Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения социальной идентичности 12
1.1 Идентичность как объект исследования социальных наук 12
1.2. Механизмы формирования социальной идентичности 23
1.3. Религиозная идентичность как компонент социальной идентиности 31
Глава 2. Соотношение религиозной конверсии и социальной идентичности 37
2.1 Теоретические основания изучения религизной конверсии: содержание понятия, модели формирования и развития конверсии 37
2.2 Религиозная конверсия как фактор трансформации социальной идентичности 48
2.3. Структура социальной идентичности представителей мусульманского вероисповедания 55
Глава 3: Влияние религиозной конверсии на социальную идентичность конвертитов мусульманского вероисповедания 61
3.1. Программа исследования 61
3.2. Социокультурные предпосылки религиозной конверсии…………………68
3.3. Особенности формирования и развития процесса религиозной конверсии на примере перехода христиан в ислам
3.4. Изменение социальной идентичности мусульман под влиянием религиозной конверсии 85
Заключение 97
Список литературы 102
Приложение 1. Список информантов 110
Приложение 2. Гайд интервью 112
Приложение 3. Пример транскрипта интервью
Приложение 4 Анкетный опрос 128
Приложение 5. Таблица идентификаций по тесту «Кто я?»
Трансформация социальной идентичности в контексте смены религиозной принадлежности (на примере конвертитов мусульманского вероисповедания)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения социальной идентичности 12
1.1 Идентичность как объект исследования социальных наук 12
1.2. Механизмы формирования социальной идентичности 23
1.3. Религиозная идентичность как компонент социальной идентиности 31
Глава 2. Соотношение религиозной конверсии и социальной идентичности 37
2.1 Теоретические основания изучения религизной конверсии: содержание понятия, модели формирования и развития конверсии 37
2.2 Религиозная конверсия как фактор трансформации социальной идентичности 48
2.3. Структура социальной идентичности представителей мусульманского вероисповедания 55
Глава 3: Влияние религиозной конверсии на социальную идентичность конвертитов мусульманского вероисповедания 61
3.1. Программа исследования 61
3.2. Социокультурные предпосылки религиозной конверсии…………………68
3.3. Особенности формирования и развития процесса религиозной конверсии на примере перехода христиан в ислам
3.4. Изменение социальной идентичности мусульман под влиянием религиозной конверсии 85
Заключение 97
Список литературы 102
Приложение 1. Список информантов 110
Приложение 2. Гайд интервью 112
Приложение 3. Пример транскрипта интервью
Приложение 4 Анкетный опрос 128
Приложение 5. Таблица идентификаций по тесту «Кто я?»
В последние годы, как в западной, так и в российской социологической литературе, можно наблюдать возрастающий научный интерес к феномену религиозности, в частности, к религиозной составляющей социальной идентичности. В особенности высокую значимость приобрели исследования, посвященные теме религиозной конверсии. Религиозное обращение стало предметом исследования таких научных дисциплин, как культурология, социология, психология, социальная антропология и др. Имеющиеся теоретические и эмпирические исследования по данной тематике демонстрируют хорошо разработанные вопросы в отношении структуры конверсии, её поэтапного развития и факторов формирования. Однако в социологических работах соотношение религиозной конверсии и социальной идентичности рассматривается крайне редко.
Вопрос, рассматриваемый в данной работе, посвящен изучению процесса религиозной конверсии конвертитов, перешедших из христианского вероисповедания в мусульманское. При этом следует учитывать, что для новообращенных ислам не является традиционной религией, соответствующей территории их исторического проживания. В данной работе рассматривается, каким образом религиозная идентичность новообращенного влияет на его социальную идентичность, насколько приобретенная религиозность по-новому формирует самоопределение индивида.
Актуальность проблемы
В последние десятилетия в контексте политических, социально-экономических перемен в России особенно возросло значение «религиозного фактора» и духовно-религиозной сферы в целом. По данным российских исследований от 15 до 20 миллионов человек исповедуют ислам в России. Например, американский исследовательский центр Pew Research Center насчитал на 2017 год примерно 10% россиян, относящих себя к мусульманам. Подавляющее большинства российских мусульман проживает на территории Северного Кавказа, Поволжья, Урала, в Западной Сибири, в Санкт-Петербурге и Москве. Активное возрождение ислама приходится на конец В конце 1980-х гг. наблюдается возрождение ислама, что проявляется в появлении мусульманских учебных заведений, а позже включением религиозного дискурса в трансляции аудио-визуальных СМИ.
На сегодняшний день в России отмечаются 5 центров духовного управления, представляющие собой независимые и самостоятельные образования: Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ, Высший координационный центр мусульман в России, Исламский культурный центр в Москве, Совет муфтиев и Союз мусульман России. Мусульмане представляют свои интересы в политической и общественной жизни страны в виде партий, движений, или в роли участника разработки региональных и федеральных законов, как это делает исламское духовенство.
Современные средства массовой информацией транслируют отрицательный образ ислама, отожествляемый с экстремизмом и терроризмом. Негативную окраску образу ислама в России формировали постоянные упоминания о международном исламском терроризме, взрывах домов в ряде городов России, московском метро и другие трагические случаи, а также употребление заголовков СМИ с соответствующей окраской: «Как шариат становится законом для всей Европы», «Шариатский суд в России» и др.
