Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профессионально-трудовые ожидания выпускников бакалавриата (на примере социологического факультета СПБГУ)

Работа №143004

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы99
Год сдачи2018
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…
Глава I. Теоретико-методологические основания исследования профессионально-трудовых ожиданий…
1.1. Профессионально-трудовые ожидания молодежи вузов как предмет социологического анализа
1.2. Профессионально-трудовые ожидания выпускников вузов в контексте взаимоотношения участников рынка труда
Глава II. Эмпирическое исследование профессионально-трудовых ожиданий выпускников бакалавриата
2.1. Методы эмпирического исследования профессионально-трудовых ожиданий выпускников
2.2. Результаты эмпирического исследования профессионально-трудовых ожиданий выпускников бакалавриата (на примере социологического факультета СПБГУ)
Заключение
Библиографический список
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д


Молодежный рынок труда является важной частью экономики любой страны. Поэтому рассмотрение вопросов, связанных с проблемами выхода молодежи на рынок труда, является важной составляющей при анализе экономического состояния рынка труда. Выпускники вузов зачастую пытаются самостоятельно решить проблемы, связанные с трудоустройством после завершения обучения. Но непредсказуемость рынка труда, отсутствие полной информации о вакансиях, переизбыток выпускников некоторых специальностей приводят к многочисленным проблемам, которые тормозят их выход на рынок труда.
Проблема трудоустройства выпускников вузов есть и будет оставаться актуальной и требовать особого внимания, как со стороны государственной власти, так и со стороны общества в целом. Поэтому нам очень важно акцентировать внимание высших учебных заведений, работодателей и органов власти на проблемах в важном сегменте экономики- молодежном рынке труда.
Безусловно, молодежь – особая группа трудовых ресурсов, которые характеризуются высокой социальной и трудовой мобильностью, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, молодые люди готовы к инновациям, характеризуются излишней эмоциональностью, неустойчивостью поведения, отсутствием производственного стажа и опыта работы, наличия низкого профессионального статуса [41].
И поэтому социально-демографической группе молодежь крайне важно иметь понимание основных требований работодателей для получения рабочего места. Но присущие трудовой сфере сложность и динамичность порождают нередко у молодых специалистов неточные представления о ней, вызывают у них неадекватные ожидания [3].Так же и работодатели не всегда могут четко сформулировать свои требования, оставляя их размытыми, либо завышая их планку. Работодатель должен также четко представлять реальный портрет нынешнего выпускника и не приписывать к нему невозможные качества и требования. Следовательно, необходимым является выявление основных сложностей, с которыми сталкивается выпускник в начале процесса трудоустройства, для создания возможности их предотвращения. Указанные обстоятельства актуализируют изучение взаимных ожиданий работодателей и выпускников вузов, чтобы приблизиться к решению целого ряда проблем.
Таким образом, в данной работе будет разобрана проблема несоответствия взаимных ожиданий работодателей и выпускников вузов.
Состояние изученности проблемы: исследуемая проблема в настоящее время остается животрепещущей, и интересной для многих ученых. Вопрос трудоустройства выпускников рассматривают следующие авторы: Чупров В.И., Яковлев Л.C., Магун B.C., Зубок Ю.А., Мазин А.А., Мазина А.А., Альбитер Л.М., Авраамова Е.М., Белкин Е.В. В этих работах анализируются особенности российского рынка труда, выделяются типы стратегий выхода молодых специалистов на рынок труда. Многие из этих авторов проводят исследования на тему трудоустройства молодых специалистов и приводят способы решений данной проблемы. Исследуется и такая тема, как отношение работодателей к молодым специалистам, а также помощь студенту в подготовке выхода на рынок труда. Авторы проводят сравнительный анализ отношений между выпускниками, получающими высшее образование и будущими возможностям на рынке труда. Анализируют понятие конкурентоспособности выпускника вуза на рынке труда, выделяют объективные и субъективные факторы, влияющие на успешность трудоустройства выпускника.
Объектом исследования выступают социальные ожидания молодежи.
Предметом исследования являются профессионально-трудовые ожидания выпускников.
Целью исследования является исследование ожиданий выпускников и их соответствия требованиям работодателей.
Для достижения поставленной цели был определен круг следующих задач:
1. Рассмотреть профессионально-трудовые ожидания выпускников как предмет социологического анализа. Выявить основные понятия, раскрыть их содержание.
