Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Национальная репрезентация в символике Олимпийских игр (на примере СМИ РФ и КНР)

Работа №143050

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы133
Год сдачи2017
Стоимость5740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Символика Олимпийских игр: сущность, история, функции... 10
1.1 Общая характеристика Олимпийской символики 10
1.2 Процесс эволюции визуальной символики Олимпийских игр: этапы,
тенденции, функции 27
1.2.1 Этапы качественного роста визуальной Олимпийской
символики 28
1.2.2 Основные тенденции развития дизайна современной визуальной
Олимпийской символики 37
1.2.2.1 Отражение национальных особенностей 37
1.2.2.2. Использование компьютерных технологий 38
1.2.2.3 Влияние концепции устойчивого развития 39
1.2.3 Функции Олимпийской символики 40
1.2.4 Олимпийская символика в медиа-стратегии освещении Игр .... 47
Глава II. Особенности национальной репрезентация в символике Олимпийских игр 2008 г. в Пекине, 2014 г. в Сочи и 2016 г. в Рио-де-
Жанейро 55
2.1 Китай в символике Олимпийских игр 2008 года в Пекине 55
2.1.1 Репрезентация символики Олимпийских игр в Пекине 2008 г. в
СМИ России 61
2.1.2 Представление символики Пекинской Олимпиады 2008 г. в
СМИ КНР 64
2.2 Представление России в символике Олимпийских игр 2014 года в Сочи 69
2.2.1 Подходы СМИ к использованию атрибутики Сочинской
Олимпиады в ее освещении 75
2.2.2 Использование СМИ Китая символики Олимпийских игр в их
репрезентации 81
2.3 Репрезентация Бразилии в символики Олимпийских игр 2016 года в Рио-
де-Жанейро 84
2.3.1. Представление символики Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро
в российских СМИ 90
2.3.2 Китайские СМИ о символике Олимпийских игр 2016 года в Рио-
де-Жанейро 97
Заключение 101
Список литературы 105
Приложения 119

Актуальность исследования. Олимпийская символика - это основополагающая система атрибутов Олимпийского движения, которая как никогда важна в рамках каждой отдельной страны, и в рамках международного взаимодействия, также. Кроме того, стоит помнить, что основная функция этнокультурных символов, используемых при проведении таких масштабных мероприятий, как Олимпийские игры, международные форумы, выставки и т. д., - реализация культурных стратегий страны с целью формирования позитивного имиджа государства, демонстрации красоты и уникальности национальной культуры . Олимпийские и Паралимпийские игры - это не просто главный спортивный форум планеты, а колоссальный стимул для развития страны, в которой они проходят. Игры приносят долгосрочные позитивные социальные и экономические наследия, позволяют устанавливать новые стандарты, популяризируют олимпийские и паралимпийские ценности .
В последние годы XX столетия и начале XXI века во многих средствах массовой информации, публикациях в научно-методических сборниках по олимпийской тематике, допущены значительные неточности в определении правильного толкования олимпийских символов и ритуалов. Эти неточности в значительной степени снижают уровень олимпийского образования .
Направление «спорт для рекламы» стало приобретать более спонсорско-коммерческий характер, поскольку теперь спонсоры
Олимпийских Игр, ассоциируют эмблемы своих кампаний с Олимпийскими играми, в целях закрепить в общественном сознании, высокий статус своей кампании, в связи с чем применяется наружная реклама (рекламные плакаты спонсоров с нанесением олимпийской символики), реклама в прессе, печатная реклама (логотипы «Coca-Cola», «Helm Bakeries», «Omega» и пр.), реклама в местах продажи товара «Coca-Cola» и «Helm Bakeries». Всё это путает восприятие правильности репрезентации символики .
Коммерциализация Олимпийских игр даёт прямое влияние на символику данного действия и её интерпретацию в СМИ. Особенно, если учитывать то, что Современные средства массовой информации играют в нашей повседневной жизни большую роль: пресса, радио, телевидение и Интернет не только информируют нас о том, что происходит в мире, но и упорно и успешно занимаются формированием общественного сознания путем открытого комментирования фактического материала, попадающего в поле их зрения. Публицистика, активно вмешиваясь в жизнь общества, создает не только образы и мифы, но и закрепляют их в сознании аудитории определенными информационными сообщениями, теми или иными способами подачи материала, навязыванием стереотипов .
