Введение 5
ГЛАВА 1: АНАЛИЗ РЫНКА КРАТКОСРОЧНОЙ АРЕНДЫ ЖИЛЬЯ 7
1.1 Анализ трендов глобального рынка 10
1.2 Сравнение стратегий Booking.com и Airbnb 13
1.2.1 Стратегия Airbnb 13
1.2.2 Стратегия Booking.com 14
1.2 Анализ российского рынка краткосрочного онлайн-бронирования жилья 16
1.2.1 Основные экономические характеристики рынка 16
1.3 PEST-анализ макросреды 18
1.4 Анализ конкурентной среды 22
1.4.1 Оценка долей рынков ключевых игроков на рынке STR в России 22
1.4.2 Сравнение Авито с конкурентами в STR 24
ГЛАВА 2: АНАЛИЗ РЫНКА КРАТКОСРОЧНОЙ АРЕНДЫ ЖИЛЬЯ 27
2.1 История компании 27
2.2 Авито сегодня 30
2.3 Анализ категории «краткосрочная аренда» на Авито 32
2.3.1 SWOT-анализ: факторы внутренней и внешней среды 32
2.3.2 Исследование арендаторов 37
2.3.3 Исследование арендодателей 42
2.3.4 Ключевые проблемы Авито в сегменте краткосрочной аренды 45
ГЛАВА 3: ФОРМУЛИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР 48
3.1 Формулирование стратегических альтернатив 48
3.2 IT инфраструктура компании Авито 52
3.2.1 Поисковые алгоритмы 53
3.2.2 Рекомендательный движок 54
3.2.3 Платежный сервис «Авито» 56
3.2.4 Автоматическая модерация подаваемых объявлений 57
3.2.5 Мессенджер Авито 58
3.2.6 Подменные номера для звонков и перевод разговоров в текст 60
3.2.7 Проверка реальности объявлений 61
3.2.8 Динамическое ценообразование 62
3.2.9 Готовность к переходу в транзакционную бизнес модель 62
3.3 Оценка финансовых показателей при переходе в транзакционную бизнес модель 62
3.3.1 Финансовые показатели категории краткосрочная аренда в бизнес модели классифайда 63
3.3.2 Финансовые показатели категории краткосрочная аренда в транзакционной бизнес модели 65
3.3.3 Оценка финансовых показателей 67
3.4 Бизнес-канва Остервальдера после перехода в транзакционную бизнес модель 67
Заключение 71
Список литературы 73
Приложения 79
Компания «Авито» является третьей ITкомпанией в России по капитализации , ежемесячно на площадку приходят более 46миллионов человек . В «Авито» есть 5 основных вертикалей – Недвижимость, Авто, Работа, Услуги и Товары и большое количество категорий внутри каждой из вертикалей, так, например, только в вертикали Недвижимость существует9 категорий (квартиры в новостройках; вторичное жилье; долгосрочная аренда; посуточная аренда; загородная недвижимость; коммерческая недвижимость, земельные участки; гаражи и машиноместа; недвижимость за рубежом). При этом категории работают на разных рынках, что приводит к необходимости обособленного развития каждой категории. То есть каждой категории необходима собственная стратегия развития; разные продукты, которые позволят решать разные задачи клиентов; свои планы по бюджетированию, маркетинговые активности.
На мой взгляд, сейчас одной из наиболее перспективных категорий в «Авито» Недвижимость является категория «Краткосрочная аренда». Во-первых, категория обладает потенциалом роста благодаря высоким темпам роста рынка онлайн-бронирования краткосрочных вариантов размещения и размеру смежных рынков (например, рынка онлайн-бронирования отелей). Во-вторых, у категории «Краткосрочная аренда» сейчас слабый продукт, улучшив который можно расти не только за счет роста рынка, но и за счет привлечения клиентов с площадок конкурентов.
Чтобы обеспечить категории «Краткосрочная аренда» реализацию своего потенциала, для данной выпускной квалификационной работы была сформулирована следующая цель: предложение варианта стратегического развития категории краткосрочная аренда в компании «Авито». Перед данной квалификационной работой были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать глобальный рынок краткосрочного онлайн-бронирования жилья и сформулировать ключевые тренды.
2. Проанализировать российский рынок краткосрочного онлайн-бронирования жилья: оценить рынок, провести анализ внешней среды и конкурентный анализ.