2. Рассмотреть профессионально-трудовые ожидания выпускников вузов в контексте взаимоотношения участников рынка труда. Раскрыть особенности положения молодежи на рынке труда и ее взаимоотношения с работодателями.
3. Предложить методы эмпирического исследования профессионально-трудовых ожиданий студентов.
4. Провести эмпирическое исследование профессионально-трудовых ожиданий выпускников бакалавриата (на примере социологического факультета СПБГУ). Выявить соответствия взаимных ожиданий выпускников бакалавриата и работодателей.
Гипотеза исследования: профессионально-трудовые ожидания выпускников бакалавриата формируются под влиянием социальных, экономических и личностных факторов.
Методологические основания исследования: принцип гуманизма, системный подход, принцип детерминации.
Методы сбора информации:
1. Анкетный опрос студентов социологического факультета СПбГУ.
2. Экспертное интервью с работодателями из Санкт-Петербурга.
Научная новизна исследования заключается в определении профессионально-трудовых ожиданий молодежи социологического факультета СПбГУ.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы для эффективного решения проблем трудоустройства выпускников в рамках программ развития региона, подготовки методологических указаний для служб, занимающихся проблемами молодежной безработицы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа посвящена проблеме несоответствия взаимных ожиданий работодателей и выпускников вузов.
Под выпускниками в данной работе мы условились понимать студентов выпускного курса, находящихся на преддипломной практике. Определением понятия профессионально-трудовые ожидания послужило следующее-совокупность представлений индивида о своем профессиональном будущем, опосредованное личностными, социальными и экономическими факторами.
Для исследования профессионально-трудовых ожиданий молодежи были выбраны следующие методы: метод анкетирования и метод экспертного опроса. Была опрошена генеральная совокупность студентов социологического факультета СПбГУ, а также 4 эксперта из представителей работодателей Санкт-Петербурга. Были опрошены работодатели тех организаций, в сферы которых мог бы устроиться человек со специальностью социолог. Для получения объективных данных работодатели отбирались последующим признакам: сфере их деятельности, по их образованию, а также по стажу их работы. Данные методы помогли полностью раскрыть поставленную проблему.
Теоретической базой работы послужили труды социологов, посвященные вопросам рассмотрения ожиданий молодежи, особенностей рынка труда в России, изменения требований работодателей к работникам, особенностей качеств, которыми должен обладать современный работник, а также молодежи как особой социально-демографической группы и процессу ее трудоустройства, проблемам трудоустройства выпускников. Это такие авторы, как Чупров В.И., Яковлев Л.C., Магун B.C., Зубок Ю.А., Мазин А.А., Мазина А.А., Альбитер Л.М., Авраамова Е.М., Белкин Е.В. и другие.
По результатам исследования полностью подтвердились пять из шести выдвигаемых гипотез.
Так, в ходе исследования было выявлено, что бесспорным лидирующим фактором, определяющий выбор места работы выпускников (на примере студентов социологического факультета СПбГУ) стала именно заработная плата. А именно, после окончания учебного заведения, выпускники ожидают получать заработную плату в размере 35000-45000 тыс. Данный размер заработной платы соответствует размеру, предлагаемому работодателями на рынке Санкт-Петербурга. Поэтому гипотеза о том, что выпускники имеют завышенные ожидания по размеру заработной платы после окончания учебного заведения, не подтвердилась. Также важными факторами при выборе места работы для студентов являются сфера деятельности организации и возможность творческого и профессионального роста.
В ходе опроса подтвердились гипотезы о том, что выпускники до сих пор не определились со сферой, в которой будут работать, а также о том, что большинство выпускников не планируют работать по специальности. Так около 87% из опрошенных выпускников не собирается работать по специальности после окончания учебного заведения. Но четко обозначить направление, в котором бы они хотели работать, респонденты тоже не смогли. Их выбор будет просто зависеть от того, имеют ли они достаточные знания и подходящие личностные качества для вакантного места и от размера предлагаемой заработной платы.
