Дискурсивное конструирование категории «фемининность» в медиатекстах о женщинах высокого социального статуса: На материале журнала Forbes Woman (англоязычная версия)
Введение 4
Глава 1. Репрезентация фемининности и высокого социального статуса в дискурсе СМИ как предмет лингвистического исследования 9
1.1. Методологические подходы к изучению медиадискурса 9
1.2. Гендерные исследования в лингвистике 16
1.3. Дискурс СМИ как пространство трансляции и воспроизводства
гендерных представлений 21
1.4. Дискурсивно-жанровые особенности деловых СМИ 26
1.5. Лингвистические и лингвокультурологические исследования образа
делового человека по данным деловых СМИ 33
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Анализ лингвистических средств создания образа финансово успешной женщины в англоязычных медиатекстах 40
2.1. Характеристика исследуемого материала 40
2.2. Характерные черты образа деловой женщины 43
2.2.1. Биодемографические характеристики 44
2.2.1.1. Пол 44
2.2.1.2. Возраст 45
2.2.1.3. Внешность 48
2.2.1.4. Семейное положение и материнство 50
2.2.1.5. Происхождение 53
2.2.2. Индивидуальные характеристики 55
2.2.2.1. Психологические характеристики 55
2.2.2.2. Профессиональные качества 57
2.2.2.3. Профессиональные достижения 58
2.2.2.4. Финансовое положение 60
2.2.2.5. Социальные взаимоотношения 61
2.3. Лексико-грамматические средства конструирования образа женщины
высокого социального статуса 63
2.4. Образно-выразительные средства 68
2.5. Визуальные характеристики медиатекстов 75
Выводы по второй главе 78
Заключение 80
Список использованной литературы 82
Список использованных словарей 91
Список источников языкового материала и принятых сокращений 92
Приложения 102
Проблема гендера и языка является одной из самых актуальных в условиях антропоориентированности современной лингвистики. Гендерная лингвистика стала развиваться как самостоятельное направление гуманитарного знания в конце прошлого века, когда термин гендер стали связывать не с биологическим полом, а социокультурной характеристикой идентичности человека, а также когда появилась необходимость в изучении языковой репрезентации гендера.
Средства массовой информации являются главным инструментом не только формирования мнений и гендерных установок, но и воздействия на общественное сознание. СМИ играют важную роль в формировании общественных представлений о современных женщинах. Исследование актуализации образа финансово успешных женщин в медиатекстах характеризуется междисциплинарностью и необходимостью изучения вопроса с точки зрения гендерных исследований, медиалингвистики, бизнес-лингвистики и исследований дискурса.
Актуальность исследования обусловлена его созвучностью антропоцентрической парадигме современной лингвистики, активным развитием медиалингвистических исследований, а также расширением использования дискурсивных методов в гендерной лингвистике.
Научная новизна исследования определяется следующими факторами:
1. Недостаточная изученность медиатекстов о женщинах, характеризующихся высоким социальным статусом и финансовой властью;
2. Предлагаемый комплекс методов анализа, применяемых к объекту исследования;
3. Использование дискурсивных методов в исследовании механизмов конструирования образа женщины, преуспевающей в профессиональной и финансовой сферах.
Цель настоящей исследовательской работы заключалась в том, чтобы изучить характерные черты медиаобраза финансово успешной женщины, а также систематизировать языковые средства, участвующие в формировании этого медиаобраза в англоязычных медиатекстах. Языковым материалом для исследования послужила 51 статья, опубликованная в англоязычном деловом издании Forbes Woman.
На начальном этапе исследования были выделены лексикосемантические группы, описывающие биодемографические («Пол», «Возраст», «Внешность», «Семейное положение и материнство» и «Происхождение») и профессионально-личностные характеристики («Психологические характеристики», «Профессиональные качества», «Финансовое положение и профессиональный статус»,
«Профессиональные и личные достижения», «Социальные и межличностные отношения»).
На языковом уровне были выделены следующие средства, задействованные при формировании медиаобраза женщины высокого социального статуса:
1. Лексико-грамматические средства конструирования фемининности и высокого социального статуса, включающие имена собственные, прецедентные антропонимы, специализированную лексику, относящуюся к лексико-семантическим полям «Финансы», «Инвестиции», «Предпринимательство» и «Бизнес», лексемы, используемые для номинации героинь, ограничивающие местоимения, эмотивные интенсификаторы, описательные структуры, прилагательные в сравнительной и превосходной степени, парентетические конструкции, прямую и косвенную цитацию, императивные предложения и личные местоимения второго лица, междометия и числительные.
