Особенности социального обслуживания пожилых граждан в Российской Федерации
|
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3-5
Глава 1 Правовой статус пожилых граждан в Российской Федерации….6-20
1.1. Понятия «правовой статус» и «пожилой человек» 6-13
1.2. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых граждан 13-20
Глава 2 Правовая система РФ по поддержке граждан пожилого возраста. 20-31
2.1. Социальные проблемы граждан пожилого возраста. 20-25
2.2. Федеральные и региональные социальные программы для пожилых граждан. 25-31
Глава 3 Социальное обслуживание пожилых граждан. 31-45
3.1. Формы социального обслуживания граждан пожилого возраста…… 31-36
3.2. Анализ судебной практики социального обслуживания граждан пожилого возраста 37-45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46-48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49-56
Приложения 57-60
ВВЕДЕНИЕ 3-5
Глава 1 Правовой статус пожилых граждан в Российской Федерации….6-20
1.1. Понятия «правовой статус» и «пожилой человек» 6-13
1.2. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых граждан 13-20
Глава 2 Правовая система РФ по поддержке граждан пожилого возраста. 20-31
2.1. Социальные проблемы граждан пожилого возраста. 20-25
2.2. Федеральные и региональные социальные программы для пожилых граждан. 25-31
Глава 3 Социальное обслуживание пожилых граждан. 31-45
3.1. Формы социального обслуживания граждан пожилого возраста…… 31-36
3.2. Анализ судебной практики социального обслуживания граждан пожилого возраста 37-45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46-48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49-56
Приложения 57-60
В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», принятый 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ , урегулированы все нормы и права социального обслуживания граждан. В нем говорится, что социальное обслуживание граждан – деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, в целях улучшения условий их жизнедеятельности и расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Корни истории социальной работы уходят глубоко в древние времена, где она существовала в форме благотворительности. В современном обществе социальную работу связывают с развитием и расцветом промышленного производства. В конце 19 века сформировались понятия об ответственности и моральном долге государства перед личностью. Решением возникших социальных проблем стали социальные реформы с индивидуальным подходом к каждой личности, нуждающейся в помощи. Так возникли новые формы деятельности с моделями социальной помощи как срочного характера, так и рассчитанные на длительный период времени.
В 1991 году Россия присоединилась к сообществу стран, в которых уже существовала профессиональная социальная работа. Введение социальной работы как профессии связано с появлением социально не защищенных слоев населения. В начале 90-х годов в условиях становления рыночных отношений, социальных перемен, нестабильных политических и экономических ситуаций большая часть населения осталась на грани нищенского существования, безработные, беженцы, неполные семьи, алкоголики, наркоманы и т.д. Изменение условий жизни людей привели к их ухудшению социального здоровья.
В большей степени пострадали пенсионеры, пожилые люди. Месяцами не получая пенсию, они нуждались в социальной помощи, в психологической поддержке. На помощь им пришел социальный работник. Он призван помогать им как в плане выживания, так и в перспективе упорядочения более широкого социокультурного контекста, причем с упором не только улучшения их материального благосостояния, но и на их адаптацию к меняющимся жизненным условиям.
Социальный работник как представитель государства должен иметь профессиональную подготовку и способен выступить в качестве консультанта, юриста, администратора, менеджера, психолога, проводить просветительскую работу по самым разным вопросам, например, как вести здоровый образ жизни, как пользоваться компьютерной техникой и др. Ведь именно социальный работник является для старого человека незаменимым помощником и советчиком. Люди пожилого возраста часто одиноки, они нуждаются во внимании, общении и помощи в повседневных заботах: покупке продуктов питания, промышленных товаров, медикаментов, доставке дров и воды и др. видах услуг.
В связи с этим в обществе весьма актуальной является проблема оказания социальной помощи, поддержки пожилым людям, которая осуществляется при помощи социального обслуживания.
Объект исследования: система социального обслуживания лиц пожилого возраста.
Предмет исследования: основные положения социального обслуживания лиц пожилого возраста, права лиц пожилого возраста в сфере социального обслуживания, виды и формы социального обслуживания лиц пожилого возраста.
Цель работы - изучить особенности социального обслуживания пожилых граждан в Российской Федерации.
Задачи работы:
- Изучить правовой статус пожилых граждан в Российской Федерации;
- Рассмотреть правовую систему РФ по поддержке граждан пожилого возраста;
- Исследовать социальное обслуживание пожилых граждан;
- Проанализировать судебную практику социального обслуживания граждан пожилого возраста, выявить проблемы и найти пути их решения по оказанию.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, «Гражданский Кодекс Российской Федерации» и законодательства, касающиеся правового регулирования и социальной поддержки граждан пожилого возраста.