3. Провести анализ категории «Краткосрочная аренда» в «Авито» и сформулировать основные проблемы и вызовы, стоящие перед бизнесом.
4. Сформулировать ключевые стратегические альтернативы на основании анализа глобального и российского рынков, а также состояния категории краткосрочная аренда и основных проблем бизнеса.
5. Провести анализ степени готовности и необходимости доработки ITтехнологий для реализации стратегической альтернативы.
6. Оценить финансовые показатели при реализации стратегической альтернативы.
7. Осуществить стратегический выбор.
Чтобы сформулировать и обосновать предложение варианта стратегического развития категории «Краткосрочная аренда» в выпускной квалификационной работе были пройдены следующие шаги:
1. Проанализирован глобальный рынок онлайн-бронирования краткосрочных вариантов размещения, по итогам анализа которого были выявлены и сформулированы ключевые тренды глобального рынка, а также сформулированы ключевые выводы из стратегий крупнейших игроков на рынке онлайн-бронирования краткосрочных вариантов размещения и отелей.
2. Проанализирован российский рынок онлайн-бронирования краткосрочных вариантов размещения, в рамках которого была проведена оценка объема российского рынка; проведен анализ внешней среды с помощью PESTанализа; проведен конкурентный анализ с помощью исследования о долях рынка основных российских игроков на рынке онлайн-бронирования краткосрочных вариантов размешения; проведено сравнение с основными конкурентами с помощью кривых ценности.
3. Проведен анализ состояния категории краткосрочная аренда в «Авито» и сформулированы основные проблемы, стоящие перед категорией: с помощью фреймворка SWOTанализа; качественных и количественных исследований, по итогам проведения которых были сформулированы и приоритизированы ключевые преимущества и барьеры категории «Краткосрочная аренда» в «Авито»;
4. На основании анализа глобального и российского рынков, а также состояния категории краткосрочная аренда и основных проблемы, сформулированы ключевые стратегические альтернативы.
5. Проведен анализ IT технологий, необходимых для перехода в транзакционную бизнес модель, по итогам которой определена готовность компании к реализации стратегической альтернативы с точки технологий.
6. Проведено сравнение финансовых показателей работы компании в транзакционной модели и модели классифайда.
По результатам проделанной работы был предложен вариант стратегического развития категории «Краткосрочная аренда» в «Авито Недвижимость», который заключается в переходе категории в транзакционную бизнес модель. Во-первых, переход в транзакционную бизнес модель позволит категории «Краткосрочная аренда» устранить основные ограничения к использованию продукта арендаторами, использующими другие площадки. Это в свою очередь позволит компании успешнее конкурировать с основными игроками на рынке и привлекать новые сегменты арендаторов на площадку. Во-вторых, переход в транзакционную бизнес модель позволит категории «Краткосрочная аренда» улучшить свои финансовые показатели.
1. Архитектура Мессенджера Авито – путь одного сообщения, Александр Емелин / [Электронный ресурс] // Youtube – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=4tIS58sQ7Mc (дата обращения: 01.05.19).
2. Архитектура поиска в Avito, Андрей Смирнов / [Электронный ресурс] // Youtube – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=FzzXTOj1r1c (дата обращения: 01.05.19).
3. Выборка. Размер – не главное. Или главное / [Электронный ресурс] // СканМаркет – Режим доступа: https://scanmarket.ru/blog/vyborka-razmer-ne-glavnoe-ili-glavnoe (дата обращения: 09.05.20).
4. В топ-30 крупнейших рекламодателей России впервые вошла интернет-компания / [Электронный ресурс] // YandexCloud – Режим доступа: https://cloud.yandex.ru/prices (дата обращения: 23.04.20).
5. Выручка Avito выросла на треть в 2017 году — до 15,5 млрд рублей / [Электронный ресурс] // Vc.ru – Режим доступа: https://vc.ru/flood/33289-vyruchka-avito-vyrosla-na-tret-v-2017-godu-do-15-5-mlrd-rubley (дата обращения: 07.04.20).
6. Гость по объявлению / [Электронный ресурс] // Ведомости& – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2020/02/13/822569-gost-obyavleniyu (дата обращения: 06.04.20).
7. Демография Российской Федерации / [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики – Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/12781 (дата обращения: 11.04.20).
8. Доска объявлений за $2,7 млрд: как Avito пришла к успеху / [Электронный ресурс] // РБК – Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/14/12/2015/5669bbdc9a79472e718fd6df (дата обращения: 19.04.20).
