Введение 3
1. Судовые паротурбинные установки 5
1.1. Схема и цикл простейшей паротурбинной установки 5
1.2. Тепловая схема паротурбинной установки 7
1.3. Т ермодинамические параметры цикла ЯЭУ 11
1.4. Параметры пара 13
1.5. Принципиальные тепловые схемы ПТУ 15
2. Физико-математическая модель ПТУ 20
3. Методы оптимизации 23
3.1. Метод покоординатного спуска 23
3.2. Метод золотого сечения 26
4. Оптимизация термодинамических параметров ПТУ 29
4.1. Метод покоординатного спуска для расчета оптимальных значений
начального давления и температуры питательной воды 29
4.2. Метод покоординатного спуска для расчета оптимальных значений
давлений регенеративного отбора 35
Заключение 41
Список литературы 42
Арктика обладает значительными природными ресурсами, включая углеводороды, руды различных металлов и алмазы, добыча которых приносит большой вклад в валовой внутренний продукт (ВВП) государства. В Арктической зоне Российской Федерации сосредоточена четверть запасов нефти и более 70% газа, стоимость которых составляет более 20 трлн. долларов. В пределах материковой части Арктики выявлены уникальные запасы и прогнозные ресурсы медно-никелевых руд, олова, платиноидов, агрохимических руд, редких металлов и редкоземельных элементов, крупные запасы золота, алмазов, вольфрама, ртути, чёрных металлов, оптического сырья и поделочных камней, 10% запаса никеля, 19% металлов платиновой группы, 10% титана, более 3% цинка, кобальта и серебра.[17]
Планы развития компаний-недропользователей в Арктике, связанные с увеличением объёмов добываемого сырья, а также с необходимостью обустройства месторождений, предприятий по их обслуживанию, требуют улучшения транспортной доступности и расширение сроков навигации для круглогодичной работы.[17] В связи с выходом указа президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204, в котором пунктом «а» п. 15 поставлена задача по развитию СМП и увеличению грузопотока по нему до 80 млн.т.[14]
Для успешного развития грузоперевозок и обеспечения безопасного судоходства в акватории СМП является развитие атомного ледокольного флота. На сегодняшний день уже построено 2 новых универсальных атомных ледокола проекта 22220 (ЛК-60Я) «Арктика» и «Сибирь» с мощностью на валах 60 МВт. Ведётся строительство ещё трёх ледоколов данного проекта на АО «Балтийский завод» с сроком ввода в эксплуатацию: УАЛ «Урал» - 2022 г.; УАЛ «Якутия» - 2024 г.; УАЛ «Чукотка» - 2026 г.
Все эти ледоколы нуждаются в увеличении эффективности работы, а значит в оптимизации установленных на них силовых установок.
Целью данной работы является оптимизация судовой энергетической установки для атомных ледоколов.
Для осуществления поставленной задачи необходимо:
• разработать математическую модель, в основе которой лежит баланс потоков масс и энергий в цикле паротурбинной установки;
• выбрать методы оптимизации;
• реализовать программу для выбранных методов оптимизации.
В настоящее время, для увеличения объемов добываемого сырья в Арктике, необходимо улучшение транспортной доступности и расширение сроков навигации для круглогодичной работы.
И если для успешного развития грузоперевозок и обеспечения безопасного судоходства в акватории СМП, ведется активное строительство новых универсальных атомных ледоколов, то для увеличения их эффективности работы необходима оптимизация установленных на них силовых установок.
В результате выполненной работы были решены следующие задачи:
• разработана математическая модель, в основе которой лежит баланс потоков масс и энергий в цикле паротурбинной установки;
• выбраны методы оптимизации;
• реализована программа для выбранных методов оптимизации.
Математическая модель была разработана для двух схем ПТУ: с одним и двумя регенеративными подогревателями. Двумерная оптимизация проводилась методом покоординатного спуска, для одномерной оптимизации был использован метод «золотого сечения».
1. Аксельбант А.М. Судовые энергетические установки. Л.: Судостроение, 1970 г.
2. Аттетков, А.В. Методы оптимизации: Учебное пособие / А.В. Аттетков, В.С. Зарубин, А.Н. Канатников. - М.: Риор, 2016. - 48 с.
3. Верете А. Г., Дельвинг А.К. Судовые паровые и газовые энергетические установки: Учеб. для мореход. училищ. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1990. - 240 с.
4. Дядик А.Н., Сурин С.Н. Энергетика атомных судов. - СПб.: Судостроение, 2014. - 476 с.
5. Зайцев Ю.И. Основы теории и проектирования судовых паротурбинных установок, Л.: Судостроение, 1974 г.
6. Занин А. И., Соколов В. С. 3-27 Паровые турбины; Учеб. пособие для СПТУ. — М.: Высш. шк., 1988.—208 с.
7. Измаилов, А.Ф. Численные методы оптимизации: Учебное пособие / А.Ф. Измаилов, М.В. Солодов. - М.: Физматлит, 2008. - 320 с.
8. Кашка М.М., Ирлица Л.А., Ефанская Е.А., Матвиишина К.А., Головинский С.А. Роль атомного ледокольного флота в достижении национальной задачи по увеличению объема грузопотока в акватории Северного морского пути // Арктика: экология и экономика. — 2021. — Т. 11, — № 1. — С. 101-110.
9. Келлер, И.Э. Методы оптимизации в примерах и задачах: Учебное пособие / И.Э. Келлер. - СПб.: Лань, 2015. - 512 с.
10. Корнеенко, В.П. Методы оптимизации. / В.П. Корнеенко. - М.: Высшая школа, 2007. - 664 с.
11. Кузнецов В.А. Судовые ядерные энергетические установки: Учебник.- Л.: Судостроение, 1989. - 256 л.
12. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
13. Шатровский Д.А. Паротурбинные установки атомных судов. Главные турбоагрегаты и вспомогательные турбомеханизмы.: Учебное пособие.- М.: В/О «МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА», 1990 г. - 56 л.
14. Шатровский Д.А. Паротурбинные установки атомных судов. Основы теримодинамики и тепловые циклы. - М.: В/О «Мортехинформреклама», 1990.-54 с.
Интернет-ресурсы:
15. https://icebreakers.tass.ru/dolgij-put-na-sever/ot-ermaka-do-sovremennyh- atomohodov
16. http: //www.wsp.ru/ru/