Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Центр развития ребёнка – детский сад №65».
Выборка: воспитанники подготовительной группы в количестве 23 человека (мальчиков – 11, девочек – 12).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ МЕСТА ИГРЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Игра: понятие, сущностные черты 5
1.2. Обзор передового педагогического опыта по использованию игр в организации изобразительной деятельности дошкольников 9
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ МЕСТА ИГРЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 14
2.1. Выбор и обоснование методов исследования уровня овладения дошкольниками изобразительной деятельностью 14
2.2. Диагностика уровня овладения дошкольниками изобразительной деятельностью 18
2.3. Описание опыта организации изобразительной деятельности дошкольников с использованием игр 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена объективными переменами, происходящими в политике, экономике, культуре, образовании. Для успешной интеграции в социум современный человек должен обладать множеством компетенций, большая часть которых обслуживает утилитарную сторону жизни. Занятые вопросами физического выживания, люди сосредоточены преимущественно на деловой составляющей взаимодействия, практическом решении тех или иных вопросов. В результате из повседневности практически исчезает мощный культурный пласт, связанный с понятиями «прекрасное», «возвышенное», «гармоничное». Крикливость и китч прочно обосновались на экранах телевизоров, на плакатах и баннерах, на сайтах в Интернете. В сложившихся обстоятельствах достаточно сложно осуществлять эстетическое воспитание подрастающего поколения, что актуализирует необходимость обстоятельного осмысления вопроса. Как представляется, действенным средством может стать изобразительная деятельность. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано, что в возрасте до трех лет малыши осваивают навык рисования и лепки; начиная с младшего дошкольного и завершая старшим, учатся рисовать, лепить, создавать аппликации.
Дополнением к сказанному служат выдержки из федеральной образовательной программы дошкольного образования. В документе указано, что детей знакомят с произведениями изобразительного искусства, учат использовать разнообразные материалы для воплощения замысла, формируют чувство прекрасного, эмоционально поощряют стремление проявить творческий подход; объясняют, как видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств. Вполне очевидно, что освоение навыков было бы проблематичным вне ведущего вида деятельности дошкольников – игры. В то же время обзор публикаций в психолого-педагогических изданиях показывает, что современные дети растут и развиваются в условиях цифровой среды, которая стала для них привычном повседневным фоном. С ранних лет привыкшие обращаться с гаджетами, они все меньше контактируют друг с другом, что затрудняет игровое взаимодействие и, как следствие, дальнейшее обучение и воспитание. Таким образом, обозначенная проблема актуализирует настоящее исследование.
Объект исследования – процесс овладения изобразительной деятельностью дошкольниками.
Предмет исследования – влияние игры на процесс овладения изобразительной деятельностью дошкольниками.
Цель исследования – выявить место игры в изобразительной деятельности дошкольников.
Задачи исследования:
1. раскрыть понятие игры, обозначить ее сущностные черты;
2. осуществить обзор передового педагогического опыта по использованию игр в организации изобразительной деятельности дошкольников;
3. провести диагностику уровня овладения дошкольниками изобразительной деятельностью;
4. представить опыт организации изобразительной деятельности дошкольников с использованием игр.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых, посвятивших свои исследования вопросам детской игры: Л.А. Венгера, Н.А. Коротковой, Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселовой, Е.О. Смирновой и др.
Методическую основу настоящей работы составили положения об организации изобразительной деятельности на этапе дошкольного детства, описанные Г.Г. Григорьевой, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой и др.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, информационных источников, приложения.
В рамках настоящего исследования предпринята попытка выявить место игры в изобразительной деятельности дошкольников. Для достижения целевого ориентира проанализированы нормативно-правовые источники, учебно-методические пособия, публикации в психолого-педагогических изданиях. Проделанная работа позволила установить, что игра представляет собой форму непродуктивной деятельности, с помощью которой воссоздается и усваивается общественный опыт. Такое занятие доставляет удовольствие, поскольку человек может делать все, что ему захочется, благодаря чему он как бы примеривает на себя роли, недоступные в повседневной жизни. Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Имитируя поведение взрослых, они испытывают радость от собственной умелости (например, переливают воду в разные емкости). Становясь старше, дошкольники все больше интересуются тем, чем заняты окружающие, поэтому их игры становятся более осмысленными.
Обзор передового педагогического опыта свидетельствует о том, что игры используются в процессе обучения детей. В частности, на основе игрового содержания воспитатели знакомят ребят с изобразительной деятельностью. При опоре на вышеуказанные теоретические положения была осуществлена опытно-экспериментальная работа на базе детского сада №65 города Омска с участием 23 человек в возрасте от 6 до 7 лет. Диагностика показала, что большая часть воспитанников (доля составляет 61%) имеет высокий уровень овладения изобразительной деятельностью. С остальными необходимо проведение дополнительных занятий, что и было сделано (в работе представлены фрагменты занятий с использованием разных игр). Поскольку не было проведено контрольного эксперимента, то перспектива дальнейшего исследования заключается в повторной диагностике, по результатам которой можно будет сделать вывод об эффективности проделанной работы и, соответственно, составить рекомендации, адресованные воспитателям.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Редакция от 17 февраля 2023 года.
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
3. Герман И.Б. Особенности игровой деятельности детей раннего возраста / И.Б. Герман, Т.А. Рязанцева // Мировая наука. – 2021. – №7(52). – С. 28-31.
4. Горбунова И.А. Игровые технологии на занятиях изобразительной деятельностью как средство развития творческого потенциала дошкольника // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. – Т.13. – №2. – С. 206-209.
5. Григорьева Г.Г. Концептуальные основы воспитания и развития детей раннего возраста в современных социокультурных условиях // Современное дошкольное образование. – 2012. – №2. – С. 36-42.
6. Детский сад 2100. Основная образовательная программа дошкольного образования. Сб. материалов в 3-х ч. Ч. 1. Образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна и Р.Н. Бунеева. – М.: Баласс, 2021. – 528 с.
7. Евтушенко И.Н. Развитие и воспитание детей раннего возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – Челябинск: Изд-во ЮУГГУ, 2019. – 282 с.
8. Ковынева О.Г. Психологические особенности детей дошкольного возраста / О.Г. Ковынева, В.Н. Введенский // Universum: психология и образование. – 2017. – №11(41). – С. 13-16.
9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 192 с.
10. Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: методическое пособие / Е.В. Кузнецова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 128 с.
11. Кравцова А.Д. Особенности игровой деятельности детей раннего возраста / А.Д. Кравцова, Э.В. Нерсесян // Педагогический опыт: от теории к практике: сб. матер. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2019. – С. 208-210.
12. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2018. – 208 с.
13. Новиков А.М. Введение в методологию игровой деятельности. – М.: Эгвес, 2019. – 48 с.
14. Пономарева Ю.А. Игровая деятельность дошкольника как психологический феномен // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – №24. – С. 1139-1142.
15. Торшилова Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3 - 7 лет (теория и диагностика) / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2010. – 2-е изд., перераб. и доп. – 141 с.
16. Трифонова Е.В. Детский рисунок как форма игры // Проблемы современного образования. – 2017. – №1. – С. 37-45.
17. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Владос, 2001. – 291 с.
18. Шабанова В.А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству (в системе дополнительного образования): дисс. … канд. пед. наук. – М., 2014. – 222 с.