ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА РОССИИ В КИТАЕ. ИСТОРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ 9
1.1 Понятие образа и имиджа в современных научных исследованиях 9
1.2 Понятие стереотипов и их влияние на образ России 15
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА РОССИИ В КИТАЕ. 27
2.1 Влияние внешней политики РФ на становление образа России в Китае 27
2.2 Роль БРИКС и ШОС в российско-китайских отношениях и формировании образа России в Китае 33
2.3 Образ политического лидера России в КНР 37
ГЛАВА 3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА РОССИИ В КИТАЕ 46
3.1 Роль государственных и общественных организаций в продвижении образа России в Китае 46
3.2 Образ России в СМИ КНР 50
3.3 Перекрестные годы в становлении образа России в Китае 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В рамках глобализации всё большее значение в международных отношениях приобретают представления стран друг о друге. Данное явление обусловлено динамичным развитием информационных технологий и популяризацией Интернета. Формирование положительного образа государства за рубежом, является одной из первостепенных задач руководства любой страны. Важность формирования положительных представлений о государстве во внешней среде связана с многоаспектностью данного явления. Так, позитивный образ страны оказывает благоприятное воздействие на международные контакты и партнёрство между государствами, на политическое, экономическое и культурное развитие.
Современное внешнеполитическое положение России существенно сказывается на образе государства на международной арене. Однако, не смотря на сложности во взаимоотношениях со странами Запада, Россия смогла наладить партнёрские отношения с Китаем. Тем не менее, в силу определенных исторических событий, на протяжении длительного периода представления о России в Китае носили противоречивый характер. Исходя из этого, перед Российским руководством возникла необходимость сформировать положительный образ России в КНР, что обуславливает актуальность данного исследования.
В XXI веке российско-китайские отношения вышли на уровень стратегического партнерства. В целях поддержания добрососедских отношений и развенчания негативных стереотипов о России, представители власти заинтересованы в формировании положительного образа страны посредством участия в международных организациях, реализации совместных проектов, а также активной работы СМИ. Немалое значение в данном контексте имеет образ политического лидера России В. Путина. Российский президент пользуется огромной популярностью среди китайских граждан, тем самым оказывая положительное воздействие на формирование образа России в КНР.
Цель работы заключаетсяв выявлении и анализе исторических, политических и социокультурных факторов, оказывающих воздействие на формирование образа России в Китае в XXI веке.
В рамках заданной цели, следует решить следующие задачи:
- определить теоретическую базу исследования;
- выявить исторические предпосылки, оказывающие влияние на современный образ России в КНР;
- охарактеризовать влияние внешнеполитической деятельности России на формирование её образа в Китае;
- проанализировать образ российского лидера в Китае, и его воздействие на образ государства;
- выявить социокультурные предпосылки в формировании имиджа России в КНР;
- на основании результатов исследования, охарактеризовать современный образ России в КНР.
Объектом исследования является комплекс представлений о России в Китае на современном этапе.
Предметом исследования выступают особенности и механизмы формирования образа России в КНР.
В свете международных реалий, с которыми столкнулась Россия после событий 2014 года, изучение её образа в других странах является крайне необходимым. Партнёрские отношения между Россией и КНР являются актуальной темой как для СМИ, так и для научной среды. Однако в силу быстроразвивающихся отношений между странами, образ России в Китае в XXI является малоизученным, что обуславливает новизну данного исследования.
Теоретическую базу исследования составил ряд работ, посвященных изучению основной терминологии, включающей в себя понятия «образ», «имидж», «стереотип». Современная наука уделяет огромное внимание формированию образа государства. В российской исследовательской базе, анализ понятий «образ» и «имидж», а также их влияние на отношения между странами представлено в работах: Н. Боголюбовой, Э. Галумова, Ю. Кашлева, Н. Киселёва, И. Лябухова, Ю. Николаевой, Е. Петровой, Н. Самойлова, А. Смирнова, Н. Татаринова, Е. Фроловой, В. Шепеля, М. Шишкиной и многих других. Среди китайских ученых, данную тему рассматривали: ЛюСяоянь, СюйСяогу, ЧжаоХуашэн, ЧжэнМэньли. Среди западных исследователей, изучением «образа» и «имиджа» занимались: С. Балоглу, К. Маклери, И. Мартин, С. Эроглу и другие.
