ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
I. Военные мемуары как жанр и их повествовательная структура………….8
II.Функционирование ключевых слов как когнитивных доминант организации повествования в военных мемуарах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ
Военные мемуары представляют собой повествование о событиях войны, участником или свидетелем которых был автор, с осмыслением этих событий и людей, включая как друзей, так и врагов. Для военных мемуаров как жанра повествования от первого лица и с самопознанием и самоидентификацией автора характерно личностное начало автора как повествователя истории и персонажа в ней, что, осложняя повествовательную структуру текста военных мемуаров, основу которых составляют описание событий, рассуждение, оценка и т.п., проявляет концептуальное пространство текста и личность автора. Так что оказывается важной интерпретация смысла текста военных мемуаров – интерпретация изображаемого автором мира и интерпретация образа самого автора как исторической личности, которая организует информационную структуру текста мемуаров, пребывая в настоящем. Интерпретация направлена на понимание того, как автор видит «как сам этот мир в многообразии его объектов, событий, их характеристик и проявлений, так и знания о мире в контексте личного языкового и неязыкового опыта взаимодействия с ним» [Болдырев 2019: 51].
В исследованиях используются разные подходы к интерпретации текста произведения, одним из которых является когнитивный подход с опорой на ключевые слова, который будет применен в данной работе. Слова, рассматриваемые как ключевые в военных мемуарах, несут концептуальную нагрузку и служат доминантами в сознании автора при воспроизведении и создании мира, т.е. при организации повествования о прошлых военных событиях. На эти же ключевые слова опирается читатель при восприятии и интерпретации содержания и смысла произведения. Так что ключевые слова служат когнитивными доминантами в интерпретации мира и знаний о мире и обеспечивают речевое взаимодействие автора и читателя «на концептуальном и языковом уровне» [Болдырев, Григорьева 2018: 15]. Ключевые слова могут быть коллективными или индивидуальными. Коллективные ключевые слова обусловлены владением коммуникантами общей сферой знаний и отнесением созданных текстов к одному типу дискурса. Индивидуальные ключевые слова или индивидуализированное воплощение коллективных ключевых слов свидетельствуют о собственном опыте и характере картины мира данного автора. Реально речь идет о концептуализации ключевых слов и, если в начале их изучения внимание было сосредоточено на их словарном определении, повторяемости в тексте, включении соответствующего словообразовательного гнезда, т.е. аспектов в большей мере формального характера, то сейчас к этим факторам добавляются учет распределения в частях текста; те дополнительные значения, которые порождает контекстное окружение денотативного плана (включение в состав эпизода); оценочные значения, возникающие в результате особенностей модусного содержания эпизода (отношения говорящего к содержанию сообщения).
Итак, актуальность данного исследования определяется когнитивной стороной рассмотрения текста военных мемуаров как жанра перволичного повествования, включая способы введения информации в текст, средства ее представления, в частности ключевые слова как когнитивные доминанты организации повествования автором и интерпретации смысла произведения читателем.
В качестве материала использованы военные мемуары К.К. Рокоссовского «Солдатский долг» (Рокоссовский 2015) и М.Т. Калашникова «Записки конструктора-оружейника» (Калашников 1992).
Степень разработанность темы можно определить как невысокую. Об этом свидетельствует отсутствие лингвистических работ, посвященных функционированию ключевых слов в организации повествования и проявлению личности автора в тексте военных мемуаров.
Объектом исследования являются ключевые слова в военных мемуарах «Солдатский долг» и «Записки конструктора-оружейника», выделенные на основе анализа содержательно-смысловой и структурно-композиционной сторон повествовательной структуры текста. Предметом исследования является функционирование ключевых слов в тексте мемуаров в качестве когнитивных доминант организации повествования. Рассматриваются сформированные на этой основе лексико-семантические поля, в центре которых находится определенное ключевое слово, получившее концептуальное приращение.
