Введение 3
Глава 1. Изучение шумов и звуков в городской среде: социологический разворот 9
1.1. Обоснование выбора научной парадигмы 9
1.2. Онтологические основания исследования 9
1.3. Эпистемологические основания исследования 12
1.4. Концепция границы 17
1.5. Исследования звука 18
1.6. Авторская концепция шума 22
1.7. Теория урбанизма (городского образа жизни) 23
Глава 2. Методологические основания исследования 28
2.1 Подготовка к полевому этапу 28
2.2. Полевой этап 29
2.3. Анализ и представление результатов 29
2.4. Теоретическое обоснование методологии 30
2.5. Обоснование выбора кейсов исследования 34
Глава 3. Эмпирическое изучение шумов в городе 43
3.1. Переключение режимов фреймов, упорядочивание реальности 43
3.2. Экранирование и защита контуров взаимодействия (фильтрация/защита от ненужной интеракции) 46
3.3. Закрепление фреймов (рутинизация повседневного опыта) и маркирование границ идентичностей (шумы как диакритики) 48
3.4. Поддержание чувства защищенности, уверенности и стабильности 51
3.5. Разделение «переднего» и «заднего плана реальности» (публичного и приватного пространств) 53
3.6. Укорененность в пространстве и во времени – формирование географического и темпорального восприятия среды города 54
3.7. Регулирование правил человеческой интеракции (правил поведения) 58
Заключение 62
Список литературы: 67
Электронные ресурсы: 70
Приложения 72
Приложение 1. Авторефлексия 72
Приложение 2. Автобиография 73
Приложение 3. Экспертные интервью 74
Приложение 4. Дистанционные полуформализованные интервью 78
Приложение 5. Анализ экспериментальных звуковых дневников 89
Приложение 6. Включенное наблюдение 91
Приложение 7. Звуковая интервью-прогулка 102
Приложение 8. Мобильная рефлексия 117
Приложение 9. Звуковое картирование 121
Научная актуальность темы исследования обусловлена нехваткой данных о социокультурных функциях шумов в контексте формирования границ приватного/публичного в городе, а также междисциплинарным подходом к изучению шума в городских пространствах (синтез теорий урбанизма, исследований звука, пространства, акторно-сетевой теории Б. Латура (АСТ) и символического интеракционизма И. Гофмана). В исследованиях городской среды аспект формирования границ приватного/публичного, к сожалению, затрагивается достаточно редко. Данная работа стремится восполнить этот недостаток научного знания и при помощи междисциплинарного подхода выработать новую исследовательскую оптику для исследования шумов в городе.
Данная тема особенно важна для урбанистов, городских антропологов, экологов и исследователей локальных сообществ, поскольку быстро развивающийся город оказывается зачастую чересчур зашумленным. Мало кто задумывается о важности звукового ландшафта среды, поэтому необходимо дополнительно акцентировать внимание на таком междисциплинарном феномене городской жизни как шум. Тем не менее, последнее десятилетие характеризуется повышенным интересом к изучению звукового пространства городской среды.
Состояние изученности проблемы
Ранее к изучению проблематики шумов в городе обращались многие исследователи. Здесь стоит упомянуть как классическую работу Г. Зиммеля «Большие города и духовная жизнь»[Зиммель, 2018], так и труды представителей направления «SoundStudies», таких как Р.М. Шейфер («Earcleaning. Notes for an Experimental Music Course»)[Schafer, 1967],Б. Трюкс(«Acoustic Communication»)[Truax, 1984], П. Родавэй («Sensuous geographies»)[Rodaway, 1994], Дж. Штерне («TheSoundStudiesReader»)[Sterne, 2012].
К исследованиям шумов в городской среде можно отнести также статьи современных российских урбанистов, работающих на стыке теоретических исследований звукового ландшафта и прикладных исследований благоустройства городской среды: К.С. Майорова («Академические исследования звука и аудиальный ренессанс в урбанистике»)[Майорова, 2020], М.А. Чубукова («Особенности звуковой среды Арбатского района г. Москвы»)[Чубукова, 2015], А. Возьянов («Коробка для звуков?»)[Возьянов, 2014], Е. Бунич («По городу с плеером»)[Бунич, 2014].