Полностью подтвердилась гипотеза о том, что работодатели готовы брать бакалавров на работу. Все из опрошенных экспертов утверждали, что бакалавриата будет вполне достаточно, главное, чтобы соискатель обладал необходимыми знаниями, а также способностью и желанием к обучению. Но при этом размер заработной платы в начале работы, по словам работодателей, у людей, закончивших бакалавриат будет ниже, чем у людей, закончивших магистратуру. Но также каждый работодатель отметил, что размер заработной платы может быть в последствии изменении в лучшую сторону по итогам работы специалиста. Выпускники же в свою очередь ожидают, что оконченная магистратура дает большие шансы на хорошее трудоустройство, чем только оконченный бакалавриат, поэтому 63% опрошенных респондентов планируют продолжать учебу в магистратуре, и 44% из них собираются совмещать ее с работой.
Следует также отметить, что гипотеза о том, что работодатели готовы брать на работу выпускников, имеющих не профильное образование, подтвердилась. Работодатели действительно готовы принимать на рабочее место выпускников разных специальностей, и только на узкий круг должностей они устанавливают жесткие ограничения по специальностям.
Что же касается фактора опыта работы, то тут ожидания выпускников и требования работодателей полностью совпадают. Выпускники ожидают, что опыт работы является одним из наиболее важных критериев при трудоустройстве. Так, 72% опрошенных респондентов имеют опыт работы (но не по специальности), и только 25%- по специальности. Но при этом большинство опрошенных ожидают, что работодателям важен любой опыт работы, главное, его наличие. Работодатели же, со своей стороны, действительно требовательно относятся к опыту работы и по большей части любому, не обязательно совпадающему со сферой деятельности. Так, принимая на работу выпускника с каким-либо опытом работы, работодатели убеждены в том, что он не инфантилен и мотивирован на труд.
Говоря об основных характеристиках, которыми должен обладать выпускник, работодатели предъявляют следующие требования: выпускник вуза должен обладать качеством ответственности, дисциплины, умением презентовать себя, должен уметь легко приспособляться к рабочей обстановке, уметь вести рабочие коммуникации, уметь реалистично оценивать свои возможности и обладать терпимостью к неопределенности, то есть уметь работать без четко обозначенных рамок и четко поставленных задач. Выпускники же со своей стороны ожидают, что такие качества, как коммуникабельность, обучаемость, ответственность, самостоятельность и творческий подход к решению поставленных задач помогут им при трудоустройстве. При этом большинство респондентов ожидают, что такие личностные качества, как нетерпеливость, несдержанность, невнимательность, леность, недостаток опыт, а недостаток знаний будут препятствовать их трудоустройству.
Таким образом, были выявлены основные ожидания выпускников и проведено их сопоставление с требованиями работодателей. Главное отличие проявляется в оценках личностных качеств и способностей работника. Работодатели требуют все более и более совершенного, продвинутого во многих сферах работника, обладающего не только профессиональными знаниями, но и универсальными психофизиологическими и личностными возможностями. Требования к знаниям, умениям, способностям работника растут быстрее, чем его реальные возможности. В сложившихся условиях вытеснение людей с рынка труда и замена их искусственным интеллектом кажется решением проблемы, однако может привести к небывалой ранее социальной и гуманитарной катастрофе. С другой стороны, подобные опасения уже высказывались в начале научно-технической революции 20 века, однако не нашли своего выражения.
В целом, следует говорить о том, что как работники, так и работодатели должны соотносить свои ожидания и действия с требованиями быстрого развития технологий, а также общественными нормами, ценностями, социальными ролями и пр. и совместно совершенствовать трудовые функции человека.



1. Leadbeater Ch. Living on Thin Air: The new economy. Viking: 1999.
2. Reich R. The Work of Nations: Preparing Ourselves for 21st Century Capitalism. New York:Vintage, 1991.
3. Авраамова. Е.М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания// Социологические исследования. 2013. №4. С. 37-39.
4. Альбитер Л.М. Влияние объективных факторов и индивидуально-личностных особенностей на конкурентоспособность выпускников высших учебных заведений // Вестник Самарского государственно университета. 2013. №10. С. 59.
5. Бауман З.М. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.
6. Белкин Е.В. Формы регулирования взаимосвязи рынков труда и образовательных услуг // Науковедение. 2013. №1. С.3.
7. БорисоваТ.П.Социально-психологическаяфеноменологияпрофессиональных ожиданий студентов всоциообразовательной среде ВУЗа ... диссертация кандидата психологических наук:19.00.05, Москва, 2012.
