Введение
Глава 1. Анализ теоретических основ изучения повседневной мобильности с точки зрения доступности элементов городской среды
§1. Раскрытие понятий
§2. Анализ общественного дискурса и автоэтнографические заметки
Глава 2. Характеристика, метод и результаты исследования проблем повседневной мобильности жительниц мегаполиса с малолетними детьми
§1. Характеристика метода исследования……………………………….29
§2. Результаты исследования
Заключение
Библиография
Приложение 1
Приложение 2
Постановка проблемы исследования: Решение проблемы формирования доступной городской среды выступает важнейшей целью развития общества. С ростом урбанизации и с появлением такого типа городов, как мегаполис, актуализировались проблемы социального характера, поэтому возрастает необходимость в проведении исследований городской среды. Городские исследования позволяют выделить наиболее значимые проблемы в пространстве города, улучшить качество и доступность среды для маломобильных граждан, выработать наиболее подходящий потребностям населения городской ландшафт.
Чаще всего проектные решения городской администрации ориентированы на среднестатистического пользователя, они не отвечают реальным потребностям жителей города. Это негативно сказывается на маломобильных группах населения. Для горожанок с грудными и малолетними детьми недоступность городской среды может стать причиной социальной изоляции, то есть их исключения из общественной жизни. Поэтому является как никогда актуальным изучение повседневных практик мобильности горожан, их потребностей и ожиданий касательно пространства мегаполиса. Несовершенство городского пространства и связанные с ним социальные проблемы, а также неизученность темы, возникшая в результате малого количества проведенных по ней исследовательских работ, особенно на примере такого мегаполиса, как Санкт-Петербург, обосновывает актуальность настоящего исследования.
Необходимо выявить особенности ежедневных перемещений по городу женщин с малолетними детьми: какие места назначения наиболее часто ими используются, с какими препятствиями, ограничивающими мобильность, горожанки сталкиваются, преодолевая тот или иной маршрут. Эта информация может быть применима для дальнейших исследований по теме, что в будущем поможет созданию доброжелательной к маломобильным членам общества городской среды, как в отдельном городе, так и в любом другом. Также важно отметить, что автор этого исследования является молодой матерью, которая сама не раз сталкивалась с проблемами несовершенства городского пространства, именно поэтому эта тема представляет особый личный и исследовательский интерес.
Выдвинуты следующие гипотезы: женщинам с колясками тяжело передвигаться по пространству города. Они сталкиваются с множеством преград, что влияет на их выбор маршрута, средств и способов передвижения, локаций и прочих характеристик; Повседневный маршрут женщин с малолетними детьми имеет свои особенности в зависимости от дня недели (выходной или будний день); Женщины с детьми стараются реже посещать общественные места из-за возможных трудностей.
Целью настоящего исследования является выявление особенностей и проблем повседневной мобильности горожанок с грудными и малолетними детьми в городе Санкт-Петербурге.
Объект исследования – матери с детьми до трех лет, проживающие в городе Санкт-Петербурге. Объектом были выбраны только матери, так как феномен «вовлеченного отцовства» еще не так распространен в нашей стране. Из исследования О.Б. Савинской мы знаем, что практики ухода за малолетними детьми в основном осуществляются матерями и бабушками: примерно в 2/3 семей это мать ребенка, в 1/3 соответственно бабушка . Возраст же детей был выбран, исходя из их возрастной потребности в передвижении в коляске, это дети преимущественно до 3-х лет.
Предмет исследования – практики повседневной мобильности матерей с грудными и малолетними детьми в мегаполисе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать ключевые понятия по теме;
2. Выявить критерии удобной и доступной для горожанок с малолетними детьми городской среды;
3. Проанализировать степень удовлетворенности горожанок с малолетними детьми элементами городского пространства, если необходимо, выделить новые критерии доброжелательной к матерям городской среды;
4. Установить особенности повседневных маршрутов женщин с малолетними детьми.
В рамках исследования были проанализированы ключевые понятия по теме, такие как «мобильность», «качественная городская среда», «повседневность» и «повседневная мобильность», «стратегии и тактики», «публичное пространство» и «ментальные карты».
Выделены критерии доступной городской среды – важно, чтобы те, для кого мобильность затруднительна (по тем или иным причинам) могли:
1. Уверенно передвигаться по городу и иметь безбарьерный доступ к объектам городской инфраструктуры;
2. Пользоваться необходимыми услугами в городе без посторонней помощи;
3. Планировать свой маршрут, не думая о возможных преградах.
В этом исследовании качество условий городской среды проанализированы с позиции реальных практик пользования элементами городского пространства и удовлетворенности ими со стороны горожан.
На основании проведенного исследования мы выяснили особенности повседневной мобильности горожанок с малолетними детьми. Проведенный опрос показал, что городская среда Санкт-Петербурга плохо адаптирована для маломобильных членов общества. Женщины с детскими колясками испытывают трудности при передвижении по городу и использовании общественного транспорта. Особенно проблемными оказались такие элементы городского пространства, как общественный транспорт, пандусы при входе в здания, подземные и надземные переходы.
Ограничения мобильности вынуждают женщин менять или адаптировать под них свой маршрут, выбрать другой способ передвижения или иной раз отказаться от поездки. Это способствует социальной изоляции женщин с маленькими детьми и только создание комфортной и доступной городской среды для маломобильных горожан может ее предотвратить.