Теоретическую базу исследования составили труды В.А.Бронникова, В.А.Ершова, А.В. Желудкова, П.Д. Павленок, Е.И. Холостова, Н. Кошелева, К.Н. Гусова, Г.В.Сулейманова и др.
Методологическую основу дипломной работы составляют научные положения диалектической философии, общенаучные методы познания, такие как: анализ, синтез, системный подход, логические приемы индукции и дедукции. В процессе разработки разных аспектов темы использовались также частно-научные методы: сравнительно-правовой, статистический, социологический и др.
Структура работы выстроена в соответствии с ее задачами и состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения, библиографического списка и приложения.
Корни истории социальной работы уходят глубоко в древние времена, где она существовала в форме благотворительности. В современном обществе социальную работу связывают с развитием и расцветом промышленного производства. В конце 19 века сформировались понятия об ответственности и моральном долге государства перед личностью. Решением возникших социальных проблем стали социальные реформы с индивидуальным подходом к каждой личности, нуждающейся в помощи. Так возникли новые формы деятельности с моделями социальной помощи как срочного характера, так и рассчитанные на длительный период времени.
В 1991 году Россия присоединилась к сообществу стран, в которых уже существовала профессиональная социальная работа. Введение социальной работы как профессии связано с появлением социально не защищенных слоев населения. В начале 90-х годов в условиях становления рыночных отношений, социальных перемен, нестабильных политических и экономических ситуаций большая часть населения осталась на грани нищенского существования, безработные, беженцы, неполные семьи, алкоголики, наркоманы и т.д. Изменение условий жизни людей привели к их ухудшению социального здоровья.
В большей степени пострадали пенсионеры, пожилые люди. Месяцами не получая пенсию, они нуждались в социальной помощи, в психологической поддержке. На помощь им пришел социальный работник. Он призван помогать им как в плане выживания, так и в перспективе упорядочения более широкого социокультурного контекста, причем с упором не только улучшения их материального благосостояния, но и на их адаптацию к меняющимся жизненным условиям.
Социальный работник как представитель государства должен иметь профессиональную подготовку и способен выступить в качестве консультанта, юриста, администратора, менеджера, психолога, проводить просветительскую работу по самым разным вопросам, например, как вести здоровый образ жизни, как пользоваться компьютерной техникой и др. Ведь именно социальный работник является для старого человека незаменимым помощником и советчиком. Люди пожилого возраста часто одиноки, они нуждаются во внимании, общении и помощи в повседневных заботах: покупке продуктов питания, промышленных товаров, медикаментов, доставке дров и воды и др. видах услуг.
В связи с этим в обществе весьма актуальной является проблема оказания социальной помощи, поддержки пожилым людям, которая осуществляется при помощи социального обслуживания.
Объект исследования: система социального обслуживания лиц пожилого возраста.
Предмет исследования: основные положения социального обслуживания лиц пожилого возраста, права лиц пожилого возраста в сфере социального обслуживания, виды и формы социального обслуживания лиц пожилого возраста.
Цель работы - изучить особенности социального обслуживания пожилых граждан в Российской Федерации.
Задачи работы:
- Изучить правовой статус пожилых граждан в Российской Федерации;
- Рассмотреть правовую систему РФ по поддержке граждан пожилого возраста;
- Исследовать социальное обслуживание пожилых граждан;
- Проанализировать судебную практику социального обслуживания граждан пожилого возраста, выявить проблемы и найти пути их решения по оказанию.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, «Гражданский Кодекс Российской Федерации» и законодательства, касающиеся правового регулирования и социальной поддержки граждан пожилого возраста.
Теоретическую базу исследования составили труды В.А.Бронникова, В.А.Ершова, А.В. Желудкова, П.Д. Павленок, Е.И. Холостова, Н. Кошелева, К.Н. Гусова, Г.В.Сулейманова и др.
Методологическую основу дипломной работы составляют научные положения диалектической философии, общенаучные методы познания, такие как: анализ, синтез, системный подход, логические приемы индукции и дедукции. В процессе разработки разных аспектов темы использовались также частно-научные методы: сравнительно-правовой, статистический, социологический и др.
Структура работы выстроена в соответствии с ее задачами и состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения, библиографического списка и приложения.