Сегодня мусульманскую общину можно найти практически в каждом крупном городе России, не говоря уже о таких центрах городской жизни, как Санкт-Петербург и Москва. Численность таких общин увеличивается за счет приезда мигрантов, рождения детей в мусульманских семьях и принятием ислама местных жителей. На сегодняшний день трудно определить хотя бы приблизительные цифры по численности русских мусульман в России, так как один из основных источников - Всероссийская перепись населения - не учитывает этническую и религиозную принадлежность респондентов.
По словам члена Совета муфтиев России Вячеслава-Али Полосина, также перешедшего из христианства в ислам, численность русских мусульман составляет всего 10 тысяч человек. Но это цифра колеблется от нескольких сотен до десятков и сотен тысяч человек в зависимости от называющих эту численность людей, принадлежащих к различным конфессиям.
Однако при анализе групп и сообществ в социальных сетях «Вконтакте.ру» и «Facebook» были отмечены группы с численностью от 500 до почти 8000 человек: 7613 участников (Русские мусульмане (Славяне в Исламе)), 2913 членов группы (Русь правовеная (Русские мусульмане), 2421 участник (Русские мусульмане на пути праведных предков), - это цифры относительно социальной сети «Вконтакте.ру». Меньшее количество подобных групп с меньшим числом участников можно отметить в международной социальной сети «Facebook» («Islamkingdom – Русское Царство ислама» - 2200 читателей страницы), что связано с гораздо меньшей популярностью сайта на территории России. Необходимо уточнить, что популярный сайт для общения «Вконтакте.ру» также активно работает на территории Белоруссии, Казахстана. Но уже по данным численности некоторых групп можно утверждать о довольно высокой цифре представителей традиционно немусульманского населения.
Актуальная религиозная ситуация в нашей стране, а именно, рост новых религиозных движений, увеличение числа приверженцев традиционных религий, в том числе ислама, обусловливает необходимость осмысления быстрых трансформационных процессов религиозности, и как следствие, трансформацию социальной идентичности. В сложившихся условиях особую актуальность приобретают знания об особенностях социальной идентичности представителей мусульманского сообщества, так как идентификация определяет поведение индивидов и характер социальных отношений.
В связи с этим, феномен религиозного обращения приобретает особую актуальность как процесс религиозных изменений, влекущий за собой существенные изменения в самоопределении индивида и пересмотра своей идентичности.
Основной целью исследования является изучение трансформации социальной идентичности новообращенных мусульманского вероисповедания в условиях процесса религиозной конверсии.
Для достижения этой цели, были выделены следующие задачи:
1. анализ научной литературы и обобщение теоретических подходов к проблеме исследований социальной идентичности и к вопросу ее формирования;
2. содержательный анализ понятия «религиозная идентичность»;
3. анализ классических и современных теорий, моделей социологического объяснения религиозного обращения;
4. анализ специфики формирования и развития религиозной конверсии;
5. выявление социокультурных факторов, способствующих возникновению и развитию феномена «религиозной конверсии»;
6. анализ соотношения религиозной и социальной идентичностей в социологическом аспекте;
7. рассмотрение особенностей мусульманской религиозности с точки зрения элементов социальной идентичности;
8. анализ изменения социальной идентичности под воздействием конверсии на примере перехода христиан в ислам на основе анализа интервью с адептами ислама.
Объект исследования - конвертиты мусульманского вероисповедания, (под конвертитом мы понимает верующего, принадлежащего к определенной этнической общности по рождению и перешедшего из доминирующей в ней религиозной системы в инокультурную религию).
Предмет работы - особенности функционирования процесса религиозного обращения и его воздействие на формирование, развитие социальной идентичности индивида на примере перехода христиан в ислам.
Основная гипотеза исследования состоит в следующем: в условиях смены религиозной принадлежности наблюдаются трансформационные изменения в системе социальной идентичности новообращенного.
Формулировка основной гипотезы конкретизируется в ряде частных гипотез:
1. Религиозное обращение как социально-психологический процесс повышения уровня религиозности ведет к изменениям самоопределения и жизненной позиции на уровне различных элементов социальной идентичности;
2. Религиозная идентичность новообращенного в рамках мусульманской религиозности возникает и актуализируется за счет появления религиозных групп, сообществ или отдельных членов этих групп, влияющих на осмысление себя как части коллективной идеи;
3. Принадлежность к исламу демонстрирует низкую степень религиозной толерантности по отношения к христианам.
Положения, выносимые на защиту:
1. Процессу религиозной конверсии предшествует кризис социальной идентичности, сопровождающийся эмоциональной напряженностью, состоянием неопределенности, внутренней несогласованностью компонентов идентичности;
2. В результате конверсии из христианства в ислам религиозная идентичность занимает лидирующую позицию в системе иерархий социальной идентичности.
В данной работе используются основные понятия, раскрывающие специффику выбранной тематики.
