Введение 3
Глава 1. Художественный концепт: определение, типология, методика исследования 6
1.1. Художественный концепт как структурно-семантическая единица художественной картины мира 6
1.2. Лингвистические типологии и модели художественного концепта 11
1.3. Художественный дискурс как языковая форма функционирования художественного концепта 19
1.4. Методика анализа языковой репрезентации художественного концепта 23
Выводы по главе I 30
Глава 2. Художественный концепт NATURE и его языковая актуализация в английском романе XX-XXI веков 32
2.1. Анализ актуализации художественного концепта NATURE на различных языковых уровнях текста 32
2.1.1. Компонентный анализ номинативной единицы “nature” 32
2.1.2. “SEA” как субконцепт художественного концепта NATURE 35
2.1.3. “TREE” как субконцепт художественного концепта NATURE 40
2.2. Исследование когнитивных механизмов формирования художественного концепта NATURE: модель валентного взаимодействия 43
2.3. Изучение прагматических функций художественного дискурса, репрезентирующего концепт NATURE в английском романе XX-XXI веков 54
Выводы по главе II 64
Заключение 66
Библиографический список 68
В XXI веке, в эпоху цифровизации и искусственного интеллекта, все большую актуальность приобретает исследование механизмов человеческого познания. Ученых интересуют возможности и закономерности процессов концептуализации и категоризации действительности, а также способности человека к вторичному преобразованию полученных данных в ходе художественного творчества, так как именно воображение, оценка, интенции, эстетическое и эмоциональное переосмысление опыта отличают человеческое мышление от интеллекта машин.
В ходе художественного преобразования действительности в сознании человека образуются особые ментальные конструкты, художественные концепты, которые получают частичную языковую репрезентацию. Следовательно, посредством анализа языковых средств репрезентации художественных концептов мы можем проникнуть в индивидуальный мир автора, постичь особенности его восприятия мира, а также исследовать механизмы его творческой когнитивной деятельности, что обуславливает актуальность нашей работы.
Значимость подобных исследований подтверждается включенностью нашей тематики в широкий контекст современных работ в рамках когнитивной лингвистики. В то же время очевидна необходимость комплексного рассмотрения художественных концептов, с применением различных методов лингвистического анализа и когнитивного моделирования, что составляет новизну данного исследования. Предпринятая попытка проанализировать содержание художественного концепта в динамике – от его актуализации в романах XX века до выявления особенностей его языковой репрезентации в английском романе XXI века – также свидетельствует о новизне работы.
Объектом нашего исследования является англоязычный художественный дискурс, в котором находит языковую репрезентацию художественный концепт NATURE.
Предметом нашего исследования являются особенности языковой актуализации и когнитивных механизмов формирования художественного концепта NATURE в английских романах XX-XXI веков.
Цель данной работы состоит в попытке моделирования художественного концепта NATURE посредством анализа его языковых репрезентаций в английских романах XX-XXI веков.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
• рассмотреть художественный концепт как структурно-семантическую единицу художественной картины мира;
• описать существующие лингвистические типологии и модели художественного концепта;
• изучить особенности художественного дискурса как формы функционирования художественного концепта;
• проанализировать существующие методы и синтезировать собственную методику моделирования художественного концепта;
• провести анализ актуализации художественного концепта NATURE на различных языковых уровнях текста;
• исследовать когнитивные механизмы формирования художественного концепта NATURE, использовав модель валентного взаимодействия Ж.Н. Масловой;
• представить графическую и словесную модель художественного концепта NATURE, синтезировав данные текстового и сверхтекстового уровней анализа.
Методы исследования в данной работе включают компонентный анализ лексических единиц-репрезентантов художественного концепта, контекстуальный и интертекстуальный анализ, методы концептуального анализа и когнитивного моделирования.
Материалом исследования в данной работе послужили два произведения Джона Голсуорси: роман «Собственник» и новелла «Яблоневый цвет», роман Айрис Мердок «Море, море» и роман Эми Липтрот «Выгон».
