ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: Основные понятия исследования 21
1.1 Понятие и характеристики национального имиджа в современной
науке и способы его формирования 21
1.2 Понятие, виды и характеристики мегасобытий. Взаимосвязь
мегасобытий и национального имиджа 40
1.3 Внутренний имидж Китая и международный имидж Китая 53
ГЛАВА 2: Мегасобытия как инструмент формирования имиджа современного Китая 67
2.1 Шанхайская всемирная выставка 2010 г и формирование
национального имиджа Китая 67
2.2 Пекинская встреча АТЭС 2014 г. и формирование национального
имиджа Китая 88
2.3 Олимпийские игры в Пекине (2008 г.) и Зимние Олимпийские
игры (2022 г.) и формирование национального имиджа Китая 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ118 ИСТОЧНИКИ 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 128
Актуальность темы исследования. Национальный имидж является важной переменной в международных отношениях и важным средством игры национальных интересов. Сегодня, когда захлестывает волна глобализации, национальному имиджу уделяется беспрецедентное внимание со стороны суверенных стран. Хороший национальный имидж стал знаменем валютного обмена страны, паспортом в мир и двигателем социального и экономического развития. На таком глобализированном фоне у Китая появляется все больше и больше пересечений и взаимодействий с другими странами, а возможности присутствовать и появляться на различных международных платформах увеличиваются. В то же время особое значение приобретает вопрос международного имиджа Китая. Для растущего Китая, преследуя рост национальных интересов, также необходимо оптимизировать национальный имидж Китая и завоевать доверие международной общественности и понимание растущей мощи Китая.
За последние 40 лет, прошедших с тех пор, как Китай провел политику реформ и открытости, быстрое развитие экономики и культуры Китая вывело Китай с края мировой арены в центр мировой арены. Подъем Китая стал явлением, широко обеспокоенным международным сообществом. После того, как Китай успешно провел Олимпийские игры в Пекине в 2008 году, международный имидж Китая значительно улучшился, открыв главу в новую эру В новую эпоху у Китая новый облик и новое видение, и нет сомнения, что у него также есть новое имиджевое позиционирование и устремления. Тем не менее, есть некоторые опасения и сомнения по поводу подъема Китая в международном общественном мнении. Часто звучит вопрос, будет ли Китай твердо идти по пути развития «мирного подъема», считая путь «мирного подъема» Китая принципиально ненадежным? Многие даже утверждали, что Китай повторит путь Германии и Японии в первой половине ХХ века, грабя ресурсы и господствуя над миром с помощью войны1. В конце 20 века некоторые ученые и политики в США выдвинули «теорию китайской угрозы». Она основана на инерционном мышлении времен «холодной войны», «гегемонистской теории стабильности» американского ученого Роберта Гилпина и других реалистических теориях. После краткой положительной оценки реформ и открытости Китая и его постепенной интеграции в международное сообщество он назвал Китай «врагом» и «угрозой» и с помощью различных средств создал «имидж китайской угрозы».2
Имидж страны - это нематериальное богатство страны, а также визитная карточка страны для продвижения. Однако, учитывая особую форму правления Китая и уникальную экономическую модель, а также скорость экономического развития Китая в последние годы, визитная карточка Китая не так хорошо узнаваема, как визитные карточки других стран мира, особенно основных западных стран. Из-за разницы с моделью развития Запада это объективно привело к неправильной интерпретации Китая, преднамеренной или непреднамеренной, основным западным обществом. Поэтому, если Китай хочет создать себе положительный имидж, он должен не только использовать сцену международных событий для создания лучшего собственного имиджа, но и хорошо поработать над распространением международного имиджа Китая.....
По мере углубленного развития глобализации роль национального имиджа в международных отношениях становится все более важной. Это уже не просто форма мягкой силы, но и важное средство игры прав и интересов между странами. Кроме того, хороший национальный имидж принесет много экономических и политических выгод. Международное мегасобытие — это платформа, на которой страна может заявить о себе за рубежом и насладиться прекрасным моментом внимания всего мира. Это также процесс общения и взаимодействия между странами. На этой платформе он может не только показать экономический уровень, культурное наследие и духовное мировоззрение страны, но и помочь стране создать хороший национальный имидж.