2. Образно-выразительные средства, представленные эпитетами, идиоматическими словосочетаниями, метафорами, сравнительными оборотами, аллюзиями, количественной гиперболой, фрагментами на иностранных языках, приемом повтора, метонимическим переносом, инверсией и антитезой.
В результате исследования нами был сделан следующий вывод: особую роль в конструировании образа финансово успешной женщины играют характеристики, которые содержат описание биодемографических характеристик и профессионально-личностных качеств деловых женщин. Языковая актуализация данных характеристик преимущественно осуществляется за счет экспрессивно-оценочных словосочетаний, формирующих исключительно положительный образ героинь статей...
1. Баданян И. Ф., Евсюкова Т. В. Языковые средства реализации образа
деловой женщины в медиадискурсе (на материале русского и немецкого языков) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2016. №4 (2016). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/yazykovye-sredstva-realizatsii-obraza- delovoy-zhenschiny-v-mediadiskurse-na-materiale-russkogo-i-nemetskogo- yazykov (дата обращения: 12.04.2023).
2. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров: в 5 т. / М. М. Бахтин. - М.: Русские словари, 1997. - 350 с.
3. Бешукова Ф. Б., Хачмафова З. Р. Языковая репрезентация гендерного
стереотипа мужественности в дискурсе СМИ (на материале российских журнальных текстов) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2017. №4 (207). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZnZyazykovaya-reprezentatsiya-
gendernogo-stereotipa-muzhestvennosti-v-diskurse-smi-na-materiale- rossiyskih-zhurnalnyh-tekstov (дата обращения: 04.04.2023).
4. Божанова Н. Г. Гендерные исследования в лингвистике: история,
современность, перспективы // Вестник ТГУ. 2012. №5. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZgendernye-issledovaniya-v-lingvistike- istoriya-sovremennost-perspektivy (дата обращения: 13.03.2023).
5. Ветров Ф. А. Ветрова Т. А. Институциональные характеристики дискурса деловых журналов: конститутивный аспект // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. №2 (48). URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZinstitutsionalnye-harakteristiki-diskursa- delovyh-zhurnalov-konstitutivnyy-aspekt (дата обращения: 08.04.2023).
6. Вырковский А.В. Сравнительный анализ моделей деловых журналов США и России (на примере журналов «Форчун», «Форбс», «Бизнес уик», «Эксперт», «Деньги», «Смарт Мани»): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / А. В. Вырковский; Моск. гос. ун-т. - М., 2007. - 202 с.
7. Гриценко Е.С. Язык как средство конструирования гендера: дис. ... д -ра филол. наук. Н. Новгород, 2005. 405 с.
8. Громова Т.М. Институциональные аспекты медиадискурса об инновационной политике // Медиаскоп. 2020. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2643 (дата обращения: 08.04.2023).
9. Данюшина Ю. В. Бизнес-дискурс: термин, типология, анализ // Известия ВГПУ. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biznes - diskurs-termin-tipologiya-analiz (дата обращения: 07.04.2023).
10. Дежина Т. П. Этапы становления концепта «Гендер» в зарубежной и отечественной лингвистике // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №4-1 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7etapy- stanovleniya-kontsepta-gender-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-lingvistike (дата обращения: 30.03.2023).
11. Добросклонская Т. Г. Массмедийный дискурс как объект научного
описания // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2014. №13 (184). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massmediynyy-diskurs-
kak-obekt-nauchnogo-opisaniya (дата обращения: 22.03.2023).
12. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ / Т.Г. Добросклонская. М.: Флинта, 2008. 202 с.
13. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления / Татьяна Добросклонская. 2020. С. 78-79.
14. Долгова Е.В. Дискурсивные и коммуникативные особенности речевого жанра «Портрет делового человека: автореф..дис. кан. фил. Наук. - М.: 2010. - 24 с.
15. Егорова Л. С. Гендерные стереотипы в управлении (по материалам
социологического исследования) // Женщина в российском обществе. 2001. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-stereotipy-v- upravlenii-po-materialam-sotsiologicheskogo-issledovaniya (дата
обращения: 02.04.2023)...65