Под социальной идентичностью понимается совокупность идентификаций, приобретаемых в ходе социализации и связанных с принадлежностью и ощущением членства к различным социальным группам. По Бергеру и Лукману идентичность – это определенный набор символических социально сконструированных значений, которые разделяются всеми членами группы и является всегда открытой для новых интерпретаций и преобразований. Категорию социальной идентичности раскрывают следующие понятия: социальная роль, социальный статус, социальное поведение.
Процесс религиозной конверсии раскрывается через следующую систему ключевых понятий: религиозная конверсия, трансформация личности, религиозность, религиозное сознание, религиозная идентичность, религиозный опыт, религиозная социализация, новообращенный (конвертит), ислам. Категорию религиозности определяется через понятия, соответствующие индивидуальному случаю новообращенного: религиозная, конфессиональная, социальная идентичность и религиозный опыт. Перечисленные понятия актуальны при изучении процесса конверсии как фактора смены религиозной и социальной идентичностей.
Социальная роль – ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек. Это модель поведения, ориентированная на данный статус, шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. (по Р. Линтону).
Социальный статус - позиция (положение) индивида в социальной системе, определяемая по некоторым признакам (этническим, профессиональным и т. д.). Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. Каждый статус обычно предполагает исполнение ряда ролей. (по Р. Линтону)
Социальное поведение - это система взаимосвязанных действий, осуществляемых личностью с целью реализации определенной социальной роли. Поведение личности в обществе является социальным, если оно, во-первых, мотивированно, во-вторых, ориентированно на поведение других людей (М. Вебер).
Религиозность — «феномен сознания, мировоззренческая установка, приверженность определенной религиозной идеологии, воплощающиеся в деятельности и повседневном целеполагании» . В социологическом аспекте, по мнению Е.А. Островской, религиозность рассматривается с трех позиций: деятельностной, мировоззренческой и идеологической .
Религиозная конверсия– процесс изменения религиозности в форме перехода от неверия к активной религиозной вере или перехода от одной религии к другой, сопровождающийся глубокими эмоциональными переживаниями и изменением системы ценностей.
Религиозный опыт – процесс обретения и поддержания религиозной идентичности, со временем формирующий стереотипную картину мира и предполагающий знание религиозных текстов (молитв, заповедей) и других авторитетных текстов той или иной религиозной традиции.
Религиозная социализация – процесс усвоения религиозного опыта других и приобщение этого опыта в собственные религиозные ценности и ориентации.
При изучении религиозного обращения в перспективе социальной и религиозной идентичностей необходимо отметить дополнительный ряд определений, необходимых для исследования в данной работе: социальная идентичность, религиозная идентичность, конфессиональная идентичность.
Религиозная идентичность понимается в данной работе как самоопределение индивида в соответствии с некоторой всеобъемлющей социальной системой, которая выстраивает отношения человека со сверхъестественными силами и реализуется во множестве форм.
Под конфессиональной идентичностью мы понимает самоидентификацию с конкретной формой этого взаимодействия, регулируемую системой правил, требований положений, догм, зафиксированную в устном или письменном предании.
Методологическую основу работы составили концепции зарубежных и отечественных исследователей в области социологии и социологии религии. В исследовании применен синтез ряда теорий в рамках нескольких подходов к изучению конверсии – позитивистского, восходящего к Э. Дюркгейму и интерпретативного, восходящего к М. Веберу. Для рассмотрения категории религиозности и структурной составляющей конверсии применяются следующие теории: многомерная модель религиозности Ч. Глока и Р. Старка, теория конверсии Дж. Лофланда и Р. Старка, модель конверсии Л. Рэмбо.
Теоретико-методологической основой исследования послужили концепции, раскрывающие понятие и структуру социальной идентичности согласно Г. Тэджфелу, Дж. Тэрнеру, Г. Брейкуэллу, а также концепция формирования групповой идентичности Т.Г. Стефаненко. В качестве базовых теоретико-методологических оснований для соотношения религиозной и социальной идентичности применена теория сложной социальной идентичности С. Роккаса и М. Брюера и модель формирования социальной идентичности канадских исследователей С. Эмиота и Дж. Терри.
Научная новизна данной работы состоит в теоретическом осмыслении и эмпирическом исследовании соотношения феномена религиозной конверсии и системы социальной идентичности, в рамках которого были выявлены структурные элементы процесса конверсации на примере мусульман, перешедших из христианства. Также обнаружено, что под воздействием религиозной конверсии происходит изменение иерархии системы социальной идентичности, при которой религиозная идентичность занимает лидирующую позицию и определяет другие элементы социальной идентичности в рамках мусульманской религиозности.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в работе представлена теоретическая основа для изучения религиозного обращения, а на основе эмпирического исследования представлены причины, побуждающие к смене ценностных ориентиров, которые выражаются в формирования убеждения в преимущества ислама перед христианской религиозной традицией. Кроме того, в работе представлены основные вопросы и проблемы, связанные с концептом религиозности, что может учитываться и применяться в практическом изучении конверсации и мусульманской религиозности.
Практическая значимость проявляется в том, что дальнейшая работа в данном направлении может позволить выявить закономерности в принятии ислама и элементы эмоционального состояния (агрессия и т.д.), а также социального фона конвертита, которые могут привести к вступлению в радикальный ислам.
