Подготовка к публикации и фольклорно-этнографическое комментирование крестьянской стихотворной биографии «Горькая доля
или Песни о моей жизни от рождения до 45 лет» Г.Ф. Кругова
(из собрания Древлехранилища ИРЛИ)
Введение 3
Глава I Подготовка текста к публикации и разработка принципов
комментирования 5
Подготовка текста к публикации 5
Принципы комментирования 7
Источники для комментирования 11
Глава II Комментарии к тексту 15
Пояснения к таблице 15
Текст рукописи и комментарии 15
Заключение 98
Список использованной литературы 103
Рукопись автобиографии Григория Филатовича Кругова была найдена Г.В. Маркеловым в антикварно-букинистическом магазине в Санкт-Петербурге в 2009 году1, затем была приобретена Пушкинским Домом и помещена в Древлехранилище1 2.
Рукопись состоит из 97 глав, которые обозначены автором как «песни» и пронумерованы римскими цифрами. Весь текст представляет собой переплетённый фолиант размером 33,8 x 21,5 см, содержащий 500 листов, заполненных стихотворными строками с обеих сторон. Почерк автора аккуратный, скорописный, с писарскими завитками. Бумага гладкая нелинованная со штемпелями: «Фабрики наследников / Сумкина / №5» и «Товарищество / №6 / Кувшинова». Фабричные штемпели датированы началом XX века. Листы прошиты суровыми нитками, собраны в тетрадях по восемь листов. Ряд листов в начале и в конце выпадает из блока, края этих листов повреждены и потёрты. Углы листов замусолены. Переплёт выполнен из плотного толстого картона с матерчатыми уголками и корешком3.
Как следует из даты, проставленной на титульном листе, автобиография в стихах была написана в 1918 - 1923 гг.
Целиком рукопись ещё не была опубликована несмотря на то, что сам Г.Ф. Кругов предпринимал несколько попыток. В 2014 году Г.В. Маркелов включил некоторые главы рукописи в сборник «Первая мировая война в устном и письменном творчестве русского крестьянства: По материалам Пушкинского Дома» 4. Это «песни» LIX-XCI, в которых Кругов рассказывает о времени, которое он провёл на войне.
Целью данной работы было подготовить издание рукописи с фольклорноэтнографическими комментариями.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) вычитать и выверить текст рукописи: убедиться, чтобы текст, перепечатанный в Word-документ, полностью соответствовал авторской орфографии и пунктуации рукописи;
2) изучить принятые системы комментирования, сконструировать цель комментирования и предполагаемую аудиторию комментариев к рукописи;
3) разработать и описать принципы комментирования;
4) собрать базу необходимой литературы для комментирования (общекультурные словари и энциклопедии, региональные диалектные словари, краеведческие справочники);
5) прокомментировать необходимые фрагменты.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена подготовке текста к публикации и разработке принципов комментирования. Вторая глава состоит из комментариев к первым 5 главам рукописи. В заключении сделаны выводы о том, какой интерес может представлять прокомментированная часть рукописи для научного сообщества.
Прокомментированные главы рукописи познакомили нас с детством представителя «великого незнакомца» (так, напомню, назвал Т.Шанин крестьянское сословия) - стихотворца Григория Филатовича Кругова. Значимость этого текста заключается в том, что Григорий Кругов рассказывает о взрослении крестьянского ребёнка «изнутри». В научный оборот введены многие автобиографии детей дворянского происхождения, однако подробные письменные биографии крестьянских детей крайне редки. Детство в изложении Кругова представляет совмещение традиционных деревенских ценностей и модерновых городских. Автор и его брат - первое поколение в их семье, которое выходит за рамки привычной для их родственников жизни. Они вынуждены отправится в город в ученье, а затем на работу, в то время как их родители и бабушки, дедушки всю жизнь трудились на земле. Несмотря на то, что Григорию пришлось очень рано встраиваться в новую жизнь, он подробно зафиксировал не только своё детство в Ямышовке, но и рассказы своих предков об их жизни и о значимых для них событиях. Автор передаёт воззрения своих родственников, пропустив их сквозь призму человека, знакомого с другой, городской, культурой. Так, рассказ бабушки о мироустройстве он называет «сказкой». Как человек, который обладает большими знаниями о мире, чем его «домашняя учительница», автор жизнеописания судит о том, что это неправда в бабушкиной космогонии, но вспоминает, что раньше он охотно верил в правдивость того, что «небо - это твердый потолокъ, а нанемъ пробиты дырки и пылаетъ огонёкъ». Однако не всё, что связано со старым миром, приобретает в автобиографии снисходительную оценку. Без каких-либо упоминаний о личных сомнениях в правильности происходящего Кругов рассказывает о страхе быть убитым за грех грозой, о вещем сне со старичком, указавшим путь, о походах к знахаркам и о народной медицине.