Результаты исследования могут быть использованы как дополнительный источник в лекционных курсах по стилистике, английской литературе, на практических занятиях по анализу текста и при подготовке к семинарским занятиям по обсуждению лингвистических особенностей художественного дискурса.
Данная выпускная квалификационная работа включает две главы, каждая из которых разделена на несколько разделов.
Первая глава представляет теоретическую и методологическую основу исследования и состоит из четырех подразделов, раскрывающих понятия и методику, лежащие в основе данного исследования.
Вторая глава представляет анализ англоязычного художественного дискурса, в котором находит языковую актуализацию художественный концепт NATURE. Глава включает три подглавы, первая из которых представляет результаты компонентного и контекстуального анализа языковых репрезентаций художественного концепта на различных уровнях текста. Вторая подглава раскрывает когнитивные механизмы формирования художественного концепта, исследуя взаимодействие различных концептуальных областей через выявление контактных валентностей, а третья представляет анализ прагматических функций англоязычного дискурса, репрезентирующего художественный концепт NATURE, на уровне текста и интертекста.
Изучение ментальных основ художественного творчества является приоритетным направлением когнитивной лингвистики, так как позволяет установить особенности вторичной концептуализации и категоризации действительности человеком. При этом механизмы эмоциональной, ценностной интерпретации предметов и явлений, опыта человека, на который оказывают влияние процессы воображения, эстетического переосмысления, а также творческие интенции автора проливают свет на особенности человеческого интеллекта, что чрезвычайно актуально в современных реалиях.
В ходе нашего лингвоконцептологического исследования художественного концепта NATURE на материале английских романов XX-XXI веков мы установили, что данный ХК актуализируется на разных языковых уровнях: фонологическом, фоносемантическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом, уровне текста и интертекста, дискурса (посредством обращения к прецедентным текстам разных уровней категоризации). Это свидетельствует о превращении ХК NATUREв концепт-гештальт как целостное впечатление от текста, центральный элемент архитектоники художественного произведения, который раскрывает мотивы и интенции автора, его убеждения, ценностные установки, социокультурные и психологические характеристики. Было установлено, что в английском романе XX века превалируют прецедентные тексты универсального и обще-национального уровней, обращение к которым происходит имплицитно, через аллюзии, что требует интеллектуального усилия от читателя, тогда как в романе XXI века работа читателя значительно облегчается за счет цитирования референтных источников. Доминирующими являются социумно-обусловленные прецедентные тексты.
Широкий спектр концептуального взаимодействия ХК NATURE с другими концептуальными областями, среди которых выделяются HUMAN, SOUL, EMOTIONS, TIME, BEAUTY, LOVE, HAPPINESS, MYTHOLOGY, DEITY, UNIVERSE, ENVIRONMENT, говорит о коммуникативной значимости указанного ХК в ХКМ англоязычных авторов XX-XXI веков.
Валентный анализ межконцептуального взаимодействия выявил доминирование ценностно-оценочной, образной и понятийной валентностей (сравнения, эпитеты и метафоры превалируют, превышают количество метонимий, символов).
Ядром ХК NATURE выступает перцептивный образ, отражающий чувственные представления людей о природе, доминирующими являются зрительные, звуковые и тактильные образы. Среди когнитивных классификаторов необходимо отметить мифологический и эмоционально-оценочный содержательные компоненты, которые преобладают над энциклопедической, рациональной информацией. В ХК NATURE представлены все виды оценки: общая, эмоциональная, нравственная, эстетическая, при явном преобладании положительной оценки.
Выявленная динамика содержания ХК NATURE (выдвижение по частотности в структуре ХК концепт-элементов ‘protect', 'conservation', 'endangered’, понимание природы как нравственной опоры и среды обитания человеческого вида, которая нуждается в защите) свидетельствует о перспективности дальнейшего исследования художественных концептов и художественной картины мира авторов.
