Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи (Алтайский государственный педагогический университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №22» г. Барнаула, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №79» г. Барнаула.
Выборка исследования: 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и 10 детей старшего дошкольного возраста с развитием в норме.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.1 Сущность понятия «коммуникативные навыки» в научной литературе 7
1.2 Общая характеристика коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с развитием в норме 12
1.3 Особенности формирования коммуникативной функции речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 18
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей навыков коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 24
2.1 Организация, цель, задачи и методическое обеспечение исследования 24
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 27
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложение 40
База исследования: МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №22» г. Барнаула, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №79» г. Барнаула.
Выборка исследования: 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и 10 детей старшего дошкольного возраста с развитием в норме.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.1 Сущность понятия «коммуникативные навыки» в научной литературе 7
1.2 Общая характеристика коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с развитием в норме 12
1.3 Особенности формирования коммуникативной функции речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 18
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей навыков коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 24
2.1 Организация, цель, задачи и методическое обеспечение исследования 24
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 27
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложение 40
Актуальность темы исследования. Изучение особенностей навыков коммуникации у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) является актуальным и важным направлением исследований. Вот несколько причин, почему это так. Во-первых, формирование коммуникативных навыков является ключевым аспектом успешной социализации детей. Коммуникация позволяет устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, выражать свои мысли и эмоции, сотрудничать и учиться. Дети с ОНР могут иметь нарушения в моторной и речевой сферах, что затрудняет коммуникативный процесс. Изучение особенностей и поиск эффективных методов поддержки коммуникации у таких детей помогает им взаимодействовать с окружающими и успешно адаптироваться в обществе. Во-вторых, возможности коммуникации непосредственно влияют на качество жизни детей с ОНР. Отсутствие или ограничение коммуникативных навыков может приводить к чувству изоляции, непониманию и стрессу как у ребенка, так и у их близких. Развитие этих навыков позволяет улучшить качество жизни детей с ОНР, расширить их возможности в общении и взаимодействии, а также повысить самооценку и уверенность в себе. В-третьих, изучение особенностей навыков коммуникации у детей с ОНР позволяет разработать индивидуальные подходы и методики обучения. Каждый ребенок с данной патологией имеет свои уникальные особенности и потребности. Изучение этих особенностей позволяет создать персонализированные программы и подходы к обучению коммуникативным навыкам, учитывая ограниченные физические возможности или нарушения речи. Это способствует более эффективному и прогрессивному взаимодействию с окружающим миром. В-четвертых, изучение особенностей навыков коммуникации у детей с ОНР помогает расширить понимание общих основ коммуникации и развитие коммуникативных умений в целом. Особенности, выявленные в исследовании, могут быть полезны для всех детей, независимо от наличия патологии. Эти знания и практические навыки могут использоваться для снижения барьеров в общении, повышения толерантности, эмпатии и взаимопонимания между детьми разных способностей и особенностей.
Таким образом, изучение особенностей коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР имеет не только индивидуальную, но и общественную значимость, помогая создать более инклюзивное общество, где все дети имеют равные возможности для развития и достижения своих потенциалов.
В настоящее время проблема формирования навыков коммуникации младших школьников с ОНР рассматривается как в теоретическом, так и прикладном аспектах. М. С. Никитина акцентирует внимание на особенностях речи и невербальных средств коммуникации у дошкольников с ОНР. Л. П. Сидорова установила, что дети с ОНР испытывают трудности в выражении своих мыслей и идей, а также восприятии невербальных сигналов со стороны окружающих людей. Н. И. Мельникова рассматривает влияние социума на формирования коммуникативных навыков у детей с ОНР и предлагает ряд рекомендаций для улучшения их коммуникативных возможностей. Л. В. Григорьева, К. В. Егорова и др. обращают внимание на коммуникативные навыки и средства межличностного общения дошкольников с ОНР. Н. И. Мельникова, С. Л. Никифорова и др. акцентируют внимание на взаимодействии со специалистами в формировании коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР. При этом, исследования предлагают рекомендации и методики для улучшения навыков коммуникации детей с ОНР, поэтому имеют практическую направленность.
