Изучение особенностей мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата (Алтайский государственный педагогический университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6».
Выборка : 10 детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (2 класс), которые составили экспериментальную группу и 10 детей младшего школьного возраста с развитием в норме.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 7
1.1 Понятие «мелкая моторика» в научной литературе 7
1.2 Возрастные этапы и закономерности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста 12
1.3 Особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 17
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 24
2.1 Организация, цель, задачи и методическое обеспечение исследования 24
2.2 Анализ результатов исследования 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
База исследования: МБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6».
Выборка : 10 детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (2 класс), которые составили экспериментальную группу и 10 детей младшего школьного возраста с развитием в норме.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 7
1.1 Понятие «мелкая моторика» в научной литературе 7
1.2 Возрастные этапы и закономерности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста 12
1.3 Особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 17
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 24
2.1 Организация, цель, задачи и методическое обеспечение исследования 24
2.2 Анализ результатов исследования 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
Актуальность темы исследования. Любая деятельность, которая требует использования мелкой моторики у детей младшего школьного возраста, имеет огромное значение для их развития. Усиление мелкой моторики способствует не только улучшению их физического состояния, координации движений и точности, но и существенно влияет на их когнитивные способности, такие как восприятие, память, мышление и концентрация. Более того, развитие мелкой моторики сказывается и на эмоциональной сфере ребенка. Умение работать с мелкими предметами и выполнять сложные движения помогает детям чувствовать себя более уверенно, самостоятельно и компетентно. Это формирует их самооценку и восприятие себя как активных участников своей жизни и учебного процесса.
Изучение особенностей развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата является актуальной задачей по нескольким причинам: Во-первых, изучение мелкой моторики у данных детей позволяет определить специфические трудности, с которыми они сталкиваются на этом уровне развития. Такие знания помогут разработать и применить эффективные методики реабилитации и образовательных подходов; во-вторых, мелкая моторика является основой для выполнения ряда школьных задач, включая письмо, чтение, рисование и использование компьютера. Если дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют проблемы с мелкой моторикой, они могут испытывать трудности в обучении и столкнуться с низкой самооценкой и поведенческими проблемами; в-третьих, изучение мелкой моторики у детей младшего школьного возраста позволяет выявить нарушения и начать лечение и помощь в ранних стадиях развития. Ранняя интервенция улучшает прогноз и поможет детям развивать навыки мелкой моторики. И, наконец, развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата может помочь им справиться с повседневными задачами, такими как одевание, питание и самообслуживание. Это позволит им стать более самостоятельными и улучшит их качество жизни.
В целом, изучение особенностей развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата является важной задачей, которая помогает в определении специфических потребностей таких детей и разработке эффективных методов реабилитации и образования.
В настоящее время проблема развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – ОДА) рассматривается как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Сущность понятия «мелкая моторика» раскрыта в научных трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия, М. М. Кольцовой и др. Закономерности развития мелкой моторики в младшем школьном возрасте определены С. М. Ефимовым, О. Н. Казанцевой, Д. Б. Элькониным и др. Особенности и механизмы развития мелкой моторики у младших школьников с нарушениями ОДА стали предметом изучения И. В. Гараниной, Е. П. Макаровой, А. И. Николаева и др.
Но, несмотря на существующие в этой области исследования, в настоящее время сложилось противоречие между потребностью в высоком уровне развития мелкой моторики у младших школьников с нарушениями ОДА и недостаточной реализацией данного условия в организациях образования.
Вышеизложенное позволило сформулировать проблему исследования: изучение особенностей развития мелкой моторики у младших школьников с нарушениями ОДА.
Цель исследования – изучение особенностей развития мелкой моторики у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования – мелкая моторика младших школьников.
Предмет исследования – особенности особенностей развития мелкой моторики у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата мелкая моторика имеет более низкий уровень развития в отличие от младших школьников с развитием в норме.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы развития мелкой моторики у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Описать особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с развитием в норме.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование по определению особенностей развития мелкой моторики у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
4. Провести сравнительный анализ особенностей развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата и мелкой моторикой детей младшего школьного возраста с развитием в норме.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- подходы к понятию мелкой моторики в психологии – Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.;
- подходы к закономерностям развития мелко моторики в младшем школьном возрасте – М. М. Кольцова, Д. Б. Эльконин и др.;
- подходы к изучению особенностей мелко моторики у младших школьников с нарушениями ОДА – Т. И. Осипова, А. С. Попов и др.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
База исследования: МБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6».