Естественно, проблематика шума нашла определенное отражение в работах различных городских экологов, уделявших особое внимание измерению и соотношению величин децибел в различных регионах и описывающих пагубное влияние шумов на здоровье человека, состояние природы, животных и всей экосистемы в целом. Сюда можно отнести такие работы как «A framework for understanding noise impacts on wildlife» (Clinton D Francis and Jesse R Barber)[Francis, 2013], «Noise Exposure and Public Health» (Willy Passchier-Vermeer, Wim F. Passchier) [Passchier-Vermeer, 2000]и «Noise That Annoys: Regulating Unwanted Sound» (Charles W. Schmidt)[Schmidt, 2005].
Новизна
Новизна исследования заключается в том, что оно представляет новый разворот изучения классической проблемы публичного/приватного через призму современных исследований звуковых ландшафтов города. Автор синтезирует теорию, на основе теории фреймов И. Гофмана и акторно-сетевой теории Б. Латура.
Синтез данных парадигм позволяет отразить наиболее полно различные аспекты функционирования шумов в городском пространстве. Определение шума Р.М. Шейфера раскрывается более структурно в результате его анализа в свете парадигмы символического интеракционизма.
Объект и предмет
Эмпирический объект: жители Выборгского района Санкт-Петербурга.
Объект: акустические аспекты приватного пространства в городской среде.
Предмет: процесс формирования границ приватного пространства в ситуациях шумового взаимодействия с акторами городского пространства.
Исследовательский вопрос
Основной исследовательский вопрос данной работы для меня звучит так: каким образом фреймы приватного/публичного пространств в городской среде формируют режимы интеракции жителей Выборгского района с окружающей действительностью (с людьми, живыми существами, материальными объектами).
Цели и задачи
Исходя из исследовательского вопроса, моя цель работы звучит следующим образом: выявление ключевых функций шумов в контексте различных фреймов интеракции жителей Выборгского района с городским пространством.
Для достижения поставленной цели планируется разработка следующих задач:
1. Операционализация понятий «приватное/публичное пространство», «фрейм», «режим вовлеченности», «интеракция», «актор», «сеть», «шум».
2. Обоснование создания авторской оптики исследования на основе синтеза АСТ Б. Латура, теории фреймов И. Гофмана и междисциплинарного исследовательского поля «Soundstudies».
3. Анализ аспектов восприятия городских шумов и звуков в форме дистанционных полуформализованных интервью и экспериментальных звуковых дневников.
4. Разработка методологического обоснования изучения шумов и звуков в социальных науках.
5. Разработка обоснования 6 географических кейсов внутри Выборгского района Санкт-Петербурга и корректировка методологии в формате экспертных интервью.
6. Фиксация основных шумов и мест их локализации в пределах каждого из кейсов в формате включенного наблюдения.
7. Разработка индивидуальных маршрутов по каждому из кейсов внутри Выборгского района и их корректировка в формате мобильной рефлексии.
8. Изучение личного опыта взаимодействия жителей с шумами в своем микрорайоне в формате звуковой интервью-прогулки.
9. Визуальный анализ особенностей локализации шумов в городском пространстве в форме звукового картирования по пройденным маршрутам.
10. Типологизация и описание на базе полученных данных основных функций шумов в городском пространстве.
Методы
В течение 2020–2021 гг. было проведено качественное исследование, которое состояло из двух этапов: подготовительного (2019–2020) и итогового (2020–2021).На каждом этапе использовался комплекс методов.
В рамках первого этапа были использованы следующие методы: авторефлексия, автобиография, экспертные интервью, дистанционные полуформализованные интервью, анализ экспериментальных звуковых дневников. В рамках второго этапа были использованы следующие методы: включенное наблюдение, звуковая интервью-прогулка, мобильная рефлексия, звуковое картирование.
Эмпирическая база
Информанты были отобраны случайным образом. Ключевым при отборе стал фактор проживания в Выборгском районе, а также возможность и желание участвовать в исследовательских процедурах. Были приглашены 6 информантов.
Теоретическая значимость исследования
В результате реализации данного исследования сформирована и обоснована авторская оптика, основанная на основных положениях теории символического интеракционизма И. Гофмана и акторно-сетевой теории Б. Латура. Также проведена апробация уникальной антропологической методологии, разработанной автором исследования на основе подходов «этнографии чувств» («sensoryethnography») и концепции «креативных методологий» («creativemethodologies») Д. Эллиотт и Д. Калхейн.