В ХХ в. во внешнеполитической деятельности государств и межкультурном взаимодействии доминировала официальная
государственная символика (флаг, герб, гимн и т. д.), которая лишь дополнялась традиционными элементами национальных культур. В конце ХХ - начале XXI в. под влиянием процессов глобализации, унифицирующих и стандартизирующих способы и формы коммуникации, усилилось стремление субъектов международной деятельности использовать этнокультурную символику, выражающую самобытность народов. Культура перестала быть дополнительным компонентом в концепции презентации государства во внешнем мире и стала самостоятельным независимым фактором. Другими словами, культура начала выполнять ключевые функции в реализации стратегий государства и общества в гуманитарной сфере. Одним из наиболее ярких и масштабных проявлений стратегии «мирного возвышения» на мировой арене можно считать прошедшие в 2008 г. XXIX летние Олимпийские игры в Пекине .
Важность заключается в том, что Олимпийские Игры как зрелищные соревнования, которые отвлекают детей от компьютера и канала «ТНТ», рождают в их сознании кумиров-спортсменов, идеалу которых ребенок стремится подражать, и, соответственно, начинает увлекаться спортом, следить за ним, а не заувлечся ложными потребностями, такими как курение, употреблением алкоголя и наркотиков. И, безусловно, такое мероприятие, как Паралимпийские Игры, дарит надежду детям-инвалидам на то, что у них есть будущее, несмотря ни на что. Они могут стать спортсменами, и неплохими спортсменами, несмотря на ограниченные возможности, и приносить пользу себе, людям и стране, стать известными людьми и почувствовать себя нужными . Здесь стоит отметить особую роль всех элементов Игр, и их символики, как особого образа.
Все эти аспекты делают тему работу крайне актуальной для анализа.
Низкая степень научной разработанности темы обусловлена отсутствием трудов в области проблемы исследования. В отечественных источниках тема олимпийской атрибутики и символики практически не исследована. В России и за рубежом издается значительное количество специализированной литературы, касающейся различных аспектов олимпийской символики и атрибутики. Изучение аспектов эволюции олимпийской символики за последние 10 лет в рамках различных стран крайне актуально, как явление, неизменно сопровождающее современные Игры Олимпиад.
Объектом исследования является символика Олимпийских игр в средствах массовой информации России и Китая.
Предметом исследования являются национальные репрезентации в символике Олимпийских игр (на примере СМИ РФ и КНР).
Цель исследования: провести анализ особенностей национальной репрезентации РФ и КНР в символике Олимпийских игр.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности Олимпийской символики.
2. Рассмотреть процесс эволюции и современные направления развития дизайна Олимпийской символики.
3. Исследовать влияние фактора национальной культуры и
искусства стран, проводящих Олимпийские игры, на дизайн их символики.
4. Проанализировать функции Олимпийской символики и ее роль в СМИ.
5. Выявить особенности национальной репрезентации в символике Олимпийских игр 2008 года, 2014 года и 2016 года.
Гипотеза: в настоящее время субъекты международной деятельности усиливают степень репрезентации этнокультурной символики, выражающей общую стратегию развития государства, его стратегические цели и политические ориентиры в рамках символики Олимпийских игр и её репрезентации в СМИ.
Методология и методы исследования. В первой главе использован метод анализа, описания, обобщения, синтез; во второй главе применялись методы структурного анализа, контента-анализа, сравнительно-сопоставительного анализа, аналитики и прогноза.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы СМИ Российской Федерации и Китая относительно репрезентации символики Олимпийских игр.
Источниковую базу исследования, составили материалы отечественной и зарубежной (КНР) историографии Олимпийского движения, посвященные историческим и современным тенденциям в олимпийской символике. Среди них такие труды, как «Культурная олимпиада: эволюция культурных программ олимпийских игр современности» (Быкова А.Е.), «Олимпийские игры: политический и социальный аспекты» (Гусева Е.П., Матина З.Э. ), «Проблемы олимпийских игр современности» (Дзержинская
Л.Б., Никифорова М.Д.), «Загадки великого символа, или история олимпийских колец» (Лагутина М.Д.), «Античные Олимпийские игры: история и право» (Малинин В.Б., Сокольский Г.Ю.) и пр.
Теоретической базой выступают труды теоретиков и практиков в области темы исследования, такие как «Этнокультурные символы в контексте российско-китайского взаимодействия: к проблеме
интерпретации» (Амежнова М.В.), «Олимпийская символика - основополагающий аспект олимпийского образования» (Банников А.М., Банникова Н.А.), «Пьер де Кубертен и возрождение Олимпийских Игр» (Комаров С.Н.), «Эволюция олимпийской символики и атрибутики» (Мисакян Л.Г., Трескин А.В.), «Идеалы Пьера де Кубертена и современное олимпийское движение» (Сучилин А.А.) и др.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2008 по 2016 г.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в комплексном анализе научных публикаций в области темы исследования, а также источников в рамках китайских и российских баз СМИ, который обусловил создание уникального труда.
