Введение 3
Глава 1. Формирование цифрового рынка онлайн-кинотеатров 10
1.1 История формирования рынка онлайн-видеосервисов в мире 11
1.2 Особенности развития и функционирования рынка онлайн-видеосервисов в России 14
Глава 2. Теоретико-методологические основания исследования онлайн-видеосервисов в России 21
2.1 Анализ феномена «цифровая платформа» как новой рыночной бизнес-модели 21
2.2. Новая культура потребления кинематографа как основа социальных изменений 26
Глава 3. Эмпирическое исследование на тему «Социальные практики потребителей онлайн-видеосервисов в России» 37
3.1 Социальные практики потребителей цифровых услуг кинематографа в России: методология эмпирического исследования, анализ результатов и рекомендации для развития рынка онлайн-видеосервисов в России 37
Заключение 54
Литература 56
Приложения 62
Приложение 1. Программа исследования 62
Приложение 2. Анкета 65
Приложение 3. Таблицы сопряженности и хи-квадрат 75
Приложение 4. Кодировки открытых вопросов 78
Кинематограф – это визуальное искусство, которое является способом репрезентации реальности. Кино позволяет людям погрузиться в мир своих иллюзий, заставляет людей серьезно задуматься над некоторыми аспектами жизни, переместиться на несколько лет назад и прожить исторические моменты прошлого. Фильмы позволяют нам не только представить жизнь наших предков, их ценности, нравы и проследить как менялась культура, мода, но и увидеть себя в настоящем. В кино можно увидеть как реальную жизнь, так и вымышленную, то есть фантастику. Эмоциональность– главное качество кино. Когда мы смотрим фильмы, мы можем испытать весь спектр эмоций (радость, счастье, горе, сострадание, страх, восторг, гнев, отвращение, а также множество других), вместе с героями той или иной картины мы, как будто, проживаем одну жизнь.
До бурного внедрения интернет-технологий, просмотр фильмов для большинства людей был доступен либо в кинотеатре в определенное время, либо дома. В современном мире, на смену классическим кинотеатрам, приходит новая практика просмотра продуктов кинематографа – онлайн-кинотеатры, позволяющие каждому желающему получить доступ к любому фильму, в любое время, в любом месте. Анализ изменения в культуре потребления кино выступит социальной особенностью, рассматриваемой в данной работе.
Одно из основных изменений, произошедших по причине появления и развития таких интернет-технологий, как онлайн-кинотеатры, это то, что человек стал потреблять гораздо больше медиа контента, чем это было раньше. Так, например, исследование, посвященное изучению медиа-потребления в России за период с 2012 года по 2015 год, проведенное исследовательским центром «Делойта», показало, что за эти 3 года объем медиа-потребления среди жителей России увеличился (37% опрошенных отмечают увеличение собственного потребления медиа-контента), 61% опрошенных связывают этот факт с внедрением посредством интернета новых технологий . Также причинами такого роста могут послужить: во-первых, то, что выпускаемого съемочными студиями контента стало в разы больше, появилось невероятное множество различных сериалов, а новые фильмы появляются чуть ли не каждый день; во-вторых, возможностей просмотра стало гораздо больше, мобильные устройства такие, как: ноутбуки, планшеты, смартфоны помогают людям смотреть кино, где бы они не находились и чем бы не занимались.
О стремительном росте онлайн кинотеатров, в последнее время, можно свидетельствовать, опираясь как минимум на два источника. Во-первых, исследование интернет-портала «LiveInternet.ru», являющегося сервисом для сбора статистики интернет ресурсов, показало, что за период новогодних праздников в 2016 году проект, созданный компанией «Афиша.ru», под названием «Новогодний Кинозал», который объединил 11 онлайн-кинотеатров, посетило на 17% больше человек, чем за тот же период в 2015 году . Во-вторых, Аналитическое агентство «ТМТ Консалтинг» результатом своего исследования показало, что аудитория онлайн-кинотеатров, пользующаяся платными подписками, по итогам 2020 года выросла на52%, общая аудитория – на 16%, а в целом российский рынок онлайн-кинотеатров за год вырос на 66% . Эти два исследования одни из множества фактов, показывающих заинтересованность людей в потреблении контента на просторах онлайн-кинотеатров.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном мире происходит рост популярности рынка онлайн-кинотеатров, что показывают статистики количества посещений, просмотров и пользователей этих площадок. Так независимое консалтинговое агентство «ТМТ Консалтинг» в своем исследовании легальных онлайн-кинотеатров, показало, что по итогам 2019 года рынок подобных онлайн-площадок увеличился на 50%. В свою очередь, эти показатели говорят о все увеличивающемся потреблении такого аудиовизуального контента, как кино, вообще. В связи с этим можно предположить, что в настоящее время происходит трансформация культуры потребления кино в обществе.
