ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РИСКИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 5
1.1. Риски дорожной аварийности 5
1.2. Концепция управления рисками в системе обеспечения безопасности дорожного
движения 10
1.3. Стратегия по безопасности дорожного движения: анализ российского и мирового
опыта 17
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ СНИЖЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ
ВОДИТЕЛЕЙ 23
2.1. Идентификация опасностей и оценка рисков водителей автотранспорта на
рабочем месте 23
2.2. Профилактика воздействия производственных факторов на здоровье
водителей 30
2.3. Применение страхования и новых технологий как методов снижения риска
водительского состава 34
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ 41
3.1. Риски дорожно-транспортных происшествий по г. Санкт- Петербургу 41
3.2. Разработка мероприятий по повышению безопасности дорожного
движения 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ
Эксплуатация транспортного средства всегда ассоциируется с понятием риск. Риск присутствует не только во время управления транспортным средством (далее ТС), но и в каждом из этапов подготовки автомобиля к удовлетворению общественных транспортных потребностей:
1.Осмотр ТС, включающий проверку как состояния комплектности кузова автомобиля, так и его колес, бортов, окраски и исправности механизмов дверей;
2. Проверка наличия топлива в баке, охлаждающей жидкости в системе охлаждения и уровни масла в картере двигателя, а также осмотр места стоянки на наличие/отсутствие подтеков данных жидкостей;
3.Запуск двигателя и осмотр панели управления на выявление предупреждения системы;
4. Проверка работоспособности системы освещения и сигнализации;
5. Проверка исправности рабочего, стояночного тормозов и рулевого управления;
6. После прогрева двигателя, несколько раз нажать на педаль газа для выявления несоответствующих шумов и стуков в двигателе.
Актуальность темы исследования обуславливается в первую очередь тем, что на текущий день, согласно статистике, количество дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП) хоть имеет и отрицательную динамику, но цифры все равно не утешительные. За 2021г. суммарное количество ДТП в Российской Федерации (далее РФ) составило 123646, количество погибших- 13718 человек, ранения разной степени тяжести -1557941. Также ДТП приносит и экономические потери, равные 3% валового внутреннего продукта (далее ВВП), так как во время ДТП подвергаются уничтожению не только дорогостоящие автомобили, но и окружающие их объекты строительства: столбы, оградительные заборы, строительные сооружения и другие постройки. Все эти негативные последствия заставляют искать пути уменьшения данных показателей и сохранения жизни и здоровья граждан, а также имущества государства и частных лиц.
Для уменьшения риска ДТП, необходимо применять следующие этапы теоретических подходов к обеспечению безопасности дорожного движения:
-идентификация и описание риска;
Первый и важный этап в разработке стратегии, т.к. необходимо определить с какими рисками встречается водитель, начиная с подготовки автомобиля к поездке, во время непосредственного движения и до момента парковки ТС.
- измерение риска (качественная и количественная оценка);
На этом этапе определяется градация по шкале степени риска и его возможность наступления, т.к. не все риски, идентифицированные на первом этапе, имеют место в конкретный промежуток времени, например: риск заноса ТС на льду невозможно себе представить в летнее время.
-мероприятия по управлению рисками;
На этом этапе происходит разработка подходов с учетом различной степени наступления риска. Мероприятия включают в себя предупреждение риска, передачу риска, и его финансирование.
-контроль и мониторинг введенных мероприятий;
Заключительный этап, на котором происходит учет влияния введённых мероприятий с целью проверки их эффективности и положительного влияния на риск. В случае отрицательного влияния, происходит разработка новых методов борьбы с риском и его последствиями.
Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты управления риском и обеспечения безопасности дорожного движения рассматривались в работах следующих российских авторов: Айбазова Л.Б., Антонова, С.Н., Артемова А.Ю., Блинкина М.Я, Верзилина В.А, Зуева С., Ефремова Б.Д., Калюжный Ю.Н., Кашников А.Н., Коноплянко В.И, Лисееенко В.И., Майорова, В.И., Майборода, О.В., Муратова Н.Н, Степанова И.В., Тимофеевой Т.Ф и др.