Подтвердилась гипотеза о влиянии дня недели (выходной/будний день) на повседневный маршрут женщин с детьми. Действительно, в выходные для передвижения чаще выбирают автомобиль, по этой причине зона мобильности расширяется: например, для тех, кто живет в спальных районах, появляются центральные районы и пригороды Петербурга.
Получается, что маршрут буднего дня более краткосрочен и ограничивается районом проживания. В то время как воскресный маршрут имеет более широкие временные и физические границы.
Гипотеза, что женщины с детьми реже посещают публичные места и ездят на общественном транспорте из-за возможных трудностей отчасти подтвердилась. Около 23%опрошенных по этой причине избегают общественный транспорт с детьми, предпочитая поездки на такси. Это делает вопрос решения, обозначенных проблем еще более актуальным.
При анализе ментальных карт, созданных респондентами были сделаны выводы: Повседневный маршрут женщины с ребенком чаще всего сосредоточен в границах района проживания. Наиболее посещаемыми женщинами с маленькими детьми «местами притяжения» являются детские площадки, парки, магазины и торговые центры, детские сады и поликлиники.
По результатам опроса были выделены новые критерии удобной и доступной для горожанок с малолетними детьми городской среды:
1. Доступный транспорт (возможность беспрепятственно войти и выйти);
2. Безбарьерная городская среда: возможность уверенно передвигаться по городу и иметь доступ к объектам городской инфраструктуры (например, ровные тротуары, отсутствие поребриков, урегулированные автомобильные парковки, преимущественно наземные пешеходные переходы, адаптированные под современные коляски пандусы);
3. Информированность о видах помощи, доступным маломобильным гражданам.
Городское пространство Санкт-Петербурга сложно назвать комфортным для маломобильных горожан. Респонденты активно помогали исследованию, поскольку эта тема является для них как никогда актуальной.
Полученная информация может быть применима для дальнейших исследований мобильности женщин с малолетними детьми. Подобные исследования помогут созданию доброжелательной к маломобильным членам общества городской среды, как в отдельном городе, так и в любом другом.
1. Антонова Н. Л. Повседневная мобильность: социологическая концептуализация / Н. Л. Антонова, А. В. Данилова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2016. — Т. 11, № 4 (158). — С. 69-75.
2. Урри, Дж. Мобильность и близость // Социологические исследования. 2013. № 2. С. 3-14.
3. Чурсина Ю. А. «Уехать от» vs «Уехать для». Качество городской среды как фактор миграционных установок населения // Социология власти. – 2014. – №2 C. 142-164
4. Стрельникова А. В. Социология города: пространственные практики и жизненные траектории. М.: Тровант, 2012. С. 17
5. Тимофеева Т.Н. (2013) Когнитивные карты города Кяхта // Культурная и гуманитарная география. Т. 2. №1. С. 63.
6. Митин И.И. Ментальные карты города: история понятия и разнообразие подходов. Городские исследования и практики. 2017. Т. 2. № 3. С. 64-79.
7. Наберушкина Э. К. Доступность городской среды для инвалидов // Социологические исследования. 2010. № 9. С. 58-64.
Книги
8. Визуальная антропология: городские карты памяти. Москва : Изд-во ЦСПГИ, 2009. 311 с.
9. Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре. Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. - СПб. , 2002. - 320 с.
10. Линч К. Образ города / Пер. с англ. В.Л. Глазычева; Сост. А.В. Иконников; Под ред. А.В. Иконникова – М.: Стройиздат, 1982. – 328 с., ил. – Перевод изд.: The Image of the City / Kevin Lynch – The M.I.T. Pres.
11. Шютц А. Смысловая структура повседневности. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2003
12. Taylor, E. (2016). Groups and Oppression. Hypatia,31(3), 520-536.
13. Трубина Е.Г. Город в теории: опыты осмысления пространства / Елена Трубина. — М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 520 с.
14. Урри Дж. Мобильности. М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2012. 576 c.
15. Серто М. де Изобретение повседневности /пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013.
16. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия / пер. с англ. Д. Кралечкина; нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 336 с
Нормативные правовые акты
17. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 (ред. от 10.11.2022) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" // СПС «Консультант-Плюс»
18. Свод правил СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2020 г. N 904/пр) (с изменениями и дополнениями) // СПС «Консультант-Плюс»
Электронные ресурсы
19. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» // Официальный сайт Минтруда России. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/0
20. Давыдкина Л.В. Образ жизни в измерениях пространственной мобильности: методология сбора и анализа данных о перемещениях горожан // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-zhizni-v-izmereniyah-prostranstvennoy-mobilnosti-metodologiya-sbora-i-analiza-dannyh-o-peremescheniyah-gorozhan (дата обращения: 03.05.2023).
21. Штраф не наложат, но могут не пустить: в метро Петербурга объяснили, как будут работать новые правила о провозе детских колясок // Комсомольская Правда в Санкт-Петербурге. URL: https://www.spb.kp.ru/daily/217200/4311005/
22. Лычко С.К., Мосиенко Н.Л. Общественный транспорт в практиках мобильности: повседневные маршруты горожан // Мониторинг. 2016. №5 (135). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennyy-transport-v-praktikah-mobilnosti-povsednevnye-marshruty-gorozhan (дата обращения: 03.05.2023)
23. Савинская О.Б. Баланс работы и семьи: стратегии совмещения профессиональных и семейных обязанностей работающими матерями в Москве // ЖССА. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/balans-raboty-i-semi-strategii-sovmescheniya-professionalnyh-i-semeynyh-obyazannostey-rabotayuschimi-materyami-v-moskve (дата обращения: 03.05.2023).