Степень научной разработанности темы
Феномен кино, как предмет социологического анализа, начал исследоваться сравнительно недавно, в 1940-ых годах, и нашел место в трудах многих ученых по всему миру. Первым социологом, наметившим перспективы изучения кино, как социального института, был Ян Джарви. Изучая кинематограф, как социальный институт, он сочетал институциональный анализ с анализом содержания культурных стандартов. Одной из функций, выполняемых социальным институтом, является социализация индивида. О социализирующей функции кино пишет в своей статье «Американские фильмы, как фактор социализации молодежи в России 90-х годов» Полуэхтова И. А., утверждая, что с раннего возраста кино является одним из факторов социализации молодежи. Кинематограф был, есть и будет чрезвычайно важным фактором формирования и закрепления различных жизненных установок, моральных принципов и ориентаций зрителей, в первую очередь – молодых. Кроме этого, отмечает автор: «неспроста в советское время кино считалось не только искусством, но и невероятно важным средством формирования нравственного и идеологического воспитания, воздействия на умы и чувства людей». Среди отечественных социологов, описывающих социализирующую функцию кино, можно отметить М. И. Жабского – доктора социологических наук, заведующего отделом социологии экранных искусств НИИ киноискусства. Он описывает кинематограф, как «социальное пространство, где протекает разновидность профессиональной художественной деятельности, локализуется мощный пласт культурно-досуговой деятельности, осуществляются важные процессы социализации индивида, ведется определенная промышленно-техническая и коммерческая работа». Ссылаясь на американского социолога Р. Кенинга, Жабский пишет о социальных функциях кинематографа: «чутко улавливать, придавать образное и вербальное выражение, впервые закреплять образующиеся в процессе социальных изменений настроения и ожидания, колебания повседневной морали». Таким образом, кино можно рассматривать как социальный институт, который, в свою очередь, выполняет социализирующую роль.
Маршалл Маклюэн описывал кино, как средство коммуникации, утверждая, что «кинофильм способен перенести зрителя в ирреальный мир, построенный проецируемым изображением на экран и собственной фантазией зрителя, подчинив последнего своим законам». К. Ю. Мелконян утверждает, что «кинематографическая форма коммуникации позволила сформировать новый тип мышления и новые возможности восприятия социокультурной реальности». Действительно, роль кинематографа в проецировании и репрезентации различных аспектов социальной реальности, с помощью аудиовизуальной формы, сложно недооценить. Еще Л. Б. Шамшин говорил об аудиовизуальной культуре, как о способе «фиксации и трансляции культурной информации». То есть при просмотре кинематографа люди пытаются прочитать различные коды, смыслы, символы, знаки, которыми автор наделяет свои творения. Подобное свойство кино описывает Постникова Т. В. Одна из основных особенностей кинематографа, по ее мнению, заключается в его способности влиять на зрителя, с помощью семиотики. Качественные отличия кино от других видов коммуникативной культуры (кино коммуницирует со своим зрителем, путем передачи ему определенного сообщения) состоит в том, что оно является универсальным видом, включающим в себя помимо передачи информации на безграничные расстояния, также захват внимания зрителя такими средствами, как: изображение, звук, сила убеждения, которая, в свою очередь, кроется в возможностях монтажа. Все описанные семиотические способы передачи кода работают в совокупности, а также единовременно.
Объектом изучения выпускной квалификационной работы является российский рынок онлайн-видеосервисов.
Эмпирический объект исследования – рынок онлайн-видеосервисов в России, на примере рынка Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, март-май 2021 г.
Предмет изучения выпускной квалификационной работы–социально-экономических особенностей развития рынка онлайн-видеосервисов.
Целью работы является изучение социально-экономических особенностей развития рынка онлайн-видеосервисов в России.
Гипотезы исследования: 1. ИКТ оказывают существенное влияние на развитие рынка онлайн-видеосервисов. 2. Социальные практики онлайн-потребления определяют формат, жанры и контент онлайн-видеосервисов, влияя на производство кино. 3. Потребления услуг кинематографа увеличивается, благодаря появлению онлайн-кинотеатров.
Для достижения поставленной исследовательской цели необходимо решение следующих задач:
1. Проследить историю формирования рынка онлайн-видеосервисов в мире.
2. Обозначить социально-экономические особенности развития рынка онлайн-видеосервисов в России.
3. Представить социально-экономический подход к анализу феномена «цифровая платформа» как новой рыночной бизнес-модели.