Влияние стереотипов на формирование образа государства представлено в работах таких российских исследователей, как: А. Бинецкий, И. Гребёнкина, О. Жбиковская, И. Козлова, Д. Ольшанский, А. Сергеева, Т. Стефаненко.
Среди западных исследователей стоит выделить американского учёного У. Липпмана, который впервые использовал термин «стереотип» в своей работе «Общественное мнение». Автор понимал стереотипы как упорядоченные, схематичные и определяемые культурой «картинки мира» в голове человека, экономящие его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищающие его ценностные позиции и права. Рассматривая стереотипы о России и русских важно подчеркнуть распространённое представление о загадочной русской душе, которое преобладает у зарубежной аудитории. В силу своего советского прошлого, Россия нередко ассоциируется с «колыбелью коммунизма», что особенно распространено в Китае.
Становление образа России в Китае в рамках исторической ретроспективы российско-китайских отношений, представлено в работе А. Рязанова и Г. Трофимова.
Документальная база исследования представлена рядом официальных документов, а также деятельностью международных объединений, государственных и общественных организаций.
Среди использованных в работе официальных документов стоит выделить: «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничестве», «План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (2005–2008 годы)», «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности», «Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 го новой концепции внешней политики РФ», и другие.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в расширении сведений касательно образа России в Китае. Полученные результаты поспособствую выстраиванию новых подходов в изучении российско-китайских отношений, а также помогут определить специфику образа России в КНР в XXI веке в рамках дисциплинарных исследований.
Практическая значимость данной работы позволяет раскрыть перспективы дальнейших представлений о России в КНР. Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти во внешнеполитической деятельности России и налаживанию межкультурных контактов.
Методология исследования. В процессе изучения становления российско-китайских отношений, мы использовали исторический метод. Проводя параллели между прошлыми и нынешними отношениями между Россией и КНР, а также описывая деятельность двух стран в рамках совместных проектов и инициатив, мы применяли аналитический метод, описательный метод и метод индукции. В целях рассмотрения формирования образа России в КНР в широком социокультурном и историческом контексте, мы использовали системных подход.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемых источников и литературы. Во введении сформулирована актуальность, описана степень разработанности, выявлен объект, предмет, методология и цель исследования. Также во введении сформулированы задачи, которые необходимо решить для достижения цели. В первой главе представлена историко-теоретическая база исследования, в рамках которой выявлены основные термины, а также проанализированы исторические предпосылки формирования образа России в Китае. Во второй главе рассматривается политический аспект заданной темы, в рамках которого раскрывается влияние внешнеполитической деятельности России на её образ в КНР. В третьей главе анализируется роль СМИ и перекрестных годов в формировании образа России в Китае, а также рассматривается деятельность государственных и культурных центров в популяризации российской культуры и языка в КНР.
Таким образом, нами было рассмотрено формирование образа России в Китае в начале XXI века. На современном этапе, формирование образа государства занимает важное место в государственном управлении. Согласно концепции внешней политики РФ, Россия сместила акцент своего внимания в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, где Китай представляет для государства наибольший интерес. В данной связи, становится понятной необходимость российского руководства расположить к себе не только верхушку государственной власти КНР, но и помочь российскому и китайскому народу лучше узнать друг друга, сформировать у граждан Китая положительный образ Российской державы.
В рамках исследования было выявлено, что «имиджевое» мышление выражается в способности рассуждать и действовать, учитывая специфику субъекта и заранее предвидя результат. В рамках формирования представлений о государстве, все предпринятые действия ставят перед собой только одну цель – получить одобрение социума. В российской науке термины «имидж» и «образ» не являются синонимами, исходя из чего, в данной работе мы опираемся на понимание «образа» как адекватно отраженной в человеческом сознании реальности, которая формируется естественным путём в процессе познания и восприятия объективной действительности.