На основании вышеописанных тезисов, можно сформулировать объект исследования, который представляет собой риски в системе обеспечения безопасности дорожного движения, а предмет исследования - процессы управления рисками при осуществлении дорожного движения.
Целью исследования является разработка проекта по минимизации рисков ДТП при осуществлении дорожного движения на примере города Санкт-Петербург. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач исследования:
1. Изучить теоретические основы, отечественный и международный опыт управления дорожными рисками;
2. Выявить возможные методы управления дорожными рисками при движении ТС;
3. Привести анализ рисков при осуществлении дорожного движения, в том числе риск снижения надежности водительского состава;
4. Построить классификацию дорожных рисков, применимую к городу Санкт- Петербург;
5. Провести диагностику и анализ дорожных рисков на пересечении Новосмоленской набережной и ул. Наличной, возле станции метро «Приморская», Василеостровского острова, г. Санкт-Петербург;
...
Итак, рассмотрев тему «Управление рисками в системе обеспечения безопасности дорожного движения» были выполнены все поставленные задачи, начиная от рассмотрения концепции управления аварийности на примере РФ, рисков водительского состава, заканчивая разработкой программой по уменьшению рисков, присущих Санкт-Петербургу. По каждой главе были предложены мероприятия, способствующие сокращению риска ДТП, что и является основной целью всей работы.
По результатам исследования было выявлено:
1. Самое большое число ДТП происходит в Азиатских странах, таких как Индия и Китай. Это вызвано тем, что, во-первых, в данных странах население составляет более 1 млрд. человек на ограниченной территории, а во-вторых, несоблюдение правил дорожного движения/покупка прав на управление ТС без специального обучения, а также низкие штрафы.
2. Согласно статистике с 2018 по 2021гг. количество ДТП в РФ имеет тенденцию к снижению, а именно: уменьшение количества ДТП на 26%, число пострадавших на 27%, количества погибших на 24%.
3. Причины, по которым происходят ДТП, можно подразделить на следующие
основные группы: нарушение Правил дорожного движения (превышение скорости, управление ТС под действием запрещенных веществ, игнорирование средств защиты, таких как детские кресла, ремень безопасности, нарушение правил проезда перекрестка), техническая неисправность автомобильного транспорта, отсутствие социальной
ответственности пешеходов, ухудшение самочувствия, переутомление и сон за рулем, недостаточная квалификация водителя, отвлекание за рулем или использование мобильного телефона, плохие дорожные условия и несоответствие параметров проезжей части нормативным документам, тяжелые метеорологические условия.
4. В управлении рисками дорожной аварийности принимают участие все участники дорожного движения, а именно: Правительство РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения, юридические и физические лица. К методам управления рисками дорожной аварийности относят: сертификацию, лицензирование, а также различные виды страхования (ОСАГО, ДСАГО, КАСКО, ОСГОП, Зеленая карта).
5. РФ, США и Япония в связи с увеличивающимся количеством смертельных исходов от ДТП, столкнулись с необходимостью внедрения Стратегий по безопасности, однако у каждой страны это происходило в разное время: в РФ с Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в 1995, а также новой Стратегии на 2018 - 2024гг., утвержденной в 2018г., в США с закона «О безопасности движения» в 1966г., в Японии с
Основного закона о мероприятиях по обеспечению безопасности движения в 1970г. Каждый закон приносил новшества для обеспечения безопасности. В РФ была организована подготовка водителей к управлению ТС, внедрены правила парковки, стоянки, перевозки грузов и пассажиров, сертификация ТС и запасных частей, началось лицензирование отдельных видов деятельности, впервые использовался метод страхования, а самое главное - начался контроль со стороны различных органов власти за БДД. В США были внедрены стандарты безопасности ТС, включающие определенные дополнения: появились
подголовники, ударопрочные лобовые стекла и ремни безопасности. Проводилась модернизация дорог и предупреждающих знаков, а также работа с водителями и населением. Установлено требование использования использование детских кресел и ремней безопасности, а также шлемов при вождении мотоциклов. В Японии начали проводить занятия по освоению Правил дорожного движения, а также внедряли разделение транспортных, велосипедных и пешеходных потоков с повышением транспортной культуры.
