Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль государства в обеспечении лекарственными препаратами граждан, страдающих орфанными заболеваниями

Работа №143168

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы89
Год сдачи2018
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Общие положения правового регулирования обеспечения граждан орфанными лекарственными препаратами 7
§ 1. Понятие орфанного лекарственного препарата 7
§ 2. История 15
§ 3. Источники правового регулирования 19
Глава 2. Порядок обеспечения лекарственными препаратами граждан, страдающих орфанными заболеваниями 27
§ 1. Порядок обеспечения лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями из перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности 27
§ 2. Порядок обеспечения лекарственными препаратами граждан, страдающих гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей 33
§ 3. Порядок финансирования обеспечения лекарственными препаратами граждан, страдающих орфанными заболеваниями 39
Глава 3. Проблемы, возникающие при реализации права граждан, больных орфанными заболеваниями, на лекарственное обеспечение 47
§ 1. Проблемы, которые выделяются в литературе и официальных документах 47
§2. Анализ судебной практики 53
§ 3. Предлагаемые способы решения проблем, возникающих при обеспечении граждан орфанными лекарственными препаратами 61
Заключение 73
Список использованной литературы 78


Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью для любого общества. Наряду с такими объектами национальной безопасности Российской Федерации как государство (конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, общество) можно отдельно выделить личность, а именно ее права и свободы. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации указывается, что целями государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, наряду с другими, являются профилактика заболеваний, повышение доступности медицинской помощи для населения, повышение эффективности и качества медицинских услуг, разработка и внедрение новых медицинских технологий, снижение уровня инвалидности.
Кроме того, отмечается, что необходимо создание условий для развития фармацевтической промышленности, преодоление такого негативного явления как зависимость от сырья зарубежных поставщиков, технологической зависимости от иностранных фармацевтических компаний. Особо подчеркивается, что гражданам должны быть доступны качественные, эффективные и в то же время безопасные лекарственные средства (п.74, 75 Указа Президента от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации») . Таким образом, можно сказать, что конституционный принцип социального государства подразумевает отнесение охраны здоровья граждан к приоритетным направлениям деятельности государства, одним из направлений обеспечения национальной безопасности страны.
Медицина постоянно развивается, появляются новые методы лечения, новые технологии, изучаются заболевания, о которых раньше не было ничего известно, появляются новые лекарственные препараты. На сегодняшний день сложно представить лечение какого-либо заболевания без приема лекарств. Однако для некоторых больных лечение становится довольно затруднительным ввиду дороговизны соответствующих препаратов либо их отсутствием на фармацевтическом рынке. Особенно ярко данная проблема проявляется при лечении редких заболеваний. В случаях, установленных законом, такие пациенты вправе бесплатно получить необходимые лекарства. Однако на практике люди сталкиваются с различными сложностями, ввиду чего не могут своевременно начать лечение либо получить препараты, необходимые для поддержания состояния своего здоровья.
Одной из приоритетных задач социальной политики в сфере здравоохранения является удовлетворение реальных потребностей населения в эффективной, качественной и доступной медицинской помощи, в том числе лекарственной. Правительством Российской Федерации утверждена государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы». Целью данной программы является создание инновационной российской фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня . Можно сделать вывод, что государство стремится развивать фармацевтическую отрасль, поощрять отечественных производителей, что, безусловно, будет способствовать более эффективной защите прав граждан в области лекарственного обеспечения.
В апреле 2013 года Министерством здравоохранения Российской Федерации была утверждена «Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и план ее реализации». Целью данной Стратегии является повышение доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов для медицинского применения для удовлетворения потребностей населения и системы здравоохранения на основе формирования рациональной и сбалансированной системы лекарственного обеспечения населения с имеющимися ресурсами . Можно сделать вывод, что уполномоченный орган государственной власти в сфере здравоохранения не исключает возможности внесение изменений в действующий порядок лекарственного обеспечения граждан, в некоторой степени указывается на необходимость преобразования существующего порядка льготного обеспечения лекарственными средствами, соответственно, изучение вопроса о роли государства в обеспечении лекарственными препаратами определенной группы населения является актуальным, поскольку позволит выявить существующие предложения, их негативные и позитивные стороны, сделать вывод о необходимости либо отсутствии такой необходимости.