Арутюнова Н.Д. Дискурс / Н.Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: Сов. Энциклопедия, 1990. С. 136-137. [WWW-документ] URLhttp://rus-yaz.niv.ru/doc/dictionary/linguistic-encyclopedic/articles/405/diskurs.htm
Аскольдов-Алексеев С.А. Концепт и слово // Русская словесность: от теории к структуре текста. Антология. / под ред. В.П. Нерознака. – М.: Academia, 1997. С.267-279
Болдырев Н.Н. Категоризация ландшафтов и интерпретационный потенциал ландшафтной лексики в современном английском языке: монография / Н.Н. Болдырев, Е.В. Чистякова; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державниа». – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2015. – 206с.
Болдырев Н.Н., Чистякова Е.В. Оценочный потенциал ландшафтной лексики современного английского языка // Гуманитарные науки. Филология и искусствоведение. Вестник ТГУ, выпуск 7 (111), 2012. – С.22-27. [WWW-документ] URLhttps://cyberleninka.ru/article/n/otsenochnyy-potentsial-landshaftnoy-leksiki-sovremennogo-angliyskogo-yazyka
Болотнова Н.С. Типы вербализованных в тексте художественных концептов и их взаимодействие / Лингвистика. – 2005. С.54-60 [WWW-документ] URLhttps://cyberleninka.ru/article/n/tipy-verbalizovannyh-v-tekste-hudozhestvennyh-kontseptov-i-ih-vzaimodeystvie
Бочарникова Е.А. О соотношении понятий «текст» и «дискурс» в лингвистике // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2010. №1 (5): в 2-х ч. Ч.1. С.50-52. [WWW-документ] URLwww.gramota.net/materials/2/2010/1-1/11.html
Болотов В.И. Эмоциональность текста в аспектах языковой и неязыковой вариативности. Основы эмотивной стилистики текста. – Ташкент. Фан, 1981.
Грунина Л.П., Долбина И.А. Художественный концепт как особая эстетическая категория / Лингвистика. – 2005.С.132-135 [WWW-документ] URLhttps://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-kontsept-kak-osobaya-esteticheskaya-kategoriya
ДавыденкоЛ.Г. Эмоции (эмоциональность и эмотивность) какфункциональнаяобщностькинесического и речевогоповедения, 2013 [Электронныйресурс]. URL: http://www.pglu.ru/upload/iblock/7d7/p30018.pdf
Журавлева Д.А. Лингвистический дискурс: к проблеме определения позиции в дискурсивной типологии // Языкознание и литературоведение. Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. С.59-62. [WWW-документ] URLhttps://cyberleninka.ru/article/n/lingvisticheskiy-diskurs-k-probleme-opredeleniya-pozitsii-v-diskursivnoy-tipologii-1
Ионова С.В. Эмотивность текста как лингвистическая проблема. Автореферат – Волгоград, 1998
Карасик В.И. О категориях дискурса // Тверь: Изд-во Твер .гос. ун-та, 2007. – С. 57-68.
Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. – М.: Гнозис, 2004. – С.226-364.
Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? Человек. Сознание. Коммуникация. – М.: Диалог – МГУ, 1998. – 352с.
Кубрякова Е.С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке. – М., 2004. [WWW-документ] URLhttps://cyberleninka.ru/article/n/kubryakova-e-s-yazyk-i-znanie-na-puti-polucheniya-znaniy-o-yazyke-chasti-rechi-s-kogni-tivnoy-tochki-zreniya-rol-yazyka-v-poznanii-mira-m-2004
Левченкова М.П., Петухова Т.И. Языковая актуализация концепта WOOD в романе Д.Г. Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей» // Лексикографическая копилка: сборник научных статей. Вып.14: под науч. ред.В.В. Гончаровой. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2022. – 91с. – С.63-69.
Петухова Т.И. Языковаяактуализацияситуациивосприятия и оценкипроизведенияживописи: наматериалеанглийскогоязыка, автореф. Дис. Канд. Филол. Наук: Санкт-Петербург, 2007.