Городской период детства автора связан с другими смысловыми комплексами. Автор рассказывает о том, как он начинает встраиваться в повседневную жизнь, о которой ничего не знает, а его близкие вряд ли могут просветить его в деталях городского быта. Далёкий Петербург представляется маленькому автору, как сказочное место, где можно жить в достатке. Кругов представляет читателю реальный Петербург как мир индивидуалистов. Если в Ямышовке крестьяне боролись скорее против нужды, то в городе люди борются исключительно против друг друга за свою выгоду. Пребывание автора в городе начинается с торга за него в переплётной мастерской, затем там же его раз за разом «подставляют» под наказание коллеги, чтобы защитить себя (как, например, другой подмастерье, который подсунул ему нитки, чтобы не быть наказанным). На Апраксином дворе над потерявшимся мальчиком только смеются, но не помогают, при этом лавочники понимают, что мальчика будут бить. Петербург оказывается не тем городом, который видился ему в воображении до отъезда, где:
.. .всегда зимой илЬтомъ
Зеленеются луга
Да текутъ медовы рЬки
И кисельны берега
ГдЬ не в избахъ, а въ палатахъ
Люди добрые живутъ
Ни какой нужды незнаютъ
Въ кучи золото кладутъ.
Пироговъ не приЬдают
Щи безъ мяса не варятъ Сладки пряники ломаютъ Да сощами ихъ Ьдят. ГдЬ пешкомъ ни кто не ходитъ Изъ квартиры ни куда ГдЬ царя съ царицей видятъ И вельможъ его всегда.
Для Кругова Петербург - это место, где каждый сам за себя. Автор начинает осваивать там новые жизненные стратегии. Делом первой важности становится обретение профессии, без которой сложно добиться какого-либо успеха. Маленький подмастерье обнаруживает, что в работниках в городе ценятся не те же качества, что в деревне, где важным оказывается выносливость, сила, здоровье. В Петербурге же в его среде важнейшими качествами оказываются смекалка, усидчивость, внимательность и образованность (Кругов замечает, что даже отношение к нему строгого и жестокого хозяина переплётной мастерской меняется, когда тот замечает, что ребёнок тянется к знаниям, старается стать грамотным). Освоение профессии для автора - это не только возможность облегчить жизнь родителям, так как еду и одежду ученику обеспечивает хозяин мастерской, но и возможность создать дополнительную жизненную стратегию, применимую в более перспективном, по сравнению с родной деревней, месте - в столице. Кругов осваивает те модерновые знания, которые неприменимы в деревне, где не развито книгопечатание.
Стоит отметить, что при общем противопоставлении города и деревни, как пространств современного и традиционного, не всё укладывается в данную концепцию. Например, взгляды бабушки Григория Кругова на ребёнка и воспитание оказываются более приближены к современному пониманию. Она, руководствуясь евангельским принципом «дети - ангельские души», проводит время в занятиях, которые интересны детям (лепит из глины, рассказывает интересные историю про старину, угощает лакомствами)....
1. Абдуллина Д.А. Отечественный детский портрет первой половины XIX века: романтические образы ангела, «благородного дикаря» и героя // Артикульт. №40 (4-220). С. 78-91.
2. Авсеенко В.Н. История города С.-Петербурга в лицах и картинках. 1703-1903. Исторический очерк. М.: Пересвет, 1993. С. 233 с.
3. Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при старом порядке.
Екатеринбург: Изд. Уральского ун-та, 1999. С. 416 с.
4. Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. СПб.: Фолио- Пресс, 1998. 704 с.
5. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. 1534 с.
6. Волкова Т.И. Ярославское земство и развитие народного здравоохранения и образования в губернии (1865 - 1918 гг.) / Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 1998. С. 18-45.
7. Ганьшина Г.В. Особенности развития и сохранения народных художественных промыслов Центрального федерального округа // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. №3. С. 78—84.
8. Ганьшина Г.В. Природные материалы в народных художественных промыслах России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. №1. С. 74-83.
9. Геннеп А. ван Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. М.: Восточная литература РАН, 1999. 198 с.
10. Грибоедов А.С. Горе от ума / ПСС: в 3 т. СПб.: Изд-во «Нотабене», 1995. Т. 1. С. 9-122.
11. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1981. 192 с.
12. Даль В.И. Толковый словарь живаго великорускаго языка. М.: Изд- во общества любителей Рос. словесности, 1863 г. Ч.1. 627 с.
13. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым / Подготов. А. П. Евгеньева, Б. Н. Путилов. М., 1977. 488 с.
14. Евангелие от Луки: гл. 18, ст. 15-17.
15. Евангелие от Марка: гл. 10, ст. 13-16......64