При этом каждая страна ввела свою систему штрафов за различные виды нарушений. В результате внедрения программ удалось снизить количество ДТП: В РФ на 27% при сравнении 2018 и 2021гг., в США на 11% при сравнении 1966 и 1974 гг., в Японии на 50% при сравнении 1980 с 1970гг.
6. Для малозначительного и малого рисков не требуется внедрение дополнительных мероприятий по обеспечению поддержания низкого уровня риска, а рекомендуется поддержание ранее внедренных мероприятий. Примерами таких мероприятий служат использование средств индивидуальной защиты (далее СИЗ) рук (рукавицы), головы (каска), тела (специальная униформа), соблюдение техники безопасности (далее ТБ).
7. Для умеренного уровня риска является целесообразным внедрение дополнительных мероприятий с целью уменьшения риска. Примерами служат СИЗ для ушей (беруши), для глаз (защитные очки), специальные средства сигнализации, предупреждающие об опасности (звуковые, световые).
8. Для значительного уровня риска внедрение дополнительных мероприятий является требованием, а не рекомендацией, как при умеренном уровне риска. К данным мероприятиям относятся: применение СИЗ для рук, органов дыхания (респираторы), глаз, ограждение мест повышенной опасности, контроль исправного состояния компрессорных установок, воздухопроводов, установок с пневмоприводом, соблюдение скоростного режима, проверка ТС до выпуска на линию или предрейсовый контроль, соблюдение инструкций по безопасности, установка средств пожаротушения и частые медицинские осмотры.
...
1. ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к
техническому состоянию и методы проверки. - Москва: Стандартинформ 2010
2. ГОСТ Р 50597-2017: Дороги автомобильные и улицы. Требования к
эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля. - Взамен ГОСТ Р 50597-93; введ. 2018 - 06 - 01. - Москва: Стандартинформ, 2017. - 28 с.
3. ГОСТ 52289-2019. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств : национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное : утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2019 г. N 1425-ст:. - Москва : Стандартинформ, 2020. - 58 с.
4. ГОСТ Р52282-2004. Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний: национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное : утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 109-ст - Москва
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // Собрание законодательства РФ. - 25.04.2002 N 41-ФЗ.- Ст. 12.37.
6. «О безопасности дорожного движения» : Федеральный закон № 196-ФЗ : [принят
Государственной Думой 10 ноября 1995 г. ; в ред. от 29.11.2021 // Собрание
законодательства РФ.- Ст. 3.
7. ОДМ. Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования. — Взамен ВСН 24-88; введ. 2004 - 03 - 17. - Москва: РосдорНИИ. - 47 с.
8. "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022): Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) // Собрание законодательства РФ. -1995
9. "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте"- Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (ред. от 20.09.2018).- Москва: Стандартинформ, 2018.
10. "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)- Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020).- п.2.7
11. «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»: Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г №282
12. "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном": Федеральный закон № 67-ФЗ : [принят Государственной думой 25 мая 2012 года : одобрен Советом Федерации 6 июня 2012 года]. - Москва.
13. «Об утверждении Правил определения количества пассажиров для целей расчета
страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров»: Постановление Правительства РФ от 30.12.2012 № 1484 (ред. от
28.06.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2012.
14. «Об утверждении Правил расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего»: Постановление Правительства РФ от 15.11.2012 № 1164 (ред. от 21.02.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2012
15. "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза" (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 14.07.2021 N 65) - Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77.
... всего 81 источников