Работа с аппаратом ориентировки как средство развития самостоятельности младших школьников в работе с учебником (Педагогический колледж №1 им. Некрасова г. Санкт-Петербурга)
Проведен констатирующий эксперимент.
База исследования: МОУ «Разметелевская СОШ» Всеволожского района Ленинградской области.
Выборка: 36 обучающихся 1 «Г» класса.
Есть много приложений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОПРОСА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕБНИКОМ 6
1.1. Школьный учебник. Требования к современному учебнику 6
1.2. Внетекстовые компоненты учебника. Аппарат ориентировки, его особенности 11
1.3. Работа с аппаратом ориентировки как средство развития самостоятельности младших школьников в работе с учебником 14
Выводы по первой главе 18
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В ОБЛАСТИ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С АППАРАТОМ ОРИЕНТИРОВКИ УЧЕБНИКА 20
2.1. Задачи, методика и результаты констатирующего этапа исследования 20
2.2. Описание системы развивающей работы с аппаратом ориентировки учебника для развития самостоятельности обучающихся первого класса 27
2.3. Практические рекомендации по реализации работы с аппаратом ориентировки учебника для развития самостоятельности обучающихся первого класса 30
Выводы по второй главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 38
ПРИЛОЖЕНИЕ В 61
Главной обязанностью ребёнка младшего школьного возраста, его основной деятельностью является учение – процесс приобретения новых знаний, умений, навыков [2]. В начальной школе дети познают мир через два способа: непосредственное восприятие и словесное описание явлений и предметов. Ученики получают описание из учебников или от учителя. Хотя знания учеников становятся более осмысленными и выверенными с увеличением количества понятий и представлений, возникает проблема научить детей работать с учебником как основным источником информации. Информация, получаемая в начальной школе, является основой для дальнейшего образования. Однако, недостаточная грамотность в работе с учебниками может привести к проблемам в учёбе. Поэтому, важно научить детей правильно использовать учебники, выделять главное и справляться с заданиями. Это поможет им успешно учиться и развиваться в будущем.
Созданием учебников занимались многие отечественные и зарубежные просветители и педагоги, такие как М. В. Ломоносов и К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и Д. Д. Зуев, Я. А. Коменский и А. Дистервег и др. Среди проблем современного школьного образования особо острый интерес вызывает проблема школьного учебника, который является одним из ключевых элементов образовательного процесса [1].
Современные учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. При использовании специально разработанных, учебников эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений. Учебник должен учить ученика учиться. А для этого по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать в себе необходимый материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать необходимый и достаточный объём фактического материала, должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам обучающихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов; стимулировать потребности, волю школьников в познании их ответственности в процессе обучения [11].
Систематическое изложение учебного материала в учебнике должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью. При самостоятельном обучении учебник выступает самым главным средством организации учебного процесса. При самостоятельной работе с учебником у учащегося совершенствуется техника чтения, улучшается память. Ребёнок учится анализировать, излагать, дополнять и с помощью дополнительной литературы изменять изучаемый текст. Кроме того, с помощью учебника обеспечивается формирование духовной сущности личности ребёнка [5].
Учебники и другие учебные материалы должны стать ключевым источником знаний и важным средством для организации самостоятельной работы учеников на уроке. Важно научить их правильно работать с книгами и уметь быстро находить нужную информацию. Это поможет развить у них важное качество - самостоятельность.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед учителем следующую задачу: подготовить обучающихся к самостоятельному поиску нужной информации для решения различных учебных задач с привлечением учебной литературы (познавательные УУД) [17]. Если ребёнок с помощью учителя научится самостоятельно успешно работать с учебником, это обеспечит решение задачи по поиску информации в любой книге.
Учитывая актуальность данной проблемы, нами была определена тема исследования: «Работа с аппаратом ориентировки как средство развития самостоятельности младших школьников в работе с учебником».
Противоречие исследования: между потребностями субъектов образования в образовательных услугах и невозможностью системы образования удовлетворить эти потребности.
Цель исследования: определение педагогических условий работы с аппаратом ориентировки учебника как средством развития самостоятельности младших школьников, разработка и описание системы развивающей работы с учебником для обучающихся первого класса.
Объект исследования: процесс работы с учебником, его структурой.
Предмет исследования: аппарат ориентировки как средство развития самостоятельности младших школьников в работе с учебником.
