс]: г. Болгар. – 2015. Режим доступа: http://islam-today.ru/socialnaa-doktrina-rossijskih-musulman/ [Дата обращения]: 20.04.2019
48. Религия и идентичность в России / Сост. и отв. ред. МЛ. Степанянц. М.: Восточная литература, 2003.
49. Религия и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе. [Электронный ресурс]: Исследовательский центр Пью 2017. URL : https://www.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/7/2017/05/CEUP-Overview-Russian-FOR-WEB.pdf (дата обращения): 20.04.2019.
50. Руткевич, Е. Д. Новая парадигма в социологии религии: Pro и Contra / Е. Д. Руткевич // Вестник Института социологии. ― 2012. № 6. ― С. 208-233.
51. Сабирова А. Г. Формирование религиозной идентичности в мегаполисе (на примере женщин-татарок, обучающихся на религиозных курсах в Москве) : автореферат дис. на соискание ученой степени канд. соц. наук / А.Г. Сабирова. – М., 2006. – С. 26.
52. Сикевич З.В., Социологическое исследование: практическое руководство / З.В. Сикевич . – СПб. : Питер, 2005 . – 319 с.
53. Симонова О.А. К формированию социологии идентичности. // Социологический журнал. – 2008. – № 3. – С. 45-61
54. Синелина Ю. Ю. Изменение религиозности населения России. Православные и мусульмане: суеверное поведение россиян. – М. : Наука, 2006. – С. 110.
55. Синелина Ю. Ю. Православные и мусульмане: сравнительный анализ ценностных ориентаций // Социологические исследования. – 2009. – № 4. – С. 89 – 95.
56. Смирнов, М. Ю. Очерк истории российской социологии религии : учебное пособие / М. Ю.Смирнов. ― СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, ― 2008.― 141 с.
57. Стефаненко, Т.Г. Компоненты этнической идентичности: когнитивный, аффективный, поведенческий [Текст] / Т.Г. Стефаненко // Мир психологии. – 2004. – №3. – С.38-43.
58. Тернер Д., Оукс П., Хэслем С., Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа Текст. / Д. Тернер, П. Оукс, С. Хэслем // Иностранная психологии. 1993. № 1. С. 8-17.
59. Угринович, Д.М. Психология религии. – М. : Политиздат, 1986. – 352 с.
60. Филатов С. Традиционные религии, «русская цивилизация» и суверенная демократия / С. Филатов // Религия и конфликт / [ред. А. Малашенко, С. Филатов]. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. – С. 15 – 46.
61. Хизриева Г. “Ислам”, “мусульмане”, “государство” в российском исламоведении» // Журнал «Ab imperio». Исследованияпо новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве. – 2004. – № 4. – С. 413 – 438.
62. Хухлаев О.Е., Хайт М.А. Сложность социальной идентичности: концепция С.Роккас и М.Брюера // Социальная психология и общество. – 2012. – № 3. – С. 16–26.
63. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М. : Флинта, 2006. – 342 с.
64. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы фор- мирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3/4. С. 158–181.
65. Abes E.S., Jones, S.R. “Meaning Making Capacity and the Dynamics of Lesbian College Students’ Multiple Dimensions of Identity” // Journal of College Student Development, 2004, No 45 (6). P. 612-630. Рел
66. Amiot, C. E., de la Sablonnire, R, Terry, D. J., Smith J. R. Integration of Social Identities in the Self : Toward a Cognitive-Developmental Model // Pers. Soc. Psychol. Rev. 2007, 11. – 364 p.
67. Bainbridge, W. S. Sociology of conversion / W. S. Bainbridge // Handbook of religious conversion / Ed. by Newton H. M., Southard S. Birmingham. ― Alabama : Religious Education Press, 1992. ― P. 178-191.
68. Geertz С. Islam Observed : Religious Development in Morocco and Indonesia, The University of Chicago Press, 1971.- 146p.
69. Gellner E, Muslim Society. Cambridge: Cambridge University Press, 1983 - p.264.
70. Huff T.E., Schluchter W. Max Weber and Islam. New Brunswick, N.J.: Transaction Publishers, 1999. – 332 p.
71. Lofland, J. Becoming a world saver : a theory of conversion to a deviant perspective / J. Lofland, R. Stark // American Sociological Review. ― 1965. ― Vol. 34. No. 3. ― P. 862-875.
72. Luckmann T. The invisible religion : the problem of religion in modern society, New York : Macmillan, 1967, - 128p.
73. Mol, R (1976) Identity and the Sacred. New York: Free Press
74. Ramadan T. Western Muslims and the Future of Islam. N.Y.: Oxford University Press, 2004. 288 p.
75. Rambo, L. R. Conversion studies, pastoral counseling, and cultural studies: engaging and embracing a new paradigm / L. R. Rambo // Pastoral Psychology. ― 2010. № 59. P. 433– 445.
76. Rambo, Lewis R. Understanding Religious Conversion. - Yale University Press. 1993 - 240 c
77. Travisano R.A. Alternation and conversion as qualitatively different transformations // Social psychology through symbolic interaction / Ed. by G.P. Stone, H.A Faberman. Waltham, MA: Ginn-Blaisdell, 1970
78. Turner J. The experimental social psychology of intergroup behaviour//Intergroup Behaviour/Eds J.Turner, H. Giles/ Oxford, 1981. P. 66—101.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