Введение 3
Глава 1 Теоретические основы транспортно-пересадочных узлов 4
1.1. Понятие транспортно-пересадочного узла 5
1.2. ТПУ как элемент городского пространства 7
1.3. Планировочная структура ТПУ 9
1.4. Классификация транспортно-пересадочных узлов 12
1.5. Основные показатели, характеризующие функционирование ТПУ 15
Глава 2 Зарубежный и отечественный опыт проектирования ТПУ 18
2.1. Принципы транзитно-ориентированного развития (ТОР) 18
2.2. Анализ ТПУ Кингс-Кросс (Kings Cross) в Лондоне 21
2.3. Транспортно-пересадочные узлы Токио 25
2.4. ТПУ Москвы 36
Глава 3 Применение стандартов ТОР для территории перспективных ТПУ Санкт-
Петербурга 44
3.1. Особенности перспективных ТПУ Санкт-Петербурга 44
3.2. Сравнительная оценка территорий, прилегающих к ТПУ Санкт-Петербурга, с
применением стандартов ТОР 48
3.3. Меры по эффективному использованию территорий перспективных ТПУ Санкт-
Петербурга 58
3.3.1 Девяткино 58
3.3.2 Волковская 66
Заключение 73
Приложение 75
Список литературы 83
Актуальность темы заключается в том, что транспортная проблема является одной из важнейших проблем крупных городов, мегалополисов, которая с их ростом и развитием приобретает всё более острый социальный, градостроительный, экономический характер. Развитие агломераций заставляет жителей быть более мобильными, а транспортнопересадочные узлы (ТПУ) в значительной мере решают проблемы скорости и удобства перемещения по городу, являясь основой эффективной работы городской пассажирской транспортной сети. Помимо этого, ТПУ приобретают общественно-деловые функции, тем самым в перспективе создавая новые точки притяжения в различных частях городов.
Целью работы выступает выявление роли внутригородских транспортнопересадочных узлов для городского развития и разработка предложений по их эффективному функционированию в Санкт-Петербурге.
Предмет исследования- роль внутригородских транспортно-пересадочных узлов в городском развитии
Объект исследования - внутригородская пассажирская транспортная система крупнейших городов
Научная новизна исследования заключается в обосновании теоретических положений и разработки оценки эффективности ТПУ для формирования устойчивой транспортной системы в городе
Задачи исследования
• Определение теоретических основ функционирования транспортно-пересадочных узлов
• Обобщение зарубежного и отечественного опыта проектирования ТПУ
• Выявление роли внутригородских транспортно-пересадочных узлов для городского развития
-Сравнительная оценка территорий, прилегающих к ТПУ Санкт-Петербурга, с применением стандартов ТОР.
-Выработка мер по эффективному использованию территорий перспективных ТПУ Санкт-Петербурга
В первой главе выпускной квалификационной работы будут рассмотрены основные теоретические понятия ТПУ как одного из основных элементов транспортнокоммуникационного пространства города, будет представлена планировочная структура и классификация транспортно-пересадочных узлов применительно к городским агломерациям.
Во второй главе будут раскрыты принципы транзитно-ориентированного развития (ТОР) как одного из основных методов проектирования ТПУ и прилегающих к ним территорий. Также будет проведена оценка эффективности зарубежных примеров ТПУ, из российских городов будет представлен опыт Москвы. На основе рассмотренных примеров будет выявлена роль ТПУ в городском развитии.
В третьей главе планируется провести сравнительную оценку территорий перспективных ТПУ Санкт-Петербурга применительно к ранее изученным стандартам транзитно-ориентированного развития, а также выработку мер по эффективному использованию прилегающих к данным ТПУ территорий.
В рамках научно-исследовательской работы нами были изучены теоретические основы функционирования транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), их классификация, особенности планировочной структуры. Мы убедились в двойственном характере ТПУ как одновременно части общегородского центра и транспортного каркаса города. Также были разобраны основные принципы транзитно-ориентированного развития (ТОР) территорий.
На примере Лондона (ТПУ Кингс-Кросс), Токио и Москвы нами был рассмотрен и отечественный и зарубежный опыт проектирования транспортно-пересадочных узлов. В результате, мы определили спектр влияний, которые ТПУ оказывают на городскую среду. Они охватывают различные аспекты городского развития (транспорт, экономика, социальная сфера). ТПУ способствуют повышению интенсивности и эффективности использования городского пространства, формируют многофункциональную среду, выступают как один из «катализаторов» редевелопмента территории, содействуют созданию новых точек роста города.
