ВВЕДЕНИЕ 4
Глава первая. Теоретические основы исследования образования сложных слов 8
1.1 Словообразование. Основные понятия 8
1.1.1 Словообразование как раздел языкознания 9
1.1.2 Способы словообразования в русском языке 19
1.2 Определения понятия «сложное слово» 22
1.3 Языковая особенность сложного слова. 25
1.4 Общая характеристика действующих правил о написании сложных слов 29
Выводы 33
Глава вторая. Словообразование сложных слов в современном русском языке и их характеристики 34
2.1 Описание нормативных источников 34
2.2 Классификация сложных слов по отношению между их компонентами 34
2.3 Классификация сложных слов по способу образования 36
2.3.1 Образование сложных слов с помощью дефиса 36
2.3.2 Образование сложных слов с помощью сoединитeльных гласных 45
2.3.3 Образование сложных слов без сoединитeльных гласных 47
Выводы 50
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Список словарей 56
Список интернет-ресурсов 57
Приложение 59
Сложные слова в русском языке многочисленны и широко используются. Это не только очень активный способ получения новых слов, но и чрезвычайно эффективное средство выражения идей. В современном русском языке сложные слова появляются в большом количестве книг и газет, и с каждым днем наблюдается тенденция к их увеличению. С одной стороны, это, безусловно, связано с потребностями быстрого социального и научного прогресса. С другой стороны, это также соответствует тенденции русского языка к упрощению самого себя, т.е. к замене сложных грамматических структур простыми методами сочетания.
Изучение словообразования - один из самых важных путей к запоминанию и пониманию лексики. Для тех, кто изучает русский язык, если вы найдете хороший способ запоминания лексики, то вам не придется тратить много времени. За многие годы учебы и практики мы также обнаружили, что самый простой способ быстро запомнить русские слова и точно уловить их значение - это изучение внутренней структуры слов. Анализируя различные лексические элементы в структуре и отношения между ними, мы можем научиться определять точное значение и часть речи на основе его корня, аффикса или окончания. Если основа слова ясна, то его значение естественно понятно, и запомнить такое слово гораздо легче. Важно понять значение слова, правильно поняв способ его образования.
Одним словом, изучая образование сложных слов, можно эффективно повысить качество и уровень преподавания русского языка, т.е. сознательно направлять изучающих русский язык на понимание способов построения слов. Это поможет иностранцам, изучающим русский язык, получить правильное представление об образовании сложных слов в русском языке и облегчит им усвоение и расширение словарного запаса, что повысит их интерес к учебе.
Актуальность темы исследования обусловливается тем, что в изучение сложных слов включается способы образования слов со сложными основами и их классификация. По мере развития общества новые слова в языке появляется бесконечно, то есть необходимо постоянно создавать новые слова, чтобы соответствовать быстрым изменениям в обществе. Сложными словами являются обычные категории среди новых слов. Изучение образования сложных слов может не только обогатить наши знания о формировании словарного запаса, но и углубить наше понимание внутренних законов языка, чтобы лучше овладеть ими.
Целью исследования является изучение и описание способов словообразования сложных слов с точки зрения современного состояния языка.
Исходя из цели исследования определяются следующие задачи диссертации:
1. описать теоретическую базу исследования, связанных с понятием «сложное слово»;
2. установить словообразовательную структуру сложных слов;
3. определить морфемное членение элементов словообразовательной структуры сложных слов русского языка;
4. изучить и описать способы образования сложных слов;
Объектом исследования служат сложные слова в современном русском языке.
В качестве предмета исследования выступают способы словообразования сложных слов.
Для реализации поставленных задач в диссертации использовались следующие методы:
1. метод теоретического описания;
2. метод наблюдения;
3. методы сплошной и направленной выборки;
4. метод семантического анализа материала;
5. описательный метод;
6. методморфемного анализа;
7. приёмы словообразовательного анализа.
Материалом для исследования являются данные «Самого новейшего толкового словаря русского языка XXI века» Е. Н. Шагаловой (2011), данные «Орфографического словаря современного русского языка» М. В. Климовой (2014). Работа также опирается на Национальный корпус русского языка.
Научная новизна данной работы заключается в том, что впервые в русской лингвистике на основе углубленного научного анализа с использованием результатов современной лингвистики даются структурно-семантическая характеристика и способы образования сложных слов в русском языке.
Положения, выносимые на защиту:
1.В ходе научного исследования выявлено, что в русских сложных словах преобладают сложные слова, образованных с помощью дефиса.
2. Словообразовательная модель с несклоняемым иноязычным компонентом является продуктивным в современном русском языке.
3.Усечение основы в словообразовании сложных слов отражает принцип экономии в языке.
Теоретическая значимость исследования состоит в возможности дальнейшей разработки теоретических проблем и определении способа образования сложных слов.
Практическая значимость заключается в том, что результаты могут быть использованы студентами филологического
факультета для изучения словообразования, а также может быть использована в качестве справочного материала для научных исследований.
В работе выполнен анализ концепции и определении словообразования. Рассмотрен процесс развития словообразования как раздел языкознания. Проанализированы и обобщены существующие способы словообразования. Объяснены определение сложных слов и характеристики сложных слов.
Мы проанализировали сложные слова в современных словарях и языковых материалах и классифицировали их в соответствии с различными способами построения.
