Женщинa и религия в Византийской империи
|
Введение ………………………………………………………………….........3
1. Правовое положение женщины:
2. Христианский идеал и реальность
1.1.Образ женщины в христианстве……………………………..…15
1.2.Правовое положение женщины в Византии…………………….22
2. Женщина в миру. Семейное и общественное служение……………..31
2.1. Рассказы о семье
2.2. Рассказы об императрицах
3. Женщина в церкви
3.1. Диакониссы, прихожанки
Заключение
Список литературы
1. Правовое положение женщины:
2. Христианский идеал и реальность
1.1.Образ женщины в христианстве……………………………..…15
1.2.Правовое положение женщины в Византии…………………….22
2. Женщина в миру. Семейное и общественное служение……………..31
2.1. Рассказы о семье
2.2. Рассказы об императрицах
3. Женщина в церкви
3.1. Диакониссы, прихожанки
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. В первую очередь актуальность данной темы обусловлена большим значением культурного наследия, которое нам оставила Византийская империя. В последние десятилетия интерес к этой проблематике в российской культуре сильно повысился, что обусловлено тем, что в конце XX столетия в России произошли кардинальные перемены в отношении общества и государства к церкви и религии. Это, а также, увеличивающийся за последние десятилетия, интерес к гендерным исследованиям, делает тему актуальной. Актуализация проблематики в свою очередь связана с тем, что женщины, в том числе и православные (и это касается не только сторонниц религиозного феминизма, но и обычных мирянок и монахинь) в последнее столетие играют все возрастающую роль в жизни религиозных общин и церкви в целом, и вновь актуализировались споры об институте диаконисс, которые были инспирированы мирянками и членами православных религиозных сестричеств диаконической направленности в Российской империи и продолжались в среде Русского зарубежья после революции 1917г.
Современные исследователи, опирающиеся на новые методологические подходы, используя массив новых источников, убедительно демонстрируют, что на самом деле существует гораздо больше информации о византийских женщинах, чем можно было бы себе представить. Как оказалось, женщины присутствуют (и довольно часто) в сохранившихся источниках: житиях святых, хрониках, полемических трактатах, биографиях, юридических записях и др. Кроме того, до наших дней сохранились визуальные источники: произведения искусства, фрески, здания, артефакты и т.д., что является важным свидетельством значимости роли женщин в византийском обществе. Также за последние несколько десятилетий византинисты, опираясь на архивные исследования, выявили новые юридические и монастырские записи, и добились значительного прогресса в сборе и количественной оценке статистических данных и в выявлении закономерностей жизни женщин. Опираясь на эти исследования мы можем реконструировать образ женщины в византийской культуре.
Степень разработанности темы.
Работ, в которых исследовался бы вопрос женщины и религии в Византии на протяжении всей её истории, не существует, но отдельные аспекты данной проблемы анализируются во множестве исследований отечественных и западных авторов. Первые работы, рассказывающие о византийских женщинах, стали появляться во второй половине XIX века. В России это были очерки писателя Р. В. Орбинскогоо супругах императоров Юстиниана I и Романа II Феодоре и Феофано, дочерях Константина VIII Зое и Феодоре. Как отметили Н. Л. Пушкарева, Л. П. Репина, на рубеже XIX- XX вв.в исторической науке появляются статьи с «женской темой» ввиду «первой волны феминизма». Н. А. Скабаланович впервые обратился к византийской женщине как специальному предмету изучения. В своей речи от 17 февраля 1886 г. «О нравах византийского общества» Н. А. Скабаланович описывает положение женщины в семье, материнские обязанности, занятия по дому, в основном исследователь опирается на нарративные источники. Интересен тот факт, в своем обращении автор рассматривает женщину в сравнении с мужчиной, тем самым предвосхищая будущие подходы гендерного изучения. Основателем русской современной научной школы Византиноведения был академик В. Г. Васильевский, он первый обратился к Византии как основной сфере своих научных интересов. И впервые сделал ценные замечания о правовом положении женщин. Другой видный представитель русского византиноведения был Ф. И. Успенский, он внес огромный вклад в изучение внутренней истории империи, а также начал исследование актового материала. Одним из важных направлений русского византиноведения было изучение византийского права и отношений между Церковью и государством. Достижениями историко-правового направления стали книги Н. А. Скабалановича, Д. И. Азаревича. В начале XX века русский исследователь И. И. Соколов обратился к проблеме изучения женщин и тесно связанных с ней темам. Подробно изложил на основе канонических текстов и церковного права поводы к раз-воду в Византии IX-XV вв. Также в этой работе рассматривается светское законодательство, благодаря чему мы видим эволюцию норм, касавшихся разводов. Однако, гендерные вопросы им почти не затрагивались, было лишь выявлено неравное положение женщин при разводах. Кроме того, И. И. Соколов впервые обратился к истории монашества в Византии и оценил его важнейшую роль в византийской культуре и обществе.
Агиографическая литература является для нас неоценимым источником для получения сведений о жизни византийского общества. В агиографии наи-более полно рассказывается нам об обращении в христианство святого или о христианском подвиге, так же невольно фиксируется повседневность, откуда мы черпаем информацию об исторических событиях, простых случайных женщинах, укладах в семьях и т.д. А. П. Рудаков впервые систематизирован обширный агиографический материал, в своей книге «Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии» охватил более 200 житий. Он классифицировал жития по географическому принципу. Также есть много житий, которые А. П. Рудаков классифицирует на основании их содержания- это те жития, в которых мы имеем дело со средой и бытом одинаково общим для всех византийских областей. Сюда относятся:
1. мученичества из эпохи гонения императора Юлиана- это сухие допросы и протоколы казни, они почти не содержат культурно-исторического контекста;
2. Жития церковных деятелей, их биографии, которые излагают социально-церковные и исторические подробности;
3. Жития из круга высшего византийского общества, которые дают быт и нравы этого круга.