Но, несмотря на существующие в этой области исследования, в настоящее время сложилось противоречие между потребностью в формировании коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР и недостаточной реализацией данного условия в организациях образования.
Вышеизложенное позволило сформулировать проблему исследования: изучение особенностей формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР.
Цель исследования – изучение особенностей формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – коммуникативные навыки детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР уровень сформированности коммуникативных навыков находится на низком уровне, что обусловлено:
- общим недоразвитием речи;
- отставанием сформированности коммуникативных навыков от сверстников с развитием в норме;
- отсутствием мотивов и потребности в коммуникации .
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Описать особенности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с развитием в норме.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование по определению особенностей коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4. Провести сравнительный анализ особенностей коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с развитием в норме.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- подходы к коммуникативным навыкам в дошкольном возрасте – Л. С. Выготский, М. И. Лисина и др.;
- подходы к психофизическому развитию дошкольников с ОНР – Л. И. Аксенова, С. Ю. Кондратьева, М. С. Никитина и др.;
- подходы к изучению коммуникативных навыков младших дошкольников с ОНР – Н. И. Мельникова, С. Л. Никифорова и др.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
База исследования: МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №22» г. Барнаула, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №79» г. Барнаула.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, которые составили экспериментальную группу и 10 детей старшего дошкольного возраста с развитием в норме, которые составили контрольную группу.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Таким образом, изучение особенностей коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР имеет не только индивидуальную, но и общественную значимость, помогая создать более инклюзивное общество, где все дети имеют равные возможности для развития и достижения своих потенциалов.
В настоящее время проблема формирования навыков коммуникации младших школьников с ОНР рассматривается как в теоретическом, так и прикладном аспектах. М. С. Никитина акцентирует внимание на особенностях речи и невербальных средств коммуникации у дошкольников с ОНР. Л. П. Сидорова установила, что дети с ОНР испытывают трудности в выражении своих мыслей и идей, а также восприятии невербальных сигналов со стороны окружающих людей. Н. И. Мельникова рассматривает влияние социума на формирования коммуникативных навыков у детей с ОНР и предлагает ряд рекомендаций для улучшения их коммуникативных возможностей. Л. В. Григорьева, К. В. Егорова и др. обращают внимание на коммуникативные навыки и средства межличностного общения дошкольников с ОНР. Н. И. Мельникова, С. Л. Никифорова и др. акцентируют внимание на взаимодействии со специалистами в формировании коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР. При этом, исследования предлагают рекомендации и методики для улучшения навыков коммуникации детей с ОНР, поэтому имеют практическую направленность.
Но, несмотря на существующие в этой области исследования, в настоящее время сложилось противоречие между потребностью в формировании коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР и недостаточной реализацией данного условия в организациях образования.
Вышеизложенное позволило сформулировать проблему исследования: изучение особенностей формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР.
Цель исследования – изучение особенностей формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – коммуникативные навыки детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР уровень сформированности коммуникативных навыков находится на низком уровне, что обусловлено:
- общим недоразвитием речи;
- отставанием сформированности коммуникативных навыков от сверстников с развитием в норме;
- отсутствием мотивов и потребности в коммуникации .
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Описать особенности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с развитием в норме.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование по определению особенностей коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4. Провести сравнительный анализ особенностей коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с развитием в норме.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- подходы к коммуникативным навыкам в дошкольном возрасте – Л. С. Выготский, М. И. Лисина и др.;
- подходы к психофизическому развитию дошкольников с ОНР – Л. И. Аксенова, С. Ю. Кондратьева, М. С. Никитина и др.;
- подходы к изучению коммуникативных навыков младших дошкольников с ОНР – Н. И. Мельникова, С. Л. Никифорова и др.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
База исследования: МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №22» г. Барнаула, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №79» г. Барнаула.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, которые составили экспериментальную группу и 10 детей старшего дошкольного возраста с развитием в норме, которые составили контрольную группу.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Исследование вопроса формирования коммуникативных способностей у дошкольников с ОНР имеет значительное значение для определения эффективных средств и путей их развития. Включение таких детей в социальную среду и обучение навыкам общения способствует их активному взаимодействию с ровесниками и практическому закреплению знаний. Уточнение особенностей коммуникативных навыков детей с ОНР и тех, кто развивается типично, позволяет выявить различия в их способностях к общению и сравнительно проанализировать их. Это в свою очередь помогает разрабатывать действенные методики работы с такими детьми и дает им возможность расти и развиваться на уровне с их сверстниками.