Практическая значимость исследования
На основе материалов данного исследования можно разработать рекомендации для разработки актуальных правил городской звуковой экологии, которые могут быть переданы в муниципальные органы управления и в организации, занимающиеся благоустройством территорий Санкт-Петербурга. Данные исследования будут полезны также градостроителям и проектировщикам.
Апробация
По теме выпускной квалификационной работы автором была опубликована следующая работа: «Звуковая экология в контексте домашних саундскейпов в период пандемии» // Цифровое общество - новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития: материалы Всероссийской научной конференции XIV Ковалевские чтения 12–14 ноября 2020 года / Отв. редакторы: Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. - СПб.: Скифия-принт, 2020. – с. 356–357.[Лермонтов, 2020]
Результаты исследования были апробированы в рамках заседания кафедры по рассмотрению результатов преддипломной практики, а также на следующей конференции: Всероссийская научная конференция XIV Ковалевские чтения «Цифровое общество - новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития»12–14 ноября 2020 года в Санкт-Петербургском государственном университете.
Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав, 19 параграфов, заключения, библиографического списка, 9 приложений, 13 таблиц и 6 рисунков.
В результате исследования были разработаны новые основания для изучения шумов в городе. Согласно авторской концептуализации в рамках синтетической оптики на основе акторно-сетевой теории Б. Латура и теории фреймов И. Гофмана, понятие «шум» обозначает особый механизм формирования границ приватных пространств при помощи акустических маркеров, фреймирующих режимы человеческого взаимодействия с акторами городской среды.
С одной стороны, шумы продолжают быть частью звукового ландшафта города, что, несомненно, позволяет исследовать их с позиции «soundstudies», однако, с другой стороны, они обладают особым потенциалом создания фреймов и сами актуализируют новые сети пространственных взаимодействий, что позволяет интерпретировать их воздействие на поведение людей в городе как социальных фактов.
Также в рамках данной работы были проанализированы основные аспекты взаимодействия с шумом в форме дистанционных полуформализованных интервью и экспериментальных звуковых дневников:
1. Для жителей города характерно мультисенсорное восприятие среды. В этом аспекте шумы в сознании людей имеют множество ассоциаций со вкусами, запахами или тактильными ощущениями. Описание шумов информанты часто сопровождали другими телесными ощущениями.
2. Также шумы зачастую являются эмоционально окрашенными для людей, оказывая непосредственное влияние на их деятельность, вызывая воспоминания и актуализируя их личный опыт взаимодействия со средой.
3. Для восприятия шумов в городе существенную роль играет временное измерение, поскольку шумы нередко становятся ориентирами людей во времени при взаимодействии с городской средой. Шумы, как и все звуки, имеют определенную продолжительность во времени и иногда им присуща периодичность. Если шумы повторяются, то они становятся закрепленными в пространстве маркерами времени.
Кроме того, в рамках работы было разработано методологическое обоснование изучения шумов и звуков в социальных науках: подробно описана процедура сбора данных в формате наблюдения и формирования оснований для сравнения географических кейсов, описана индуктивная стратегия анализа данных и отражены возможные методы для звукового анализа города.
По итогам включенного наблюдения произведена фиксация ключевых шумов и их локаций на карте для построения маршрутов интервью-прогулок. Впоследствии были разработаны индивидуальные маршруты по каждому из кейсов внутри Выборгского района и произведена их корректировка в формате мобильной рефлексии.
К ключевым городским шумам можно отнести следующие группы шумов:
1. Голоса людей (смех детей на площадке, крики подростков у школы);
2. Голоса животных/птиц/насекомых (лай собак, крики кошек, пение птиц);
3. Технические/антропогенные шумы (шум пилы, шум сварки, шум ремонта);
4. Шумы городского траффика (троллейбусы, автобусы, маршрутки и т. д.);
5. Музыкальные шумы (из кафе, ресторанов, квартир, аудиорекламы);
6. Природные шумы (журчание ручья, плеск воды, шелест деревьев).
