Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты развития человеческого капитала 8
1.1. Истоки формирования и основные идеи концепции развития человеческого
капитала 8
1.2. Методологические и методические подходы к оценке человеческого
капитала 12
1.3. Человеческий капитал и социально - экономическое развитие
государств 20
Глава 2. Человеческий капитал — объект социально-экономической политики стран ССАГПЗ 26
2.1 Демографическая ситуация в странах Персидского залива в 1970-2020-х
гг 26
2.2 Роль энергетического фактора в социально-экономическом развитии
человеческого капитала в странах ССАГПЗ 30
2.3 Место человеческого капитала в перспективных программах
развития 37
Глава 3. Основные принципы политики развития человеческого капитала в области образования и занятости стран Персидского Залива 45
3.1 Политика в области образования 45
3.2 Политика занятости коренного населения 56
3.3 Состояние человеческого капитала населения Персидского Залива 65
3.4 Региональные факторы, сдерживающие развитие и использование
человеческого капитала ССАГПЗ 70
Заключение 78
Список использованных источников и литературы 83
В настоящее время во многих национальных экономиках человеческий капитал (ЧК) рассматривается как ведущий фактор производства, поддержания и увеличения конкурентоспособности государства. При сохранении значимости производства материальных благ его экономическая эффективность будет определяться использованием высококвалифицированных кадров, обладающих необходимыми знаниями и умениями.
В долгосрочном планировании стран, состоящих в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), не случайно центральное место отводится человеку. Развитие его потенциала рассматривается странами как ключевое условие становления передовыми, современными государствами с устойчивым экономическим ростом, занимающими достойное место в мировой политике. В рамках проведения экономической диверсификации они развивают ненефтяные отрасли, что тре бует формирования компетентной и квалифицированной рабочей силы.
Монархии Персидского залива обладают различным экономическим потенциалом, что нашло отражение в масштабности цели и задач, поставленных ими в перспективных программах развития. Тем не менее общим для рассматриваемых стран стало то, что образование признано одним из важнейших инструментов формирования и развития ЧК.
Понимая, что современная экономика о сновывается на знаниях и конкурентоспособности, правительства стран Персидского залива рассчитывают совершенствовать национальную образовательную систему для соответствия мировым стандартам. В программах развития делается упор на координацию образовательных программ с текущими потребностями рынка труда, а также непрерывность образования. В то же время перед государствами предстоит решить проблему молодежной безработицы, в частности, женщин, а также снизить зависимость от стран-доноров, предоставляющих рабочую силу. Понимая, что трудовая миграция по-прежнему остается значимым фактором для экономического развития, власти планируют развивать рабочую силу, состоящую как из национальных кадров, так и квалифицированных специалистов.
Актуальность данного исследования обусловлена широким интересом в современной экономической науке к роли ЧК в росте и устойчивости национальной экономики как к решающему фактору ее конкурентоспособности. Для стран Персидского залива ЧК становится своеобразным ресурсом для успешного проведения диверсификации и становления инновационной экономики знаний. Социально-экономические преобразования, отраженные в национальных Видениях стран, затрагивают сферу формирования и использования интеллектуальных способностей граждан. Представляется актуальным рассмотреть национальный человеческий капитал стран Залива и его место в формировании долгосрочных конкурентных преимуществ национальных экономик, а также проанализировать государственную политику в сферах образования и трудовой занятости.
Научная новизна исследования заключается в попытке рассмотреть перспективные планы развития всех стран региона с целью установить факторы, препятствующие развитию и эффективному использованию ЧК. Монархии Залива обладают разным экономическим потенциалом и амбициями, но схожей демографической ситуацией, что предполагает использование аналогичных инструментов в областях образования и трудовой занятости. В работе будут проанализированы меры, предпринимаемые государствами, а также их текущие результаты.
Объектом исследования является государственная политика стран Персидского залива в отношении ЧК в областях образования и трудовой занятости, начиная с 1970-х гг., а также ее текущие результаты. Предметом исследования — проблемы развития и использования ЧК, с которыми столкнулись страны региона при выполнении задач в рамках реализации перспективных программ развития.
Хронологические рамки исследования определяются всем периодом активной социально-экономической политики стран ССАГПЗ с 1970-х гг. по настоящее время. Географические рамки исследования охватывают страны- участниц ССАГПЗ, а именно Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Королевство Саудовская Аравия.
Целью данного исследования является комплексное изучение современной государственной политики стран-участниц ССАГПЗ в отношении ЧК в сферах образования и трудовой занятости с учетом демографической ситуации, энергетического фактора и национальной специфики рассматриваемых стран....
В рамках данного исследования развитие ЧК граждан арабских стран Персидского залива в контексте реализации перспективных программ развития были рассмотрены в двух аспектах — в аспекте значимости качественного ЧК в диверсификации и в аспекте проблематики его развития и использования в национальных экономиках.