Поздняя взрослость, старость как психологический возраст является заключительным периодом жизни человека, который включает изменение его положения в обществе и играет значительную роль в жизненном пути. В настоящее время определение хронологических границ старческого возраста является сложным, так как индивидуальные различия в проявлении признаков старения у всех людей неодинаков и проявляется в разном диапазоне. Биологический феномен старости определяется процессом возрастания уязвимости организма и повышением смертности в этот период. Социальный критерий перехода к старости обуславливается переходом человека в пенсионный возраст, процессом снижения социального статуса, при этом теряются социальные роли человека, сужается социальный мир.
Основными формами социального обслуживания граждан пожилого возраста являются социальное обслуживание на дому, в полустационарной форме, в стационарной форме.
Потребность пожилых в социальном обслуживании обусловлена состоянием их здоровья, снижением мобильности, одиночеством и иными объективными факторами, для предотвращения или смягчения действие которых необходима посторонняя помощь.
Пожилые люди, которые не могут самостоятельно без посторонней помощи проживать дома и поступают на постоянное проживание в условия «защищенной среды», то есть в стационарные учреждения социального обслуживания. В обстановке учреждения, предназначенного для социальной поддержки пожилого человека, он сталкивается с новыми обстоятельствами, незнакомыми ему в прошлой жизни и на первый план выступают проблемы социально-средовой адаптации пожилых людей.
Ряд наиболее существенных моментов. Во-первых, поскольку невозможно окончательно и бесповоротно ликвидировать весь «клубок» трудноразрешимых социальных и социально-психологических проблем лиц пожилого возраста, а также исключить риск появления новых психотравмирующих ситуаций, необходима постоянная работа государственных и общественных организаций, связанная с выявлением, локализацией и нейтрализацией (минимизацией) тех деструктивных факторов, которые порождают причины социальной дезадаптации пожилых граждан в период пандемии. Во-вторых, представляется, что при систематической социальной (социально-психологической) работе по актуализации индивидуально-личностных ресурсов и оптимизации средовых условий жизнедеятельности процесс дезадаптации не только может, но и должен быть остановлен, в результате – сам человек получает реальную возможность перейти на качественно новый уровень функционирования, конструктивного восприятия окружающего мира, начать ощущать свою востребованность. В-третьих, в качестве наиболее значимых личностно-средовых адаптивных ресурсов (определяющих эмоциональный настрой, мотивацию и уровень психического здоровья лиц пожилого возраста) следует рассматривать: показатели когнитивного развития, наличие социально-поддерживающей сети (в широком смысле), наличие субъективных факторов, обеспечивающих стрессоустойчивость.
В заключение следует отметить, что анализ ситуации правового обеспечения социального обслуживания в России выявил несколько проблем, общих для всех его форм:
1. В нормативно-правовых актах отсутствует определение сферы «социального обслуживания». Возможно, именно по этой причине в России еще не разработан специальный кодекс, регулирующий правоотношения в сфере социального обслуживания. Незакрепленность правовых понятий создает пробел законодательства.
2. В российском законодательстве для разных форм социального обслуживания и для отдельных видов социальных услуг предусмотрено два уровня правового регулирования – федеральный и региональный. Причем в некоторых случаях такое регулирование является дублирующим. Дублирование правовых норм на федеральном и региональном уровне создает избыточность.
3. Для правоприменительной практики в сфере социального обслуживания характерны две основные черты: произвольность и односторонность действий, противоречащих договору, как учреждений социального обслуживания, так и получателей социальных услуг.
Таким образом, рассмотрев проблемы правового обеспечения социального обслуживания, можно предложить рекомендации по его совершенствованию, в том числе:
1. Необходима разработка и принятие «Кодекса социального обслуживания РФ», в котором следует определить все основные понятия, в том числе закрепить понятие социального обслуживания. Такая новелла законодательства, несомненно, облегчит регулирование соответствующих правоотношений.
2. Необходимо проведение «регуляторной гильотины» в федеральном либо региональном законодательстве, то есть отсечение дублирующих правовых норм.
3. Необходимо повышение правовой грамотности граждан, для чего следует увеличивать объемы бесплатного правового информирования и обучения пожилых граждан.
4. Необходимо предусматривание санкций для учреждений социального обслуживания за нарушение прав получателей социальных услуг. Для разрешения последнего направления достойным выходом было бы подведение сферы социальных услуг под действие Закона Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» по аналогии с медицинскими услугами.»
