Объект исследования - ООО «Завод автономных источников тока» (г. Саратов).
Основной вид деятельности - производство аккумуляторных батарей и их частей .
Проведен анализ персонала за 2021-2023 годы.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Понятие, цели и значение мотивации персонала 5
1.2 Формы и принципы мотивации персонала в организации 9
1.3 Модели мотивации персонала 15
2 АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «ЗАВОД АВТОНОМНЫХ ИСТОЧНИКОВ ТОКА» 21
2.1 Характеристика деятельности ООО «Завод автономных источников тока» 21
2.2 Анализ форм принципов мотивации персонала 29
2.3 Проблемы мотивации персонала в ООО «Завод автономных источников тока» 32
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ЗАВОД АВТОНОМНЫХ ИСТОЧНИКОВ ТОКА» 35
3.1 Совершенствование программ профессионального развития и кадрового резерва в системе мотивации сотрудников 35
3.2 Разработка нематериальной мотивации персонала в организации 51
3.3 Расчет эффективности предложенных мероприятий 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Актуальность темы исследования. В эпоху современной экономической деятельности, ключевым аспектом управления персоналом является строительство и развитие мотивационной системы. Для достижения высокой эффективности в управлении компанией критически важно глубокое понимание мотиваций, стимулирующих работников к трудовому процессу. Это знание о том, что заставляет человека действовать, какие стремления у него есть, позволяет создать на предприятии мощную систему мотивации.
Управление компанией охватывает широкий спектр вопросов, затрагивающих разные аспекты менеджмента. Умение руководителя распознавать и понимать, что мотивирует сотрудников, становится основой для формирования эффективной рабочей атмосферы.
Создание мотивационной системы для сотрудников зависит от различных аспектов, включая стратегию развития и планирование на будущее, финансовые ресурсы компании, а также от подхода к управлению персоналом и кадровую стратегию.
Степень разработанности проблемы. Фундаментальный вклад в теоретическое обоснование управления мотивацией персонала внесли следующие отечественные и зарубежные ученые: В.А. Балаев, И.В. Васильева, М.С. Дадаева, Ю.Г. Одегов, Ш. Ричи, В.Е. Хруцкий и др.
Цель исследования – исследовать мотивацию персонала в организации и разработать направления совершенствования мотивации персонала в организации ООО «Завод автономных источников тока».
Задачи исследования:
изучить понятие, цели и значение мотивации персонала;
исследовать формы и принципы мотивации персонала в организации;
рассмотреть модели мотивации персонала в организации;
представить характеристику деятельности ООО «Завод автономных источников тока»;
провести анализ форм принципов мотивации;
выявить проблемы мотивации персонала в ООО «Завод автономных источников тока»;
предложить совершенствование программ профессионального развития и кадрового резерва в системе мотивации сотрудников;
предложить разработку нематериальной мотивации персонала в организации;
провести расчет эффективности предложенных мероприятий.
Исследование основано на общенаучных методах исследования, научных работах ученых из разных стран, которые изучают проблемы мотивации и развития системы мотивации труда. Для данного исследования были использованы данные статистики, работы ученых в области развития потенциала предприятий и трудовой мотивации, которые были опубликованы в учебной и научной литературе, в Интернете, а также результаты собственных исследований и материалы с конференций. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы, как сравнительный и системный анализ, экспертный опрос, анкетирование, ранжирование, а также синтез и моделирование.
В ходе работы была учтена широкая информационная база, включающая научные статьи и публикации в области экономики, менеджмента и управления персоналом. Также было проведено исследование нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения и формы материального стимулирования сотрудников, а также документов, определяющих процедуры управления.
Практическая значимость исследования заключается в разработке мероприятий по совершенствованию мотивации персонала в организации ООО «Завод автономных источников тока».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав с подпунктами, заключения, списка использованных источников и приложения.
В первой главе выпускной квалификационной работы ознакомились с теоретическими и методологическими основами управления мотивацией персонала, в частности, более углублено были исследованы такие вопросы, как понятие и сущность мотивации, особенности формирования комплексной системы мотивации персонала, а также проведен обзор методов стимулирования персонала.
В результате исследования базовой учебной литературы пришли к следующим обобщающим выводам: эффективная и продуктивная деятельность предприятия, а, в конечном счете, его прибыльность зависит напрямую от мотивации персонала.
Мотивация понимается как динамическая система, взаимодействующих между собой внутренних факторов (мотиваторов), вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека. Как комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека определял мотивацию Маслов Ю.А.
В содержательном аспекте категория «мотивация» характеризуется как совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Афанасьева В.С. определяет мотивацию как «внутреннюю психологическую характеристику личности, находящую свое выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности и в самой, осуществляемой им, деятельности».
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. Следует отметить, что влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
Значимой в рамках исследования становится позиция Жукова М.А., которые определяют мотивацию как процесс побуждения к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.
