Введение. 2
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты изучения этнодемографического фактора этнополитических процессов. 5
1.1 Значимость демографических аспектов этнополитической ситуации. 5
1.2 Этнические территории и этнические границы 9
1.3 Теоретические и методологические основы изучения этнодемографической обстановки. 12
Глава 2. Этнодемографический аспект развития этнополитической ситуации в странах Прибалтики в постсоветский период 18
2.1 Ключевые особенности современной этнополитической ситуации в странах Прибалтики 18
2.2 Особенности динамики ареалов и основные демографические показатели русских в Эстонии 21
2.3 Особенности динамики ареалов и основные демографические показатели русских и поляков в Латвии 32
2.4 Особенности динамики ареалов и основные демографические показатели русских и поляков в Литве 48
Глава 3. Территориальный аспект этнополитической ситуации: опыт демографической типологизации ареалов русского и польского населения стран Прибалтики. 60
Заключение. 65
Список источников 68
Приложения 72
Актуальность работы. Страны Прибалтики являются ближайшими западными соседями России, сохраняющими с ней весьма интенсивные связи. Кроме того, это одни из постсоветских государств с самой высокой долей национальных меньшинств, в частности, русского населения. В 1990-1991 гг. Эстония, Латвия и Литва обрели независимость от СССР. За этим последовал ряд законов, существенно ограничивающих в правах нетитульное население. Правительства независимых прибалтийских государств стали проводить активную антирусскую и ассимиляторскую политику, что вызвало озабоченность политического руководства России и российской общественности. С тех пор этнополитическая ситуация в странах Прибалтики характеризуется нестабильностью, а перечисленные факторы формируют устойчивый интерес в России к этнополитическим проблемам в странах Прибалтики. Однако этнополитическая ситуация в странах Прибалтики не остается на уровне 1990-х годов, для нее характерна изменчивость, которая требует постоянной актуализации фактических данных.
На формирование этнополитической обстановки в стране или регионе большую роль играет демографический фактор. Различия в протекании демографических процессов у представителей титульных национальностей и национальных меньшинств могут спровоцировать напряженность в этнополитической обстановке в регионе. Такая ситуация характерна для стран Прибалтики в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Данная работа посвящена изучению динамики этнических ареалов национальных меньшинств стран Прибалтики и движущих сил этого процесса – воспроизводство населения, миграции, ассимиляцию, процессы аккультурации.
Также актуальность данной работы объясняется проблематикой этнической истории русских и поляков, проживающих на территории стран Прибалтики, их современным положением в этнодемографической структуре населения, и, как следствие, влиянием этих особенностей на этнополитическую ситуацию в регионе.
Объектом исследования являются этнические ареалы расселения русских и поляков на территории стран Прибалтики.
Предметом выступают пространственно-временные особенности ареалов расселения русских и поляков в странах Прибалтики.
Цель исследования – выявить роль этнодемографического фактора в развитии этнополитической ситуации в странах Прибалтики на примере русского и польского населения в постсоветский период.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические и методологические аспекты влияния этнодемографического фактора на развитие этнополитической ситуации.
2. Выявить ключевые особенности современной этнополитической ситуации в странах Прибалтики.
3. Выявить особенности динамики ареалов русских и поляков в постсоветский период в Эстонии, Латвии и Литве.
4. Выявить пространственно-временные особенности демографических показателей русского и польского населения, проживающего в странах Прибалтики.
5. Разработать геодемографическую типологию ареалов расселения русских и поляков в странах Прибалтики.
Теоретико-методологической базой исследования послужили работы В. И. Козлова, Д. И. Валентея, П. И. Кушнера, Г. М. Федорова, Т. Ю. Кузнецовой, С. А. Хрущёва, М. В. Кабузана, материалы Всесоюзной переписи населения 1989 г., материалы переписей населения, проведенных в 2000 г. (в Литве 2001 г.) и 2011 г. в странах Прибалтики, а также материалы текущего статистического учета этих стран.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования были использованы следующие методы:
• Библиографический метод;
• Метод историко-географического анализа;
• Метод статистического анализа;
• Метод сравнительного анализа;
• Картографический метод;
• Метод классификации
Структура работы обусловлена её целью, задачами и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, поставлены его цели и задачи, определены объект и предмет исследования. Сделан обзор используемых в ходе работы методов, а также теоретико-методологической базы исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические и методологические аспекты изучения этнодемографического фактора этнополитических процессов, даётся определение понятий этнические территории и этнические границы, определяются теоретические и методологические основы изучения этнодемографической обстановки.