Основными формами социального обслуживания граждан пожилого возраста являются социальное обслуживание на дому, в полустационарной форме, в стационарной форме.
Потребность пожилых в социальном обслуживании обусловлена состоянием их здоровья, снижением мобильности, одиночеством и иными объективными факторами, для предотвращения или смягчения действие которых необходима посторонняя помощь.
Пожилые люди, которые не могут самостоятельно без посторонней помощи проживать дома и поступают на постоянное проживание в условия «защищенной среды», то есть в стационарные учреждения социального обслуживания. В обстановке учреждения, предназначенного для социальной поддержки пожилого человека, он сталкивается с новыми обстоятельствами, незнакомыми ему в прошлой жизни и на первый план выступают проблемы социально-средовой адаптации пожилых людей.
Ряд наиболее существенных моментов. Во-первых, поскольку невозможно окончательно и бесповоротно ликвидировать весь «клубок» трудноразрешимых социальных и социально-психологических проблем лиц пожилого возраста, а также исключить риск появления новых психотравмирующих ситуаций, необходима постоянная работа государственных и общественных организаций, связанная с выявлением, локализацией и нейтрализацией (минимизацией) тех деструктивных факторов, которые порождают причины социальной дезадаптации пожилых граждан в период пандемии. Во-вторых, представляется, что при систематической социальной (социально-психологической) работе по актуализации индивидуально-личностных ресурсов и оптимизации средовых условий жизнедеятельности процесс дезадаптации не только может, но и должен быть остановлен, в результате – сам человек получает реальную возможность перейти на качественно новый уровень функционирования, конструктивного восприятия окружающего мира, начать ощущать свою востребованность. В-третьих, в качестве наиболее значимых личностно-средовых адаптивных ресурсов (определяющих эмоциональный настрой, мотивацию и уровень психического здоровья лиц пожилого возраста) следует рассматривать: показатели когнитивного развития, наличие социально-поддерживающей сети (в широком смысле), наличие субъективных факторов, обеспечивающих стрессоустойчивость.
В заключение следует отметить, что анализ ситуации правового обеспечения социального обслуживания в России выявил несколько проблем, общих для всех его форм:
1. В нормативно-правовых актах отсутствует определение сферы «социального обслуживания». Возможно, именно по этой причине в России еще не разработан специальный кодекс, регулирующий правоотношения в сфере социального обслуживания. Незакрепленность правовых понятий создает пробел законодательства.
2. В российском законодательстве для разных форм социального обслуживания и для отдельных видов социальных услуг предусмотрено два уровня правового регулирования – федеральный и региональный. Причем в некоторых случаях такое регулирование является дублирующим. Дублирование правовых норм на федеральном и региональном уровне создает избыточность.
3. Для правоприменительной практики в сфере социального обслуживания характерны две основные черты: произвольность и односторонность действий, противоречащих договору, как учреждений социального обслуживания, так и получателей социальных услуг.
Таким образом, рассмотрев проблемы правового обеспечения социального обслуживания, можно предложить рекомендации по его совершенствованию, в том числе:
1. Необходима разработка и принятие «Кодекса социального обслуживания РФ», в котором следует определить все основные понятия, в том числе закрепить понятие социального обслуживания. Такая новелла законодательства, несомненно, облегчит регулирование соответствующих правоотношений.
2. Необходимо проведение «регуляторной гильотины» в федеральном либо региональном законодательстве, то есть отсечение дублирующих правовых норм.
3. Необходимо повышение правовой грамотности граждан, для чего следует увеличивать объемы бесплатного правового информирования и обучения пожилых граждан.
4. Необходимо предусматривание санкций для учреждений социального обслуживания за нарушение прав получателей социальных услуг. Для разрешения последнего направления достойным выходом было бы подведение сферы социальных услуг под действие Закона Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» по аналогии с медицинскими услугами.»
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН И ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Меры государственной поддержки граждан пожилого возраста (Российский государственный социальный университет)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ К САМООБСЛУЖИВАНИЮ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Проблемы социальной поддержки и социальной защиты по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста (Челябинский юридический колледж)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Формы и виды социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов: правовые основы, условия и порядок назначения (Право социального обеспечения)
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. КАМЫШЛОВА)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Специфика социального обслуживания пожилых людей на дому (на примере ОГАУ
«Комплексный центр социального обслуживания населения Томской области»)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста в государственных учреждениях Алтайского края (на примере Барнаульского дома-интерната для престарелых и инвалидов (ветеранов войны и труда)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017