9. Доска объявлений за $4 млрд: как Avito подорожала в полтора раза / [Электронный ресурс] // РБК – Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/25/01/2019/5c4b29cd9a7947d3846437d1 (дата обращения: 11.04.20).
10. Ежедневные убытки отелей Москвы и Петербурга оценили в 258 млн рублей / [Электронный ресурс] // РБК – Режим доступа: https://realty.rbc.ru/news/5e7350579a7947b5d7917a26 (дата обращения: 07.04.20).
11. «Здесь решают люди»: «Авито» обновил позиционирование и запустил новую рекламную кампанию [Электронный ресурс] // Sostav – Режим доступа: https://www.sostav.ru/publication/avito-36085.html(дата обращения: 08.05.20).
12. Индекс NPS: как выразить любовь клиентов в цифрах / [Электронный ресурс] // Carrot quest – Режим доступа: https://www.carrotquest.io/blog/index-nps/ (дата обращения: 23.04.20).
13. Итоги исследования рынка жилой недвижимости: Avito в цифрах / [Электронный ресурс] // PwC – Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/assets/avito/presentation-real-estate.pdf (дата обращения: 09.04.20).
14. Карты в руки: с чем связан рекордный рост доли безналичных платежей в России / [Электронный ресурс] // RT – Режим доступа: https://russian.rt.com/business/article/633778-beznalichnye-platezhi-cb (дата обращения: 19.04.20).
15. «Коммерсантъ» узнал о планах властей ужесточить краткосрочную сдачу жилья / [Электронный ресурс] // Ведомости – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/realty/news/2019/05/30/802851-minekonomrazvitiya-pridumalo-kak-obelit-rinok-kratkosrochnoi-arendi-zhilya (дата обращения: 01.05.20).
16. Медиастратегия: матрица Остервальдера [Электронный ресурс] // Powerbranding – Режим доступа: http://powerbranding.ru/mediastrategiya/matrica-ostrou/(дата обращения: 23.04.20).
17. Овербукинг в отеле. Кто виноват и что делать? / [Электронный ресурс] // Туристер – Режим доступа: https://asiagate.tourister.ru/blog/10157 (дата обращения: 14.04.20).
18. Онлайн видеореклама: CPM vs CPV [Электронный ресурс] // Cossa – Режим доступа: https://www.cossa.ru/234/44881/ (дата обращения: 03.05.20).
19. Почему Flat Inn? / [Электронный ресурс] // Flat Inn – Режим доступа: https://www.flatinn.ru/#why (дата обращения: 27.04.20).
20. Прайс-лист РБК реклама [Электронный ресурс] // РБК – Режим доступа: https://adv.rbc.ru/project/40/ (дата обращения: 15.04.20).
21. Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)» (подготовлен Ростуризмом 27.07.2018) / [Электронный ресурс] // Гарант – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56662025/ (дата обращения: 11.05.20).
22. Реальные доходы россиян продолжили падение четверть / [Электронный ресурс] // РБК – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/17/07/2019/5d2f07959a79477db606e26f (дата обращения: 08.04.20).
23. Рекомендации на Avito / [Электронный ресурс] // Хабр – Режим доступа: https://habr.com/ru/company/avito/blog/338470/ (дата обращения: 01.06.19).
24. Росстат сообщил о сокращении населения России второй год подряд / [Электронный ресурс] // Ведомости – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2020/01/24/821403-rosstat (дата обращения: 14.05.20).
25. С квартирами вышел номер / [Электронный ресурс] // Коммерсантъ – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3984260 (дата обращения: 30.04.20).
26. Смена платежного сервиса с помощью A/B теста через HAProxy / [Электронный ресурс] // Хабр – Режим доступа: https://habr.com/ru/company/avito/blog/336508/ (дата обращения: 01.06.19).
27. Cпецпредложения для отелей, домов и других вариантов / [Электронный ресурс] // Booking – Режим доступа: https://www.booking.com/index.ru.html?label=gen173nr-1FCAEoggI46AdIM1gEaMIBiAEBmAEhuAEHyAEM2AEB6AEB-AEDiAIBqAIDuALFsKf0BcACAQ;sid=ab18c2ae1f69f771f84d29fd66772d0c;keep_landing=1&sb_price_type=total&&rfv=1 (дата обращения: 17.04.20).