Вопрос, рассматриваемый в данной работе, посвящен изучению процесса религиозной конверсии конвертитов, перешедших из христианского вероисповедания в мусульманское. При этом следует учитывать, что для новообращенных ислам не является традиционной религией, соответствующей территории их исторического проживания. В данной работе рассматривается, каким образом религиозная идентичность новообращенного влияет на его социальную идентичность, насколько приобретенная религиозность по-новому формирует самоопределение индивида.
Актуальность проблемы
В последние десятилетия в контексте политических, социально-экономических перемен в России особенно возросло значение «религиозного фактора» и духовно-религиозной сферы в целом. По данным российских исследований от 15 до 20 миллионов человек исповедуют ислам в России. Например, американский исследовательский центр Pew Research Center насчитал на 2017 год примерно 10% россиян, относящих себя к мусульманам. Подавляющее большинства российских мусульман проживает на территории Северного Кавказа, Поволжья, Урала, в Западной Сибири, в Санкт-Петербурге и Москве. Активное возрождение ислама приходится на конец В конце 1980-х гг. наблюдается возрождение ислама, что проявляется в появлении мусульманских учебных заведений, а позже включением религиозного дискурса в трансляции аудио-визуальных СМИ.
На сегодняшний день в России отмечаются 5 центров духовного управления, представляющие собой независимые и самостоятельные образования: Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ, Высший координационный центр мусульман в России, Исламский культурный центр в Москве, Совет муфтиев и Союз мусульман России. Мусульмане представляют свои интересы в политической и общественной жизни страны в виде партий, движений, или в роли участника разработки региональных и федеральных законов, как это делает исламское духовенство.
Современные средства массовой информацией транслируют отрицательный образ ислама, отожествляемый с экстремизмом и терроризмом. Негативную окраску образу ислама в России формировали постоянные упоминания о международном исламском терроризме, взрывах домов в ряде городов России, московском метро и другие трагические случаи, а также употребление заголовков СМИ с соответствующей окраской: «Как шариат становится законом для всей Европы», «Шариатский суд в России» и др.
Сегодня мусульманскую общину можно найти практически в каждом крупном городе России, не говоря уже о таких центрах городской жизни, как Санкт-Петербург и Москва. Численность таких общин увеличивается за счет приезда мигрантов, рождения детей в мусульманских семьях и принятием ислама местных жителей. На сегодняшний день трудно определить хотя бы приблизительные цифры по численности русских мусульман в России, так как один из основных источников - Всероссийская перепись населения - не учитывает этническую и религиозную принадлежность респондентов.
По словам члена Совета муфтиев России Вячеслава-Али Полосина, также перешедшего из христианства в ислам, численность русских мусульман составляет всего 10 тысяч человек. Но это цифра колеблется от нескольких сотен до десятков и сотен тысяч человек в зависимости от называющих эту численность людей, принадлежащих к различным конфессиям.
Однако при анализе групп и сообществ в социальных сетях «Вконтакте.ру» и «Facebook» были отмечены группы с численностью от 500 до почти 8000 человек: 7613 участников (Русские мусульмане (Славяне в Исламе)), 2913 членов группы (Русь правовеная (Русские мусульмане), 2421 участник (Русские мусульмане на пути праведных предков), - это цифры относительно социальной сети «Вконтакте.ру». Меньшее количество подобных групп с меньшим числом участников можно отметить в международной социальной сети «Facebook» («Islamkingdom – Русское Царство ислама» - 2200 читателей страницы), что связано с гораздо меньшей популярностью сайта на территории России. Необходимо уточнить, что популярный сайт для общения «Вконтакте.ру» также активно работает на территории Белоруссии, Казахстана. Но уже по данным численности некоторых групп можно утверждать о довольно высокой цифре представителей традиционно немусульманского населения.
Актуальная религиозная ситуация в нашей стране, а именно, рост новых религиозных движений, увеличение числа приверженцев традиционных религий, в том числе ислама, обусловливает необходимость осмысления быстрых трансформационных процессов религиозности, и как следствие, трансформацию социальной идентичности. В сложившихся условиях особую актуальность приобретают знания об особенностях социальной идентичности представителей мусульманского сообщества, так как идентификация определяет поведение индивидов и характер социальных отношений.
В связи с этим, феномен религиозного обращения приобретает особую актуальность как процесс религиозных изменений, влекущий за собой существенные изменения в самоопределении индивида и пересмотра своей идентичности.
Основной целью исследования является изучение трансформации социальной идентичности новообращенных мусульманского вероисповедания в условиях процесса религиозной конверсии.
Для достижения этой цели, были выделены следующие задачи:
1. анализ научной литературы и обобщение теоретических подходов к проблеме исследований социальной идентичности и к вопросу ее формирования;
2. содержательный анализ понятия «религиозная идентичность»;
3. анализ классических и современных теорий, моделей социологического объяснения религиозного обращения;
4. анализ специфики формирования и развития религиозной конверсии;
5. выявление социокультурных факторов, способствующих возникновению и развитию феномена «религиозной конверсии»;
6. анализ соотношения религиозной и социальной идентичностей в социологическом аспекте;
7. рассмотрение особенностей мусульманской религиозности с точки зрения элементов социальной идентичности;
8. анализ изменения социальной идентичности под воздействием конверсии на примере перехода христиан в ислам на основе анализа интервью с адептами ислама.