На фоне многовековой истории, о России был сформирован ряд стереотипов, которые оказывают существенное влияние на восприятие государства за его пределами. Важной предпосылкой формирования стереотипов выступает такое психологическое качество человека, как необходимость справляться с перегруженностью информацией, перерабатывать и упрощать ее, классифицировать в более удобные модели, которые и становятся стереотипами. В Китае, как и в остальном мире, Россия вызывает ассоциацию с загадочной «русской душой», однако в Китае подобную «загадочность» воспринимают как особенность русского менталитета, что еще больше интригует китайцев познать и понять специфику русской культуры. Советское прошлое внесло весомый вклад в восприятие современной России в КНР. Однако представления о России, как о «колыбели коммунизма» доминируют в основном у старшего поколения китайских граждан.
Помимо этого, нами были выявлены исторические предпосылки российско-китайских отношений, которые оказали влияние на современный образ России в Китае. Согласно историческим данным, Россия в Китае во многом представляется государством со сложной структурой и противоречивостью культуры. Это обусловлено особенностями географического положения России, и её историческим развитием. Регулятором восприятия России в Китае являются отношения между государствами, что находит своё подтверждение в истории. Несмотря на противоречия, которые были между Россией и КНР в прошлом, в XXIимеет значение только нынешние отношения стран, которые находятся на этапе стратегического партнерства. Несмотря на то, что представления жителей современного Китая о России неоднородны и зависят, главным образом, от возраста, уровня образования и социального статуса конкретного человека, уровень партнерства между странами задает положительный фон для образа России в КНР.
Политический аспект занимает основополагающую позицию в формирования образа государства. В данной связи внешнеполитическая деятельность России находит отклики в представлениях о России в Поднебесной. С помощью исторического анализа было выявлено, что до 1917 образ России в Китае ассоциировался с феодализмом и империализмом, что в самом Китае воспринималось негативно. Однако вследствие ряда исторических событий, а также выстраивания доверительного партнёрства между странами на пороге XXI века, нынешняя внешняя политика России пользуется одобрением КНР. Несмотря на тот факт, что Россия находится в сложной внешнеполитической обстановке, интересы России и КНР во внешней среде во многом совпадают, что способствует формированию положительного имиджа России в Поднебесной. Колоссальную роль в партнерстве между Россией и КНР играет причастность стран к таким организациям, как БРИКС и ШОС, что также было рассмотрено в рамках исследования.
Важную составляющую в формировании представлений о России в КНР занимает образ российского президента В. Путина. Российский лидер обладает определенной символической нагрузкой, которая соответствует идеологической базе Китая. Граждане КНР уважают В. Путина, считая его мудрым, авторитетным и смелым лидером, способным отстоять интересы своего государства. Китайцы полагают, что благодаря В. Путину Россия смогла достичь огромных успехов во внешнеполитической, экономической и культурной сферах. Сказывается также и тот факт, что В. Путин открыто демонстрирует дружественный настрой России по отношению к КНР. Исходя из этого, образ российского лидера в сознании китайских граждан напрямую ассоциируется с Россией, тем самым порождая положительные представление о данном государстве, как о дружественном соседе.
В целом, культура занимает важное место в формировании образа России в КНР. В XXI веке именно сфера культуры представляет собой базис для построения межкультурного диалога, посредством проведения разных тематическим мероприятий, и деятельности специализированных организаций. Огромное значение в данном контексте имеет работа СМИ. В рамках информационного общества, средства массовой информации выступают регулятором общественного мнения. Тема России является одной из наиболее актуальных тем в китайских СМИ. Касательно множества российских внешнеполитических вопросов, СМИ КНР занимаю нейтральную позицию. Тем самым Китай пытается оградить себя от причастности к международным конфликтам. Однако в целом, китайские СМИ не скрывают своей лояльности по отношению к России, что во многом способствует формированию в сознании китайских граждан симпатии к России.