Работа преследует цель изучить повествовательную структуру текста рассматриваемых военных мемуаров и роль в ней ключевых слов как когнитивных доминант организации автором повествования. Из поставленной цели вытекают следующие задачи.
1. Описать теоретическую базу исследования, в частности лингвистически маркирующие особенности мемуаров как жанра, личность автора-повествователя в военных мемуарах, ключевые слова.
2. Проанализировать повествовательную структуру рассматриваемых военных мемуаров, включая как базовый нарратив, так и осложняющие его компоненты.
3. Выделить в текстах рассматриваемых военных мемуаров ключевые слова, характеризующиеся сильной позицией в тексте, высокой частотностью употребления и расположением в различных компонентах в повествовательной структуре текста.
4. Выявить функционирование ключевых слов в организации повествования, определить концептуальный потенциал ключевых слов на основе их употребления в различных контекстах.
5. Сравнить ключевые слова как когнитивные доминанты в двух военных мемуарах, определить на их основе как общие черты, присущие авторам-повествователям, так и проявление авторских индивидуальностей.
Для решения поставленных целей и задачей в работе использованы следующие методы: описательный метод, прием сплошной и направленной выборок, прием частотно-статистической характеристики, структурно-композиционный анализ, когнитивный анализ, сопоставительный анализ.
Методологической основой исследования послужили фундаментальные положения современной лингвистики, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных языковедов. В работе использованы научные концепции таких ученых, как Л.Я. Гинзбург (1977), Ю.Н. Караулов (1989, 1992), Успенский (1995), Томашевский (1999),Н.А. Николина (2002), К.Ф. Седов (2004), В.А. Плунгян (2008), Б.В. В.И. Тюпа (2013),И.И. Бакланова (2016), и т.д.
Научная новизна данного исследования определяется совокупностью поставленных задач и полученных результатов: теоретическим осмыслением когнитивного подхода к рассмотрению повествовательной структуры текста военных мемуаров; наблюдением за исторической личностью автора-повествователя, проявленной в наборе ключевых слов как когнитивных доминант организации повествования; выявлением концептуального потенциала лексических единиц, употребляемых в военных мемуарах.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут пополнить с позиции когнитивной лингвистики традиционное представление о роли ключевых слов в композиционной организации текста, в данном случае военных мемуаров, и тем самым в представлении поля знаний автора и реализации его установок на речевое воздействие на читателя.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении концептуальной нагрузки лексики, использованной в военных мемуарах, и на этой основе расширении набора ее значений в зависимости от контекста употребления. Результаты исследования также могут быть использованы на практических занятиях по лингвистическому анализу текста, интерпретации композиции и смысла текста.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Для мемуаров как жанра повествования от первого лица, или типа эго-документов, характерно личностное присутствие автора и выражение его собственного осмысления действительности, в ходе которого проявляются черты его личности, картина мира и когнитивное пространство.
2. Повествовательная структура мемуаров состоит из главной линии нарратива (секвентный пассаж) об объективных событиях и расширяющие ее компоненты текста, которые способствует созданию «малого авторского нарратива», нашедшего выражение в личностном описании событий, выражении авторского отношения к окружающему миру и т.п. (интродуктивный, фоновый, ретроспективный, объяснительный пассажи).
3. Ключевые слова выделяются по частотности употребления, месту в сильных позициях, словообразовательному потенциалу и т.п., а также на основе типовых тематических блоков, реализованных в различных коммуникативных ситуациях текста. Они располагаются по всему тексту в различных функциональных пассажах, участвуют в организации информационной структуры текста и в проявлении личности автора и отражают его ценности и мировидение, служат когнитивным доминантами организации автором повествования и интерпретации читателем смысла текста.
4. Ключевые слова обладают способностью концептуализации или сопряжения фактологической и концептуальной информации, последняя выделяется посредством когнитивной интерпретации результатов семантического анализа языковых единиц. Сформированное в тексте военных мемуаров лексико-семантическое поле, в центре которого находится определенное ключевое слово, отражает как ценности автора, так и черты эпохи.