Объект исследования - конвертиты мусульманского вероисповедания, (под конвертитом мы понимает верующего, принадлежащего к определенной этнической общности по рождению и перешедшего из доминирующей в ней религиозной системы в инокультурную религию).
Предмет работы - особенности функционирования процесса религиозного обращения и его воздействие на формирование, развитие социальной идентичности индивида на примере перехода христиан в ислам.
Основная гипотеза исследования состоит в следующем: в условиях смены религиозной принадлежности наблюдаются трансформационные изменения в системе социальной идентичности новообращенного.
Формулировка основной гипотезы конкретизируется в ряде частных гипотез:
1. Религиозное обращение как социально-психологический процесс повышения уровня религиозности ведет к изменениям самоопределения и жизненной позиции на уровне различных элементов социальной идентичности;
2. Религиозная идентичность новообращенного в рамках мусульманской религиозности возникает и актуализируется за счет появления религиозных групп, сообществ или отдельных членов этих групп, влияющих на осмысление себя как части коллективной идеи;
3. Принадлежность к исламу демонстрирует низкую степень религиозной толерантности по отношения к христианам.
Положения, выносимые на защиту:
1. Процессу религиозной конверсии предшествует кризис социальной идентичности, сопровождающийся эмоциональной напряженностью, состоянием неопределенности, внутренней несогласованностью компонентов идентичности;
2. В результате конверсии из христианства в ислам религиозная идентичность занимает лидирующую позицию в системе иерархий социальной идентичности.
В данной работе используются основные понятия, раскрывающие специффику выбранной тематики.
Под социальной идентичностью понимается совокупность идентификаций, приобретаемых в ходе социализации и связанных с принадлежностью и ощущением членства к различным социальным группам. По Бергеру и Лукману идентичность – это определенный набор символических социально сконструированных значений, которые разделяются всеми членами группы и является всегда открытой для новых интерпретаций и преобразований. Категорию социальной идентичности раскрывают следующие понятия: социальная роль, социальный статус, социальное поведение.
Процесс религиозной конверсии раскрывается через следующую систему ключевых понятий: религиозная конверсия, трансформация личности, религиозность, религиозное сознание, религиозная идентичность, религиозный опыт, религиозная социализация, новообращенный (конвертит), ислам. Категорию религиозности определяется через понятия, соответствующие индивидуальному случаю новообращенного: религиозная, конфессиональная, социальная идентичность и религиозный опыт. Перечисленные понятия актуальны при изучении процесса конверсии как фактора смены религиозной и социальной идентичностей.
Социальная роль – ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек. Это модель поведения, ориентированная на данный статус, шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. (по Р. Линтону).
Социальный статус - позиция (положение) индивида в социальной системе, определяемая по некоторым признакам (этническим, профессиональным и т. д.). Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. Каждый статус обычно предполагает исполнение ряда ролей. (по Р. Линтону)
Социальное поведение - это система взаимосвязанных действий, осуществляемых личностью с целью реализации определенной социальной роли. Поведение личности в обществе является социальным, если оно, во-первых, мотивированно, во-вторых, ориентированно на поведение других людей (М. Вебер).
Религиозность — «феномен сознания, мировоззренческая установка, приверженность определенной религиозной идеологии, воплощающиеся в деятельности и повседневном целеполагании» . В социологическом аспекте, по мнению Е.А. Островской, религиозность рассматривается с трех позиций: деятельностной, мировоззренческой и идеологической .
Религиозная конверсия– процесс изменения религиозности в форме перехода от неверия к активной религиозной вере или перехода от одной религии к другой, сопровождающийся глубокими эмоциональными переживаниями и изменением системы ценностей.
Религиозный опыт – процесс обретения и поддержания религиозной идентичности, со временем формирующий стереотипную картину мира и предполагающий знание религиозных текстов (молитв, заповедей) и других авторитетных текстов той или иной религиозной традиции.
Религиозная социализация – процесс усвоения религиозного опыта других и приобщение этого опыта в собственные религиозные ценности и ориентации.
При изучении религиозного обращения в перспективе социальной и религиозной идентичностей необходимо отметить дополнительный ряд определений, необходимых для исследования в данной работе: социальная идентичность, религиозная идентичность, конфессиональная идентичность.
Религиозная идентичность понимается в данной работе как самоопределение индивида в соответствии с некоторой всеобъемлющей социальной системой, которая выстраивает отношения человека со сверхъестественными силами и реализуется во множестве форм.
Под конфессиональной идентичностью мы понимает самоидентификацию с конкретной формой этого взаимодействия, регулируемую системой правил, требований положений, догм, зафиксированную в устном или письменном предании.