Анализ становления коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР чрезвычайно важен для создания персонализированных методик обучения и взаимодействия с этими детьми. Умения в общении являются решающими для их социальной адаптации и успешного включения в общество. Следовательно, учитывать эти аспекты при построении образовательных программ и предоставлении специализированной поддержки дошкольникам с ОНР необходимо и весьма эффективно.
Результаты экспериментального исследования выявили ряд значительных особенностей в коммуникативных навыках старших дошкольников с ОНР. Дети этой группы проявляют малый интерес к предложенным заданиям и испытывают сложности в планировании диалога, что указывает на дефицит инициативности и самостоятельности в общении. Их коммуникация носит непроизвольный характер, отсутствует осознанность в построении развернутых диалогических высказываний, а использование выразительных средств сведено к минимуму. Было выявлено, что у старших дошкольников с ОНР наблюдаются значительные трудности в планировании диалога и использовании выразительных средств. Они не демонстрируют осознанность в построении развернутых связных высказываний, что способствует возникновению лексико-грамматических нарушений. Коммуникация таких детей часто носит непроизвольный характер и сопровождается инертностью.
Старшие дошкольники с ОНР страдают от лексико-грамматических нарушений, вызывающих трудности в общении и препятствующих полноценной реализации коммуникативных потребностей. Несмотря на эти сложности, они все же способны к активному участию в коммуникации и формированию своих коммуникативных навыков при соответствующей поддержке и подходе. Эти наблюдения подчеркивают необходимость целенаправленной коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие у детей с ОНР осознанных и структурированных коммуникативных навыков. Систематическая работа специалистов может значительно улучшить их способность к эффективному взаимодействию и более полному выражению своих мыслей и чувств.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Анализ становления коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР чрезвычайно важен для создания персонализированных методик обучения и взаимодействия с этими детьми. Умения в общении являются решающими для их социальной адаптации и успешного включения в общество. Следовательно, учитывать эти аспекты при построении образовательных программ и предоставлении специализированной поддержки дошкольникам с ОНР необходимо и весьма эффективно.
Результаты экспериментального исследования выявили ряд значительных особенностей в коммуникативных навыках старших дошкольников с ОНР. Дети этой группы проявляют малый интерес к предложенным заданиям и испытывают сложности в планировании диалога, что указывает на дефицит инициативности и самостоятельности в общении. Их коммуникация носит непроизвольный характер, отсутствует осознанность в построении развернутых диалогических высказываний, а использование выразительных средств сведено к минимуму. Было выявлено, что у старших дошкольников с ОНР наблюдаются значительные трудности в планировании диалога и использовании выразительных средств. Они не демонстрируют осознанность в построении развернутых связных высказываний, что способствует возникновению лексико-грамматических нарушений. Коммуникация таких детей часто носит непроизвольный характер и сопровождается инертностью.
Старшие дошкольники с ОНР страдают от лексико-грамматических нарушений, вызывающих трудности в общении и препятствующих полноценной реализации коммуникативных потребностей. Несмотря на эти сложности, они все же способны к активному участию в коммуникации и формированию своих коммуникативных навыков при соответствующей поддержке и подходе. Эти наблюдения подчеркивают необходимость целенаправленной коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие у детей с ОНР осознанных и структурированных коммуникативных навыков. Систематическая работа специалистов может значительно улучшить их способность к эффективному взаимодействию и более полному выражению своих мыслей и чувств.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - Особенности составления творческих рассказов детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Изучение невербальных средств общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Особенности лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня (Алтайский государственый педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Теоретико-методологические основы формирования навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи (Алалия. Афазия, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - ЛЕТО-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Уровень сформированности коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с недоразвитием речи 1 и 2 уровня (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе работы со сказками (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мелодекламации (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022