8. Бутырина Ю.С. Востребованность выпускников в современных условиях. //Актуальные проблемы трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников высших учебных заведений: Сборник статей Всерос. науч.-практ. конф. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2013. С. 37.
9. Вязова Н.С. Государственная политика занятости молодежи: проблемы и перспективы развития // Сборник научных трудов «Региональная экономика». Выпуск № 4. СПб.: СПбГУСЭ, 2013. С. 110-116.
10. Вострикова Ю.А. Социологический анализ состояния рынка труда в современной России // Синергия наук. 2017. № 9. − С. 488 − 493.
11. Вязова Н.С. Актуальные проблемы трудоустройства молодежи (на примере Санкт-Петербурга) // Известия СПбГЭУ. 2016. №4 (100).
12. Гаврилова Д.А. Рынок труда в России: современное состояние, проблемы и прогнозы /Д.А.Гаврилова, Т.Н. Афанасьева // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2010. – №6 (Том 2). – С. 185 – 186.
13. Гелета И.В. Взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг // Региональная экономика: теория и практика. 2009. №2.
14. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. 2-е изд. доп. и испр. М.: ИС РАН, 2010.
15. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4: Т. 2: А –З. –М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
16. Данилова Е., Ядов В. Лабильная социальная идентичность становится нормой современных динамичных обществ // Социологические исследования. 2004. №10, с.25- 35.
17. Добреньков В.И., А.И. Кравченко. Методы социологического исследования. 2004.
18. Долгова А. Полная и эффективная занятость молодежи – условие повышения конкурентоспособности страны// Человек и труд. 2007. №8, с. 38 – 41.
19. Ермакова Н.С. О мерах по снижению молодежной безработицы в Омской области. // Актуальные проблемы трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников высших учебных заведений: Сборник статей Всерос. науч.-практ. конф. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета. 2013.С.23.
20. Ерохина Л.И. // Школа унив. науки: парадигма развития. – 2015. – № 2 (16). – С. 48-50.
21. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. - М.: Экономист, 2005.
22. Зарубин В.Г. Что препятствует работодателю взаимодействовать с вузом: опыт исследования стереотипов// Сборник научных трудов. 2008. №5. С.227.
23. Землянухина С. Г. Обеспечение устойчивого развития российской социально-экономической системы: монография / С. Г. Землянухина, Н. С. Землянухина, В. Л. Сиднина и др. ; под ред. С. Г. Землянухиной. – Сара- тов. : СГТУ, 2002. – 240 с.
24. Зубок Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи// Социологические исследования. -1998. - №8. - с.47-55.
25. Зубок, Ю. А., Чупров, В. И. (2008) Молодежь // Социология молодежи: Энциклопедический словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М.:Academia.
26. Зубок, Ю. А. Чупров, В. И. (2009) Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные аспекты в исследовании молодежи. М. :Academia.
27. КакушкинаМ.А. Российский рынок труда: реалии современности /М.А. Какушкина, Н.В. Бочарова// Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2015. – №4. – С.2-7.
28. Кастель Р. Метаморфозы социального вопроса. Хроника наемного труда. СПб: Алетейя, 2009.
29. Кашепов А. В., Сулакшин С. С., Малчинов А. С. Рынок труда: проблемы и решения. — M.: Научный эксперт, 2008. — 18 с.
30. Клеман К. Гибкость социально-трудовых отношений по-российски. // Воздействие западных социокультурных образцов на социальные практики в России /Под ред. В.А. Ядова. М.: Таус, 2009.
31. Климова С.Г., Абрамов Р.Н. Современный работник: концептуализация и эмпирическая проверка понятия // Мир России. Социология.Этнология. 2010. №2.
32. Ковалева А.И., Луков В. А.Социология молодежи. Теоретические вопросы. М. :Cоциум. 1999.
33. КязимовК. Г. Внутрифирменное обучение и развитие персонала / К.Г. Кязимов. - М.: МИК, 2013. - 240 c.
34. Лиджи-Горяева С.Э., Чурюмова Э.А. Рынок труда как предмет социологического анализа // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. - 2009. - №2 (19). - С.78.
35. Магун B.C. Революция притязаний и изменения жизненных стратегий молодежи: 1985-1995 годы // Социологический журнал. -1996. - №3/4.-с.29-48.