Теоретическая значимость магистерской диссертации заключается в том, что её материалы могут быть использованы в рамках преподавания дисциплин по направлениям «Журналистика», «Спортивная журналистика», в обучении магистрантов профиля «Медиадизайн».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в рамках исследования, был проведен анализ национальной репрезентации в символике Олимпийских игр в рамках СМИ Китая и Российской Федерации.
В первой главе работы были рассмотрены вопросы олимпийской символики, дана её общая характеристика, показана ее эволюция, функции, подходы СМИ к ее использованию при освещении Олимпийских игр.
Также в работе была охарактеризована символика Олимпийских Игр с национальной и исторической точки зрения, были рассмотрены этапы ее развития и тенденции, влияющие на искусство дизайна современных олимпийских символик. Был проведен анализ функций олимпийской символики в СМИ.
Во второй главе исследования была проанализирована национальная репрезентация в символике Олимпийских игр в Китае 2008 года, в России 2014 года и в Бразилии 2016 года, представление символики этих Игр в СМИ РФ и КНР. Проведенное исследования дало ряд интересных результатов.
Было выявлено, что символами олимпийских игр являются флаг, эмблема (пять колец и логотип), олимпийский факел (огонь), оливковая ветвь, пиктограммы, талисман, медаль, гимн, клятва и лозунги.
Отмечено, что использование олимпийской символики в СМИ имеет сразу несколько функций, а именно: торговая функция олимпийской символики заключается в увеличении продаж спортивной атрибутики, сувениров c изображением символики; рекламная функция олимпийской символики заключается в использовании её в рекламных целях, так как она является узнаваемым объектом; консолидирующая функция олимпийской символики состоит в ее способности объединять людей. Популяризирующая функция олимпийской символики призвана информировать о традициях и особенностях страны-организатора Игр, её имидже; традиционная функция олимпийской символики призвана поддерживать и развивать олимпийское движение; репрезентативная функция заключается в исполнении роли маркера принадлежности какого-либо объекта к Олимпийскому движению, к конкретной Олимпиаде, а также к определенному периоду времени.
Также, было отмечено, что сегодня бизнес активно участвует продвижении Олимпийской символики, а именно в: повышение её узнаваемости; формировании имиджа компании; приобретении дополнительных рекламных возможностей; получении прямых доходов от олимпийских соревнований. Олимпийский спорт ставит своей целью всестороннее развитие личности спортсменов и зрителей, пропаганду мира и межнационального сотрудничества, отсутствие интереса всех участников к материальному вознаграждению, что соответствует идеалам основателя современного международного олимпийского движения барона Пьера де Кубертена. Профессиональный спорт рассматривается при этом как часть индустрии отдыха и развлечений, продающий соответствующие услуги и управляемый сложными коммерческими структурами, в основе деятельности которых лежат экономические законы. Соревнования на Олимпийских играх направлены на достижение наивысших индивидуальных и командных результатов, а в профессиональном спорте - на коммерческий успех.
Олимпийские игры - это не только соревнование сильнейших спортсменов мира, но и крупнейший международный бизнес-проект- важнейшее спортивное мероприятие привлекает к себе внимание миллиардов людей в более чем 200 странах. На проведение Олимпийских игр затрачивается большое количество финансовых, материальных и других видов ресурсов. Несомненно, такое крупное мероприятие не может состояться без финансовой поддержки государства и привлечения к финансированию частных инвесторов.
Символика Олимпиады в настоящее время стала наиболее узнаваемой в мире. Это говорит о том, что современные Олимпийские игры представляют собой уникальное явление человеческой культуры. В последние годы в мире значительно возросла популярность Олимпийской атрибутики: талисманов, значков, монет, пиктограмм, почтовых марок и т.д. Ни один другой бренд не имеет такой силы, как Олимпийская символика, поэтому она требует особого правового регулирования.
В рамках анализа репрезентации символики Олимпийских Игр в рамках СМИ России и Китая можно сделать ряд заключений:
1. Как правило, разные страны активно используют символику Олимпийских Игр в рамках оформления студий новостных проектов в период трансляции Олимпийских Игр, логотипов каналов и официальных сайтов и пр.
2. Как китайские СМИ, так и российские СМИ активно рассказывают о происхождении и свойствах символики Олимпийских игр в разных странах в рамках различных каналов СМИ.
3. Каждое государство реализует в символики Олимпийских игр, если
они проходят на его территории, свои стратегические ориентиры, культурные и этнические элементы, дух и внутренние ценности страны. Олимпийские игры - это инструмент формирования имиджа страны. В Китае - это явный уклон в сторону национальной мифологии; в Сочи - отсылки к опыту истории России и советской Олимпиады-80; в Бразилии - формирование имиджа Рио-де-Жанейро как глабольного
интернационального центра, экологически чистого и открытого мировому сообществу.
4. Бывают случаи, когда канал СМИ может несколько исказить элемент символики в рамках её собственной интерпретации атрибута. Как правило, это те страны, которые не являются территорией на которой проходят Игры в данный период.