Во второй главе рассматриваются ключевые особенности современной этнополитической обстановки, выявляются особенности динамики ареалов русских и поляков в странах Прибалтики в постсоветский период, определяются основные демографические показатели русского и польского населения, проживающего в странах Прибалтики.
В третьей главе разрабатывается геодемографическая типология ареалов расселения русских и поляков в странах Прибалтики, дается характеристика каждого типа регионов.
В заключении дается краткая характеристика современной этнополитической ситуации в странах Прибалтики, сформулированы выводы, касающиеся влияния демографических процессов на этнополитическую ситуацию в регионе.
На сформировавшуюся к концу 1980-х гг. в странах Прибалтики межэтническую напряженность повлияли множество факторов: увеличившаяся вследствие миграций советского времени доля национальных меньшинств, в большей степени русского населения, принадлежность титульного населения стран Прибалтики к отличной от славянско-православной западно-христианской цивилизации, агрессивно-националистически настроенные прибалтийские элиты. Все эти факторы во многом определили направленность национальной политики, проводимой странами Прибалтики после восстановления независимости.
Этнополитическая ситуация в странах Прибалтики нестабильна с момента распада СССР. Реакция стран Прибалтики на наследие советской национальной политики принесла свои плоды. Демографические показатели изменились в пользу коренных наций, в публичной сфере главенствующие позиции заняли государственные языки и их носители, началось сокращение и закрытие системы русскоязычных институтов: реформа образования внесла существенные изменения в работу школ для меньшинств, сократилось количество печатных медиа и телеканалов, в которых вещание осуществлялось на языках национальных меньшинств. Естественные ассимиляционные процессы усугубила политика государств в области гражданства и национальных меньшинств, и процессы ассимиляции стали приобретать насильственный характер. Всё это оказало значительное влияние на изменение демографических показателей национальных меньшинств в худшую сторону: сокращение русского и польского населения в странах Прибалтики началось после распада СССР и сохраняется в настоящее время. Так, за весь постсоветский период численность русской общины сократилась с 1,7 млн чел. (1989) до 956 тыс. чел., то есть в 1,8 раз. Стремительно русское и польское население сокращается в Латвии и Литве, более устойчивое положение наблюдается в Эстонии. Русская община Литвы сократилась в 2,5 раза, Латвии и Эстонии – в 1,8 и 1,4 раза соответственно.
Сегодня влияние демографических процессов на этнополитическую ситуацию в странах Прибалтики противоположно тому, что наблюдалось во времена СССР, когда демографические показатели представителей нетитульных народов скорее демонстрировали их превосходство над титульным населением. В настоящее время демографические показатели национальных меньшинств во всех трех странах Прибалтики заметно уступают демографическим показателям представителей титульных национальностей. На демографическое сжатие русских общин в странах Балтии значительно сказалась естественная убыль. Если в Эстонии в 2000-х – 2010-х гг. масштабы естественной убыли постепенно снижались (с 6‰ до 4‰), то в Латвии и Литве оставались высокими (7-8‰). Так, темпы воспроизводства населения у эстонцев практически в 2 раза выше, чем у русских в Эстонии по индексу Покровского-Пирла (0,9 у эстонцев и 0,5 у русских), что также является ускоряющим фактором сокращения там русской общины. Естественный отток русского населения еще более характерен для Латвии, где воспроизводство населения по индексу Покровсого-Пирла у латышей в 3 раза выше, чем у русских (0,97 против 0,33).
Вступление стран Прибалтики в Европейский Союз, столь обеспокоенный проблемой национальных меньшинств там, не замедлило темпы сокращения русского и польского населения, а, напротив, ускорило их, открыв новое направление для миграций. С середины 2000-х годов темпы сокращения численности русского населения увеличились за счет оттока населения в более развитые страны Евросоюза. Среднегодовое отрицательное миграционное сальдо Литвы в середине 2010-х гг. составляет порядка 25-35 тыс. человек, Латвии – 8-10 тыс. Данный процесс в меньшей степени характерен для Эстонии, что отражается и на темпах сокращения русской общины, которая сокращается гораздо медленнее, чем в Латвии и Литве.