Апробация работы: основные положения исследования отражены в трех публикациях. Отдельные положения излагались на международных конференциях: Конференция «Традиционное и новое в лингвистике и лингводидактике: межкультурная коммуникация и цифровая культура»; XXVI Международная научная конференция «Ломоносов-2019»; XXV Международная научно-методическая конференция «Актуальные вопросы проблемы преподавания филологических дисциплин»; XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевы Вербицкой (1936-2019) ; Национальная (Всероссийская) конференция по естественным и гуманитарным наукам с международным участием «Наука СПбГУ – 2020». Ход и результаты исследования обсуждались на аспирантских семинарах кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания СПбГУ.
Ключевые слова определяются не только высокой частотностью употребления, большой деривационной возможностью, местом в сильных позициях, но и способностью воспроизведения по всему тексту при обращении к его повествовательной структуре. Типичные тематические блоки помогают выделить ключевые слова, отражающие главные идеи и ценности автора. Реализация ключевых слов в функционально различных компонентах текста свидетельствует о многоплановости их употребления и постоянном их присутствии как когнитивных доминант организации повествования, они, участвуя в организации информационной структуры текста, направляют и внимание читателя, ориентируют их в конкретных коммуникативных ситуациях.
Исследование показывает, что каждое ключевое слово в военных мемуарах – это носитель определенных эпизодов в жизни автора, который является участником или свидетелем войны, это и носитель части мировоззрения и личности автора. Ключевое слово активно реализует себя в разных компонентах повествовательной структуры текста мемуаров и с разной тональностью, в частности в рассказе о событиях в главной линии повествования, обращении к ранее сказанному, выражении автором психологического состояния, введении рассуждения по поводу происходящего или происшедшего и т.д. Все эти реальные и ментальные компоненты, связанные с данным ключевым словом составляют определенную понятийную область в сознании автора, которая сформировалась и постепенно укрепилась в воспоминании и не теряет важности в настоящее время, так что у автора есть стремление к передаче этих понятий читателю. Ключевые слова обеспечивают целостность и динамичность текста мемуаров и способствуют формированию в тексте наряду с основной линией повествования других концептуально-тематических линий, вследствие чего автор расширяет смысловое пространство текста при осложнении повествовательной структуры, но не затрудняя восприятие читателя.
Функционирование ключевого слова как когнитивной доминанты требует участия в этом процессе других слов или словосочетаний, которые создают одно поле знаний и отражают некую доминанту в сознании автора – это и доминанта организации повествования, на которую должен обращать внимание читатель. Читатель, увидев ключевые слова и развертываемые на их основе темы, восприняв когнитивные доминанты повествования автора, сможет сближаться с ментальными миром автора, прочерчивать контуры его личности. Сформированное в тексте лексико-семантическое поле вокруг конкретного ключевого слова отражает концептуальную сферу текста и когнитивное пространство автора, а также черты описываемой эпохи.
Таким образом, рассмотрение ключевых слов в военных мемуарах как когнитивных доминант организации повествования позволяет обнаружить в словах кроме исходных, словарных значений еще концептуальные значения, характерные для данного автора с особым пройденным жизненным путем и его осмыслением. Мемуарист, хотя и не создает художественный образ, раскрывает в описываемых событиях исторические, психологические, нравственные отпечатки, «прокладывает дорогу от факта к его значению. И в факте тогда пробуждается эстетическая жизнь; он становится формой, образом, представителем идеи» [Гинзбург 1977: 6]. Так что ключевые слова с определенными концептами в мемуарах извлечены из фактологической информации, из воспроизведенной автором реальной действительности. Приданные автором к факту концептуальные значения, передаваемые ключевыми словами и служат когнитивными доминантами актуализации внимания читателя.
