Введение 3
Глава 1. Современное развитие Северного морского пути 5
Глава 2. Изменение ледовых условий в акваториях СМП 7
2.1 Нарушения сплошности морского льда 9
2.2 Прогнозы изменения ледовых условий 13
Глава 3. Риски загрязнения окружающей среды при плавании по СМП 16
3.1 Последствия разливов нефти и СПГ 18
Глава 4. Источники риска при плавании по СМП 22
Глава 5. Материалы и методы 26
5.1 Определение зоны плаваний газовозов типа «Кристоф де Маржери» 26
5.2 Компьютерное моделирование вероятности аварийных ситуаций из-за сжатия судов
дрейфующими льдами 29
5.3 Расчет ущерба при разливе углеводородов 35
Глава 6. Результаты 39
Заключение 44
Список использованной литературы 45
Приложения 52
В шельфовой зоне Арктики находятся крупные месторождения нефти, газа и других полезных ископаемых, их развитие создает предпосылки для развития морских перевозок в арктической зоне по трассам Северного морского пути (СМП). На сегодняшний день на арктическом шельфе уже успешно функционирует проект «Ямал СПГ», который занимается добычей, сжижением и транспортировкой газа. Также интерес к использованию СМП связан с его логистическими преимуществами, так как он является кратчайшим путем между странами восточной Азии и западной Европы, а также соединяет порты европейской части России и Дальнего Востока. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена цель развития СМП и увеличения объёма грузоперевозок до 80 миллионов тонн в год.
Актуальность данной работы заключается в том, что для обеспечения судоходства по трассам Северного морского пути необходим анализ наиболее трудных ледовых условий для предотвращения аварийных ситуаций, вызванных наличием ледяного покрова, и чреватых аварийными разливами углеводородов.
Цель данного исследования: анализ возможного увеличения перевозок по Северному морскому пути и связанных с этим экологических рисков.
Для исследования ледовых условий по маршруту плаваний газовозов «Сабетта- Берингов пролив» и анализа рисков загрязнения окружающей среды вследствие разливов углеводородов были использованы ледовые карты из архива Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), созданные на основе космических снимков. Это позволило проанализировать ледовую ситуацию на трассе за период 1998-2020 гг. для мая месяца, т.е. внутригодового интервала с наиболее тяжёлыми ледовыми условиями плавания.
Объектом исследования является маршрут плаваний газовозов «Сабетта - Берингов пролив».
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- Оценка ледовых условий плавания от порта сжиженного природного газа Сабетта до Берингова пролива в мае месяце
- Анализ изменчивости условий плавания за период с 1998 по 2020 гг.
• Исследования рисков загрязнения окружающей среды вследствие развития СМП
• Расчет вероятности аварийных ситуаций с разливами на участке плавания в мае
В ходе работы была создана зона маршрутов плаваний газовозов типа «Кристоф де Маржери», были рассчитаны площади в сплоченных льдах, в сплоченных льдах при наличии старых льдов и площади толстых однолетних льдов в мае за период с 1998 по 2020 гг. Также были выделены основные факторы риска загрязнения окружающей среды вследствие транспортировки по СМП, была произведена оценка вероятности возникновения аварийной ситуации в созданной зоне плаваний в мае из-за сжатия судов льдами и связанного с аварией экологического ущерба от разлива углеводородов.
По результатам работы можно сделать следующие выводы:
1) За период 1998-2020 гг. в период наиболее тяжелых ледовых условий увеличилась доля участка в сплочённых льдах и существенно уменьшилась доля участка в сплоченных льдах при наличии старых льдов. Доля толстых однолетних льдов практически не изменилась.
2) Основными факторами риска загрязнения окружающей среды при транспортировке по СМП являются загрязнение морских вод двигателями судов, загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов и шумовое воздействие. Наиболее опасными являются аварийные ситуации разливов углеводородов, в связи с большей уязвимостью организмов и невозможностью оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации.