28. Статистические данные по РФ в период 2018-2020 годы / [Электронный ресурс] // Ростуризм – Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2/statisticheskie-dannye-po-rf-v-period-2018-2020-gody/ (дата обращения: 15.04.20).
29. Стимул для отрасли / [Электронный ресурс] // Российская газета – Режим доступа: https://rg.ru/2009/03/18/turism.html (дата обращения: 17.04.20).
30. Тарификация «Яндекс Облака» / [Электронный ресурс] // YandexCloud – Режим доступа: https://cloud.yandex.ru/prices (дата обращения: 23.04.20).
31. Топ интернет-проектов в России / [Электронный ресурс] // Яндекс Радар – Режим доступа: https://radar.yandex.ru/top_list (дата обращения: 29.04.20).
32. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ (последняя редакция) / [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/ (дата обращения: 04.04.20).
33. Целостность данных в микросервисной архитектуре — как её обеспечить без распределенных транзакций и жёсткой связности / [Электронный ресурс] // Хабр – Режим доступа: https://habr.com/ru/company/avito/blog/426101/ (дата обращения: 01.05.19).
34. Число туристов из России в Грузию сократилось в ноябре на четверть / [Электронный ресурс] // SputnikGeorgian – Режим доступа: https://sputnik-georgia.ru/tourism/20191203/247176616/Chislo-turistov-iz-Rossii-v-Gruziyu-sokratilos-v-noyabre-na-chetvert.html (дата обращения: 08.05.20).
35. Яндекс Облако / [Электронный ресурс] // Яндекс – Режим доступа:https://cloud.yandex.ru/prices (дата обращения: 01.06.19).
36. Access Economy Provides View into the Future of Short-term Rentals / [Электронный ресурс] // Euromonitor International – Режим доступа: https://blog.euromonitor.com/access-economy-provides-view-into-the-future-of-short-term-rentals/ (дата обращения: 17.04.20).
37. Airbnb dominated by professional landlords / [Электронный ресурс] // Deutsche Welle – Режим доступа: https://www.dw.com/en/airbnb-dominated-by-professional-landlords/a-39972379 (дата обращения: 11.05.20).
38. Airbnb Inc in Travel / [Электронный ресурс] // Euromonitor International – Режим доступа: https://www.euromonitor.com/airbnb-inc-in-travel/report (дата обращения: 18.04.20).
39. Airbnb’s Deal for French Firm Could Signal Entry Into Property Management / [Электронный ресурс] // Skift Corporate – Режим доступа: https://skift.com/2018/12/12/airbnb-buys-french-property-services-firm-luckey-homes/ (дата обращения: 19.04.20).
40. Avito будет конкурировать с Airbnb на рынке посуточной аренды квартир / [Электронный ресурс] // РБК – Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/06/06/2018/5b17fc329a7947fde12da805 (дата обращения: 16.04.20).
41. BookingHoldingsBuysActivitiesDistributionStartupFareHarbor / [Электронный ресурс] // SkiftCorporate – Режим доступа: https://skift.com/2018/04/19/booking-holdings-buys-activities-distribution-startup-fareharbor/ (дата обращения: 02.05.20).
42. Booking.comlauncheshotelportalforagents / [Электронный ресурс] // TravelWeekly – Режим доступа: https://www.travelweekly.com/Travel-News/Travel-Agent-Issues/Booking-com-launches-hotel-portal-for-agents (дата обращения: 06.04.20).
43. Booking.com: BestinClassCaseStudy / [Электронный ресурс] // SlideShare – Режим доступа: https://www.slideshare.net/YairCarmel1/bookingcom-best-in-class-case-study (дата обращения: 04.04.20).
44. CtripreportsrevenueandGMVgrowthin 2018 / [Электронный ресурс] // Shine – Режим доступа: https://www.shine.cn/biz/company/1903050616/ (дата обращения: 18.04.20).
45. GlobalNetworkofBrands / [Электронный ресурс] // Expediagroup – Режим доступа: https://www.expediagroup.com/expedia-brands/ (дата обращения: 11.04.20).
46. Hospitality business Sonder confirms new investment, $1B+ valuation / [Электронный ресурс] // TechCrunch – Режим доступа: https://techcrunch.com/2019/07/11/airbnb-competitor-sonder-confirms-new-investment-1b-valuation/ (дата обращения: 04.05.20).
