ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИМИДЖА
СТРАНЫ 6
1.1 Исторические этапы изучения феномена «имидж» 6
1.2 Функциональные особенности и типология имиджа 13
1.3 Концептуальные подходы к характеристике «имиджа страны»... 22
Выводы по 1 главе 30
2 ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИМИДЖА КАЗАХСТАНА В
33
СМИ 33
2.1 Языковые способы формирования имиджа Казахстана в 33
СМИ
2.1.1 Характеристика материала исследования 33
2.1.2 Исследование имиджевых материалов СМИ с опорой на
36 семантические доминанты
2.1.3 Семантическая доминанта «сотрудничество» 38
2.1.4 Семантическая доминанта «экспорт / импорт» 46
2.1.5 Семантическая доминанта «критика» 53
2.2 Языковое оформление основных компонентов имиджа
Г-ООО о о о 59
Казахстана
2.2.1 Имидж лидера государства 60
2.2.2 Имидж казахстанской культуры и спорта 64
Выводы по 2 главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
В настоящее время тема формирования имиджа государства является актуальной для лингвокультурного пространства. Это связано, во-первых, с распространением понятия «имидж» во всех странах, во-вторых, с тем, что эффективный имидж - одно из условий интеграции в мировое сообщество. Главная цель создания политического имиджа заключается в моделировании узнаваемых образов, способных сформировать связи между объектом политики и обществом. Средством продвижения такого имиджа являются медийные ресурсы, так как уровень влияния средств массовой информации и социальных сетей возрастает с каждым днем. Таким образом, медиаресурсы выступают ключевым фактором моделирования имиджа государства.
Современная информационная эпоха, конкурентная среда на всех уровнях развития мирового сообщества требуют формирования новых стратегий и новых подходов к конструированию своего имиджа, к позиционированию государства в определенном образе, представляющем его позицию в целом. Общеизвестно, что имидж представляет собой результат определенной информационно-коммуникативной деятельности и успех его представления зависит во многом от взаимодействия различных механизмов и технологий его формирования.
Актуальность исследования определяется необходимостью
всестороннего изучения технологий конструирования имиджа страны в мировых СМИ, конкретных средств языкового выражения имиджа Казахстана и способов его продуцирования как в текстах казахстанских СМИ, так и в российских медийных ресурсах. Весьма важно проследить возможности использования коммуникативных ресурсов российских и казахстанских средств массовой информации при решении вопросов создания и репрезентации позитивного или негативного имиджа Казахстана, определения в международных медиа объективной информации о стране.
Объектом исследования является имидж Казахстана, представленный в медиатекстах.
Предметом исследования выступают стратегии моделирования имиджа Казахстана в СМИ и языковом сознании.
Цель данной работы состоит в изучении и выявлении основных аспектов, влияющих на формирование имиджа Казахстана. В соответствии с поставленной целью требуется решение следующих задач:
1. Описать научные работы и концепции, связанные с понятием «имидж»;
2. Обобщить существующие теоретико-методологические подходы к пониманию имиджа страны и факторов его формирования;
3. Исследовать языковые способы формирования имиджа Казахстана в российских и казахстанских СМИ;
4. Выявить семантические доминанты, с помощью которых создается имидж Казахстана (на материале российских и казахстанских медиа);
5. Провести сопоставительный анализ языковых способов конструирования имиджа, используемых в российских и казахстанских медиа.
Теоретической основой исследования послужили работы зарубежных, российских и отечественных учёных в области имиджеологии, связей с общественностью, коммуникативистики. К числу таких источников относятся работы В.М. Шепеля, А.Ю. Панасюка, Ф.И. Шаркова, Е.Б. Перелыгиной, С.А. Наумовой, Г.Г. Почепцова, Поли Берда, Фрэнка Джефкинза, И.Р. Феоктистовой, Н.В. Илюхина, Г.К. Ихсангалиевой и др.
Источники исследования - материалы средств массовой информации Российской Федерации и Республики Казахстан, ориентированные на массового адресата: «Российская газета», «Казахстанская правда»,
представленные как в печатной форме, так и в интернет-ресурсах, а также публикации телеграм-каналов «Андрей Медведев», «За нами уже выехали» с ноября 2021 по март 2023 годов.
Материал исследования - корпус из 248 текстовых фрагментов российских и казахстанских медийных ресурсов: «Российская газета, «Казахстанская правда», ТГ «Андрей Медведев», «За нами уже выехали».
...