3) Вероятность аварийной ситуации по результатам моделирования для танкера- газовоза ледового класса Arc 7 в мае месяце для всех трех рассматриваемых сценариев составляет 0,965, что говорит о высокой вероятности аварии в случае без ледокольной проходки.
4) При аварийном разливе нефти в ходе транспортировки ущерб природной среде может составить от 1,5 млрд. руб. при разливе 700 т. нефти.
Несмотря на существенные изменения ледового покрова и увеличение перевозок по трассам СМП в последние несколько лет, существует риск аварийных ситуаций в наиболее тяжелые месяцы для судов ледового класса Arc 7 в случае без ледокольной проводки, и, следовательно, риск загрязнения окружающей среды.
1. Азовский А.И. Анализ многолетних рядов биологических данных: методологические проблемы и возможные подходы // Журнал общей биологии. 2018, № 79 (5), C. 329-341.
2. Алексеев Г.В., Александров Е.И., Глок Н.И., Иванов Н.Е., Смоляницкий В.М., Харланенкова Н.Е., Юлин А.В. Эволюция площади морского ледяного покрова Арктики в условиях современных изменений климата // Исслед. Земли из космоса. 2015. № 2. С. 5-19.
3. Аметистова, Л.Е. Экологические аспекты СПГ- проектов в арктических условиях / Л.Е. Аметистова, А.Ю. Книжников - М: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2016. - 48 с.
4. Бабич С.В., Яковлева А.А. Транспортно-логистический потенциал северного морского пути в евроазиатском экономическом пространстве // Российская Арктика 2019, № 4. С. 5-14.
5. Багдасарян А.А. Основные экологические проблемы Северного морского пути в перспективе его развития. / А.А. Багдасарян // Российская Арктика. - 2020. - №9. - С. 17-29.
6. Белый О.В., Скороходов Д.А., Стариченков А.Л. Северный морской путь: проблемы и перспективы. // Транспорт Российской Федерации. 2011. Т. 32. № 1. С. 8-12.
7. Бородачев В.Е., Тимохов Л.А. О строении ледяного покрова // Труды ААНИИ. 1979. Т. 364. С. 52-63.
8. Важенин В.П. Деформации ледяного покрова и возникающие при этом разрывы являются источником сведений о цунами и землетрясениях //Материалы XII Совещания географов Сибири и Дальнего Востока / Ред. П.Я. Бакланов. Владивосток: Тихоокеанский ин-т географии ДВО РАН, 2004. С. 74-76.
9. Виноградняя Е.С., Егорова Е.С., Шевелева Т.В., Юлин А.В. Изменчивость положения границ старых льдов в весенний период и остаточных льдов в осенний период в Северном Ледовитом океане в текущем климатическом периоде // Российская Арктика. - 2020. - №9. - С. 41-55.
10. Владимиров В.А. Разливы нефти: причины, масштабы, последствия // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2014. № 1. С. 227-232.
11. Воеводин В.А. Особенности ветрового сжатия льда в Северном Ледовитом океане // Труды ААНИИ, том 354. СПб: 1978. С. 97-10З.
12. Дианский Н.А., Соломонова И.В., Гусев А.В. Прогностические оценки климатических изменений в Арктике на основе комбинированного сценария // Российская Арктика. 2019. № 4. С. 24-33.
13. Дымент Л. Н. Динамика вихревых образований дрейфа льда и плотности разрывов в ледяном покрове арктического бассейна / Л. Н. Дымент, С. М. Лосев // Труды Государственного океанографического института. 2019. № 220. С. 61-74.
14. Дымент Л.Н., Лосев С.М. Метод долгосрочного прогноза дрейфа льда в Арктическом бассейне с заблаговременностью от трех месяцев // Результаты испытания новых и усовершенствованных технологий, моделей и методов гидрометеорологических прогнозов. 2021. ААНИИ, г. Санкт-Петербург. С. 128-138
15. Дымент Л.Н., Лосев С.М. Пространственные различия плотности разрывов в ледяном покрове приатлантической части Арктического бассейна // Лёд и Снег. 2020. Т. 60(4) С. 567577.....74