Теоретические вопросы лекарственного обеспечения граждан, страдающих орфанными заболеваниями, освещали такие отечественные ученые как Г.Б.Романовский, Н.В.Путило, М.В.Подвязникова, П.В.Новиков. Практические вопросы лекарственного обеспечения граждан, имеющих орфанные заболевания, рассматривали И.А.Тортунова, С.В. Викторова. Следует отметить, что рассматриваемая проблема сложна и неисчерпаема, сочетает в себе как теоретические, так и практические аспекты, однако в ходе проведения исследования были найдены лишь труды, касающиеся определенных, узких аспектов проблемы обеспечения лекарственными препаратами граждан, имеющих орфанные заболевания.
Объектом исследования выступает функция государства в сфере обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих орфанные заболевания, а также деятельность государственных институтов по реализации конституционных прав граждан в области здравоохранения.
Предметом исследования являются нормы законодательства, регламентирующие общественные отношения в сфере обеспечения права граждан на бесплатное получение орфанных лекарственных препаратов, соответствующие научные исследования, проекты изменений в действующее законодательство, а также материалы судебной практики.
Целью данной выпускной квалификационной работы является определение роли государства в обеспечении граждан, имеющих редкие (орфанные) заболевания, лекарственными препаратами.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Дать понятие орфанного лекарственного препарата;
2. Изучить историю правового регулирования обращения орфанных лекарственных препаратов;
3. Определить источники правового регулирования обеспечения граждан орфанными лекарственными препаратами;
4. Определить порядок предоставления редких (орфанных) лекарственных препаратов:
4.1. Для орфанных заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих заболеваний, влекущих сокращение продолжительности жизни и инвалидизацию;
4.2. Для орфанных заболеваний, включенных в федеральную программу «Семь нозологий»;
5. Определить порядок финансирования предоставления гражданам редких (орфанных) лекарственных препаратов;
6. Выявить существующие проблемы в сфере обеспечения граждан орфанными лекарственными препаратами;
7. Проанализировать судебную практику по изучаемому вопросу;
8. Сформулировать возможные способы решения существующих проблем в сфере обеспечения граждан орфанными лекарственными препаратами.
Методологической основой выпускной квалификационной работы послужили следующие методы: логический, сравнительно-правовой, метод системного анализа, формально-юридический метод.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог, можно сделать вывод, что вопросы лекарственного обеспечения находятся в центре внимания законодательного регулирования, поскольку напрямую связаны с обеспечением защиты здоровья граждан. Реализация базисных положений, отраженных в Конституции РФ, получает свое развитие в законодательных актах, при разработке и принятии которых законодательная и исполнительная ветви власти должны исходить из общих принципов лекарственного обеспечения.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Орфанный лекарственный препарат представляет собой лекарственный препарат, применяющийся для диагностики или патогенетического лечения заболеваний, имеющих распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения и включенных в перечень, формируемый Министерством здравоохранения Российской Федерации, и зарегистрированный в установленном порядке в качестве орфанного.
2. Впервые понятие «орфанное заболевание» было дано в 1983 году в законе «Orphan Drug Act» (Соединенные Штаты Америки). Данный закон предусматривал особое правое регулирование для обращения лекарственных препаратов, предназначенных для лечения редких заболеваний. Впоследствии в законодательстве других стран стали появляться специальные нормы права в рассматриваемой сфере. В России понятие «редкое (орфанное) заболевание» впервые было дано в 2011 году в ст.44 Закона «Об основах охраны здоровья граждан», в 2014 году в Законе «Об обращении лекарственных средств» впервые было дано понятие «орфанного лекарственного препарата».