4. Описать изменения в социальных практиках потребителей, в результате цифровизации услуг кинематографа.
5. Представить методологическую базу прикладного эмпирического исследования на предмет изучения социальных практик потребителей цифровых услуг кинематографа в России и проанализировать его результаты для описания основных направлений развития рынка онлайн-видеосервисов в России.
Методы сбора эмпирических данных:
- анкетный опрос пользователей онлайн-видеосервисов в формате онлайн с помощью сервиса GoogleForms;
- анализ документов о цифровых платформах, предоставляющих услуги по просмотру продуктов кинематографа.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составляют концепции капитализма платформ, П.Лангли, Э.Лейшона, Н.Срничека описывающие модель и функционирование цифровых платформ, к числу которых относятся онлайн-видеосервисы, также основу исследования составляет эффект присоединения к большинству, описанный Х. Лейбенстайном, и концепция доверия П. Штомпки.
Методы исследования: при сборе информации использовался метод онлайн анкетирования, анализ документов.
Эмпирическую базу исследования306 анкет пользователей продуктов онлайн-видеосервисов, Санкт-Петербург, апрель 2021 года.
Научно-практическая значимость исследования: результаты исследования позволят показать, как возникающие и трансформирующиеся, в связи с глобальной цифровизацией, социальные практики пользователей онлайн-кинотеатров способны влиять на производство и дистрибуцию продуктов кинематографа.
Структура ВКР:работа содержит три главы(первая – включает в себя описание истории появления рынка онлайн-видеосервисов, на примере одной из первых подобных платформ, а также состояние на российском рынке онлайн-видеосервисов и описания ключевых игроков этого рынка; вторая – включает в себя теоретическое описание социологического подхода к изучению бизнес-модели онлайн-видеосервисов, а также анализ социологической теории культуры просмотра кино и ее трансформации, связанной с глобальной цифровизацией; третья – это методология и описание результатов проведенного анкетного исследования), заключение, список использованной литературы, приложения (анкета, графики, таблицы).
Настоящая работа теоретически и эмпирически доказала выдвинутые гипотезы. Так, информационно-коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на развитие рынка онлайн-видеосервисов, предоставляя последним информацию о потребительских предпочтениях и интересах. Цифровые платформы, используя эти данные, проводят их анализ и предоставляют потребителям тот контент, которые они желают. Таким образом, социальные практики пользователей определяют формат, жанры и контент онлайн-видеосервисов, влияя на производство кино. Также, опираясь на эти практики видеосервисы, выстраивают работу своих API так, чтобы это создавало максимальное удобство для пользователей, с каждым разом увеличивая конверсию своих платформ. Следствием этой работы с данными является увеличение потребления услуг кинематографа в обществе и, вместе с тем, снижение критической зрительской оценки транслируемых ценностных ориентаций.
Зачастую, чтобы выделиться в обществе индивиды прибегают к потреблению тех товаров и услуг, которыми пользуется меньшинство. Как оказалось подобная практика не свойственна пользователям онлайн-видеосервисов. При выборе онлайн-кинотеатров, а также контента на их просторах пользователи основываются на доверии, отдавая свое предпочтение тем видеосервисам и размещенным на их площадках кино/сериалам, рейтинг которого выше, что в свою очередь, способствует потреблению последними ценностей свойственных большинству.
Таким образом, онлайн-кинотеатры трансформировали социальные практики индивидов и их привычные практики потребления, где люди потребляют не тот контент, который может говорить об их исключительности, обладанию определенным статусом, а тот, который наиболее популярен в социуме. Онлайн-кинотеатры не только изменили восприятие продуктов кинематографа, увеличив их потребление, но также и изменили культуру потребления кино, в том плане, что предоставили потребителям право голоса, к которому прислушиваются и на который моментально реагируют цифровые платформы.
1. А. П. Голушко, О. И. Зыбина, Е. К. Пермякова Изучение английского языка с помощью просмотра зарубежных фильмов // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016. Т. 2 С. 1144-1146
2. Агенство переводов СВАН Почему Netflix закрыла свой портал для переводчиков Hermes // 2018. URL: https://swan-swan.ru/articles/uslugi-perevoda/pochemu-netflix-zakryla-svoy-portal-dlya-perevodchikov-hermes/ (дата обращения: 01.02.2021).
3. Афиша Mail.Ru Пользователи стали меньше скачивать фильмы и сериалы и больше смотреть онлайн // 2016. URL:https://corp.mail.ru/ru/press/releases/9561/(дата обращения: 04.03.2021).
4. Ашмаров И.А. Интернет как фактор общественного производства// ModernEconomySuccess. 2018. С. 5-10.