Хомякова Е.Г., Петухова Т.И., Тимченко Н.М. Антропоцентричность концепта NATURE в англоязычном дискурсе // Вопросы когнитивной лингвистики. 4 (57). 2018. С. 47-57.
Шаховский В.И. Эмоции: Долингвистика, лингвистика, лингвокультурология. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.
Маслова Ж.Н. Валентная модель художественного (поэтического) концепта / Ж.Н. Маслова // Вестник ТГПУ (TSPUBulletin).2011. 9 (111). – Тамбов, 2011. – С.83-87
Маслова Ж.Н. Поэтическая картина мира и ее репрезентация в языке. – Автореф. дисс. на соиск. уч. степени доктора филол. наук. – Тамбов, 2011. – 45с.
Милейко Е.В., Рус-Брюшинина И.В. Художественный концепт как объект лингвистического исследования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2016. №11 (65): в 3х ч. Ч.3. С.128-130. [WWW-документ] URLwww.gramota.net/materials/2/2016/11-3/36.html
Миллер Л.В. Лингвокогнитивные механизмы формирования художественной картины мира (на материале русской литературы): автореф. дисс. …д. филол. наук. – СПб, 2004. – 44с. [WWW-документ] URLhttps://www.dissercat.com/content/lingvokognitivnye-mekhanizmy-formirovaniya-khudozhestvennoi-kartiny-mira-na-materiale-russko
Миллер Л.В. Художественная картина мира и мир художественных текстов. – СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2003. - 156с.
Нашхоева М.Р. Лингвистическая концепция эмоций и эмотивности текста // Вестник ЮУрГУ №1, 2011
Огнева Е.А. Когнитивное моделирование концептосферы художественного текста. 2-е изд. дополн. – М.: Эдитус, 2013. – 282 с.
Огнева Е.А., Даниленко И.А. Дуальность художественного концепта как текстовый информативный код. – Москва: Эдитус, 2021. – 206 с.
Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. – М.: Аст: «Восток – Запад», 2007. – 314с.
Степанов Ю.С. Альтернативный мир, дискурс, факт и принципы причинности // Язык и наука конца XX века. – М.: РГГУ, 1995. – С. 35-73.
Тарасова И.А. Модель индивидуальной поэтической концептосферы: базовые единицы и когнитивные структуры // Русский язык: исторические судьбы и современность: II Международный конгресс исследований русского языка (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, филологический факультет, 18-21 марта 2004г.): труды и материалы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – С. 146-147.
Темнова Е.В. Современные подходы к изучению дискурса // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. – М.: МАКС Пресс, 2004. – Вып. 26. – 168с.– С.24-32. [WWW-документ] URLhttps://www.philol.msu.ru/~slavphil/books/jsk_26_02temnova.pdf
Evans, V., and Green, M. (2008). Cognitive Linguistics. An Introduction. Edinburgh University Press, 830 p.
Van Dijk, T.A. (2014). Discourse and Knowledge. A Sociolinguistic Approach. CUP, 2014. 400 p.
Источники материала
Galsworthy, J. (1974). TheManofProperty. – М.: Изд-во «Прогресс», 1974. - 383p.
Galsworthy, J. (1988). TheAppleTree. // Английская новелла первой половины XX века: Сборник. / Сост. В.А. Скороденко. Наангл.яз. – М.: Радуга, 1988. – 416с. – С.59-109.
Liptrot, Amy (2016) The Outrun. Canongate Books, Edinburgh, 2016. 227p.
Murdoch, I. (1978) The Sea, the Sea. Vintage Classics, 529p. [WWW-документ] URL https://bookscafe.net/book/murdoch_iris-the_sea_the_sea-236651.html
Словари
КСКТ – Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. М.: Филологический ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
CALDT – CambridgeAdvancedLearner’sDictionary&Thesaurus[WWW-документ] URLhttps://dictionary.cambridge.org/dictionary/english
LDCE – Longman Dictionary of Contemporary English. Pearson Education Limited, 2003. 1950p.