В ходе исследовательской работы был проведён анализ перспективных ТПУ Санкт- Петербурга и пересадочных узлов, граничащих с городом. Для сравнительной оценки территорий прилегающих к ТПУ с применением стандартов ТОР выбраны два ТПУ, которые представляют собой разные принципы развития. В первом случае ТПУ «догоняет» развитие территории (ТПУ «Девяткино»), во втором случае ТПУ сам формирует новое развитие (ТПУ «Волковская»).
Для сравнительной оценки и подсчёта показатель ТОР были проведены натурные обследования в километровой зоне вокруг Девяткино и Волковской. В результате были определены как общие проблемы (неудобство комфортных и безопасных пеших передвижений, нехватка зелёных зон), так и особенности, характерные для данных типов ТПУ. Девяткино - высокоплотный жилой район, с высокой степенью смешанной застройки, пространство, где активно используется автомобильный транспорт. Волковская- «рыхлая», слабо заселённая и слабосвязанная между собой территория, без ярко выраженной специализации. Исходя из особенностей данных ТПУ, стратегия развития территории вокруг ТПУ «Девяткино» была направлена на создание современного пересадочного узла и формирование комфортный среды для проживания (за счёт строительства нового спортивного комплекса, общественного пространства, парка, трансформации внутридворовой территории новых микрорайонов). Меры по развитию Волковской были ориентированы на поиск перспективных отраслей экономики применимых для данной территории (формирование технопарка, складские помещения нового формата («склады последней мили»), а также современное офисное и жилищное строительство).
1. СП 395.1325800.2018 «Транспортно-пересадочные узлы правила проектирования» [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/552304869
2. Азаренкова З.В. Транспортно-пересадочные узлы в планировке городов. - М.: ОАО «Типография новости», 2011 - 96 с.
3. Власов Д.Н. Транспортно-пересадочные узлы. - М. : Изд-во Моск. гос. строит. ун-та, 2017. - 192 с.
4. Вакуленко С.П., Евреенова Н.Ю. Планировочнаяструктуратранспортно-
пересадочныхузлов [Электронный ресурс] URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 18060097 86703469.pdf
5. Кузнецов А.Л., Эглит Я.Я., Кириченко А.В. Транспортный узел: к вопросу об
организации деятельности // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2013. №1 (44). [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/transportnyy-uzel-k-voprosu-ob-organizatsiideyatelnosti
6. Нарбеков М. Ф. Формирование интермодальных транспортно-пересадочных узлов и
станций в г. Баку и Бакинской агломерации // Вестник ЮУрГУ. Серия: Строительство и архитектура. 2017. №4. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-intermodalnyh-transportnoperesadochnyh- uzlov-i-stantsiy-v-g-baku-i-bakinskoy-aglomeratsii
7. Петрович М. Л, Шестернева Н. Н., Жеблиенок М. А., Баранов А. С. О городских
транспортно-коммуникационных коридорах // Транспорт РФ. 2014. № 5 (54). С. 39-43. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-gorodskih-transportno-
kommunikatsi onnyh-koridorah/vi ewer
8. Хайруллина Ю.С Общие положения функционально-пространственной организации
современного транспортно-коммуникационного узла Известия КГАСУ, 2011, № 4 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschie-polozheniya-
funktsionalno-prostranstvennoy-organizatsii-sovremennogo-transportno- kommunikatsionnogo-uzla/viewer
9. Ходатаев В. П., Железнодорожный транспорт в планировке городов, М.— Ленинград Госстройиздат 1952.
10. Владыкина М.В. Понятие «транспортно-пересадочный узел» в контексте города Новосибирска [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie- transportno-peresadochnyy-uzel-v-kontekste-goroda-novosibirska/viewer
11. Данилина Н.В. Методологические основы градостроительного планирования агломерационных систем «перехватывающих стоянок» [Электронный ресурс] URL: https://mgsu.ru/science/Dissoveti/Zashita dissert/danilina-nina- vasilievna/Avtoreferat DanilinaNV.pdf
12. Вырлан А.И. Трансформация элементов планировочной структуры [Электронный ресурс] URL: http://book.uraic.ru/prqject/conf/txt/005/archvuz18 pril/2/template article- ar=K01-20-k02.htm
13. Широкая Н.В. Развитие планировочной структуры территории транспортнопересадочных узлов [Электронный ресурс] URL:
https://mgsu.ru/science/Dissoveti/Zashita dissert/shirokaya nataliya victorovna/Dissertaciy a Shirokaya.pdf
14. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства -М. Строиздат, 1984. - 256 с.
15. Дмитриенко Н.В. Формирование сети транспортно-пересадочных узлов в системе городского пассажирского транспорта [Электронный ресурс] URL: https://elib.sfu- kras.ru/bitstream/handle/2311/125737/dissertaciya dmitrienko n.v.pdf?sequence=1...87