Введение 3
Глава 1. Место романа в творчестве В. А. Каверина 8
Глава 2. Жанровое своеобразие романа «Перед зеркалом» 23
2.1 Теоретические проблемы романного жанра 23
2.2 Жанровая модель эпистолярного романа 31
2.3 Трансформация эпистолярного романа как жанра 41
2.4 «Перед зеркалом» и эпистолярный роман 51
Заключение 78
Библиография 80
Данная работа посвящена изучению жанровой природы романа Вениамина Александровича Каверина «Перед зеркалом», опубликованном впервые в 1971 году в журнале «Звезда» (№1—2). Годом позже последовал выход однотомного издания. Роман также включен в восьмитомное собрание сочинений В. А. Каверина 1980 года. Замысел произведения, согласно воспоминаниям писателя, приведенным в книге «Вечерний день», возникает в середине 1960-х годов. В это время Каверин принимает в дар от знакомого профессора математики, Павла Александровича Безсонова, несколько тетрадей писем. Эпистолярный материал представлял собой переписку между художницей Лидией Андреевной Никаноровой и вышеупомянутым Павлом Безсоновым, длившейся с 1910 по 1935 год. Переписка была прекращена незадолго до смерти корреспондентки (Лидия Никанорова скончалась от неизлечимой болезни в 1939 году). История героев послужила основой для написания романа «Перед зеркалом». В очерке «старые письма», посвященном процессу создания произведения, Каверин сообщает о том, как собирал дополнительные материалы о героях, в частности, о малоизвестной в России художнице.
Факт сохранения в произведении эпистолярной формы повествования представляется нам чрезвычайно важным. Представляется, что структура жанра романа в письмах мыслилась автором как способ решения и развития круга основных тем и проблем в произведении. Общая цель данной работы поэтому заключается в рассмотрении произведения в аспекте жанровой проблематики. Таким образом, круг задач данной работы будет иметь следующий вид: с учетом особенностей поэтики текста мы попытаемся определить жанровую природу романа. В связи с этим необходимо привести определение эпистолярного романа, описание его инвариантной структуры, а также характеристику основных этапов его становления от возникновения до середины 20 века...
Соотнесение некоторых уровней художественного текста с определителями жанра эпистолярного романа показало, что произведение автора при сохранении определённых черт универсальной модели жанра в ряде случаев выходит за его пределы. Так, В романе сохраняются характерные для эпистолярного жанра обрамляющие структуры, универсальные сюжетные элементы (история публикации, обнаружения переписки, упоминания о редакторский правках), включение фигуры автора. Доминантной сюжетной линией является любовная коллизия, традиционная для классического варианта эпистолярного романа.
Новизна произведения как образца жанра определяется новаторством на уровне организации его повествования. Присутствие автора-повествователя как фигуры, которой доступна большая широта и глубина взгляда на романную действительность и душевную жизнь самого героя способствует введению обширного фона из пространственных, временных, социальных характеристик. Представляется, что авторские фрагменты позволяют совместить разные способы построения образа главного героя. Наравне со свойственным для психологического эпистолярного романа способом автохарактеристики персонажа, в произведении Каверина обнаруживается взгляд стороннего наблюдателя, возможности которого в понимании внутреннего мира героя во всех его взаимосвязях с действительностью шире и больше. Так, можно предположить, что посредством авторских включений в романе сочетаются черты разных жанровых разновидностей романа — наравне с психологическим , доминантным элементом которого является изображение внутреннего мира героя в его собственном слове, в романе обнаруживаются черты социально-психологического романа, в соответ- свии с принципами которого организован преимущественно образ Карновского — душевный склад и внутренний конфликт, которого во многом обусловлен социальными факторами.
Новаторский элемент в произведении Каверина возникает и в связи с сюжетнымуровнем. Представляется, что совмещение традиционной любовной фабулы с78
линией поиска героиней себя в мире живописи вносит в произведение Каверина черты романа становления. Стоит отметить также, что активную разработку в романе получает хронотоп иностранного города (Стамбула, Парижа, о. Корсики). Тематика писем героини оказывается широкой — в поле интереса пишущего персонажа оказываются не только проблемы, непосредственно связанные с сюжетом. Осмыслению подвергаются вопросы смысла жизни и смерти, жизни русской эмиграции, роли искусства и памяти в жизни человека. Так, в романе прослеживается отмеченная Н. Логуновой установка на самопознание, имеющее смыслообразующее значение для произведения.
Издания, по которым цитируется роман и другие произведения писателя:
1. Каверин В. А. Перед зеркалом // Звезда. 1971. №1—2.
2. Каверин В. А. Перед зеркалом. М., 1972.
3. Каверин В. А. Собрание сочинений: В 8 т. М., 1980.
4. Новикова О., Новиков В. В. Каверин: Критический очерк. М., 1986. 284 с.
5. Русские писатели 20 века: Биографический словарь. М. 2000. 808 с.
6. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. 575 с.
7. Старосельская Н. Каверин. М., 2017. 179 с.
8. Фрезинский Б. Судьбы Серапионов: Портреты и сюжеты. Спб., 2003. 592 с.
9. Антокольский П. Собрание сочинений. в 4 т. М., 1973. Т. 4. 352 с.
10. Арьев А. По большому счету: В. Каверин и его эстетическая позиция в литературе // Звезда. 2002. №4. С.129-132.
11. Безелянский, Ю. Золотые перья: литературные судьбы. М., 2008. 380 с.
12. Каверин В. Вечерний день: Письма, воспоминания, портреты. М., 1980. 559 с.
13. Каверин В. Здравствуй, брат. Писать очень трудно...: Портреты, письма о литературе, воспоминания. М., 1965. 255 с.
14. Каверин В. Эпилог. М., 624 с.
15. Бушканец Л. Образ Казани в романе В.А. Каверина «Перед зеркалом» // Коды русской классики: "провинциальное" как смысл, ценность и код. Самара, 2008. C. 254 - 260...48