36. Мазин А., Мазина А. Выпускники вузов на рынке труда // Человек и труд. 2011. № 5. с. 34-38.
37. Манцерова И.В. Проблемы подготовки трудовых ресурсов для экономики Санкт - Петербурга по образовательным уровням // Инвестиции, бизнес и право. 2008. №5. С. 290.
38. Маринов М.Б. Трансформация стратегии жизни личности в индивидуализирующем обществе. Москва, 2008.
39. Маслоу А., Мотивацияи личность, СПб.: Евразия, 1999.
40. Наумова, Н. Ф. Жизненные стратегии в переходном обществе // Социологический журнал. № 2. 1995.
41. Нелюбина А.А. Особенности положения молодежи на современном российском рынке труда. URL: http://www.psu.ru/psu/files/4802/nelyubina.doc (дата обращения: 19.01.2018).
42. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда: Учебник. – М.: Альфа-Пресс, 2007. – 898 с.
43. Ожегов С.И. Словарь русского языка, Оникс, 2010.
44. Плугарь О.А., Кононова Т.М., Горева О.М. Молодежь как социальная группа: определение, социально-демографические характеристики и перспективные направления исследования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
45. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.Психология.Словарь. 2-е изд., испр. и доп.М.: Политиздат, 1990.
46. Радугин А.А. «Основы менеджмента», М., «ЦЕНТР», 1998 г.
47. РезникТ.Е., Резник, Ю. М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. № 12. 1995.
48. Рофе А.И. Экономика труда. — М.: Кнорус, 2010. — 138 с.
49. Руденко Г.Г, Савелов А.Р. Специфика положения молодежи на рынке труда// СОЦис. 2002. №3, с. 101 – 107.
50. Руткевич М.Н., Потапов В.П.После школы: социально-профессиональные ориентации молодежи/ Всерос. Науч.-практ.цент проф. ориентации и психолог.поддержки населения М.:,1995.-223с.
51. Самодурова Е.В. Адаптация молодых специалистов при переходе от образования к рынку труда (на примере выпускников бакалавриата факультета социологии АлтГУ) // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве : сб. материалов Междунар. науч. конф. (11-12 июня 2014 г.). - Барнаул, 2014. - С. 152-155.
52. Сигова С.В. Вопросы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://labourmarket.ru/Pages/co№f2/book/ico№f2_book3.pdf(дата обращения 01.02.2018).
53. Сосновская Л.Н. Рынок труда: формирование, функционирование, регулирование: Автореф. дисс.д. экон. наук. — СПб: Изд-во CПбГУЭФ, 1993. — 12 с.
54. Тавокин Е.П. Основы методики социологического исследования: Учебное пособие. —М.: ИНФРА-М, 2009. — С. 90.
55. Темницкий А.Л. Теоретико-методологические подходы к исследованию трудового поведения // Социологические исследования. 2007. № 6. С. 60–71.
56. Тоскунина В.Э., Кармакулова А.В. Женская занятость в регионах Севера России: проблемы и пути решения // Экономика региона. 2013. №4 (36).
57. Третьякова Л.А. Особенности развития рынка труда в современных условиях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. №9.
58. Тышковский А.В. Социально-психологические основы формирования и реализацииожиданий в профессиональном выборе и карьере :Дис. ... д-ра психол. наук:19.00.05: Москва, 1999 481 c. РГБ ОД, 71:00-19/25-5.
59. Чапек В.Н., Долгодушев В.А. Рынок труда. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
60. Чередниченко, Г.А.Молодежь России. Социальные ориентации и жизненные пути. СПб. 2004.
61. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социолог, исследования. -1998. -№3.
62. Чупров В.И., Черныш Н.Ф. Мотивационная сфера сознания молодежи: состояние и тенденции развития. -М.:Институт молодежи, 1993.
63. Шарова Е.Н. Молодежь и современный рынок труда: социологический анализ основных противоречий // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. - 2009. - №3-1 - С.120.
64. Шибутани Т. Социальная психология. –Феникс, 2002.
65. Шубкин В.Н. Социология и общество: Научное познание и этика науки: Монография. —М.: ЦСПиМ, 2010. — С. 40-41.
66. Яковлев Л.C. Притязания молодежи, ожидания общества // Человеческие ресурсы.-1998.-№2.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