Методологическую основу работы составили концепции зарубежных и отечественных исследователей в области социологии и социологии религии. В исследовании применен синтез ряда теорий в рамках нескольких подходов к изучению конверсии – позитивистского, восходящего к Э. Дюркгейму и интерпретативного, восходящего к М. Веберу. Для рассмотрения категории религиозности и структурной составляющей конверсии применяются следующие теории: многомерная модель религиозности Ч. Глока и Р. Старка, теория конверсии Дж. Лофланда и Р. Старка, модель конверсии Л. Рэмбо.
Теоретико-методологической основой исследования послужили концепции, раскрывающие понятие и структуру социальной идентичности согласно Г. Тэджфелу, Дж. Тэрнеру, Г. Брейкуэллу, а также концепция формирования групповой идентичности Т.Г. Стефаненко. В качестве базовых теоретико-методологических оснований для соотношения религиозной и социальной идентичности применена теория сложной социальной идентичности С. Роккаса и М. Брюера и модель формирования социальной идентичности канадских исследователей С. Эмиота и Дж. Терри.
Научная новизна данной работы состоит в теоретическом осмыслении и эмпирическом исследовании соотношения феномена религиозной конверсии и системы социальной идентичности, в рамках которого были выявлены структурные элементы процесса конверсации на примере мусульман, перешедших из христианства. Также обнаружено, что под воздействием религиозной конверсии происходит изменение иерархии системы социальной идентичности, при которой религиозная идентичность занимает лидирующую позицию и определяет другие элементы социальной идентичности в рамках мусульманской религиозности.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в работе представлена теоретическая основа для изучения религиозного обращения, а на основе эмпирического исследования представлены причины, побуждающие к смене ценностных ориентиров, которые выражаются в формирования убеждения в преимущества ислама перед христианской религиозной традицией. Кроме того, в работе представлены основные вопросы и проблемы, связанные с концептом религиозности, что может учитываться и применяться в практическом изучении конверсации и мусульманской религиозности.
Практическая значимость проявляется в том, что дальнейшая работа в данном направлении может позволить выявить закономерности в принятии ислама и элементы эмоционального состояния (агрессия и т.д.), а также социального фона конвертита, которые могут привести к вступлению в радикальный ислам.
Данная работа посвящена изучению трансформационных изменений социальной идентичности в контексте религиозной конверсии. Феномен религиозного обращения представляет собой длительный процесс изменения религиозности в форме перехода от неверия к вере или перехода от одной религии к другой, сопровождающийся глубокими эмоциональными переживаниями и изменением системы ценностей. В работе последовательно представлены теоретико-методологические основания изучения социальной идентичности, а также представлены результаты эмпирического исследования о ее трансформации в контексте смены религиозной принадлежности на примере перехода христиан в ислам.
Для проведения эмпирического исследования было опрошено 20 конвертитов, перешедших из христианства в ислам с целью проверки следующей гипотезы: в условиях смены религиозной принадлежности наблюдаются трансформационные изменения в системе социальной идентичности новообращенного.
Основная гипотеза подтвердилась посредством проверки частных теорий на основе эмпирического исследования, последняя из которых была опровергнута:
1. На примере религиозной конверсии 20 мусульман подтвердилось изменение восприятия себя в системе религиозного видения мира и увеличение степени религиозной осознанности в виде более активной религиозной позиции и участившихся религиозных практиках;
2. В результате религиозной конверсии новообращенные приобщались к религиозным сообществам, усиливали контакты внутри религиозных групп, при этом снижая внерелигиозные связи, что повлияло на осмысление себя как части коллективной идеи
3. Принадлежность к мусульманской конфессии демонстрирует высокий уровень религиозной толерантности новообращенных и низкую социальную дистанцию к представителям христианского вероисповедания.
В ходе работы было выявлено, что процессу религиозной конверсии предшествует кризис социальной идентичности, выраженный в чувстве внутренней несогласованности, разорванности собственного «я». Религиозная идентичность после принятия ислама напрямую считалась информантами продолжением идентичности до конверсии. Идентичность рассматривается новообращенными не через единство и целостность своей индивидуальной жизни, а посредством деления автобиографии на период до и после конверсии.
Также в ходе научного исследования выявлено, что в результате конверсации религиозная идентичность конвертитов занимает лидирующую позицию в системе иерархий социальной идентичности. Информация, полученная методом интервью, в ряде случаев демонстрирует элементы потери личностной идентичности и ее замены на социальную (групповую) идентичность – в данном случае, на принадлежность к мусульманскому сообществу (умме).
Стоит отметить, что религиозная самоидентификация тесно взаимодействует с гендерной идентичностью, принадлежностью к семейной и родственной группе. Тесная связь религиозной идентичности с семейно-родственными отношениями обусловлена высокой ролью семьи в воспроизводстве исламских ценностей. А гражданская и этническая принадлежность при конструировании единой системы самоопределения находятся на периферии социальной идентичности.
Полученные данные позволили сделать следующие выводы о социокультурных предпосылках и структурной составляющей процесса религиозной конверсии:
1. Основной чертой, объединяющей большинство информантов до формального момента вступления в ислам, стало восприятия себя как человека верующего, что обуславливает последующее развитие религиозного сознания.