Исходя из вышесказанного стоит отметить, что, несмотря на противоречивые отношения Китая и России в прошлом, в XXI веке образ России в Китае является положительным. Во многом на это повлияло тесное сотрудничество между странами, их участие в совместных проектах и инициативах, а также их экономическое партнерство. Уровень дружбы и доверия между Россией и Китаем на сегодняшний день является беспрецедентным. Подтверждением данного тезиса является проведение совместных военных учений, а также ряда перекрёстных годов, способствующих ознакомлению китайских граждан с российской культурой. На основании вышесказанного стоит заключить, что представления о России в Китае во многом зависят от взаимоотношений между странами. По мере развития стратегического партнерства между РФ и КНР, образ России в сознании китайских граждан будет приобретать всё больше положительных характеристик. Гипотеза работы была подтверждена, цель и задачи выполнены.
1. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3406 (дата обращения: 29.10.2018)
2. Документы, подписанные по итогам российско-китайских переговоров//Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/supplement/1425 (дата обращения: 15.01.2019)
3. Официальные документы ШОС URL: http://infoshos.ru/ru/?id=5 (дата обращения:01.11.2018)
4. План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (2005–2008 годы). //URL: http://kremlin.ru/supplement/2056 (дата обращения: 28.09.2018)
5. Послание Президента Федеральному Собранию. URL: http://www.kremlin. ru/news/47173 (дата обращения: 09.10.2018).
6. Совместная российско-китайская декларация. Сборник российско-китайских договоров. 1949–1999.
7. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики 08/06/2018 URL:http://kremlin.ru/supplement/5312 (дата обращения: 27.10.2018).
8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничестве. // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-334/48731 (дата обращения: 28.09.2018)
9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. URL: http://government.ru/media/files/5AMAccs7mSlXgbff1Ua785WwMWcABDJw.pdf (дата обращения: 30.09.2018)
10. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 г. № 640 URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41451/page/1 (дата обращения: 22.10.2018).
На китайском языке:
11. 《2018中俄关系民意调查报告》正式发布 («Отчет опроса об отношениях России и Китая в 2018 году»). URL: http://focus.sinorusfocus.com/p/8129.html (дата обращения: 19.03.2019)
ЛИТЕРАТУРА
Научные и учебные издания
На русском языке:
12. Абашкина Е. Имидж лидера. М., 1994
13. Бинецкий А. Паблик рилейшнз: защита интересов и репутации бизнеса. М. : Аспект Пресс, 2002
14. Боголюбова Н.М. Николаева Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен – СПб.: Издательство «СПбКО» 2009
15. Ван Шуфэн. Краткий анализ двойственности русской культуры// Ван Ци. Китайские ученые о культуре России. М.2007.
16. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. М., 1998
17. Галумов Э. А. Основы PR. М., 2004.
18. Галумов Э.А., Кашлев Ю.Б. Информация и PR в международных отношениях. – М., 2003.
19. Гундарин М.В. Книга руководителя отдела PR. Практические рекомендации. СПб., 2009.
20. Киселев И. Ю., Смирнова А. Г. Динамика образа государства в международных отношениях. – СПб., 2006.
21. Липпман У., Общественное мнение/Пер. с англ. Т.В. Барчуновой. Редакторы перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004
22. Лукин А.В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII—XXI веках. — М. : Восток-Запад : АСТ, 2007
23. Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе. М.; Дело,1999
24. Ольшанский Д. В. Основы политической психологии. – Екатеринбург: Деловая кн., 2001
25. Психологический словарь. М.:1990.
26. Самойлов Н.А. Россия и Китай в XVII-начале XX века: тенденции, формы и стадии социокультурного взаимодействия. СПб., 2014.
27. Сергеева А. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. 3-е изд.-М.: Флинта: Наука, 2005.
28. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: учеб. для вузов. М.: АспектПресс, 2003.