Гипотеза исследования: состоит в предположении о том, что целенаправленная работа с внетекстовым компонентом учебника, аппаратом ориентировки, может способствовать развитию самостоятельности обучающихся в процессе работы с учебником, при следующих условиях:
- обучающихся нужно знакомить с авторской навигацией с первых встреч с учебником;
- на всех учебных предметах учить обучающихся ориентироваться в учебнике по его содержанию.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме, с целью определения понятия «учебник», его структурных компонентов;
2) изучить и описать структурный компонент учебника – аппарат ориентировки;
3) выявить особенности развития самостоятельности в младшем школьном возрасте и влияние работы с аппаратом ориентировки учебника на развития самостоятельности обучающихся первого класса;
4) разработать, описать и реализовать методику констатирующего этапа исследования;
5) разработать и описать проект развивающей работы с аппаратом ориентировки учебника для развития самостоятельности обучающихся первого класса и методические рекомендации по реализации этой работы.
Методы исследования: анализ психолого - педагогической и методической литературы; обобщение педагогического опыта; анализ документации; анкетирование; беседа с практическим заданием.
Глоссарий:
1. Аппарат ориентировки – совокупность дополнительных и справочно-вспомогательных материалов, которые помогают учащимся быстро и безошибочно находить в учебной книге необходимый материал, создавая условия для успешной самостоятельной работы с ним, включающий в себя: методическое предисловие, оглавление, рубрикацию, шрифтовые и цветовые выделение, сигналы – символы [7];
2. Внетекстовые компоненты – неотъемлемая часть системы учебного пособия, расположенная у вершины его структурной иерархии; призванная обслуживать текст, способствуя более полному усвоению его содержания, побуждающая обучающихся к учению, помогающая в выработке умений и навыков самостоятельного поиска знаний и практического их применения [7];
3. Инструментальность – это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний, создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации [24];
4. Интерактивность – прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки [17];
5. Самостоятельность – обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение [17];
6. Самостоятельная работа - метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебные задачи, проявляя усилие и активность. [7];
7. Самостоятельная работа учащихся — это осуществление познавательной деятельности без непосредственной помощи и контроля учителя [25];
8. Структура учебника – организованный порядок отбора и использования основных компонентов учебной книги (текстовой компонент: основной текст, дополнительный текст, пояснительный текст; внетекстовой компонент: методический аппарат, иллюстрации, аппарат ориентировки) [24];
9. Учебная книга – это книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определённой области на современном уровне достижений науки и культуры [3];
10. Учебник – книга для обучения какому-н. отдельному предмету [24];
11. Учение – процесс приобретения новых знаний, умений, навыков
Анализ теоретических исследований показывает, что роль учебников в обучении очень важна. Учебники являются носителями содержания образования и в этом качестве к ним предъявляется множество требований. Кроме того, учебники состоят из структурных компонентов и представляют собой систему элементов, выполняющих ряд педагогических функций. Основным компонентом является текст, а также внетекстовые компоненты, которые дополняют текст. Внетекстовые компоненты облегчают понимание текста, организуют его усвоение и способствуют мотивации обучения.
Исследование показало, что несмотря на то, что большинство обучающихся знают понятия аппарата ориентировки, уровень владения приемами работы с ним у них средний, большинство не имеет опыта работы с содержанием учебников. Исходя из результатов нашего исследования, можно сделать вывод, что аппарат ориентировки является важнейшим средством, главным помощником при ориентации в учебнике для каждого младшего школьника. Поэтому необходимо развивать способности учащихся в самостоятельной работе со структурой учебника, с аппаратом ориентировки, в частности.
Кроме того, необходимо научить детей ориентироваться и в дополнительной литературе. Ведь для того, чтобы книги стали действительным средством умственного развития и духовного обогащения человека, надо уметь с ними работать.
Ориентация в литературе и работа с любой книгой способствует развитию самостоятельности учащегося. Самостоятельность очень важна как при работе с любой книгой в младшем школьном возрасте, так и при дальнейшем обучении. Работая самостоятельно с книгой, ребёнок будет самостоятельно подходить ко всему, к каждому делу, заданию. Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в дальнейшем.
Исходя из результатов констатирующего эксперимента мы наметили цель развивающей работы: разработка методических материалов по работе обучающихся с оглавлением, условными обозначениями (виртуальная экскурсия «Первые рукописные и печатные книги на Руси», круглый стол «Структура книги» и литературный квест «Путешествие в страну Библиотека»). В период производственной практики удалось частично апробировать проект развивающей работы.
Таким образом, все поставленные задачи выполнены, цель достигнута, а гипотеза подтверждена.