Изучение и систематизация знаний, представленных в исследовательских работах зарубежных, российских и казахстанских учёных, позволяют выделить основные направления и стратегии создания имиджа страны в глобальном пространстве. Имидж государства - это совокупность объективных характеристик государственного устройства. Существуют положительный, отрицательный и нейтральный типы имиджа страны. Но основной целью Казахстана, как и любого государства, является формирование благоприятного образа, так как от целостного имиджа страны зависит общественное мнение других стран, имеющее огромное значения для успешной интеграции в мировое сообщество и узнаваемости казахстанских брендов за рубежом, поэтому PR-специалистами и журналистами предпринимается активная деятельность по созданию имиджа государства. Эффективная активизация имиджеформирующей деятельности должна производится целенаправленно. Так, в первую очередь, необходимо проанализировать текущий образ страны, на основе которого выработать модель достижения желаемого имиджа. На сегодняшний день на конструирование имиджа страны влияют создание и развитие официальных интернет-сайтов, новостных порталов, телеграм-каналов, участие в мировых проектах, развитые дипломатические связи с другими странами, достижения в сфере спорта, культуры, искусства и т.д. В настоящее время формирование мнения о субъекте или объекте описания происходит разными путями, но самым доступным и эффективным способом продвижения имиджа являются средства массовой информации внутренние и зарубежные. В эпоху информационных технологий СМИ являются основным источником распространения информации, так как получить информацию можно через печатные издания, теле- и радиоэфиры, а также Интернет. Средства массовой информации имеют вес при формировании политического имиджа как внутри страны, так и за рубежом, поэтому функционирование СМИ является объектом изучения многих ученых. Проанализировав имиджевый материал, представленный в медиа, мы пришли к заключению, что корреспонденты, придерживающиеся патриотической казахстанской позиции, при формировании имиджа республики активно используют тактику позиционирования и прием включения в благоприятный информационный для создания положительного впечатления у массовых аудиторий и из-за стремления к желаемому имиджу. В то время как журналисты с пророссийской позицией чаще используют приемы сравнения, «навешивания ярлыков», частнооценочной лексики с отрицательной коннотацией, так как не преследуют цели описать лишь благоприятные качества Казахстана, а выстроить объективный имидж страны.
В исследовании нами проанализировано 248 медиатекстов, в которых говорится об имидже Казахстана или его составляющих. Контекстный анализ позволил выявить частотность все примеры семантических доминант, служащих формированию имиджа Казахстана. Благодаря контент-анализу удалось определить количество текстов с определенной оценкой. Медиатексты с положительной коннотацией встречались 128 раз, с отрицательной коннотацией - 88 раз, тексты, лишенные стилистической окраски - 30 раз.
...
1. Аристотель. Риторика / пер. Н. Платоновой // Античные риторики.
• М.: Наука, 1978. - 320 с.
2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: оценка, событие, факт / Н.Д. Арутюнова; отв. ред. Г.В. Степанов; А.Н. СССР, Ин-т языкознания. - М.: Наука, 1988. - 339 с.
3. Белобрагин В.Я., Белобрагин В.В. Некоторые вопросы формирования имиджелогии как науки // Электронный доступ [Режим доступа]: http://imageology.ru/content/view/21/30/
4. Беляева М.А., Самкова В.А. Азы имиджелогии: имидж личности, организации, территории: учебное пособие для вузов / М.А. Беляева, В.А. Самкова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2016. - 184 с.
5. Берд П. Продай себя. Т актика совершенствования Вашего имиджа.
• М.: Амалфея, 1997. - 208 с.
6. Блажнов Е.А. Паблик рилейшенз: Приглашение в мир
цивилизованных рыночных и общественных отношений: учебное пособие для деловых людей / Е.А. Блажнов. - М.: ИМА-пресс, 1994. - 157 с.
7. Бозаджиев В.Л. Политическая психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2015. - 474 с.
8. Болдуинг К. Имидж: знание в жизни и обществе /пер. с англ. - М.: ЭКСМО, 1994. - 341 с.
9. Болдырев Н.Н. Перекатегоризация глагола как способ формирования смысла высказывания // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. Т. 60. - М.: Флинта: Наука, 2001. - С. 40-55.
10. Боц Т.С. Семантико-стилистический анализ ответных реплик на критику (на материале речи В.В. Путина и Б. Обамы) // Филологические науки. Языкознание. Волгоград: Известия ВГПУ, 2020. № 10. - С. 175 - 179.
11. Важенина И.С. Имидж и репутация организации: экономическое содержание, формирование и оценка / И.С. Важенина // Маркетинг в России и за рубежом. - 2010. - №1. - С. 136-142.
12. Важенина И.С. О сущности бренда территории // Экономика региона. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2011. - №3. - С. 18-23.
13. Василенко И.А. Роль культурной политики в процессе формирования и продвижения позитивного имиджа России // Власть. - №6, 2015. - с. 40-43.
14. Волков В.В., Волкова Н.В. Семантическая доминанта и семантическое поле как опорные единицы анализа художественного произведения // Вестник Твер. гос. ун-та. Сер. «Филология», 2014. №3. - С. 279 - 283.
15. Г алумов Э.А. Имидж против имиджа / Э.А. Г алумов. М.: Известия, 2005. - 552 с.
... всего 49 источников