В результате анализа полученных в ходе звуковых интервью-прогулок данных, было произведено детальное изучение личного опыта взаимодействия жителей с шумами в своем микрорайоне. Звуковое картирование позволило визуализировать особенности локализации шумов в городе. По итогам анализа эмпирических данных была произведена типологизация основных функций шумов в городском пространстве и приведены примеры для их иллюстрации. Были сформулированы следующие 7 тезисов по поводу функций шумов в городской среде:
1. Шумы переключают режимы фреймов, упорядочивают реальность;
2. Шумы провоцируют использование «ритуальных предметов» для экранирования и защиты контуров взаимодействия (защита от ненужной интеракции);
3. Шумы способствуют закреплению фреймов (рутинизации повседневного опыта) и маркированию границ идентичностей (шумы как диакритики);
4. Фоновые шумы поддерживают чувство защищенности, уверенности и стабильности;
5. Шумы отвечают за разделение «переднего» и «заднего плана взаимодействия» (публичного и приватного пространств);
6. Шумы являются укорененными в пространстве и во времени, поэтому они формируют географическое и темпоральное восприятие среды города;
7. Шумы регулируют правила человеческой интеракции (правила поведения в городе).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что шумы в городском пространстве играют двоякую роль: с одной стороны, они определяют границы функционирования фреймов в пространстве, с другой – они сами являются субстанцией, «фреймирующей» реальность и создающей новые контуры взаимодействия.
В свете акторно-сетевой теории Бруно Латура, можно сказать, что актантами в сети взаимодействия в рамках данного исследования являются не только люди, но и животные/птицы города, а также различные материальные объекты (светофоры, коляски, машины, громкоговорители аудиорекламы у метро, остановки, велосипеды и т. д.). Исходя из латурианской концепции актора, материальные объекты стоит называть субъектами, поскольку они обладают субъектным потенциалом, оказывая воздействие на сеть взаимодействия в целом.
Тем не менее, в центре исследования все равно находится человек и его восприятие реальности, которое, с одной стороны, определено фреймами, а с другой – контурами интеракции с акторами материальной сети в рамках городской среды. Этот «антропоцентрический перекос» исследования обусловлен методологией исследования.
Центральный авторский метод исследования – звуковая интервью-прогулка – занимается изучением и наблюдением прежде всего человеческого восприятия в соответствии с концепцией антропологии чувств, описанной Д. Эллиот и Д. Калхейн в книге «A differentkindofethnography. ImaginativePracticesandCreativeMethodologies». Перцептивный навык активного слушания, актуализируемый у всех участников звуковой интервью-прогулки, позволяет провести небольшой полевой эксперимент и выявить основные аудиальные доминанты, проявляющиеся у человека во время его звуковой рефлексии по поводу только что услышанных звуков.
Так или иначе, информанты интервью-прогулок становились на время путешествия по импровизированному маршруту своего рода «гейткиперами» («gate-keeper»), иначе говоря, проводниками, поскольку во время прогулки они сами могли определять направление движения и корректировать маршруты в соответствии со своим опытом звукового восприятия микрорайона. Практически все информанты во время рефлексии ссылались на ретроспективные звуки, дополняли полевые заметки своими личными наблюдениями.
Для многих участников звуковых интервью-прогулок неожиданным результатом оказалось позитивное воздействие метода на развитие способности чувственного восприятия среды – в результате у многих усилился канал слухового восприятия, они стали замечать больше звуков вокруг себя, хотя ранее не обращали на них внимание или вообще не задумывались о них.
Автор исследования связывает этот феномен с творческим началом «креативных методологий» Д. Эллиот и Д. Калхейн, которые позволяют взглянуть на мир с другой позиции, мыслить нестандартно и глубоко, замечая те аспекты восприятия, которые ранее были нам неподвластны.
Естественно, представленный в данной работе анализ звуковой среды Выборгского района – это лишь верхушка айсберга под названием «Soundstudies». Изучение звуков – процесс увлекательный и динамичный. Он требует полного погружения исследователя в среду и максимальной концентрации на аудиальной составляющей.
Конечно же, в рамках одной работы невозможно отразить всего многообразия смыслов, возникающих в процессе исследования. Но в этом состоит определенная прелесть данного процесса: звуки – неуловимая и неповторимая субстанция, их констелляции не всегда удается отрефлексировать, однако, исследователь может попытаться проинтерпретировать смыслы, которые создает звуковое поле.