С момента основания Нового Китая внутренний имидж Китая как крупнейшей развивающейся страны прошел три этапа. От «изоляции» до «широких друзей». Китай постепенно переместился с края мира в центр мира благодаря быстро развивающейся экономике и изменению внешней политики. Особую роль в этом процессе сыграли и мегасобытия, проведенные Китаем в начале 21 века. Среди них Олимпийские игры 2008 года в Пекине имеют большое значение для формирования национального имиджа Китая и продвижения его международного статуса. Он не только демонстрирует миру национальный дух, экономическую мощь, традиционную культуру и другие аспекты, позволяя миру более полно понять Китай, но и показывает миру образ теплой, развивающейся, гармоничной и ответственной страны. С 2008 года Китай все чаще участвует в различных международных делах, а национальный имидж Китая постоянно признается и высоко оценивается международным сообществом.
По мере того, как Китай становится более активным на мировой арене, внимание зарубежных СМИ к международному имиджу Китая также значительно возрастает. Есть две стороны формирования национального имиджа Китая в сообщениях ведущих зарубежных СМИ. С одной стороны, достижения Китая в области развития и международное влияние признаются, и растет число положительных отзывов об имидже Китая. С другой стороны, непонимание и предубеждение все еще очень очевидны, и негативные отчеты и даже искаженный и клеветнический образ Китая все еще существуют. Например, «Теория угрозы Китая». Поэтому Китай должен использовать платформу крупных мероприятий, чтобы устранить некоторые недоразумения иностранцев в отношении Китая и создать миролюбивый и дружественный международный имидж. Это также играет важную роль в содействии мирному возвышению Китая.
С 2008 года Китай, как страна-организатор, последовательно провел ряд крупных международных мероприятий, постепенно поднимая международный имидж Китая на новую высоту. В этой работе для тематических исследований в последние годы выбраны несколько крупных международных мероприятий, организованных Китаем, а именно Всемирная выставка в Шанхае в 2010 г., саммит АТЭС в Пекине в 2014 г., Олимпийские игры в Пекине (2008 г.) и Зимние Олимпийские игры (2022 г.). В каждом случае роль этих крупных международных событий в формировании национального имиджа Китая анализируется на экономическом, политическом, культурном и социальном уровнях. Полагаем, что с усилением всесторонней национальной мощи Китая, расширением международного влияния и реализацией стратегии национального имиджа национальный имидж Китая будет и далее широко признаваться и приниматься миром.
1. Allen J. etc., Project Management of Large Scale Events, translated by Wang Zengdong and Yang Lei, Machinery Industry Press, 2002.
2. Boulding K.E. The image: Knowledge in life and society, University of Michigan press, 1956.
3. Chas. W. Freeman, Jr. Arts of Power: Statecraft and Diplomacy, Washington, D.C.: United States Institute of Peace Press, 1997.
4. Donald GetZ., Event Management and Event Tourism. New York: Cognizant Communication Corporation 1997.
5. Goldblatt, J. J. Special Events: The art and science of celebration.New York: Van Nostrand Reinhold.1990.
6. Hans J. Morgenthau, Revised by Kenneth W. Thompson: Politics Among Nations: The Struggle for Power and Peace, Peking University Press, 2005.
7. Jarol B. B. Manheim, Strategic Public Diplomacy and Amercian Foreign Policy, Oxford: Oxford University Press, 2005.
8. Jervis R. The logic of images in international relations. Columbia University Press, 1989.
9. Nye J.Jr., The Paradox of American Power: Why the World ’ s Only Superpower Can’ t Go It Alone ,New York: Oxford University Press, 2002.
10. Roche M., Megaevents and modernity: Olympics and expos in the growth of global culture. Routledge, 2002.