Работа сделана на примере хореографического ансамбля «Русь».
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Становление джазового танца, как самостоятельного жанра хореографии 5
1.2 Методика преподавания основ джазового танца, его принципы построения 12
ГЛАВА II. Особенности преподавания джазового танца для детей младшего школьного возраста в условиях хореографического коллектива 26
2.1 Педагогические принципы преподавания начального уровня джазового танца детям младшего школьного возраста 26
2.2 Педагогические условия преподавания джазового танца для детей младшего школьного возраста (на примере хореографического ансамбля «Русь») 38
2.2 Программа «Тренаж по джазовому танцу» в хореографическом ансамбле 41
2.3 Методические рекомендации по преподаванию джазового танца в народном ансамбле 52
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Актуальность исследования. Хореографическое искусство появилось еще давно. Оно имеет свою длинную, интересную историю. На сегодня хореографическое искусство является одним из универсальных средств всестороннего развития личности. Хореография сформулировала в себе целую систему средств, приемов, методик, а так же свой художественный язык выразительности, с помощью которого создается хореографический образ. Образ имеет условно-обобщенный характер и раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека.
Танец на сегодня стал одним из массовых и любимых форм любительского творчества детей. Танец воспитывает ребенка не только с эстетической точки зрения, но и с физической. Несомненно, в процессе занятий хореографией происходит гармоничное физическое развитие детей.
Степень разработанности проблемы:
Исследования в области анатомии, физиологии и биомеханики человека проводили: Н. В. Зимкина, Я. М. Коц, М. С. Миловзорова, Л. Д. Ивлева, А. В. Куклин, Д. А. Каблуков, Е. Блюм и др.
Развитие данной проблемы с точки зрения педагогики и репетиторства рассматривали такие авторы как: И. Г. Есаулов, Г. Ф. Богданов, Д. Зайфферт, Е. П. Мельникова (затронула тему самореализации участников коллективов) и др.
Достаточно много новой информации привносят молодые специалисты в области психологии и физиологии танцовщиков и спортсменов, например: Д. А. Каблуков (рассмотрел особенности стоп балерин и правильному физическому воздействию на них), В. Ю. Никитин, Е. А. Кузнецов (оба изучили роль партерной гимнастики в хореографии), Л. Довжик, К. Бочавер (изучили особенности психологии спортивных травм).
Цель работы – теоретически обосновать и разработать методику проведения занятий по джазовому танцу для детей младшего школьного возраста.
Задачи работы:
• изучить исторические аспекты становления школы джазового танца в научных исследованиях;
• выявить индивидуальные особенности обучения детей младшего школьного возраста в хореографических ансамблях;
• проанализировать специфику преподавания джазового танца детей младшего школьного возраста;
• определить педагогические условия преподавания классического танца в народном хореографическом ансамбле
• разработать программу «тренаж» по джазовому танцу;
• сформулировать методические рекомендации по преподаванию джазового танца для детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс обучения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: методика преподавания джазового танца для детей младшего школьного возраста.
Результаты бакалаврской работы могут быть применены в практической работе с детьми младшего школьного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Законы хореографического искусства, заложенные в джазовом танце, представляют собой универсальную основу для других танцевальных направлений, несут в себе отпечаток всех эпох, от средневековой философии и религии до современности, поэтому джазовый танец, и сегодня и в прошлом, остается одновременно одним из самых спорных и самых востребованных явлений в искусстве.
Являясь основой всех видов танцевальных искусств, на сегодняшний день джазовый танец имеет годами отработанную систему, способствующую овладению этой дисциплиной. Ни один урок джазового танца не обходится без четкой методики проведения урока и его планирования.
Джазовый танец - молодое «концертное искусство» и нуждается в росте и развитии, как и любое другое искусство. Именно поэтому сторонникам джазового танца приходится бороться за то, чтобы его признали самостоятельным танцевальным направлением со своими уникальными техниками.
В результате проведенного исследования мы можем сформулировать следующие выводы.
В каждом направлении танцевального искусства техника исполнения и художественное выражение имеют большое значение. Соответствующие этим аспектам профессиональные качества воспитанника могут быть достигнуты лишь в результате последовательной и систематической подготовительной учебной работы.
Джазовый танец развивается, методика обучения совершенствуется, растет техника танца. Существуют новые, основанные на современных принципах биомеханики, приемы обучения вращениям и прыжкам.