Автор данного исследования надеется, что эта работа вдохновит будущих исследователей заниматься анализом звуковой среды городов в дальнейшем и подскажет кому-то из них возможные векторы развития исследований.
1. Colombijn F. Toooot! Vroooom! The Urban Soundscape in Indonesia // Journal of Social Issues in Southeast Asia. Vol. 22. №2. 2007.
2. Culhane D., Elliott D. A Different Kind of Ethnography: Imaginative Practices and Creative Methodologies / University of Toronto Press, 2016
3. Francis, Clinton D., Barber J.R. A Framework for Understanding Noise Impacts on Wildlife: an Urgent Conservation Priority. // Frontiers in Ecology and the Environment. Vol. 11. №6. 2013. P. 305–313.
4. Passchier-Vermeer, Willy, Passchier W.F. Noise Exposure and Public Health. // Environmental Health Perspectives. Vol. 108. 2000. P. 123–131.
5. Rodaway P. Sensuous geographies / New York, Routledge, 1994.
6. Schafer R. Ear cleaning. Notes for an Experimental Music Course / Toronto, Clark & Cruickshank, 1967.
7. Schmidt, Charles W. Noise That Annoys: Regulating Unwanted Sound. // Environmental Health Perspectives. Vol. 113. №1. 2005. P. A43–A44.
8. Sterne J. The Sound Studies Reader / New York, Routledge, 2012.
9. Truax B. Acoustic Communication / New Jersey, Ablex Publishing Corporation, 1984.
10. Барт Ф. Пуштунская идентичность и поддержание ее сохранности // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. Сборник статей / Под ред. Ф. Барта; пер. с англ. И. Пилыдикова. Москва, Новое издательство, 2006.
11. Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. / М., Никколо-Медиа, 2001.
12. Бунич Е. По городу с плеером» // Микроурбанизм. Город в деталях / Сб. статей; под отв. редакцией О. Бредниковой, О. Запорожец. — Москва, Новое литературное обозрение, 2014.
13. Вахштайн В. Пересборка повседневности: беспилотники, лифты и проект ПкМ-1. // Философско-литературный журнал «Логос». Том 27. №2. 2017. С.1-48
14. Вирт Л. Избранные работы по социологии. Сборник переводов / РАН ИНИОН. Центр социальных научно-информационных исследований. Отдел социологии и социальной психологии. Пер. с англ. – Николаев В.Г.; отв. ред. Гирко Л.В. – Москва, ИНИОН, 2005.
15. Возьянов А. Коробка для звуков? // Микроурбанизм. Город в деталях / Сб. статей; под отв. редакцией О. Бредниковой, О. Запорожец. — Москва, Новое литературное обозрение, 2014.
16. Глазков К.П., Стрельникова А.В. Мобильные методы: движение как часть исследовательской стратегии // Интеракция. Интервью. Интерпретация. Том 7. № 10. 2015. С. 79-90.
17. Головин Н.А. Выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ по социологии: учеб.-метод. пособие / СПб., Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2016.
18. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта: Пер. с англ. / Под ред. Г.С. Батыгина и Л. А. Козловой; вступ. статья Г.С. Батыгина. Москва, Институт социологии РАН, 2003.
19. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ, и вступ. статья А. Д. Ковалева — Москва, КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2000.
20. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. / 3-е изд. – М., КДУ, 2003.
21. Дудина В. И. etal. Методология и методы социологического исследования. Учебник / Санкт-Петербург, Издательство Санкт-Петербургского университета, 2014.
22. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь / Пер. с нем. — М., StrelkaPress, 2018.
23. Иванов Д.В. Парадигмы в социологии: учебное пособие / Омск, Изд-во ОмГУ, 2005.
24. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / Москва, Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.
25. Лермонтов Д.А. Звуковая экология в контексте домашних саундскейпов в период пандемии // Цифровое общество - новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития: материалы Всероссийской научной конференции XIV Ковалевские чтения 12- 14 ноября 2020 года / Отв. редакторы: Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. – СПб., Скифия-принт, 2020. – с. 356-357.
26. Линч К. Образ города / Пер. с англ. В. Л. Глазычева; сост. А. В. Иконников; под ред. А. В. Иконникова. – Москва, Стройиздат, 1982.