29. Тун Цзяньчжоу, Ван Юн. ТеваньПуцзин (Железная рука Путина). Пекин, 2000.
30. Фролов Е. Политический имидж институтов государственной власти России: современное состояние и перспективы совершенствования – М., 2006.
31. Шарков Ф.И. Паблик рилейшнз. Учебное пособие для вузов. -М.,2005.
32. Шепель, В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. – М.: Народное образование, 2002.
33. Шишкина, М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб., 2002
На английском языке:
34. Martin I.M. and Eroglu S,Measuring a Multi-dimensional Construct: Country Image Journal of Business Research,1993.
35. Nye J.S. Bound to lead: the changing nature of American power. Basic Books, 1990.
36. TajfelН. Social Identity & Intergroup Relations. Cambridge; Paris, 1982
37. The Social Dimension / H. Tajfel (ed.). Cambridge: UniversityPress, 1984
Научные статьи
На русском языке:
38. Алексеев А. БРИК новой волны // Ведомости. — 14.09.2010. — № 172 (2870)
39. Евтушенко В. С. Отношения между Россией и Китаем в структуре Шанхайской организации сотрудничества: стратегические цели стран // Молодой ученый. — 2017. — №24. — С. 256-259.
40. Жбиковская, О. «Стереотипы поведения и образ жизни русских и французов» Омский научный вестник, №4 (58), 2007, С. 207-209.
41. Иванов И. С. Наши взаимоотношения свободны от эмоций // Российская Федерация. — 2000. — № 10 (155). — C. 3
42. Козлова И., Гребёнкина И., «Универсальные и уникальные стереотипы французской и русской культур (на материале русских и французских фразеологизмов с гастрономическими терминами)» Вестник Томского государственного педагогического университета, №10 (138), 2013, С. 9-16.
43. Козырев А. В. Азиатским» путем — к системе безопасности в Азии // Сегодня. — 1994. — 4 февраля. — C. 3
44. Константинова В. Феномен имиджа в научных исследованиях // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2011. №4. C. 221 – 225.
45. Ли Ченджи, Волобоева Ю., Горбачев М. Имидж В. В. Путина в дискурсивном пространстве китайских СМИ как фактор реализации совместных политикл-экономических проектов.Вестник Саратовской государственной юридической академии № 1(108), 2016
46. Лябухов И. О соотношении понятий «Имидж государства» и «Имидж страны» (к постановке проблемы) // Известия АлтГУ. 2011. №4-1. С. 250 – 253
47. Петрова Е. А. Имиджелогия: проблемное поле и направления исследования // PR в образовании. – 2004. – № 1. – С. 38
48. Татаринова, Н.В. О понятии «имидж» и его отличии от сходных с ним понятий «образ», «репутация», «стереотип» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2009. № 2 (4). C. 251–255.
49. Тезисы «Внешняя культурная политика России – год 2000» // Дипломатический вестник. – 2000. – № 4. – С. 76
50. Трофимова Г., Рязанова А. «Основные предпосылки формирования имиджа России в Китае» Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность, №1, 2015, С. 60-64
51. Хуан Лифу «Сотрудничество общественных организаций Китая и России и его роль во взаимоотношениях двух стран в ХХ веке». Проблемы Дальнего Востока № 6, 2010
52. ЧжаоХуашэн. Создание образа: как Китаю закрепиться в Центральной Азии // Ежегодник ИМИ, 2015, Выпуск 4(14), Москва ИМИ МГИМО МИД России (Перевод выполнен по изданию Вестник Синьцзянского педагогического университета – Vol. 36 №4, Jul. 2015 С. 66-75.
На английском языке:
53. Baloglu S. and McCleary K.,A Model of Destination Image Formation,Annals of Tourism Research,Volume 26, Issue 4,1999,С. 868 – 897
На китайском языке:
54. 刘⼩燕: 《关于传媒塑造国家形象的思考》,《国际新闻界》2002 年第 2 期.( ЛюСяоянь, О создание имиджа государства, журнал Международные Новости, 2002.)