3. В международных правовых актах, Конституции Российской Федерации закреплено право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь и, как следствие, право на лекарственное обеспечение. Общие принципы лекарственного обеспечения граждан, страдающих орфанными заболеваниями, определены в Законе «Об основах охраны здоровья граждан». Более детальная регламентация данного вопроса осуществляется посредством правовых актов Правительства Российской Федерации, актов Министерства здравоохранения Российской Федерации, законов и подзаконных актов субъектов Российской Федерации. Общие правила обращения орфанных лекарственных препаратов определены в Законе «Об обращении лекарственных средств».
4. Действующим законодательством предусмотрено бесплатное предоставление лекарственных препаратов пациентам с редкими (орфанными) заболеваниями, включенными в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни и инвалидности. Для того чтобы бесплатно получить лекарственный препарат, предназначенный для лечения редкого (орфанного) заболевания, необходимо, чтобы, во-первых, у пациента было диагностировано соответствующие заболевание, во-вторых, он должен быть включен в Федеральный регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. Медицинская организация, в которой гражданин проходит лечение, направляет необходимые сведения в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который включает гражданина в региональный сегмент Федерального регистра. С момента включения в регистр гражданин приобретает право на получение необходимых лекарственных препаратов. По смыслу действующего законодательства ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения данной категории пациентов не предусмотрено.
5. В соответствии с действующим законодательством за счет средств федерального бюджета осуществляется обеспечение лекарственными препаратами лиц, больных такими редкими (орфанными) заболеваниями, как гемофилия, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей. Для получения лекарственного препарата у лица должно быть диагностировано такое заболевание, сведение о пациенте должны быть включены в Федеральный регистр. Для обеспечения данной категории граждан лекарственными препаратами Правительством Российской Федерации установлен специальный, закрытый перечень лекарственных препаратов.
6. Обеспечение лекарственными препаратами лиц, страдающих заболеваниями из перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни и инвалидности, осуществляется за счет средств бюджета каждого субъекта Российской Федерации, порядок осуществления закупок таких препаратов не установлен, осуществляется по общим правилам.
Лекарственные препараты для лечения редких (орфанных) заболеваний, включенных в федеральную программу «Семь нозологий», закупаются за счет средств федерального бюджета, впоследствии передаются в собственность субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства установлены правила закупки таких лекарственных препаратов.
7. Основной проблемой на сегодняшний день является дефицит финансовых ресурсов, поскольку не всегда региональный бюджет может в полном объеме обеспечить всех нуждающихся граждан орфанными препаратами, в связи с чем граждане вынуждены обращаться в суд за защитой своих прав. Из этой проблемы вытекает следующая: незаинтересованность регионов в выявлении таких заболеваний. Также следует отметить отсутствие информированности среди врачей: во-первых, ввиду не распространенности заболевания, во-вторых, не все из них знают о том, какова процедура включения сведений о пациенте в соответствующий регистр. Кроме того, напрямую связана с первой обозначенной проблемой высокая стоимость лекарственных препаратов (из-за колоссальных затрат на разработку и проведение клинических исследований, зачастую это зарубежный препарат, не имеющий аналогов в России, из-за незаинтересованности отечественных фармацевтических компаний производить препараты, необходимые очень узкому кругу лиц).
8. В настоящее время сложилась весьма обширная судебная практика по изучаемому вопросу. Основной причиной обращения граждан в суд является отказ уполномоченного органа в предоставлении лекарственного препарата. В то же время следует отметить, что суды встают на сторону истцов, соответственно, в случае нарушения права на льготное получение орфанного препарата обращение в суд будет являться эффективным способом защиты нарушенного права. Однако изучение судебной практики не позволяет выяснить, в какой срок и в каком объеме вынесенные решения суда впоследствии исполняются.