Мотивация персонала отличается тем, что она объединяет поощрения и наказания и определяется ясными целями и критериями оценки. Для управления трудовой мотивацией часто используется стимулирование на индивидуальном уровне. Например, в компании уже введены премии за достижение KPI и штрафы за нарушение правил. Чтобы мотивировать сотрудников, HR-специалисты или руководители напоминают им о ожидаемых результатах и вознаграждении за их труды. Система стимулирования помогает повысить мотивацию работников в зависимости от изменяющихся обстоятельств, таких как увеличение нагрузки или кризис в компании
ООО «Завод автономных источников тока», бывший Саратовский завод щелочных аккумуляторов, основанный 18 сентября 1933 года, первым в СССР освоил производство щелочных никель-кадмиевых аккумуляторов. До 1991 года основную номенклатуру предприятия составляли изделия специального назначения.
В условиях практически полного прекращения заказов для спецтехники, высвобожденный научно-технический и производственный потенциал предприятия был направлен на создание серийного производства никель-кадмиевых аккумуляторов общепромышленного назначения.
В 2022 году на предприятии были применены следующие методы нематериальной мотивации: благодарность сотрудникам склада была выражена 141 раз, повышение персонала по карьерной лестнице было произведено 67 раз в 2021 году, 89 раз в 2023 году. 125 сотрудников ООО «Завод АИТ» получили мотивацию в течение 2023 года.
В сфере управления персоналом в экономическом аспекте ключевую роль играют методы мотивации, основанные на экономических принципах, применимые на всех стадиях подготовки кадров. Важность придается совокупности экономических и технических аспектов планирования внутри компании, которые интегрируются в единую стратегию развития. Создание стратегического плана развития компании начинается с момента планирования, после чего задачи для реализации этого плана распределяются среди менеджеров различных уровней для обеспечения контроля за их исполнением. В условиях рыночной экономики, принятие экономически ориентированных решений в управлении персоналом становится ключевым элементом для создания эффективной, интегрированной и стабильной экономической системы управления в компании.
Заработок работников наёмного типа в ООО «Завод АИТ» состоит из ряда составляющих: основной заработной платы, сдельной оплаты за выполненную работу, а также разнообразных дополнений. К последним относятся премии, выплаты за работу в выходные и праздничные дни, компенсации за сверхурочные часы и специальные пособия для кормящих матерей. Также, размер заработной платы может быть установлен либо руководством компании, либо её отделом кадров.
Что касается минимальной заработной платы, то она гарантирована государством и регулируется через установление минимальных тарифов и предоставление разнообразных компенсаций. Это обеспечивает поддержку работников на должном уровне и способствует их финансовой стабильности.
В ООО «Завод АИТ» предусмотрены особые вознаграждения в виде единовременных премий, но они предназначены исключительно для обладателей высшего образования. В отличие от этого, участие в распределении прибыли компании обеспечивается через специальные бонусы, которые не являются разовыми выплатами, а скорее выражаются в форме доли от прибыли.
Для повышения эффективности управления трудовыми ресурсами в ООО «Завод АИТ» необходимо, чтобы каждый сотрудник стремился получать моральное, а не материальное удовлетворение от своей работы. Такой подход позволит сформулировать основные направления деятельности:
- определить миссию предприятия, которая будет не только ориентирована на бизнес, но и на хозяйственную организацию. Сотрудники должны принять и поддерживать эту миссию;
- разработать систему ценностей и целей, которые будут общими для всех участников бизнес-процессов.
Для определения путей совмещения модели развития бизнеса, стратегии и культуры, необходимо разработать систему, которая позволит улучшить имидж предприятия в соответствии с его миссией. Также важно создать мотивационную систему, которая будет стимулировать сотрудников к работе над совершенствованием бизнеса. Для поощрения высокой культуры обслуживания в работе персонала, можно предложить дополнительные материальные и моральные стимулы, такие как бонусы за положительные отзывы клиентов, создание доски почета, корпоративные выезды на отдых вместе с членами семей сотрудников и т.д. Кроме этого, необходимо организовать контроль проявлений корпоративной культуры во взаимоотношениях с внешней средой и внутри организации.
Для повышения эффективности управления трудовыми ресурсами в ООО «Завод АИТ» предлагается разработать программу адаптации и наставничества, целью наставничества в ООО «Завод АИТ» будет являться оказание помощи сотрудникам в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных навыков выполнения должностных обязанностей, адаптации в коллективе, а также в воспитании дисциплинированности.
Таким образом, при совершенствовании системы мотивации в ООО «Завод АИТ», произойдет рост производительности труда, минимизация текучести кадров, рост постоянства кадров, а также рост выручки и прибыли.