2. Религиозная конверсия – это реакция на эмоциональный кризис, выражающийся в общих характеристиках: тревожности, неопределенности, сомнениях в себе и страхом. Сравнение ислама и христианства в идеологическом смысле становится решающим шагом к смене религиозной ориентации.
3. Религиозное обращение как событие в большинстве случаев имеет место на подготовительном этапе ко взрослой жизни в возрасте от 15 до 25 лет.
4. Были выявлены социокультурные предпосылки религиозного обращения, сгруппированные следующим образом: внутренние религиозные факторы (духовные мотивы, стремление к трансцендентному, потребность в непротиворечивой картине мире), внешние религиозные факторы (религиозный характер социального контекста, религиозность родителей, опыт взаимодействия с представителями иной религии), внутренние факторы светского характера (жизненные проблемы, трагические ситуации, события в жизни, ресурсные преимущества), внешние факторы светского характера (отношения с родителями и значимыми близкими в детстве, социальный опыт, предшествующий обращению).
5. Независимо от места проживания главным фактором для большинства респондентов, определяющим первое знакомство и первые знания об исламе, было наличие в социальном окружении «этнических» мусульман, то есть по национальности своей традиционно исповедующие ислам, что повлияло на осмысление допустимого «другого» видения мира;
6. Принятие ислама все информанты ассоциируют с объяснением несостоятельности христианства. Были обозначены первостепенные идеологические аспекты мусульманства, которые у всех информантов являются преимуществами перед христианством и определяют их выбор мусульманской религиозности: рационализм ислама, единобожие, неизменность и традиционность ислама, универсальность и всеобъятность ислама, отсутствие христианской укорененности, положение женщины в исламе.
7. Респонденты приписывают случившемуся с ними религиозному повороту божественный характер, чем самостоятельно усиливают и делают более устойчивым свое религиозное сознание. Также стоит указать, что участвующие в исследовании новообращенные настаивали на собственном и самостоятельном выборе религии без вмешательства верующих знакомых, друзей, религиозных групп, которые, тем не менее, в каждом случае присутствовали.
Таким образом, в результате религиозного обращения происходит трансформация социальной идентичности, при которой конвертит, ориентируясь на исламские нравственные ценности в повседневной жизнедеятельности, перестраивает идентификации в Я-образе согласно религиозным убеждениям и представлениям мусульманина о себе и реальности вокруг. Религиозное обращение представляет долговременный, многоуровневый процесс осознанной трансформации личности по причине возникновения внутренней тяги к поиску истины в рамках религиозного видения мира, что ведет за собой трансформацию социальной идентичности через изменение иерархии ее элементов.
Для более детального изучения трансформации социальной идентичности под воздействием религиозной конверсии в дальнейшем предполагается провести исследование на выявление иерархии элементов социальной идентичности, где в качестве контрольной выборки будут христиане со сходными половозрастными характеристиками. Можно предположить, что в этом случае религиозная идентичность не будет выступать в качестве доминирующей, что свидетельствует об особом влиянии конверсации на социальную идентичность новообращенных, принявших ислам. Следовательно, религиозное обращение меняет систему ценностей верующего и способствует изменению иерархии Я-образов в сторону доминирования религиозной идентичности.
Дальнейшая разработка темы об особенностях влияния религиозной конверсии на социальную идентичность имеет хорошие перспективы и ставит перед нами дополнительные вопросы, появившиеся в процессе проведения исследования. При указанной в работе высокой роли уммы в жизнедеятельности мусульманина требуется подробное изучение влияния религиозной общины на систему социальной идентичности, что может дать ответы на причинные факторы появления экстремистских настроений в мусульманской среде и распространения радикального ислама. При каких социально-психологических условиях происходит потеря личностной идентичности и ее полная замена на религиозную? Как меняется исламская идентичность в рамках современного общества? Применима ли в действительности концепция евроислама? Эти и многие другие вопросы демонстрируют необходимость в дальнейших исследованиях по данной проблематике.
Для проведения эмпирического исследования было опрошено 20 конвертитов, перешедших из христианства в ислам с целью проверки следующей гипотезы: в условиях смены религиозной принадлежности наблюдаются трансформационные изменения в системе социальной идентичности новообращенного.
Основная гипотеза подтвердилась посредством проверки частных теорий на основе эмпирического исследования, последняя из которых была опровергнута:
1. На примере религиозной конверсии 20 мусульман подтвердилось изменение восприятия себя в системе религиозного видения мира и увеличение степени религиозной осознанности в виде более активной религиозной позиции и участившихся религиозных практиках;
2. В результате религиозной конверсии новообращенные приобщались к религиозным сообществам, усиливали контакты внутри религиозных групп, при этом снижая внерелигиозные связи, что повлияло на осмысление себя как части коллективной идеи
3. Принадлежность к мусульманской конфессии демонстрирует высокий уровень религиозной толерантности новообращенных и низкую социальную дистанцию к представителям христианского вероисповедания.
В ходе работы было выявлено, что процессу религиозной конверсии предшествует кризис социальной идентичности, выраженный в чувстве внутренней несогласованности, разорванности собственного «я». Религиозная идентичность после принятия ислама напрямую считалась информантами продолжением идентичности до конверсии. Идентичность рассматривается новообращенными не через единство и целостность своей индивидуальной жизни, а посредством деления автобиографии на период до и после конверсии.