5. Баринова Н. В. Трансформация потребительского поведения: история и современность // М.:Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2018.
6. Бельская Я., Бельский К. Онлайн-кинотеатры и кабельщики – братья навек // 2021. URL: https://www.cableman.ru/article/onlain-kinoteatry-i-kabelshchiki-bratya-navek(дата обращения: 20.03.2021).
7. Близнец Е.В. Социокультурные аспекты цифровизации и формирования цифровой культуры // Сборник научный статей преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. 2019. С. 131-135.
8. Бодрийяр Ж. Система вещей // Пер. с франц. С. Н. Зенкина. М.: Рудомино. 1999. С. 61-73.
9. Бурдье П. Практический смысл // СПб: Алтейя. 2001. С. 324-346.
10. Вартанов А. С., Сальникова Е. В. Советский «поход в кино» как культурологический феномен // Художественная культура. 2019. №3. С. 116 -117.
11. Веблен Т. Теория праздного класса / Пер. с англ. С. Г. Сорокиной. М.: ЛИБРОКОМ, 2011. 365 с.
12. ВедомостиForbes узнал о переносе IPO онлайн-кинотеатра ivi на неопределенный срок // URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2021/01/13/853853-o-perenose-ipo-onlain-kinoteatra-ivi(дата обращения: 10.03.2021).
13. Веселов Ю.В., Кашин А. Л. Экономическая социологи. Теория и история // СПб.: Нестор-История. 2012. С. 25-60.
14. Григорьев М. «Газпром-Медиа» вышел из состава совладельцев видеосервиса START // 2020. URL: https://telesputnik.ru/materials/companies/news/gazprom-media-vyshel-iz-sostava-sovladeltsev-videoservisa-start/
15. ДугласМ., ИшервудБ.Миртоваров // New York:W.W. Norton. 1979. С. 95.
16. Жабский М. И. Кинематограф − зеркало или молот? // Кинокоммуникация как социокультурная практика. М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2010. С. 235.
17. ИАА TelecomDaily Рынок онлайн видео вырос в 1,5 раза // 2019 .URL: http://tdaily.ru/news/2020/03/16/telecomdaily-rynok-onlayn-video-vyros-pochti-v-1-5-raza(дата обращения: 20.11.2020).
18. Исследовательский центр ДелойтаМедиапотребление в России. Ключевые тенденции // 2016.
19. Климова Н. 13 видеосервисов для просмотра легального контента в России // 2014. URL:https://vc.ru/flood/4184-vod(дата обращения: 23.09.2020).
20. КоммерсантъIvi открыл Америку. Онлайн-кинотеатр стал доступен на ТВ-приставках Roku // 2018. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3820405(дата обращения: 15.04.2021).
21. Костенко А.Sonic будет переделан // 2019. URL:https://tjournal.ru/tv/95713-sonic-budet-peredelan(дата обращения: 15.10.2020).
22. Кошельник Д. История Netflix: как компания по онлайн-прокату дисков стала крупнейшим поставщиком потокового мультимедиа // 2015. URL: https://vc.ru/story/11739-netflix-story(дата обращения: 05.03.2021).
23. Кушаева А. М. Дистрибуция независимого кино на рынке онлайн-видео в россии в условиях цифровизации // Трансформация медиасреды в ХХI веке. 2019. С. 230-234.
24. Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса //Под ред. В.М.Гальперина. СПб.: Экономическая школа. 1999. С. 49.
25. Липанова Л.Forbes: «Сбер» покупает RamblerGroup только ради Okko // 2020. URL: https://vc.ru/finance/175370-forbes-sber-pokupaet-rambler-group-tolko-radi-okko(дата обращения: 09.03.2021).
26. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека // Пер. с англ. В. Николаев. М.: Кучково поле, 2007. С. 324.
27. Монахова И.В. Влияние информационных каскадов на поведение потребителя. С.:Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016 г.
28. Папченко Е.В., Помигуева Е.А.Культурологический минимум: Учебное пособие. // ЮФУ. 2013. С. 9.
29. Полуэхтова И. А. Американские фильмы, как фактор социализации молодежи // Социальные изменения в России и молодежь. М.: Московский общественный научный фонд, 1997. №9. С. 57-81.
30. Постникова Т. В. Коммуникация кинематографа в семиотике Ю. М. Лотмана: философско-антропологический анализ // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2006. Т. 3. С. 11-21
31. Про бизнес «Комфортно ли нам? Вообще нет». Как убедить пользователей платить за фильмы — история MEGOGO // 2018. URL: https://probusiness.io/experience/4260-komfortno-li-nam-voobshche-net-kak-zastavit-polzovateley-platit-za-filmy-istoriya-videoservisa-megogo.html(дата обращения: 06.03.2021).