9. В ходе проведения исследования был сделан вывод о том, что рассматриваемая проблема не является сугубо юридической. Вопрос обеспечения граждан необходимыми орфанными лекарственными препаратами тесно связан с развитием медицины, фармации, экономики, бюджетным регулированием, созданием эффективного механизма закупок таких препаратов. Соответственно, подход к разрешению данной проблемы должен быть комплексным. Невозможно защитить права граждан, имеющих орфанные заболевания, только законодательным закреплением обязанности субъектов Российской Федерации по обеспечению таких пациентов лекарственными препаратами.
В ходе исследования были проанализированы законопроекты, внесенные на рассмотрение в Государственную Думу. Представляется, что расширение перечня заболеваний, финансирование и закупки по которым осуществляется на федеральном уровне, положительно повлияет на соблюдение прав граждан, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями. Регулирование порядка обеспечения граждан, имеющих заболевания, входящие в федеральную программу «Семь нозологий» детально регламентировано, никаких иных изменений (кроме перераспределения полномочий по некоторым заболеваниям и внесения изменений в федеральный бюджет) принимать не потребуется. Кроме того, законодательно такой механизм уже предусмотрен.
Таким образом, все поставленные в начале работы задачи были выполнены. В настоящее время государство играет большую роль в обеспечении граждан орфанными лекарственными препаратами, в первую очередь, предоставляя некоторые из таких препаратов гражданам бесплатно. В то же время, как было указано выше, далеко не все редкие (орфанные) заболевания входят в перечни заболеваний, по которым осуществляется специальное регулирование порядка предоставления лекарств. По заболеваниям, которые не подпадают под такие перечни, действует общий порядок лекарственного обеспечения.
В качестве развития изучения данной темы можно отдельно проанализировать действия со стороны государства, направленные на стимулирование развития отечественного фармацевтического рынка орфанных лекарственных препаратов, на снижение стоимости таких препаратов.



1. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]: принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 дек. 1948 г. // Рос.газ. - 1998. - 10 дек. – СПС «Гарант».
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [Электронный ресурс]: принят в Нью-Йорке 19 дек. 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. - № 17 (1831). – СПС «Гарант».
3. О деятельности в области редких болезней [Электронный ресурс]: рекомендация Совета Европейского Союза принята в г.Люксембурге 8 июня 2009 г. № 2009/С 151/02. - СПС «КонсультантПлюс».
4. Об орфанных лекарственных средствах [Электронный ресурс]: регламент Европейского парламента и Совета Европейского Союза принят в г. Брюсселе 16 дек. 1999 № 141/2000. – СПС «КонсультантПлюс».
5. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]: принята в Нью-Йорке 22 июля 1946 г. - СПС «Гарант».
Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации
6. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.// Рос.газ. - 2009. - 21 янв. - (в ред. от 22 июля 2014 г.). - СПС «Гарант».
7. Об обращении лекарственных средств [Электронный ресурс]: федер. закон от 12 апр. 2010 г. № 61-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 16. - Ст. 1815. – (в ред. от 28 дек. 2017 г.). – СПС «Гарант».
8. О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год» [Электронный ресурс]: федер. закон от 17 июля 2007 г. № 132-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. - № 30. - Ст. 3746. - (ред. от 23 ноября 2007). – СПС «КонсультантПлюс».
9. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» [Электронный ресурс]: федер. закон от 22 дек. 2014 г. № 429-ФЗ // Рос. газ. - 2014. - 26 дек. - 296. (ред. от 03.07.2016). - СПС «КонсультантПлюс».
10. О государственной социальной помощи [Электронный ресурс]: федер. закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - № 29. - Ст. 3699. - (ред. от 07.03.2018). - СПС «КонсультантПлюс».
11. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федеарции [Электронный ресурс]: федер. закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2011. - № 48. – Ст.6724. – (в ред. от 07 марта 2018 г.). – СПС «Гарант».
12. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 31 дек. 2015 г. № 683 // Собр. законодательства Рос.Федерации. – 2016. - № 1 (часть II). – Ст. 212. – СПС «КонсультантПлюс».
13. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 15 апр. 2014 г. № 305 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 18 (часть I). - Ст. 2152. - (в ред. от 28 дек. 2017 г.). - СПС «КонсультантПлюс».
14. Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 26. - Ст. 3526. - (ред. от 16 марта 2018 г.).- СПС «КонсультантПлюс».
15. Об утверждении Правил ведения Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 26 апр. 2012 г. № 404 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 19. - Ст. 2429. - (ред. от 09.04.2016). - СПС «КонсультантПлюс».
16. Об утверждении Правил формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи[Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 28 авг. 2014 № 871 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 36. - Ст. 4855. - (ред. от 12.06.2017). - СПС «КонсультантПлюс».
17. О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 15. - Ст. 1791. - (ред. от 14.02.2002). - СПС «КонсультантПлюс».
18. О закупках лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 26 дек. 2011 № 1155 // Собр.законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 18. - Ст. 2709. - (ред. от 17.04.2017). - СПС «КонсультантПлюс».
19. О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 26 апр. 2012 г. № 403 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. - № 19. – Ст.2428. – (в ред. от 18 сент. 2012 г.). – СПС «Гарант».
20. О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в целях улучшения лекарственного обеспечения граждан [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 19 июня 2015 г. № 609 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 26. - Ст. 3902. - (в ред. от 14 июня 2016 г.). - СПС «Гарант».
21. О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 08 дек. 2017 № 1492. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2017. - № 51. - Ст. 7806. - СПС «КонсультантПлюс».
22. Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 23 окт. 2017 г. № 2323-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2017. - № 44. - Ст. 6551. - СПС«КонсультантПлюс».
23. Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения [Электронный ресурс]: приказ Министерства здравоохранения Рос. Федерации от 21 сент. 2016 г. № 725н // Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru. - 24 янв. 2017 г. – СПС «Гарант».
24. О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N 404 «Об утверждении Правил ведения Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей» [Электронный ресурс]: приказ Минздрава России от 15 февр. 2013 г. № 69н // Рос. газ. - 2013. - 24 апр. № 89. (ред. от 10.04.2015). - СПС «КонсультантПлюс».
25. Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при атипичном гемолитико-уремическом синдроме (динамическое наблюдение, лечение) [Электронный ресурс]: приказ Минздрава России от 29 дек. 2012 г. № 1750н // Рос.газ. - 2013. - 20 июня. - № 131/1. - СПС «Гарант».
26. Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям при мукополисахаридозе II типа [Электронный ресурс]: приказ Минздрава России от 09 ноября 2012 г. № 791н // Рос.газ. - 2013. - 13 июня . - № 125/1. - СПС «Гарант».
27. Об утверждении объема информации, необходимого для формирования раздела клинической документации, при государственной регистрации орфанного лекарственного препарата [Электронный ресурс]: приказ Минздрава России от 15 дек. 2015 г. № 930н // Бюллетень нормативных актов федер. органов исполнительной власти. - 2016. - № 17. - СПС «КонсультантПлюс».
28. Об утверждении Порядка осуществления мониторинга движения и учета в субъектах Российской Федерации лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, доведения до сведения уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полученных по результатам мониторинга данных и согласования заявок уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о перераспределении лекарственных препаратов между субъектами Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Минздрава России от 21 дек. 2016 г. № 983н // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. - 2017. - 24 апр. – СПС «КонсультантПлюс».
29. Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации [Электронный ресурс]: приказ Минздрава России от 13 февр. 2013 г. № 66 // Ваше право. - 2013. - № 8. - (в ред. от 07 апр. 2016 г.). - СПС «КонсультантПлюс».
30. О форме заявки на поставку лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей [Электронный ресурс]: приказ Минздрава России от 03 авг. 2016 г. № 574н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2016. - № 38. - СПС «КонсультантПлюс».
31. О недопустимости отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: письмо Минздрава России от 08 июля 2013 г. № 21-6/10/2-4878. - СПС «КонсультантПлюс».
32. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 год [Электронный ресурс] // Рос.газ. - 2015. - 7 мая. - № 96. – СПС «Гарант».
33. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации в 2014 году [Электронный ресурс]: доклад Министерства труда и социальной защиты Рос. Федерации от 15 дек. 2015 г. – СПС «Гарант».
Нормативно-правовые акты и иные официальные документы субъектов Российской Федерации
34. Об основах организации охраны здоровья граждан в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]: закон Санкт-Петербурга от 3 июля 2012 г. № 367-63 // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. - 2012. - 23 июля. - № 24. - (в ред. от 11 февр. 2017 г.). - СПС «Гарант».
35. О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс]: закон Санкт-Петербурга от 26 дек. 2017 г. № 880-159 // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru. - 2017. - 26 дек. - СПС «КонсультантПлюс».
36. О Комитете по здравоохранению [Электронный ресурс]: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27 дек. 2013 № 1070 // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru. - 2014. - 10 янв. - (ред. от 08.02.2018). - СПС «КонсультантПлюс».
37. О Концепции демографической политики Санкт-Петербурга на период до 2025 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 22 дек. 2015 г. № 79-рп // - (ред. от 27.07.2017). – СПС «КонсультантПлюс».
38. Об обращении Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву [Электронный ресурс]: постановлении Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 13 апр. 2016 г. № 191. - СПС «Гарант».
39. О законодательной инициативе о принятии Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 12 дек. 2012 г. № 711 // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. - 2013. - 21 янв. - № 1. – СПС «Гарант».
Материалы судебной практики
40. Об отказе в принятии к рассмотрению запросов Кабинета Министров Республики Татарстан и Вахитовского районного суда города Казани о проверке конституционности пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 2 июля 2013 г. № 1054-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2014. - № 2. - СПС «Гарант».
41. Апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 октября 2016 г. по делу N 11-14902/2016. - СПС «Гарант».
42. Апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20 февраля 2014 г. по делу № 33-2691/2014. - СПС «Гарант».
43. Апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 29 августа 2016 г. по делу № 33-10983/2016. – СПС «Гарант».
44. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 10 октября 2017 по делу № 33-11378/2017 [Электронный ресурс]. - СПС «Гарант».
45. Решение Арбитражного суда Кировской области от 11 января 2016 г. по делу № А28-10410/2015. - СПС «Гарант».
46. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда № 02АП-1358/16. - СПС «Гарант».
Специальная литература
47. Витковская, И.П. Регистры редких (орфанных) заболеваний. Алгоритм предоставления сведений о пациенте с редким (орфанным) заболеванием в региональный сегмент федерального регистра: метод.рекомендации / И.П. Витковская, Н.Л. Печатникова, С.А, Уткин. - М., 2017. – 52с.
48. Пиличева, А.В. Лекарственные средства как объекты патентных прав [Электронный ресурс] /А.В.Пиличева. - М.: Инфотропик Медиа, 2016. - СПС «КонсультантПлюс».
49. Путило, Н.В. Право граждан на лекарственное обеспечение: Монография [Электронный ресурс] / Н.В.Путило, Н.С.Волков, Ф.В.Цомартова и др.; под ред. Н.В.Путило. - М.: КОНТРАКТ, 2017. – СПС «КонсультантПлюс».
50. Курская, А Дитя семи нянек [Электронный ресурс] // Фармацевтический вестник. 2014. № 21. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
51. Литовкина, М.И. Законодательство в области обеспечения лекарственной безопасности в контексте конституционного прав на охрану здоровья // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 22. С.92-95.
52. Литовкина, М.И. Роль социального государства в обеспечении лекарственной безопасности при реализации конституционного права на охрану здоровья / М.И.Литовкина // Право и политика. – 2013. - № 1(157). – С.34-45.