В соответствии с поставленными задачами рассмотрение первого аспекта осуществлялось посредством рассмотрения ЧК как объекта социальноэкономической политики стран ССАГПЗ в 1970-1990 гг. и текущих долгосрочных планов развития с учетом демографического и энергетического факторов. На основании полученных в ходе исследования результатов можно сделать следующие выводы:
Демографическая ситуация, характеризующаяся преобладанием молодежи в населении, является возможностью для наращивания собственных трудовых ресурсов, представленных квалифицированными национальными кадрами. В то же время энергетический фактор, изначально предопределивший социально-экономическое развитие стран Персидского залива, по-прежнему оказывает влияние на государственную политику в области образования и трудовой занятости. Во-первых, доходы от нефти и газа формируют финансовую основу для реализации мер политики развития человеческих ресурсов. Во-вторых, развитие относительно новой для региона отрасли как ВИЭ имеет потенциал создания качественных рабочих мест, которые могут быть заняты национальными кадрами при о суще ствлении должной профессиональной и образовательной подготовки.
Различные экономические возможности, зависящие от объема природных ресурсов и показателей экономического роста, определили различие между странами региона в степени масштабности целей и задач, которые они поставили перед собой в перспективных программах развития. Наиболее острой необходимостью являются диверсификация и увеличение 78
государственных доходов для Бахрейна и Омана, чья национальная экономика более уязвима в условиях снижения цен на энергоресурсы. Что касается других стран региона (Катар, Кувейт, КСА и ОАЭ), то они находятся в относительно более благоприятном положении, чтобы суметь приспособиться к изменениям в конъюнктуре цен.
Тем не менее энергетический фактор и схожие демографические тенденции предопределили использование общих инструментов в государственной политике в сфере образования и трудовой занятости. На основе анализа программных документов можно выделить направления, являющиеся основными при развитии ЧК — повышение качества образования всех ступеней, увеличение рабочих мест и обеспечение гендерного равенства.
Повышение уровня национального образования до международных стандартов ставится во главу угла Бахрейна, Катара, ОАЭ и Саудовской Аравии. В перспективе престиж собственных государственных учреждений должен преобладать над зарубежными для того, чтобы, с одной стороны, купировать «мягкую силу» Запада, а с другой — стать центрами подготовки национальных кадров по востребованным специальностям. В условиях отсутствия ряда жизненно необходимых ресурсов (пшеница, ценные металлы, вода, сельское хозяйство и т.д.) из-за климатической и географической особенностей региона, эти страны нуждаются в специалистах, связанными с обслуживанием ТЭК и ВПК, инновационными технологиями, сферой услуг, а также платформой для проведения НИОКР.
Диверсификация энергетического сектора напрямую влияет на экономическое и финансовое благополучие рассматриваемых стран и требует усиления расходов на военно-техническое оснащение вооруженных сил стран, входящих в анти-хуситскую коалицию, для о бе спечения безопасности энергетических объектов и инфраструктуры. Нестабильные отношения с Ираном и США бросают вызов перспективам развития ЧК в странах ССАГПЗ: при дефиците боеспособного коренного населения, странам придется увеличивать состав своих ВС за счет других этносов, что стратегически может сопровождаться внутриполитическими рисками.
1. Арыстанбекова А. А. Экономика, основанная на знаниях // Мировая экономика и международные отношения, 2008. № 6. С. 30-33.
2. Бочарова Л. С. Арабский мир в поисках эффективной стратегии роста // Труды Института востоковедения РАН, 2018. № 11. С. 13-27.
3. Гукасян Г. Л. Экономическая трансформация в странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива: проблемы и перспективы, 2017. 32 с.
4. Добрынин А. И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования, СПб : Наука, 2012. 132 с.
5. Клинова М., Сидорова Е. Человеческий капитал в ЕС: государственный и наднациональный контексты // Вопросы экономики, 2012. № 8. С. 80-97.
6. Корицкий А. В. Влияние человеческого капитала на экономический рост. - Новосибирск : НГАСУ (Сибстрин), 2013. 244 с.
7. Краснова Н. В. Политика народонаселения в арабских странах Персидского залива: дис. ... канд. эконом. наук: 08.000.05. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. URL: https://www.spbume.ru/file/pages/79/krasnova.pdf (Дата обращения: 26.06.2022).
8. Любимов И. От человеческого капитала к экономическому росту: прямая дорога или долгое блуждание по лабиринту? // Вопросы экономики, 2017. № 8. С. 5-23.
9. Мелкумян Е. С. Стратегия развития арабских монархий залива: основные приоритеты // Сайт профессора кафедры философии и общественных наук КГУ. URL: http://konovalov42.ru/wp-content/uploads/ 2020/10/Мелкумян-ЕС.-Стратегия-развития-арабских-монархий-залива.pdf (Дата обращения: 26.05.2022 г.).
10.Образование и экономический рост / А.В. Божечкова, Т.Л. Клячко, А.Ю. Кнобель, А.Н. Лощенкова, И.Л. Любимов, С .Г. Синельников-Мурылев, М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. - 120 с.
11. Пестов И.П. Обзор подходов к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал предприятия // Вопросы структуризации экономики, 2013. № 2. С. 385-389.
12. Руденко Л.Н. Перспективы цифровой трансформации экономики арабских стран // Российский внешнеэкономический вестник, 2019. № 5. С. 92-106.
13. Руденко Л. Н. Экономическая модернизация в арабских странах (конец XX - начале XXI века), Казань, 2017. 236 с.
14. Русакович В.И. Экономическое развитие и диверсификация в странах Персидского залива: современные тенденции // Вестник РУДН. Серия: Экономика, 2017. №3. С. 393-404.
15. Соловьева Ю. Инновационные системы стран Персидского залива: формирование и перспективы развития // Азия и Африка сегодня, 2019. № 11. С. 36-42....62