32. РадаевВ. В.Экономическая социология // М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. 2005. С. 5-30.
33. РАЭК Онлайн-кинотеатр "Ökko"// Экосистема онлайн кинотеатров в России. 2017. С. 1-16.
34. РБК МТС присмотрела кино на свой вкус // 2019. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2019/04/09/5cab154f9a7947b6952daf66 (дата обращения: 03.04.2021).
35. Рейтинг ТМТ Консалтинг Российский рынок онлайн-кинотеатров. 2019. // URL: http://tmt-consulting.ru/napravleniya/media/video/tmt-rejting-rossijskij-rynok-onlajn-kinoteatrov-2019/(дата обращения: 11.02.2021).
36. Силин В. Почему у Netflix не существует конкурентов // 2020. URL: https://vc.ru/media/109212-pochemu-u-netflix-ne-sushchestvuet-konkurentov(дата обращения: 01.05.2021).
37. Скрипкарь М.В. Воздействие манипулятивных технологий кинематографа на процесс социализации и формирование ценностных ориентаций молодежи: 2009. C. 11–13.
38. Срничек Н. Капитализм платформ // Экономическая социология. 2019. Т. 20. № 1. С. 72–82.
39. Стрюкова Е. В. Развитие онлайн кинотеатров в современной России // Экономика и социум. 2017. №3. С. 1756-1761.
40. Хачатрян Р.Forbes: ivi перенёс IPO на неопределенный срок из-за законопроекта об ограничении доли иностранцев в видеосервисах // 2021. URL: https://vc.ru/finance/196131-forbes-ivi-perenes-ipo-na-neopredelennyy-srok-iz-za-zakonoproekta-ob-ogranichenii-doli-inostrancev-v-videoservisah(дата обращения: 01.05.2021).
41. Цветков А. Марксистская теория культуры и кино // URL: https://alexeitsvetkov.wordpress.com/2018/01/24/марксистская-теория-культуры-и-кино/(дата обращения: 10.05.2021).
42. Штомпка П. Доверие – основа общества. // Пер. с пол. Н.В. Морозовой. М.: Логос, 2012. 440 с.
43. Щепилова Г., Шейкина М.Российский рынок видеосервисов: особенности монетизации // Медиа Альманах М.: Центр содействия развития региональных факультетов журналистики. Партнерство факультетов журналистики. 2016. С. 75-82.
44. Aashish Pahwa Netflix Business Model | How Does Netflix Make Money? // 2019. URL: https://www.feedough.com/how-does-netflix-make-money/ (дата обращения: 11.04.2021).
45. Duesenberry J. S. Income, Saving And The Theory Of Consumer Behavior // Cam.:Harvard University Press. 1949. P 109.
46. Graham, M, Kitchin, R., Mattern, S., Shaw, J. How to Run a City Like Amazon, and Other Fables. // 2019. London: Meatspace Press. C. 190-200.
47. Granovetter M., Soong R. Threshold models of interpersonal effects in consumer demand // Journal of Economic Behavior and Organization. 1986. P. 254.
48. Inglehart R. Modernization and Postmodernization: Cultural, Economic and Political Change in 43 Societies. // Princeton, NJ: Princeton University Press. 1997.
49. ivi Онлайн-кинотеатр IVI назвал самые популярные фильмы и сериалы 2020 // URL: https://corp.ivi.ru/onlajn-kinoteatr-ivi-nazval-samye-populyarnye-filmy-i-serialy/(дата обращения: 01.05.2021).
50. König R.SoziologischeOrientierungen. Vorträge und Aufsätze. Berlin: Hrsg. von R.König. Köln. 1998. S. 97.
51. Langley P., Leyshon A. Platform capitalism: the intermediation and capitalization of digital economic circulation // Finance and Society. 2017. vol. 3. No. 1.
52. Sostav Александра Стрелкова, ivi: высокий уровень ожиданий зрителей — драйвер нашего бизнеса // 2019. URL: https://www.sostav.ru/publication/aleksandra-strelkova-ivi-vysokij-uroven-ozhidanij-zritelej-drajver-nashego-biznesa-38474.html(дата обращения: 09.04.2021).
53. TelecomDaily «Кинопоиск» вышел на второе место по популярности// 2021. URL: https://telecomdaily.ru/news/2021/03/19/telecomdaily-kinopoisk-vyshel-na-vtoroe-mesto-po-populyarnosti(дата обращения: 21.04.2021).