55. 徐⼩鸽: 《国际新闻传播中的国家形象问题》,《新闻与传播研究》1996 年第 2 期(СюйСяогу, Проблемы в в процессе распространения имиджа государства, Новости и коммуникация, 1996.)
Материалы СМИ
На китайском языке:
56. 俄罗斯外交学院授予中国驻俄大使李辉荣誉博士学位(Российский университет иностранных дел наградил почетным званием доктора Посла Китая в России Ли Хуэй)// Жэньминьжибао. URL: http://ru.people.com.cn/n1/2018/1026/c408039-30365549.html (дата обращения: 09.05.2019)
57. 冠军游泳系列赛布达佩斯站首日俄罗斯泳将成最大赢家(В первый день чемпионата по плаванию серии в Будапеште российское плавание станет самым большим победителем) // Xinhuanet. URL: http://sports.xinhuanet.com/c/2019-05/12/c_1124483165.htm (дата обращения: 12.05.2019)
58. 从俄罗斯总统选举看她的民主转型 (Глядя на ее демократический переход от президентских выборов в России)// TaiwanPeopleNews. URL: https://www.peoplenews.tw/news/82c2bb23-f5db-4fc7-971f-b5b543adab82 (дата обращения: 24.03.2019)
59. 莫斯科举行五一游行 (Первомайский парад в Москве)// Жэньминьжибао.URL: http://ru.people.com.cn/n1/2019/0502/c408039-31061791.html (дата обращения: 10.05.2019)
60. 苏联和俄罗斯是什么关系?( Какая связь между Советским Союзом и Россией?)//kknews.cc. URL: https://kknews.cc/history/2lvej59.html (дата обращения: 20.03.2019)
61. 西方制裁重创俄罗斯经济 (Западные санкции ударили по российской экономике)// VОA Chinese. URL: https://www.voachinese.com/a/Western-Sanctions-Hit-Russian-Economy-20181118/4663565.html (дата обращения: 27.01.2019)
Электронные ресурсы
На русском языке:
62. «Надёжная основа для будущего»: Россия и Китай подвели итоги двустороннего сотрудничества в сфере информации. URL: https://russian.rt.com/world/article/474377-gody-obmenov-smi-rossiya-kitay (дата обращения: 01.02.2019)
63. А в подарок собаку URL: https://rg.ru/2018/05/29/v-kitae-nazvali-samye-polozhitelnye-cherty-vladimira-putina.html (дата обращения: 24.11.2018).
64. В Пекине открылась 3-я Китайско-российская женская неделя культуры. URL: http://russian.china.org.cn/russian/267646.htm (дата обращения: 01.02.2019)
65. Выставка полотен русских живописцев 19-го века в Пекине. URL: http://russian.china.org.cn/russian/280970.htm (дата обращения: 01.02.2019)
66. Дин Вэньлян. Трамп подавляет Китай из-за расистских убеждений? Россия не боится осложнений/ Дин Вэньлян. URL: http://news.ifeng.com/a/20161222/50458730_0.shtml (дата обращения:27.01.2019)
67. Задорожный В. Н. Влияние политического имиджа государства на экономический рост.URL: http://www.elitarium.ru(дата обращения: 04.11.2018)
68. Заявление для прессы и ответы на вопросы журналистов по окончании переговоров между президентом России В.В. Путиным и председателем КНР Ху Цзньтао. URL: http://www.zurub.db.irex.ru (дата обращения: 15.10.2018)
69. Имидж политического лидера URL: https://studme.org/50264/politologiy a/imidzh_politicheskogo_lidera (дата обращения: 11.11.2018)
70. Институт Пушкина открылся в Китае URL: https://russkiymir.ru/news/246552/ (дата обращения: 20.01.2019)
71. Китайско-российское партнерство основано на сотрудничестве и взаимном выигрыше. URL: http://ru.chinaembassy.org/rus/gdxw/t1201415.htm (дата обращения:12.10.2018)
72. Ли Суйань. Образ Путина.URL: http://www.ojkum.ru/arc/lib/2009_03_13.pdf (дата обращения: 20.11.2018)