1. Афанасьева В.С. Эффективные методы мотивации персонала / В. С. Афанасьева // Аллея науки. -2020. - Т. 2. - № 12(51). - С. 456-458
2. Балаев В.А., Гридчин В.С., Чаплыгин Н.А. Мотивация персонала. Современные подходы в мотивации персонала // Молодой исследователь: вызовы и перспективы. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Интернаука», 2020. С. 267-271.
3. Беляцкий Н. П., Велесько С. Е., Ройш П. Управление персоналом. – Мн.: Интерпрессервис, 2019. – 352 с.
4. Близнюк Т. А., Сапунова Т. А. Прогноз и анализ изменений современного состояния рынка труда в России // Modern Science. 2020. № 3. C. 55-55.
5. Васильева И. В. Психотехники и психодиагностика в управлении персоналом. — М.: Юрайт. 2023. 123 с.
6. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Психология управления персоналом. Психическое выгорание. — М.: Юрайт. 2024. 300 с.
7. Волкова А. С., Кудаева М. М. Антикризисное управление персоналом. — М.: Юрайт. 2023. 171 с.
8. Голуб И.Н. Геймификация как инструмент мотивации труда персонала // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 8. С. 157-160.
9. Горленко О. А., Ерохин Д. В., Можаева Т. П. Управление персоналом. — М.: Юрайт. 2023. 218 с.
10. Давыдова С.Б. Мотивация профессиональной деятельности: Учебное пособие. – М., МГУКИ, 2020. – С. 68-144.
11. Дадаева М. С., Ильясова К. Х., Ильясова М. Х. Мотивационный процесс и его структура // Экономика и предпринимательство. 2022. № 5 (142). С. 1438-1441.
12. Данилкина Ю. В. Стратегический менеджмент. Учебное пособие для вузов. — М.: Лань. 2023. 84 с.
13. Духновский С. В. Кадровая безопасность организации. — М.: Юрайт. 2023. 234 с.
14. Егоров В. П. Документационное обеспечение управления негосударственных организаций в условиях цифровой экономики. Учебное пособие для вузов. — М.: Лань. 2023. 216 с.
15. Жаркова М. В. Психология для менеджеров и предпринимателей. Братислава : Спринт. 2019. 224 с.
16. Жукова М. А., Жуков В. А. Система мотивации персонала в гостиничном бизнесе // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2022. Т. 11. № 5. С. 16-21.
17. Заборовская С. Г. Кадровый менеджмент на государственной гражданской и муниципальной службе. — М.: Юрайт. 2024. 181 с.
18. Завертаная Е. И. Управление качеством в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний. — М.: Юрайт. 2023. 308 с.
19. Захарова Л. Н. Психология управления. Учебник для вузов. — М.: Лань. 2023. 396 с.
20. Исаева О. М., Припорова Е. А. Управление человеческими ресурсами в образовательной организации. — М.: Юрайт. 2023. 179 с.
21. Колосов В. А. Организационная культура. — М.: Юрайт. 2023. 344 с.
22. Кязимов К. Г. Управление человеческими ресурсами: профессиональное обучение и развитие. — М.: Юрайт. 2024. 203 с.
23. Маркетинг персонала. Практикум: Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2024. 256 с.
24. Масалова Ю. А. Маркетинг персонала. — М.: Юрайт. 2023. 322 с.
25. Никитина А. С., Чевтаева Н. Г. Управление человеческими ресурсами в государственном и муниципальном управлении. — М.: Юрайт. 2024. 188 с.
26. Одегов Ю. Г., Долженкова Ю. В., Малинин С. В. Аутсорсинг и аутстаффинг в управлении персоналом. — М.: Юрайт. 2023. 390 с.
27. Пасынкова Б. Е., Валькович О. Н. Современные подходы к построению эффективной системы мотивации персонала // Институциональная трансформация социально-экономической системы России: приоритеты и перспективы. 2020. С. 311-316.
28. Пугачев В. П. Управление персоналом организации. — М.: Юрайт. 2024. 524 с.
29. Ричи Ш. Управление мотивацией: Учеб. пособие для вузов /Пер. с англ, под ред. проф. Е.А. Климова. / Ричи Ш, Мартин П. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – С. 157-399.
30. Романова Ю. Д., Винтова Т. А., Коваль П. Е. Информационные технологии в управлении персоналом. — М.: Юрайт. 2024. 272 с.
31. Специалист по управлению персоналом. / Под ред. Н. Г. Чевтаева — М.: Юрайт. 2022. 213 с.
32. Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия: Учеб.-практ. пособие. -5-еизд. -М.: Дело. – 2020. –С. 112-272.
33. Хруцкий В. Е., Толмачев Р. А., Хруцкий Р. В. Оценка персонала. Сбалансированная система показателей. — М.: Юрайт. 2023. 204 с.
34. Юшаева Р. С. Э., Саралинова Д. С., Иналова М. А. Эффективность внедрения системы мотивации персонала на предприятии // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 4. № 6. С. 329-332.