1. ФГОС НОО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования С изменениями и дополнениями от: 18 июля 2022 г. ГАРАНТ: О применении ФГОС НОО см. письма Министерства просвещения РФ от 15 февраля 2022 г. N АЗ-113/03 и от 8 августа 2022 г. N ТВ-1517/03.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» – М.: Омега-Л., 2014. – 134 с.
3. Беспалько В. П. Теория учебника: дидактический аспект / 3. В. П. Беспалько – Москва : Изд-во «Педагогика», 1978. – 213 с.
4. Горецкий В. Г. Журнал Министерства образования Российской Федерации «Начальная школа» / В. Г. Горецкий – Москва : «ООО «Медиа/Пресс», 2013. – 147 с.
5. Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков — Москва : Просвещение, 2009. — 16 с.
6. Ефремова Т. Ф. Современный словарь русского языка три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный / Т. Ф. Ефремова – Москва : ACT, 2010. — 707 с.
7. Жарова Л. В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся: Учеб. пособие к спецкурсу / Л. В. Жарова – Л., 2007. -67 с.
8. Зуев Д. Д. Школьный учебник. Школьный учебник [Текст] / Д. Д. Зуев. – [Репринт. изд.]. – Москва : Просвещение, 2015. – 333 с.
9. Зуев Д. Л. Учебник // российская педагогическая энциклопедия / Д. Л. Зуев, В. В. Давыдов – Москва : 1999.
10. Кант И. Кант И. О педагогике. Статья И. Канта из сборника трудов «Трактаты и письма» – Москва : Изд-во «Наука», 1980. – 450-514 с.
11. Козлов В. Н. Оригинал-макет учебного пособия. Правила разработки и оформления / В. Н. Козлов – Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического университета, 2008. – 48 с.
12. Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений – Москва : Изд. центр Академия, 2013. – 217 с.
13. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ / В. А. Крутецкий – Москва : Изд-во «Просвещение», 2014. – 408 с.
14. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка / Кузнецов С. А. – Санкт-Петербург : Изд-во «Норинт», 2009. – 1571 с
15. Лихачёв Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб пособие для студентов педагог. учеб. заведений / Б. Т. Лихачёв – Москва : Юрайт-М, 2012. – 550 с.
16. Малькова Л. И. Воспитание в современной школе / 15. Л. И. Малькова – Москва : Педагогическое общество России, Изд. Дом «Ноосфера», 1999. – 159 с.
17. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова – Москва : Азбуковник, 1997. – 944 с.
18. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / B. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов – Москва : Изд-во «Школа-Пресс», 1997. – 432 с.
19. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. П Подласый. – Москва : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 1996. – 370 с.
20. Рахимов А.З. Педагогическая акмеология / А.З. Рахимов – Санкт-Петербург : Изд. дом «Питер», 2015. – 452 с.
21. Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / В. А. Ситаров – Москва : Изд. центр «Академия», 2002. – 334 с.
22. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное / А.В. Хуторской. – Москва : Высшая школа, 2007. – 649 с.
23. Большая советская энциклопедия – URL: http://dostupnovsem.com (дата обращения: 27.05.2023)
24. Головин С. Ю. «Большая психологическая энциклопедия» - URL: https://rus-big-psyho.slovaronline.com/ (дата обращения: 1.06.2023)
25. Границкая Л. «Терминологический словарь современного педагога» – URL: https://chpt.edusite.ru/p526aa1 (дата обращения: 2.06.2023)
26. Изоткина Л. С. Работа с учебником: проблемы, поиск, результаты / Л. С. Изоткина – URL: http://hotimlshkola.ru/article201 (дата обращения: 21.05.2023)
27. Казарова В. Я. «Технология работы с учебником» – URL: 86sch3-kogalym.edusite.ru›DswMedia (дата обращения: 22.05.2023)
28. Образовательный портал "Сетевое образование. Экспертиза. Учебники" – URL: net-edu.ru (дата обращения: 20.05.2023)
29. Образовательный портал «Учебные пособия для студентов» – URL: https://studme.org/374159/pedagogika/vnetekstovye_komponenty (дата обращения: 25.05.2023)
30. Сивцева О. А. «Формирование работать с учебником в начальной школе» - URL: https://multiurok.ru/files/formirovanie-umeniia-rabotat-s-uchebnikom-v-nachal.html (дата обращения: 02.06.2023)
31. Хозяшева Р. В. «Работа с учебником» – URL: http://festival.1september.ru/articles/420032/ (дата обращения: 19.05.2023