73. ЛюЦзеянь. Чистейшие выборы в Государственную Думу, один из лучших за всю историю русского народа/ЛюЦзеянь. URL: http://world.people.co m.cn/n1/2016/0921/c1002-28729161.html (дата обращения:30.01.2019)
74. НаньФун. Одной из причин распада СССР являются межконфессиональные проблемы/ НаньФун. URL: http://military.china.com/history4/6 2/20151026/20632001.html (дата обращения:27.01.2019)
75. Ню Таньцинь Путин только что отметил свой 66-ой день рождения! URL: https://inosmi.ru/politic/20181009/243409900.html (дата обращения: 10.12.2018)
76. Образ России в китайских СМИ (2014-2016). URL: https://ria.ru/20170911 /1499895001.html (дата обращения: 27.01.2019)
77. ОРКД//Официальный сайт URL: http://orkd (дата обращения: 15.01.2019)
78. Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/37818/ (дата обращения: 01.10.2018)
79. Партнерская сеть «Институт Пушкина»//Официальный сайт URL: https://www.pushkin.institute/partnership/network/ (дата обращения: 20.01.2019)
80. Почему китайцам запретили обсуждать Путина в соцсетяхURL: https://inosmi.ru/politic/20170810/240024586.html (дата обращения: 29.11.2018)
81. Российский культурный центр в Пекине// Официальный сайт URL: http://chn.rs.gov.ru/ru (дата обращения: 15.01.2019)
82. Россия и Китай: равноправные партнеры? URL: https://www.bbc.com/russian/features-40483614 (дата обращения: 12.10.2018)
83. Стереотипы образа России в постсоветской Евразии URL: http://www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/18932/ (дата обращения: 19.09.2018)
84. Тотальная демонизация: что пишут о России западные СМИ.URL: https://www.gazeta.ru/politics/2018/06/12_a_11793997.shtml (дата обращения 22.09.2018)
85. Тренин Д. Внешняя политика России в ближайшие пять лет: цели, стимулы, ориентиры URL: https://carnegie.ru/2016/04/28/ru-pub-63462 (дата обращения: 09.10.2018)
86. Туризм – статистика по России. URL: http://www.visit-plus.com/ru/node/634 (дата обращения: 05.02.2019)
87. ЦюйСун. Новый импульс роста китайско-российской торговли/ ЦюйСун. URL: http://world.people.com.cn/n1/2017/0217/c1002-29086921.html (дата обращения: 27.01.2019)
88. ЦюйХайци. Путин: причиной замедления экономического роста являются, прежде всего, внутренние проблемы страны/ ЦюйХайци. URL: http://ru.people.com.cn/ n1/2016/1201/c408039-28918430.html (дата обращения:30.01.2019)
На китайском языке:
89. 中俄关系中的美国因素 (Американские факторы в китайско-российских отношениях). URL:http://www.shszx.gov.cn/node2/node22/pjzh/node343/node346/userobject1ai5695.html (дата обращения: 18.03.2019)
90. 程曼丽:《⼤众传媒与国家形象塑造》(ЧжэнМэньли, СМИ и создание имиджа государства URL: http: //media.people.com.cn/GB40628/5815856.html (дата обращения: 18.09.2018)
91. 《普京大外交:面向21世纪的俄罗斯对外战略1999-2017》(赵鸣文 著)(«Путинская дипломатия: внешняя стратегия России на XXI век на 1999–2017 годы» (ЧжаоМинвэнь). URL: http://www.sohu.com/a/292169967_618424 (дата обращения: 20.03.2019)
92. 对普京外交政策的一些看法 24.02.2011//cssn.cn (Некоторые взгляды на внешнюю политику В. Путина). URL: http://www.cssn.cn/gj/gj_gjwtyj/gj_elsdozy /201311/t20131101_819585.shtml (дата обращения: 18.03.2019)