Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности употребления сравнительных союзов «словно», «точно» и «как будто» в романе Владимира Набокова «Другие берега»

Работа №143019

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы82
Год сдачи2023
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. КАТЕГОРИЯ СРАВНЕНИЯ И СРЕДСТВА ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 10
1.1 Теоретические методы исследования результатов познания окружающего
мира 10
1.1.1 Значение мыслительных операций в процессе познания 10
1.1.2 Роль сравнения в познавательной деятельности человека 15
1.1.3 Способы описания категории сравнения в лингвистике 16
1.1.4 Особенности структурной организации сравнительных конструкций .. 21
1.2 Виды сравнительных конструкций и средства их оформления в русском
языке 26
1.2.1 Функциональное значение сравнительных конструкций в структуре
предложения 26
1.2.2 Средства и способы языкового оформления сравнительных
конструкций 29
Выводы по первой главе 35
Глава 2. АНАЛИЗ СРАВНИТЕЛЬНЫХ СОЮЗОВ СЛОВНО, ТОЧНО И КАК БУДТО В РОМАНЕ В.НАБОКОВА «ДРУГИЕ БЕРЕГА» 38
2.2 Сравнительные конструкции в романе Владимира Набокова «Другие
берега» 46
2.2.1 Жанровые особенности романа «Другие берега» 46
2.2.2 Сравнительные конструкции в романе «Другие берега» 48
2.3 Особенности использования союзов словно, точно и как будто в романе Владимира Набокова «Другие берега» 54
2.3.1 Статистика союзов в романе «Другие берега» 54
2.3.2 Понятие образа и образности в литературе 55
2.3.3 Классификация образов в романе «Другие берега» 56
2.3.4 Группа сравнений абстрактных понятий 57
2.3.5 Группа сравнений по схожести признаков предметов или действий 58
2.3.6 Группа сравнений действий или процессов 60
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 79

Магистерская работа посвящена исследованию структурно­семантических свойств сравнительных союзов словно, точно и как будто и особенностей их функционирования в тексте романа Владимира Набокова «Другие берега».
Сравнение занимает особое место в познавательной деятельности человека. Категория сравнения представляет собой целую систему способов выражения компаративного значения на разных языковых уровнях. На морфологическом уровне сравнение выражается чаще всего с помощью сравнительных степеней прилагательных и наречий, на синтаксическом - через сравнительные предлоги и союзы, падежные окончания, сравнительные обороты или сложные предложения. На словообразовательном уровне выразить сравнение позволяют соответствующие аффиксы, а на лексическом уровне - прилагательные типа «похожий» и глаголы типа «различаться».
В настоящее время в научной литературе представлено значительное количество исследований такого языкового явления как сравнение. В различных аспектах его изучали Н.М. Девятова, Я.Ф. Казакова, С.Т. Капралова, С.О. Карцевский, О.Н. Кочинова, Ю.П Князев,
В.М. Огольцев, М.И. Черемисина и др. Но несмотря на то, что сравнительным конструкциям посвящено большое количество исследований, изучение данных языковых единиц в структурно-семантическом аспекте в художественных произведениях до сих пор является актуальным.
Сравнительные конструкции дают возможность выявить особенности мировоззрения носителей языка; в них отражаются история народа и современное состояние общества. За каждой сравнительной единицей стоит определенный культурный фон. С помощью сравнений выражается отношение к предмету или явлению, к описываемым событиям. В художественных текстах сравнительные конструкции можно рассматривать как часть внутреннего мира автора.
Данная работа посвящена анализу сравнительных конструкций, выраженных с помощью семантически близких союзов словно, точно и как будто в романе В. Набокова «Другие берега». В учебной и научной литературе области функционирования данных союзов разграничены недостаточно четко. Исследователи часто отождествляют их или определяют один союз через другой. Но встречаются тексты, в которых эти союзы противостоят друг другу; в частности, в романе Владимира Набокова «Другие берега» просматривается четкое разграничение областей их применения.
Актуальность нашей работы обуславливается необходимостью выявить разницу в функционировании сравнительных союзов словно, точно и как будто в романе Набокова «Другие берега». Анализ сравнительных конструкций с этими союзами позволяет выявить дополнительные смыслы и подтексты в творчестве Владимира Набокова, узнать, что для него представляло интерес, на что он обращал внимание в своих произведениях, а, следовательно, глубже понять мировоззрение автора и систему его представлений об окружающем мире.
Материалом для исследования послужили сравнительные конструкции, полученные методом сплошной выборки из текста романа «Другие берега» с союзами словно, точно, как будто и минимальные контексты их употребления.
В качестве объекта исследования рассматривается категория сравнительных союзов в русском языке, сравнительные союзы словно, точно и как будто, а также сравнительные конструкции с этими союзами в тексте романа «Другие берега».
Предметом нашего исследования являются структурно-семантические особенности союзов словно, точно и как будто, которые обуславливают разницу в их употреблении в романе Набокова «Другие берега».
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа посвящена рассмотрению особенностей употребления сравнительных союзов словно, точно и как будто в романе Владимира Набокова «Другие берега».
В ходе выполнения работы была достигнута цель, которая заключалась в выявлении специфики употребления сравнительных союзов словно, точно и как будто в романе Владимира Набокова «Другие берега». Так же были поставлены и решены следующие задачи: были рассмотрены взгляды на категорию сравнения в разных науках, отдельно проанализированы имеющиеся в лингвистике точки зрения на категорию сравнения и на языковые средства её выражения. Были определены структурно - семантические характеристики различных сравнительных конструкций и союзов; было установлено, какое место занимают союзы словно, точно и как будто в ряду сравнительных союзов, как часто и для каких целей они используются в художественной литературе. А так же были выявлены особенности их употребления в романе «Другие берега».
Работа представлена двумя главами, теоретической и практической. В центре внимания данного исследования находится категория сравнения и союзы словно, точно и как будто в ряду сравнительных союзов.
В первой главе рассматривается сравнение как одна из фундаментальных мыслительных операций человека наряду с анализом, синтезом, абстракцией, конкретизацией, классификацией и обобщением. Категория сравнения является предметом изучения различных наук, в том числе философии, психологии, логики, языкознания, литературоведения. В данной работе сравнение было рассмотрено как функционально­семантическое поле и представлены взгляды различных ученых на его составные части.
Среди проанализированных определений сравнения было выбрано наиболее подходящее для поставленных нами задач. Таким образом, в данной работе под сравнением понимается единица сопоставления двух объектов для выяснения их сходства или различия, имеющая средства выражения на всех языковых уровнях. Сравнительная конструкция в нашей работе представляется как трехчастная структура, состоящая из объекта, стандарта и признака сравнения. Показатель сравнения может выступать четвертым компонентом сравнительной конструкции. Были
проанализированы различные подходы к классификации сравнений на основании разных факторов. На основании признака сравнения исследователи выделяют наглядные (или логические) и абстрактные (или образные) сравнения. На основании объективной модальности выделяют реальные и ирреальные сравнения. В соответствии с выполняемой сравнением функцией различают конструкции подобия, соответствия и обобщения. По степени взаимосвязанности элементов конструкций выделяют устойчивые и свободные сравнения. Большинство сравнений представляют собой конструкции, которые создаются из свободных элементов в момент речи.
Для выражения сравнительных отношений в языке существует система морфологических, синтаксических, словообразовательных и лексических средств. В этом исследовании особое внимание уделяется сравнительным союзам, которые являются основным средством передачи сравнительной семантики. Сравнительные союзы подразделяются на союзы недифференцированного значения, не выражающие достоверность или недостоверность сравнения сами по себе, и дифференцированного значения, вводящие достоверное сравнение и недостоверное сравнения.
...