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (2 класс), которые составили экспериментальную группу и 10 детей младшего школьного возраста с развитием в норме (2 класс), которые составили контрольную группу.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Изучение особенностей развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата является актуальной задачей по нескольким причинам: Во-первых, изучение мелкой моторики у данных детей позволяет определить специфические трудности, с которыми они сталкиваются на этом уровне развития. Такие знания помогут разработать и применить эффективные методики реабилитации и образовательных подходов; во-вторых, мелкая моторика является основой для выполнения ряда школьных задач, включая письмо, чтение, рисование и использование компьютера. Если дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют проблемы с мелкой моторикой, они могут испытывать трудности в обучении и столкнуться с низкой самооценкой и поведенческими проблемами; в-третьих, изучение мелкой моторики у детей младшего школьного возраста позволяет выявить нарушения и начать лечение и помощь в ранних стадиях развития. Ранняя интервенция улучшает прогноз и поможет детям развивать навыки мелкой моторики. И, наконец, развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата может помочь им справиться с повседневными задачами, такими как одевание, питание и самообслуживание. Это позволит им стать более самостоятельными и улучшит их качество жизни.
В целом, изучение особенностей развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата является важной задачей, которая помогает в определении специфических потребностей таких детей и разработке эффективных методов реабилитации и образования.
В настоящее время проблема развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – ОДА) рассматривается как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Сущность понятия «мелкая моторика» раскрыта в научных трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия, М. М. Кольцовой и др. Закономерности развития мелкой моторики в младшем школьном возрасте определены С. М. Ефимовым, О. Н. Казанцевой, Д. Б. Элькониным и др. Особенности и механизмы развития мелкой моторики у младших школьников с нарушениями ОДА стали предметом изучения И. В. Гараниной, Е. П. Макаровой, А. И. Николаева и др.
Но, несмотря на существующие в этой области исследования, в настоящее время сложилось противоречие между потребностью в высоком уровне развития мелкой моторики у младших школьников с нарушениями ОДА и недостаточной реализацией данного условия в организациях образования.
Вышеизложенное позволило сформулировать проблему исследования: изучение особенностей развития мелкой моторики у младших школьников с нарушениями ОДА.
Цель исследования – изучение особенностей развития мелкой моторики у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования – мелкая моторика младших школьников.
Предмет исследования – особенности особенностей развития мелкой моторики у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата мелкая моторика имеет более низкий уровень развития в отличие от младших школьников с развитием в норме.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы развития мелкой моторики у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Описать особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с развитием в норме.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование по определению особенностей развития мелкой моторики у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
4. Провести сравнительный анализ особенностей развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата и мелкой моторикой детей младшего школьного возраста с развитием в норме.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- подходы к понятию мелкой моторики в психологии – Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.;
- подходы к закономерностям развития мелко моторики в младшем школьном возрасте – М. М. Кольцова, Д. Б. Эльконин и др.;
- подходы к изучению особенностей мелко моторики у младших школьников с нарушениями ОДА – Т. И. Осипова, А. С. Попов и др.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
База исследования: МБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6».
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (2 класс), которые составили экспериментальную группу и 10 детей младшего школьного возраста с развитием в норме (2 класс), которые составили контрольную группу.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Мелкая моторика является важным компонентом развития и функционирования организма человека. Она отвечает за координацию движений пальцев, рук и всего тела, что позволяет нам выполнять различные задачи, будь то письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах или выполнение сложных манипуляций. Несмотря на свою небольшую значимость на первый взгляд, мелкая моторика играет важную роль в развитии когнитивных навыков и улучшении памяти. Развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью развития младших школьников. Это важный аспект, влияющий на формирование навыков письма, рисования и координации движений, что, в свою очередь, влияет на академический успех и самооценку ребенка.
Дефицит мелкой моторики влияет на письменность младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. У них часто наблюдаются проблемы с формированием букв, их размерами и структурой. Также, неконтролируемые движения руки и пальцев могут влиять на точность и четкость письма. Кроме того, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата часто испытывают затруднения в соблюдении правильной постановки руки и почерка. Вторым фактором, который следует учесть, является влияние нарушений мелкой моторики на рисование и выполнение мелких манипуляций. У этих детей нередко наблюдаются проблемы с контролем руки при рисовании, что приводит к нечеткости и неправильной пропорциональности изображения. Они также испытывают трудности в выполнении мелких движений пальцев, таких как застегивание пуговиц, складывание бумаги и использование ножниц.