53. Маликова, А.А. Право граждан на обеспечение лекарственными средствами и роль прокуратуры в его соблюдении. // Актуальные проблемы юридической науки и практики: взгляд молодых ученых: сб.материалов МШШ науч.-практ. Конф. Молодых ученых (19 июня 2015г., г.Москва) / под ред. А.Ю.Винокурова и К.А.Комогорцевой; Акад.Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – М., 2015. С.33-37.
54. Новиков, П.В. Правовые аспекты редких (орфанных) заболеваний в России и в мире [Электронный ресурс] // Электрон.журнал Медицина. - 2013. - № 4. Режим доступа: http://www.fsmj.ru/015133.html.
55. Подвязникова, М.В. Лекарственное обеспечение лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями [Электронный ресурс] / М.В.Подвязникова // Российский юридический журнал. - 2014. - № 3. - СПС «Гарант».
56. Попова, А.С. Пробелы законодательства, регулирующего отношения в сфере здравоохранения // «Российское право: образование, практика, наука». - 2016. - № 1. С. 50-54.
57. Путило, Н.В. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан: на пороге перемен //Журнал российского права. - 2010. - № 10. - С.36-45.
58. Романовский, Г.Б. Правовые основы медицинской помощи гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями [Электронный ресурс] // Менеджер здравоохранения. - 2013. - № 7. - СПС «Гарант».
59. Тортунова, И. Дорога добра, или хождение по мукам [Электронный ресурс] / И.Тортунова, С.Викторова // ЭЖ-Юрист. - 2017. - № 28. –СПС «КонсультантПлюс».
60. Тортунова, И. Дорога добра, или хождение по мукам [Электронный ресурс] / И.Тортунова, С.Викторова // ЭЖ-Юрист. - 2017. - № 30. – СПС «КонсультантПлюс».
61. Тортунова, И. Дорога добра, или хождение по мукам [Электронный ресурс] / И.Тортунова, С.Викторова // ЭЖ-Юрист. - 2017. - № 31. – СПС «КонсультантПлюс».
Интернет-ресурсы
62. Заключение Комитета Государственной Думы Российской Федерации по охране здоровья к Законопроекту № 428905-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в части лечения редких (орфанных) заболеваний» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=428905-6.
63. Отчет по конференции «Редкие заболевания», проводимой профессиональной медицинской ассоциацией клинических фармакологов Санкт-Петербурга. - Режим доступа: http://www.clinicpharm.ru/index.php/component/content/article?id=69%3A2014-03-07-07-45-44.
64. Перечень редких (орфанных) заболеваний [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации. - Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/documents/8048.
65. Портал по ведению государственного реестра лекарственных средств официального сайта Минздрава России. – Режим доступа: http://grls.rosminzdrav.ru/pricelims.aspx.
66. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан» (в части лечения редких (орфанных) заболеваний [Электронный ресурс] / Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. - Режим доступа: http://www.asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=283027-7.
67. Проект федерального закона № 118705-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (в части закрепления за Российской Федерацией полномочия по организации обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями» [Электронный ресурс] // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. Режим доступа: http://www.asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=118705-7.
68. Проект Федерального закона № 283027-7 // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. Режим доступа: http://www.asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=283027-7.
69. Стенограмма обсуждения законопроекта 428905-6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://api.duma.gov.ru/api/transcript/428905-6.
70. Шарапова, Т. Российская молодежь хочет лишить денег больных раком. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/541000.
71. Чалова, Е. Вероника Скворцова: регионы не справляются с лечением орфанных заболеваний [Электронный ресурс] / Е.Чалова // Фармацевтический вестник. 2016. 5 окт. - Режим доступа: http://www.pharmvestnik.ru/publs/lenta/v-rossii/veronika-skvortsova-regiony-ne-spravljajutsja-s-lecheniem-orfannyx-zabolevanij.html#.WDwhlU1f2Uk.
72. Rare Diseases Act of 2002: Public Law 107-280. 2002. Nov.6. - Режим доступа: https://www.congress.gov/107/plaws/publ281/PLAW-107publ281.pdf.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