5. Если Олимпийские Игры проходят на территории страны, то СМИ этой страны освещают особенности символики Олимпиады более активно, а также используют её с большей частотой.
Хочется отметить, что проведение такого крупного международного события, как Олимпийские игры, способствует обращению взора мирового сообщества на спорт и культуру страны-хозяйки через СМИ. Это шанс продемонстрировать степень развития науки и техники, состояние окружающей среды и демографическую ситуацию, вопросы экономики, обороноспособности и энергетической безопасности. Провести такое крупное международное мероприятие, обеспечить его безопасность и позитивное восприятие в мире - это возможность показать успехи сбалансированного развития страны проведения Игр на всех обозначенных направлениях. Олимпийские игры можно считать катализатором изменения международной роли государства инструментом повышения его влияния на мировые процессы.
Перед страной, организующей Игры, открываются значительные возможности репрезентации в олимпийской символике своей истории, культуры, искусства, достижений, других национальных особенностей своего народа, для проведения олимпийской дипломатии и шанс использовать данный фактор для укрепления международного авторитета страны. Олимпийская дипломатия может оказать влияние на способность страны повысить свою роль в формировании системы международных отношений.



1. О средствах массовой информации: Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. от 03.07.2016) // Рос. газ. № 32. 08.02.1992.
2. Алексеев C.B. Принципы олимпийского права // Спорт: экономика, право, управление. 2015. № 1. C. 3-8.
3. Амежнова М.В. Этнокультурные символы в контексте российско- китайского взаимодействия: к проблеме интерпретации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 11 (671). С. 197-203.
4. Банников А.М., Банникова Н.А. Олимпийская символика - основополагающий аспект олимпийского образования // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. № 2.
С. 42-47.
5. Бреева И.В. «Символика Российской Федерации» (сценарий игры) // Образование в современной школе. 2012. № 6. С. 37-39.
6. Бугреев A.H. Приоритеты неоолимпизма // Теория и практика физической культуры. 2011. № 7. C. 15-18.
7. Бубка С.Н. Современный олимпийский спорт: экономический механизм саморазвития // Национальный олимпийский комитет. 2011. С.12-24.
8. Бурков Г.К. О воспитательном значении олимпийских игр // В сборнике: Актуальные проблемы социогуманитарного образования сборник статей. Уральский государственный педагогический университет, Институт педагогики и психологии детства. 2016. С. 29-32.
9. Бусарин А.Г. Использование опыта олимпийских игр в сочи в подготовке к зимним играм в Южной Корее // В сборнике: Физкультура, спорт, здоровье сборник статей Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции. 2016. С. 143-146.
10. Быкова А.Е. Культурная олимпиада: эволюция культурных программ олимпийских игр современности // В сборнике: Олимпийское движение: история и современность Материалы XXVII Олимпийской научной сессии молодых ученых и студентов Сибири. под общ. ред. Н.В. Колмогоровой.
2016. С. 11-15.
11. Варфоломеев В.П., Ди Ч. Олимпийские игры в Пекине как крупномасштабный проект: методы верификации и проблемы социально-экономической эффективности // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 11. С. 42-46.
12. Воробьёва Т.Ю. Олимпийские игры 2008 в Пекине: символ - форма - цвет // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2009. № 4. С. 247-253.
13. Габбазов А.Р. Информационное обслуживание олимпийских игр (на примере социальной сети «вконтакте») // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2015. № 7. С. 33-34.
14. Галицын С.В., Ткаченко П.А., Бухарков В.В. Этапы эволюции рекламы в олимпийском движении // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.
2017. № 2 (144). С. 35-40.
15. Голобоков А. С. Становление и развитие внешнеполитической доктрины Китая: внешняя политика Китая // Ойкумена. 2010. № 3(14).
16. Гусева Е.П., Матина З.Э. Олимпийские игры: политический и социальный аспекты // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире материалы Всероссийской научно-практической конференции : в 2 частях. Челябинский государственный университет ; под ред. С. А. Ярушина, В. Д. Иванова. 2015. С. 3-8.
17. Даниэль Анорве Анорве Олимпийские игры в Пекине (2008), Сочи (2014) и Рио-де-Жанейро (2016) как результат влияния стран БРИКС // Современное право. 2014. № 1. С. 147-152.
18. Деркач Е.В. Олимпийские игры брендов // В сборнике: Творчество молодых: дизайн, реклама, информационные технологии сборник трудов XIII Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. Научный редактор Л. М. Дмитриева. 2014. С. 51-54.
19. Джеффри Сегрейв Олимпийские игры в рио-де-жанейро-2016: актуальные вопросы и проблемы // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016. №1(38). - С. 209-219.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