Также в ходе научного исследования выявлено, что в результате конверсации религиозная идентичность конвертитов занимает лидирующую позицию в системе иерархий социальной идентичности. Информация, полученная методом интервью, в ряде случаев демонстрирует элементы потери личностной идентичности и ее замены на социальную (групповую) идентичность – в данном случае, на принадлежность к мусульманскому сообществу (умме).
Стоит отметить, что религиозная самоидентификация тесно взаимодействует с гендерной идентичностью, принадлежностью к семейной и родственной группе. Тесная связь религиозной идентичности с семейно-родственными отношениями обусловлена высокой ролью семьи в воспроизводстве исламских ценностей. А гражданская и этническая принадлежность при конструировании единой системы самоопределения находятся на периферии социальной идентичности.
Полученные данные позволили сделать следующие выводы о социокультурных предпосылках и структурной составляющей процесса религиозной конверсии:
1. Основной чертой, объединяющей большинство информантов до формального момента вступления в ислам, стало восприятия себя как человека верующего, что обуславливает последующее развитие религиозного сознания.
2. Религиозная конверсия – это реакция на эмоциональный кризис, выражающийся в общих характеристиках: тревожности, неопределенности, сомнениях в себе и страхом. Сравнение ислама и христианства в идеологическом смысле становится решающим шагом к смене религиозной ориентации.
3. Религиозное обращение как событие в большинстве случаев имеет место на подготовительном этапе ко взрослой жизни в возрасте от 15 до 25 лет.
4. Были выявлены социокультурные предпосылки религиозного обращения, сгруппированные следующим образом: внутренние религиозные факторы (духовные мотивы, стремление к трансцендентному, потребность в непротиворечивой картине мире), внешние религиозные факторы (религиозный характер социального контекста, религиозность родителей, опыт взаимодействия с представителями иной религии), внутренние факторы светского характера (жизненные проблемы, трагические ситуации, события в жизни, ресурсные преимущества), внешние факторы светского характера (отношения с родителями и значимыми близкими в детстве, социальный опыт, предшествующий обращению).
5. Независимо от места проживания главным фактором для большинства респондентов, определяющим первое знакомство и первые знания об исламе, было наличие в социальном окружении «этнических» мусульман, то есть по национальности своей традиционно исповедующие ислам, что повлияло на осмысление допустимого «другого» видения мира;
6. Принятие ислама все информанты ассоциируют с объяснением несостоятельности христианства. Были обозначены первостепенные идеологические аспекты мусульманства, которые у всех информантов являются преимуществами перед христианством и определяют их выбор мусульманской религиозности: рационализм ислама, единобожие, неизменность и традиционность ислама, универсальность и всеобъятность ислама, отсутствие христианской укорененности, положение женщины в исламе.
7. Респонденты приписывают случившемуся с ними религиозному повороту божественный характер, чем самостоятельно усиливают и делают более устойчивым свое религиозное сознание. Также стоит указать, что участвующие в исследовании новообращенные настаивали на собственном и самостоятельном выборе религии без вмешательства верующих знакомых, друзей, религиозных групп, которые, тем не менее, в каждом случае присутствовали.
Таким образом, в результате религиозного обращения происходит трансформация социальной идентичности, при которой конвертит, ориентируясь на исламские нравственные ценности в повседневной жизнедеятельности, перестраивает идентификации в Я-образе согласно религиозным убеждениям и представлениям мусульманина о себе и реальности вокруг. Религиозное обращение представляет долговременный, многоуровневый процесс осознанной трансформации личности по причине возникновения внутренней тяги к поиску истины в рамках религиозного видения мира, что ведет за собой трансформацию социальной идентичности через изменение иерархии ее элементов.
Для более детального изучения трансформации социальной идентичности под воздействием религиозной конверсии в дальнейшем предполагается провести исследование на выявление иерархии элементов социальной идентичности, где в качестве контрольной выборки будут христиане со сходными половозрастными характеристиками. Можно предположить, что в этом случае религиозная идентичность не будет выступать в качестве доминирующей, что свидетельствует об особом влиянии конверсации на социальную идентичность новообращенных, принявших ислам. Следовательно, религиозное обращение меняет систему ценностей верующего и способствует изменению иерархии Я-образов в сторону доминирования религиозной идентичности.
Дальнейшая разработка темы об особенностях влияния религиозной конверсии на социальную идентичность имеет хорошие перспективы и ставит перед нами дополнительные вопросы, появившиеся в процессе проведения исследования. При указанной в работе высокой роли уммы в жизнедеятельности мусульманина требуется подробное изучение влияния религиозной общины на систему социальной идентичности, что может дать ответы на причинные факторы появления экстремистских настроений в мусульманской среде и распространения радикального ислама. При каких социально-психологических условиях происходит потеря личностной идентичности и ее полная замена на религиозную? Как меняется исламская идентичность в рамках современного общества? Применима ли в действительности концепция евроислама? Эти и многие другие вопросы демонстрируют необходимость в дальнейших исследованиях по данной проблематике.