В обоих рассматриваемых произведениях представлен образ авторов, занимающих высокий государственный пост и выполняющих солдатский долг или государственное дело для победы народа в войне и сохранения жизни человека всеми возможными путями – тщательно и всесторонне подготовленной операцией или изобретением качественного оружия для повышения обороноспособности армии.
1. Водясова Л.П. Тематический повтор как способ создания семантической целостности сложного синтаксического целого (на материале произведений К.Г. Абрамова) // Финно-угорский мир. – 2018. – №2. – С. 14-24.
2. Бакланова И.И. Информация об авторе и предлагаемом адресате как компонент содержания нехудожественного текста (на примере текстов мемуаров) // Логический анализ языка. Информационная структура текстов разных жанров и эпох / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. – М.: Издательство «Гнозис», 2016. – С. 322-332.
3. Болдырев Н.Н., Григорьева В.С. Когнитивные доминанты речевого взаимодействия // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2018. – No4. – С. 15-21.
4.Болдырев Н.Н. Когнитивные доминанты языковой интерпретации // Когнитивные исследования языка. – 2019. – No36. – С.43-53.
5. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – Л., 1977. – 443с.
6. Караулов Ю.Н. Предисловие. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. – М.: Наука, 1989. – С. 3–8.
7. Караулов Ю.Н. Словарь Пушкина и эволюция русской языковой способности. – М.: Наука, 1992. – 167с.
8. Калашников М.Т. Записки конструктора-оружейника. – М.: Военное издательство, 1992. – 300с.
9. Мажарина Ю.Н. Мемуары как вид публицистического творчества // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. – 2011. – №2. – С. 199-206.
10. Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. – М., 2002. – 422c.
11. НурковаВ.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. – М., 2000. – 320с.
12. Осипова И.А. Смысловая структура текста в аспекта существующих концепций ключевых слов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. –2010. – Т. 12, №5 (3). – С. 789-792.
13. Плунгян В.А. Предисловие. Дискурс и грамматика. // Исследование по теории грамматики. Вып.4: Грамматические категории в дискурсе. / Ред. В.А. Плунгян(отв. ред.), В.Ю. Гусеев, А.Ю. Урманчиева. – М.: Гнозис, 2008.– С. 7-34.
14. Рогова К.А. На пути к новой академической грамматике // Мир русского слова. – 2018. – №2. – С. 5-12.
15. Рокоссовский К.К. Солдатский долг. – М.: Вече, 2015. – 400с.
16. Романова Т.В. Когнитивный анализ текста: работа над методологическими ошибками // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности. – 2013. – Т. 8, № 1. – С. 170-181.
17. Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. – М.: Лабиринт, 2004. – 317 с.
18. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие / Вступ. статья Н.Д. Тамарченко. – М., 1999. – 334с.
19. Тюпа В.И. Дискурс / Жанр. – М.: Intrada, 2013. – 211с.
20. Успенский Б.А. Поэтика композиции // Семиотика искусства. – М., 1995. – С.9-220.
21. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. – М.: Аделант, 2014. – 800с.
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ
1. МаЖуе.Личность автора-повествователя в мемуарном дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2019а. – Т. 12. – Вып. 9. – С. 162-166.
2. МаЖуе. Представление военных событий в произведениях мемуарного жанра (на материале воспоминаний К.К. Рокоссовского «Солдатский долг») // Мир русского слова. – 2019б. – №3. – С. 71-76.
3. МаЖуе. Структурные и функциональные особенности метатекста в жанре мемуаров (на материале «Записок конструктора-оружейника» М.Т. Калашникова) // ModernHumanitySuccess. – 2019в. – №7. – С. 179-184.
4. МаЖуе. Ключевое понятие «подготовка» в мемуарах К.К. Рокоссовского «Солдатский долг» // Русская речь. – 2021а. – №1. – С. 64-71.
5. МаЖуе. Рассуждение как тип речи в военных мемуарах К.К. Рокоссовского «Солдатский долг» (к проблеме осложнения повествовательной структуры тексте) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2021б. – №1. – С. 154-159.