1. Абсаматов С.Б. Структурно-семантические особенности
синтаксических единиц со значением сравнения: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.01. - Тамбов, 1997.
2. Аверин Б.В. Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте рус. автобиогр. традиции / Борис Аверин. - СПб.: Амфора, 2003 (ГИПП Искусство России).
3. Азнаурова Э.С. Очерки по стилистике слова / Э.С. Азнаурова. - Ташкент: Фан, 1973.
4. Анастасьев Н.А. Владимир Набоков: Одинокий король /
Н.А. Анастасьев. - М.: Центрполиграф, 2006.
5. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка: (Стилистика декодирования): Учеб пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.». - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1990.
6. Арутюнова Н.Д. Стиль Достоевского в рамке русской картины мира/ Н. Д. Арутюнова. //Язык и мир человека. 2-е изд., испр. - М.: Языки рус. культуры: Кошелев, 1999.
7. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.:
Советская энциклопедия, 1966.
8. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста: Учебник для вузов / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. - 4-е изд, испр. - М.: Флинта: Наука, 2006.
9. Бирюков В.В. Анализ // Новая философская энциклопедия. Т. 1. М.: Мысль, 2000.
10. Бондарко А.В. Введение. Основания функциональной
грамматики. // Теория функциональной грамматики: Введение. Аспектуальность. Временная локализованность. Таксис. / Отв. ред. А.В. Бондарко. Л.: Наука, 1987.
11. Бондарко А.В. О стратификации семантики// Общее языкознание и теория грамматики: Материалы чтений, посвященных 90-летию со дня рождения С.Д. Кацнельсона / Отв. ред. А.В. Бондарко. - СПб: Наука, 1998.
12. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: учебник для вузов и ссузов / Г. В. Бороздина. - Москва: Издательство Юрайт, 2011.
13. Будагов Р.А. Метафора и сравнение в контексте художественного целого Русская речь. - 1973.
14. Буланкова С.В. Компаративы в тексте романа В. Набокова «Дар» как средство воплощения авторского замысла // МНКО. 2008. №5.
15. Виноградов В.В. История слов: Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ. / Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет «Рус. яз.». Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999.
... всего 105 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