Таким образом, главной характеристикой этнодемографического аспекта этнополитической ситуации в странах Прибалтики в настоящее время является постепенное угасание русской и польской общин в странах Прибалтики, что способствует «разрядке» межэтнической напряженности. Несмотря на то, что географически ареалы расселения русских и поляков в настоящее время практически не изменились, доля национальных меньшинств в большинстве из них снижается, что ослабляет радикальный настрой правительств прибалтийских стран к национальным меньшинствам. Кроме того, проживающие на сегодняшний день в странах Прибалтики русские и поляки в большинстве своем уже преодолели все формальные трудности, которые предстали перед ними после восстановления независимости, и практически не ограничены в правах. Так, доля неграждан в населении Эстонии и Латвии сократилась с показателя более 30% до 6% и 10% соответственно. На снижение межэтнической напряженности сыграла роль также территориальная концентрация русских, иногда совершенно обособленно проживающих от представителей титульных национальностей. Ярким примером является северо-восточная Эстония, уезд Ида-Вирумаа, в котором доля русских составляет 73% от всего населения.
Сегодня значительная часть русских и поляков в странах Прибалтики – представители поколения, которое родилось и выросло уже в независимых Эстонии, Латвии и Литве. И несмотря на осознание своей национальной принадлежности, представители этого поколения культурно ближе к эстонцам, латышам и литовцам, нежели их родители. Современная этнополитическая ситуация в странах Прибалтики также характеризуется постепенным преодолением разрыва (политического, социального, экономического) между титульными балтийскими народами и группами национальных меньшинств. Перевод школ на преимущественное обучение на языках титульных национальностей, взаимодействие представителей различных национальностей в институтах высшего образования, спортивных и других секциях, постепенно снижает барьер между ними. Несмотря на это, полная ассимиляция национальных меньшинств в странах Прибалтики довольно маловероятна в силу особенностей расселения, различий в идентичности и в меньшей степени языкового барьера.
1. A. Butkus. Lietuvosgyventojaitautybėspožiūriu [Электронный ресурс] // Alkas 16.12.2015 [сайт]. URL: http://alkas.lt/2015/12/16/a-butkus-lietuvos-gyventojai-tautybes-poziuriu/ (Дата обращения 11.05.2019)
2. Eestirahvastikrahvaloendusteandmetel. I. Population of Estonia by Population Censuses - Statistikaamet, 1997. – 327 с.
3. International Migration Database [Электронный ресурс] // OECD.stat [сайт]. URL: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=MIG (Дата обращения 4.05.2019)
4. MigracijosdepartamentasprieLietuvosRespublikosvidausreikalųministerijos: [Электронный ресурс]. [URL]: http://migracija.lrv.lt/lt/statistika (Дата обращения 29.04.2019)
5. Department of Statistics of Lithuania: [Электронный ресурс]. URL: https://www.stat.gov.lt/?/en/ (Дата обращения 25.04.2019)
6. Central Statistical Bureau of Latvia: [Электронный ресурс]. URL: https://www.csb.gov.lv/en/statistics (Дата обращения 20.04.2019)
7. StatisticsEstonia: [Электронный ресурс]. URL: https://www.stat.ee/en (Дата обращения 13.04.2019)
8. Анатомия этнополитики : коллектив. моногр. / под науч. ред. Л.В. Савинова ;РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. — Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2015. — 431 с.
9. Бузаев В. Правовое и фактическое положение русскоговорящего меньшинства в Латвии. / В. Бузаев— Рига: Латвийский комитет по правам человека, 2016. — 58 с.
10. Бусыгина И.М., Онищенко А.Д. Положение польского меньшинства в Литовской Республике: внутренние и внешние факторы влияния // Балтийский регион. 2019. Т. 11, №1.С. 43—59.
11. Герасименко, Т. И. Этноконтактные зоны в геокультурном пространстве России // Гуманитарный вектор.2018. Т. 13, № 2. С. 152–161.
12. Гнедкова, И. И. Проблемы русских в Латвии и Эстонии : этнополитический аспект : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.полит.н. : Спец. 23.00.02 / Рос.акад. гос. службы при Президенте РФ. - М., 1997. - 24 с.
13. Гумилёв, Л.Н. Этнос и ландшафт // Известия ВГО. – Л., 1968. № 3. С. 193-202.
14. Гумилёв, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Под. ред. В.С. Жекулина. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – 496 с.
15. Демография: современное состояние и перспективы развития / под ред. Д. И. Валентея. М. :Высш. шк., 1997. С. 88.
16. ДемоскопWeekly: [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/(Дата обращения: 15.04.2019)
17. Дробижева, Л. Российская идентичность и толерантность межэтнических отношений: опыт 20 лет реформ / Л. Дробижева. - «Вестник Института Кеннана в России»,М., 2011 г., вып. 20, с. 22–32.
18. Злоказов, И. А., Мукомель, В. И. Демография нестабильности // Вестн. Акад. наук СССР. 1991. № 12. С. 19—28.
19. Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 года. РСФСР [Текст] / Центр. стат. упр. при Совете Министров СССР. - Москва :Госстатиздат, 1963. - 456 с
20. Итоги Всесоюзной переписи населения 1979 года : [В 10 т.] / Гос. ком. СССР по статистике, Информ.-изд. центр. - М. : Б. и., 1990
21. Кабузан, В. М. Формирование многонационального населения Прибалтики (Эстонии, Латвии, Литвы, Калининградской области России) в XIX-XX вв., (1795-2000 гг.) / В. М. Кабузан ; Рос. акад. наук, Ин-т рос. истории. - Москва : Институт российской истории, 2009. – 151 с.
22. Казьмина, О.Е., Пучков, П.И. Основы этнодемографии : Учеб. пособие. - М. : Наука, 1994. - 253 с.
23. Козлов, В.И. Этническая демография / В.И. Козлов. - Москва : Статистика, 1977. - 240 с. ; 20 см
24. Коновалов, В. Н., Маджид Х. М. Теоретико-методологические аспекты анализа этнонационального конфликта // Конфликты в социал. сфере : материалы V Всерос. науч.-практ. конф., 22—23 марта 2012 г. Казань : КНИТУ, 2012. С. 29; 30.
25. Кузнецова, Т. Ю. Геодемографическая типология Балтийского макрорегиона :автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. геогр. наук : специальность 25.00.24 <Экон., соц. и полит. география> / Т. Ю. Кузнецова; [Рос. гос. ун-т им. И. Канта]. - Калининград, 2008. - 22 с.
26. Кузнецова, Т. Ю., Федоров Г. М. Демографическая дифференциация стран Балтийского региона //Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2008. Вып. 1. С. 45—52.
27. Кушнер, П.И. Этнические территории и этнические границы. – М.: Изд-во АН СССР, 1951. – 280 с. (Труды Ин-та этнографии АН СССР им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Новая серия. Т. 15)
28. Манаков, А. Г. Геокультурное пространство северо-запада Русской равнины: динамика, структура, иерархия / А.Г. Манаков. - Псков : Изд-во Центра социал. проектирования "Возрождение", 2002. - 298 с.
29. Мусаев, В.И. Независимость стран Балтии и «русский вопрос» // Новейшая история России. 2017. № 2 (19). С.176–191.
30. Проблемы этнической географии и картографии [Текст] / С.И. Брук, Б.В. Андрианов, В.И. Козлов и др. ; Отв. ред. С.И. Брук]. - Москва : Наука, 1978. - 166 с.
31. Птуха, М.В. ... Смертность 11 народностей Е. России в конце XIX века / М. Птуха, действит. член Укр. акад. наук. - Киев : ЦСУ Украины, 1928. - 58 с.
32. Савинов, Л. В. Этнополитика в региональном измерении : монография / Л.В. Савинов ; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации", Сиб. ин-т упр. - Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2012. - 387 с.
33. Садохин, А. П. Этнология : Учеб. слов / А. П. Садохин. - М. :Гардарики, 2002. - 206,[1] с.
34. Сакаев, В.Т. Демографический фактор в этнополитических конфликтах: методологоические аспекты анализа / В.Т Сакаев // POLITBOOK. - Чебоксары : Научно-исследовательский институт общественных и политических наук. - 2012. - №3. - С. 45-59.
35. Современная демография : [Учеб. пособие / А.Я. Кваша и др.]; Под ред. А.Я. Кваши, В.А. Ионцева. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1995. - 267 с.
36. Сущий, С.Я. Русские в Прибалтике — геодемографические тренды постсоветского периода и перспективы первой половины XXI века // Народонаселение. — 2018. — Т. 21. — № 3. — С. 21-36.
37. Топилин, А.В. Взаимодействие этномиграционных процессов и их последствия :автореф. дис. ... д-ра эконом. наук / А.В. Топилин ; Ин-т социально-политических исследований. - Москва, 1993. - 43 с.
38. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс].URL: http://www.gks.ru (дата обращения 1.05.2019)
39. Хрущёв, С. А. Этнические аспекты демографических процессов в странах балтийского региона / С.А. Хрущёв // Балтийский регион. - Калиниград : Балтийский фед. ун-т им. И. Канта. - 2010. - №4. - С.91-102.
40. Этническая политика в странах Балтии / отв. Ред. В. В. Полещук, В. В. Степанов ; Ин-т этнологиии антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. – М. : Наука. – 2013.– 407 с.