С целью выявления особенностей развития мелкой моторики у младших школьников с нарушениями ОДА было проведено экспериментальное исследование. По методике Д. Б. Эльконина было установлено, что мелкая моторика младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляет 10% – в высоком уровне, 60% – в среднем уровне и 30% – в низком уровне. Одновременно с этим, обнаружено, что младших школьников с развитием в норме уровни развития мелкой моторики следующие: у 30% младших школьников в высоком, 60% – в среднем и 10% – в низком уровне.
В результате использования методики М. М. Кольцовой выявлены схожие закономерности. При оценке уровней развития мелкой моторики у младших школьников с нарушениями ОДА были получены следующие результаты: 10% – высоки уровень, 50% – средний уровень, 40% – низкий уровень; уровни развития мелкой моторики у младших школьников с развитием в норме распределились следующим образом: 40% – высокий уровень, 60% – средний уровень.
Анализ показал, что уровни развития мелкой моторики у младших школьников с нормативным развитием и младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата значительно отличаются. У детей с нормативным развитием в этом возрасте наблюдается прогрессивное улучшение моторных навыков, которые позволяют им выполнить сложные и точные движения. Они обладают ловкостью и координацией, что отражается в их письме, рисунке и других манипулятивных действиях. У младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата наблюдается задержка в развитии мелкой моторики. Эти дети испытывают трудности в выполнении точных движений, таких как письмо, застегивание пуговицы или рисование. Их моторные навыки обычно не такие точные и ловкие, что может привести к ограничениям в академической и социальной сфере. Однако, несмотря на эти различия, важно отметить, что дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют потенциал для развития своих моторных навыков. С помощью специальных программ реабилитации, подходящих упражнений и индивидуального подхода, эти дети могут постепенно преодолевать трудности и улучшать свою мелкую моторику.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Дефицит мелкой моторики влияет на письменность младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. У них часто наблюдаются проблемы с формированием букв, их размерами и структурой. Также, неконтролируемые движения руки и пальцев могут влиять на точность и четкость письма. Кроме того, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата часто испытывают затруднения в соблюдении правильной постановки руки и почерка. Вторым фактором, который следует учесть, является влияние нарушений мелкой моторики на рисование и выполнение мелких манипуляций. У этих детей нередко наблюдаются проблемы с контролем руки при рисовании, что приводит к нечеткости и неправильной пропорциональности изображения. Они также испытывают трудности в выполнении мелких движений пальцев, таких как застегивание пуговиц, складывание бумаги и использование ножниц.
С целью выявления особенностей развития мелкой моторики у младших школьников с нарушениями ОДА было проведено экспериментальное исследование. По методике Д. Б. Эльконина было установлено, что мелкая моторика младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляет 10% – в высоком уровне, 60% – в среднем уровне и 30% – в низком уровне. Одновременно с этим, обнаружено, что младших школьников с развитием в норме уровни развития мелкой моторики следующие: у 30% младших школьников в высоком, 60% – в среднем и 10% – в низком уровне.
В результате использования методики М. М. Кольцовой выявлены схожие закономерности. При оценке уровней развития мелкой моторики у младших школьников с нарушениями ОДА были получены следующие результаты: 10% – высоки уровень, 50% – средний уровень, 40% – низкий уровень; уровни развития мелкой моторики у младших школьников с развитием в норме распределились следующим образом: 40% – высокий уровень, 60% – средний уровень.
Анализ показал, что уровни развития мелкой моторики у младших школьников с нормативным развитием и младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата значительно отличаются. У детей с нормативным развитием в этом возрасте наблюдается прогрессивное улучшение моторных навыков, которые позволяют им выполнить сложные и точные движения. Они обладают ловкостью и координацией, что отражается в их письме, рисунке и других манипулятивных действиях. У младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата наблюдается задержка в развитии мелкой моторики. Эти дети испытывают трудности в выполнении точных движений, таких как письмо, застегивание пуговицы или рисование. Их моторные навыки обычно не такие точные и ловкие, что может привести к ограничениям в академической и социальной сфере. Однако, несмотря на эти различия, важно отметить, что дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют потенциал для развития своих моторных навыков. С помощью специальных программ реабилитации, подходящих упражнений и индивидуального подхода, эти дети могут постепенно преодолевать трудности и улучшать свою мелкую моторику.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020