Система преподавания джазового танца не должна рассматриваться как неизменная, раз и навсегда установленная. Опираясь на имеющийся опыт, педагогические методы обучения джазовому танцу должны корректироваться практикой педагога. Вне зависимости от методов обучения, которые выбирает преподаватель, главное любить то, чему ты учишь, постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень, и ни в коем случае не становиться обычным руководителем.
Занятия джазового танцем имеют большое значение для физического развития детей. Они приобретают стройную осанку, начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, «косолапость», лишний вес и т. д. У них улучшается координация движений. На занятиях в классическом классе полезные навыки приобретаются естественно. Дети начинают чувствовать эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость становятся нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и причёски.
Важно заметить, что успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который либо обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной работе, либо допускает ошибки, который отрицательно сказываются на обучении.
Преподавателям джазового танца важно знать особенности методики работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинах наиболее распространённых ошибок, встречающихся в практике.
В работе мы также предложили программу по постановке джазового танца для детей младшего школьного возраста.
Эта программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании, и к учебному процессу учебного заведения с профессиональной ориентацией.
Ее освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности.
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – М.: Наука, 2022.. – 335 с.
2. Анспакс И. Художественная педагогика / И. Анспакс. – Рига: RaKa, 2022. – 477 с.
3. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. – М.: Просвещение, 2022. – 219 с.
4. Блюм Е. Э. Биомеханика. Методы восстановления органов и систем / Е. Э. Блюм. – М.: Эксмо, 2019. – 347 с.
5. Бочкарев Н. И. Хореографическое искусство: история хореографического искусства: учебно-методический комплекс /Н. И. Бочкарев. – Кемеровов: КемГУКИ, 2023. – 214 с.
6. Григорович Ю. Н. Там, где рождается танец / Ю. Н. Григорович. – М.: Московский рабочий, 2023. – 357 с.
7. Гусев П. Великий педагог. Агриппина Яковлевна Ваганова: статьи, воспоминания, материалы / П. Гусев. – М.: Искусство, 2021. – 654 с.
8. Димура И. Н. Психологическое консультирование. Основы. – Спец. Проект / И.Н. Димура. – М., 2022.
9. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца: заметки хореографа: учебное пособие / Д. Зайфферт. СПб.: Лань: Планета музыки, 2023. – 547 с.
10. Зимкина Н. В. Физиология человека /Н.В. Зимкина. – М.: Физкультура и спорт, 2022. – 437 с.
11. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя – Ростов н/Д.: Феникс, 2021. – 436 с.
12. Ивлева Л. Д. Анатомия и биомеханика в хореографии /Л. Д. Ивлева. – Челябинск: ЧГИК, 2023. – 354 с
13. Миловзорова М. С. Анатомия и физиология человека: [Учебник для хореогр. училищ] /М.С. Миловзорова – М.: Медицина, 2020. – 546 с
14. Михайлова М. А. Поём, играем, танцуем дома и в саду /М.А. Михайлова, Е.В. Горбина. – Ярославль: Академия развития, 2022. – 474 с
15. Мочалов Д. В. Развитие творческой направленности личности в современных условиях /Д. В. Мочалов // Вестник Каз. гос. унив-та культуры и искусств. – 2022. – С. 104-108.
16. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце: Учебное пособие. — М.: Российский университет театрального искусства — ГИТИС, 2020. — 472 с.
17. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника. - М.: ИД «Один из лучших», 2022. - 414 с.
18. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце: Учебное пособие. — М.: Российский университет театрального искусства — ГИТИС, 2020. — 472 с.
19. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника. - М.: ИД «Один из лучших», 2022. - 414 с.
20. Нестерова О. В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах /О. В. Нестерова. – М.: Айрис пресс, 2022. – 647 с.
21. Никитин В.Ю. «Модерн-джаз танец. Начало обучения», ВЦХТ, 2020. – 257 с
22. Никитин В., «Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца», издательский дом «Один из лучших», Москва, 2022. – 246 с
23. Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов – на – Дону, «Феникс», 2022. – 244 с
24. Курамшин Ю. Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: Учебное пособие /Ю. Ф. Курамшин. – Л.: РГАФК, 2022. – 437 с.
25. Программа Министерства культуры СССР «Современное направление хореографии. Джаз – танец», г. Москва, 2022. – 245 с.
26. Танцевальная импровизация- теория, история, практика. Альманах 1, Москва, 2022. – 368с.
27. Федорова Л.Н. Африканский танец. Обычаи, ритуалы, традиции: ВНИИ искусствознания. - М: Наука, 2023. - 128 с.