47. How 25 years of the Web inspired the travel revolution / [Электронный ресурс] // The Guardian – Режим доступа: https://www.theguardian.com/travel/2014/mar/12/how-25-years-of-the-web-inspired-travel-revolution (дата обращения: 11.04.20).
48. Kotler P., The Quintessence of Strategic Management: What You Really Need to Know to Survive in Business / P. Kotler — 14th ed. — Boston etc. : Pearson, 2011. ― 816 p.
49. Landlords generated $500 million a year on Airbnb: Study / [Электронный ресурс] // CNBC – Режим доступа: https://www.cnbc.com/2016/01/20/landlords-generated-500-million-a-year-on-airbnb-study.html (дата обращения: 17.04.20).
50. Lawrence P. C., Alfred J. N. Jr, Delivering Results: Managing What Matters / P. C. Lawrence, J. N. Jr Alfred // Springer Science & Business Media — 2009 — p. 44.
51. Marketplace – definition and meaning/ [Электронный ресурс] // Market Business News – Режим доступа: https://marketbusinessnews.com/financial-glossary/marketplace/ (дата обращения: 02.04.20).
52. MachineLearning в модерации, Павел Гладков / [Электронный ресурс] // Youtube – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=-96MepbPfsw (дата обращения: 01.05.19).
53. Mediascope: как россияне платят в интернете / [Электронный ресурс] // Media Scope – Режим доступа: https://mediascope.net/news/819432/ (дата обращения: 15.04.20).
54. MobilityMarketOutlookHotelsRussia / [Электронный ресурс] // StatistaMarketForecast – Режим доступа: https://www.statista.com/outlook/267/149/hotels/russia (дата обращения: 21.04.02).
55. MobilityMarketOutlookHotelsWorld / [Электронный ресурс] // StatistaMarketForecast – Режим доступа: https://www.statista.com/outlook/267/100/hotels/worldwide#market-revenue (дата обращения: 18.04.20).
56. National TV cable networks upfront advertising cost-per-mille (CPM) in the United States from 2008/09 to 2019/20 season[Электронный ресурс] // Statista – Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/826039/cable-tv-cpm/(датаобращения: 23.04.20).
57. Osterwalder A., Model Generation: A Handbook for Visionaries, Game Changers, and Challengers / A. Osterwalder, Y. Pigneur — 1st ed. — Boston etc. : John Wiley and Sons, 2010. -- 288 p.
58. Porter M. E. The Five Competitive Forces that Shape Strategy / M. E. Porter. // Harvard Business Review — 2008 — p.86.
59. Priceline buys hotel marketing platform Buuteeq/ [Электронный ресурс] // Phocus Wire – Режим доступа: https://www.phocuswire.com/Priceline-buys-hotel-marketing-platform-Buuteeq (дата обращения: 05.05.20).
60. The Rise of Home Sharing Platforms Friend, Foe or Frenemy? / [Электронный ресурс] // DBS – Режимдоступа: https://www.dbs.com.sg/sme/aics/pdfController.page?pdfpath=/content/article/pdf/AIO/082019/190802_insights_HSP.pdf (дата обращения: 20.04.20).
61. The short-term rental ecosystem and vendor deep dive 2019 / [Электронный ресурс] // Skift Research – Режим доступа: https://cdn2.hubspot.net/hubfs/449646/Reports/skift%20short-term%20rental%20EXCERPT.pdf?__hstc=154084455.c452cf6c5e4d44b3e8478f83ca544890.1556620601980.1571247836548.1571270533931.370&__hssc=154084455.1.1571270533931 (дата обращения: 22.04.20).
62. What are the pros and cons of short-term letting? / [Электронный ресурс] // The Telegraph – Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/property/landlord-guide/pros-and-cons-of-short-term-letting/ (дата обращения: 19.04.20).
63. What Does Classified Website Mean? / [Электронный ресурс] // Mini Writes – Режим доступа: http://www.miniwrites.com/what-does-classified-website-means.html#sthash.yTrzCQSl.dpbs (дата обращения: 02.04.20).
64. What is the meaning / definition of OTA, in the hospitality industry? / [Электронный ресурс] // Xotels – Режим доступа: https://www.xotels.com/en/glossary/ota (дата обращения: 07.04.20).
65. 61% россиян пользуются Интернетом на мобильных устройствах / [Электронный ресурс] // Growth from Knowledge – Режим доступа: https://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii/ (дата обращения: 12.04.20).