В результате исследования было выявлено, что влияние глобализации также отражается в изменениях в языке. В русском словообразовании активизируются композиты с первой несклоняемой частью. Чаще такие неизменяемые компоненты носят иноязычный характер. Многие иностранные слова, особенно английские, обозначающие новые вещи и явления, присоединяются к русским исконным словам, образуя сложные слова. Помимо полных английских слов к ним относятся английские сокращения, английские усеченные слова.
Дефисы играют важную роль в образовании сложных слов. Сложные слова, образованные с помощью дефиса, отличаются гибкостью и сложностью, и обладают большой экспрессивной силой в русском языке.
Сложные слова образуются традиционно путем соединения гласных -о- или -е-, которые также можно представить как инфикс. Существуют сложные правила использования соединительных гласных.
В повседневной речи люди для простоты используют сложные слова, образованные непосредственно из усеченных слов, вместо словосочетаний. Образование сложных слов без сoединитeльных гласных отражает принцип экономии в языке.
1. Букчина Б.З. Калакуцкая. Л.П. Сложные слова. М.: Наука, 1974.153 с.
2. Валгина, Н. С. Активные процессы в словообразовании (Аббревиация) / Н. С. Валгина. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Логос, 2001. – С. 147–149.
3. Василевская Е.А. Словосложение в русском языке. – М.: Учпедгиз, 1962. –132 с.
4. Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования /В.В. Виноградов // Исследования по русской грамматике: избр. тр. – М.: Наука, 1971. – 559 с.
5.Виноградов В.В. Русский язык. - М.: Рус. яз., 2001. - С.720.
6. Виноградова В.Н. Стилистический аспект русского словообразования / В.Н. Виноградова. - М.: Наука, 1984. -184 с.
7. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию / Г.О.Винокур // Избранные работы по русскому языку. - М.: Изд-во АН СССР, 1959. - С.419-442.
8. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование:учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2013. – 328 с.
9. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992.
10. Земская Е.А. Как делаются слова / Е.А. Земская. – М.: Изд-во АНСССР, 1963. – 93 с.
11. Калайдович И. Ф. Опыт правил для составления русского производного словаря... «Сочинения в прозе и стихах» // Труды Общества любителей российской словесности при имп. Московском университете. М.: Унив. тип., 1824. Кн. 15. Ч. 5. С. 330-390.
12.Кубрякова Е.С. Что такое словообразование / Е.С. Кубрякова. – М.:Наука, 1965. – 327 с.
13. Кубрякова Е.С. Лопатин В. В. и др. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ // Большая российская энциклопедия. Том 30. Москва.: Большая Российская энциклопедия, 2015, стр. 445-446
14. Лопатин, В.В. О некоторых принципах морфемного анализа (К определению понятия сложного слова в русском языке) / В.В. Лопатин, И.С. Улуханов. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – С. 190–203. 15. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика: Проблемы и принципы описания / В.В. Лопатин ; АН СССР, Ин-т рус. яз. - Москва : Наука, 1977. - 315 с.
16. Степанова М.Д. Словообразование и семантические системы /М.Д. Степанова. – М.: Наука, 1975. – 115 с.
17. Тихонов, А.Н. Проблемы составления гнездового словообразовательного словаря современного русского языка / А.Н. Тихонов.– Самарканд,: Б. и., 1971. – 388 с. 18. Улуханов И.С. Мотивация в словообразовательной системе русского языка. — М., ИЦ «Азбуковник», 2005.— 314 с.
19. Улуханов И. С. Сложное слово // Русский язык. Энциклопедия /Гл. ред. Ф. П. Филин. М.: Изд-во АН СССР, 1979. –313с.
20.Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке/ И.С.Улуханов. – М.: Наука, 1977. –256 с.
21.ФедороваЛ.Л. Сложные слова (теория).- М.: Ж -л «Русский язык», № 44, 2002.
22. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию и лексикологии. - М.: Учпедгиз, 1959. — 245 с.
23. Шанский Н.М. Основы словообразовательного анализа. М.:Учпедгиз. – 1953.- 56 с.
24. ШагаловаЕ.Н. Самый новейший толковый словарь русского языка ХХI века: ок. 1500 слов / Е. Н. Шагалова. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 416 с.
25. Шведова Н. Ю. Русская грамматика. Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Н. Ю. Шведова (гл. ред.). — М.: Наука, 1980.
26. Шимкевич Ф.С. Корнеслов русского языка, сравненного со всеми главнейшими славянскими наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными языками. В 2 ч. Ч. 1—2 / Ф.С. Шимкевич. — СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1842. — 353 с.
27.Янко-Триницкая, H. A. Словообразование в современном русском языке / H. A. Янко-Триницкая. – М.: Индрик, 2001. – 504 с.
Список словарей
1. Лопатин В.В., Улуханов И.С. Словарь словообразовательных аффиксов современного русского языка. – М.: Издательский центр «Азбуковник», 2016. – 812 с.
2. Малый академический словарь / Ред.: А. П. Евгеньева, М., 1957—1960
3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва : Азбуковник, 2000. – 940 с
4. Орфографический словарь современного русского языка. 100000 слов. — М.:«Аделант», 2014.—800с.
5. Самый новейший толковый словарь русского языка ХХI века : ок. 1500 слов / Е.Н. Шагалова. – М.: АСТ :Астрель, 2011. – 413c.
6. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
7. Ширшов И.А. Толковый словообразовательный словарь русского языка. М. : АСТ, 2004. -1024 с