27. Лоу С.М. Пласа: политика общественного пространства и культуры / Пер. с англ. – М., StrelkaPress, 2016.
28. Майорова К.С. Академические исследования звука и аудиальный ренессанс в урбанистике // Визуальная антропология – 2019. Город-университет: жизненное пространство и визуальная среда: материалы III Международной научной конференции, 28−30 августа 2019 г., Великий Новгород / под редакцией С. С. Аванесова, Е. И. Спешиловой. Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2020.
29. Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества / М., Новое литературное обозрение, 2014.
30. Парк Р.Э. Избранные очерки: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. Социологии и социал. психологии; Сост. и пер. с англ. В.Г. Николаев; Отв. ред. Д.В. Ефременко. – Москва, 2011.
31. Резаев А.В. etal. Сравнительная социология: учебник / под ред. А. В. Резаева. —СПб., Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2015.
32. Ритцер Дж. Современные социологические теории. / 5-е изд. — СПб., Питер, 2002.
33. Рогозин Д. Как работает автоэтнография? // Москва. Социологическое обозрение. Том 14. №1. 2015. С. 224–273.
34. Рясов А.В. Методология звуковых исследований: proetcontra // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. Том 2. № 4. 2017. С. 144‒154.
35. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. / М., Добросвет, 1998.
36. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение) / Учебное пособие для вузов. – М., Издательский Дом «Стратегия», 1998.
37. Трубина Е. Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. / Москва, Новое Литературное обозрение, 2011.
38. Чубукова М. Особенности звуковой среды Арбатского района г. Москвы // Москва, Городские исследования и практики. 2015. С. 68–79.
39. Шмельков А.В. Города как регионализированные социальные практики // Журнал социологии и социальной антропологии. Том 8. №4. 2005. С. 33–40.
40. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / 3-е изд., испр. – Москва, Омега-Л, 2007.
Электронные ресурсы:
1. Bronzaft A., NYC noise complaints drop as city stays at home // [Электронный ресурс]: E-Journal «Silencity», 09.04.2020, URL: https://www.silencity.com/2020/04/09/nyc-noise-complaints-drop-as-city-stays-at-home/ (дата обращения: 13.04.2021).
2. DroumevaM., Онлайн-проект по исследованию звуковых ландшафтов кофеен в Ванкувере «SoundsofProductivity» // [Электронный ресурс]: SFU, URL:
http://www.sensorystudies.org/sensorial-investigations/movement-memory-the-senses-in-soundscape-studies/ (дата обращения: 13.04.2021);
https://simonfraseru.maps.arcgis.com/apps/MapJournal/index.html?appid=8fda5d5f3d0b4fa1956e066edfc15397 (дата обращения: 13.04.2021).
3. Schine J. Movement, Memory & the Senses in Soundscape Studies. // Canadian Acoustics [Internet]. 2010. URL: https://jcaa.caa-aca.ca/index.php/jcaa/article/view/2264 (дата обращения 19.05.2021).
4. This map shares the sounds of coronavirus lockdown around the world // [Электронный ресурс]: Fast Company, 30.03.2020, URL: https://www.fastcompany.com/90483846/this-map-shares-the-sounds-of-coronavirus-lockdown-around-the-world (дата обращения: 13.04.2021).
5. Интерактивная звуковая карта мира // [Электронный ресурс]:URL: http://soundaroundyou.com/ (дата обращения: 13.04.2021).
6. Интернет-портал «Next.cc», раздел «Soundmapping», посвященный обучению методу картирования звуков и анализу звукового ландшафта городской среды // [Электронный ресурс]:URL: https://www.next.cc/journey/discovery/sound-mapping (дата обращения: 13.04.2021).
7. Мокроусова А.К. Социология пространства Г. Зиммеля как ресурс для исследования в области антропоцентрической социологии города // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. — М.: РОС, 2012. — 1 CD ROM. URL: https://www.isras.ru/vsf_iv_okt_2012.html(дата обращения 19.05.2021).
8. Соболевская А. В., Звуковой ландшафт. Что такое soundstudies и как они помогают понять город // [Электронный ресурс]:Научно-образовательный портал «IQHSE», URL: https://iq.hse.ru/news/227703157.html (дата обращения: 13.04.2021).