Всё это даёт нам экономические и бытовые реалии византийского общества. Этот подход позволил рассматривать житийную литературу не только как памятник духовной литературы, но и как исторический источник. Историческую достоверность житийной литературы изучил М.В. Бибиков.
В свою очередь, изучением византийских житий занимался Х. М. Лопарёв. Византийская литература, в том числе и агиографическая находилась в центре внимания А. П. Каждана, П. В. Безобразова.
Революция 1917 года не сразу повлияла на русское византиноведение- публицистические произведения выпускали П. В. Безобразов, Ф. И. Успенский. В 30-ые гг. в СССР деятельность в области византиноведения практически прекратилась. Но с конца 60-ых гг. советские византисты уже прибегают к изучению различных сюжетов: история литературы, общественно-политическая мысль, право, проблемы культуры и быта, анализ исторических источников. Публикуются работы Г. Л. Курбатова (общественная мысль, историография), Е. С. Липшиц (правовой статус женщин, юриспруденция), А. П. Каждан (культура, литература, женщина в семье), З. В. Удальцова (культура и идеология), Я. Н. Любарский (перевод исторической литературы), И. П. Медведев (правовая культура Византии) и т.д.
К концу 1970-х- началу 1980-х гг. в исторической науке появился гендерный подход, хоть и информация о жизни средневековых женщин являлась во многом фрагментарной. Дж. Скотт впервые подготовила теоретическую базу гендерных ролей в своей статье: «Гендер: полезная категория исторического анализа» .Скотт увидела необходимость в «преодолении внеисторичности господствующих интерпретаций пола в истории» и предложила новую парадигму анализа исторического материала через призму понятия «гендерная история». Таким образом, этот подход предлагал исследователям задавать вопросы, которые ранее не были заданы, искать там, где ещё никто не искал. Несомненно, это поспособствовало новой волне энтузиазма исследований по всему миру. Различные аспекты гендера теоретические и исторические представлены Н.Л. Пушкаревой, Л.П. Репиной и др. На протяжении последних двух десятилетий все более активно стали появляться работы, посвященные гендерным исследованиям женщин в Византии. Основным отечественным центром по таким исследованиям является Институт Всеобщей истории РАН. Также существующая и поныне Уральская школа византиноведения, основанная еще профессором М. Я. Сюзюмовым в 60-ых гг. XX века, занимается исследованием женских житий и пытается реконструировать частную жизнь византийского общества. Интересные исследования, касаемо женской ранневизантийской частной жизни, проводятся Белгородским Университетом по направлению «Классическая и византийская традиция». ( Н. Н. Болгов, Т. В. Смирницких). Объектом исследования Л. Ю. Костогрызовой является правовое положение женщин в IV- X вв. через призму законодательных документов. К проблеме изучения места женщины в Церкви обращались Е. В. Белякова, Е. Б. Емченко, Н. А. Белякова. Они рассмотрели исторически место женщины в Церкви, рассматривали историю служения мирянок и диаконисс в ранней Византии. Стоит отметить, что помимо статьи А.А. Чекаловой о Юлиане Аниции и ее эвергетизме, в отечественной науке гендерных исследований по истории Византии совершенно нет.
Таким образом, в ходе краткого обзора отечественной литературы становится понятно, что несмотря на относительно большое количество существующих работ, связанных с Византией, в поставленном нами ракурсе данная тема весьма затруднительна при изучении. Чего нельзя сказать про западную историографию, именно поэтому в основном мы использовали англоязычные источники.
Так как объектом нашего исследования в первую очередь является женщина, мы попытаемся использовать в своей работе предложенный подход Анжелики Лайу, который заключается в том, чтобы выяснить, как сами женщины думали и на какой основе они действовали. Лайу предполагает, что это должно применяться не столько к современному пониманию и категоризации византийских женщин в современных терминах и в соответствии с со-временными методологиями, сколько к их пониманию самих себя в их собственном социальном контексте и в отношении мужской идеологии в этом кон-тексте. Хотя Лайу утверждает, что восстановление самовосприятия женщин является наиболее ценным, в большинстве случаев у нас нет работ, созданных ими или выражающих их мнение. Вместо этого ученые должны полагаться на рассказы, написанные мужчинами, отражающие их собственные планы, некоторые из которых вообще не касаются в первую очередь женщин, а лишь упоминают их вскользь, между строк. Но все равно такие свидетельства имеют большую ценность и подлинность. В 1980-ых А. Лайу стала пионером в изучении византийского общества, Лайу издала сборник статей, проблематика которых охватывает ее основные научные интересы: гендерная история, общество и экономика . Она стала автором предисловия к сборнику этих статей. Кроме того, она высказала предположение о том, что женщины в византийском провинциальном обществе начала XIII века действовали со значительной социальной свободой и что в политике широко участвовали влиятельные и независимо мыслящие аристократические женщины.
Следует подчеркнуть, что зарубежная историография, сопряженная не-посредственно с гендерными вопросами напрямую связана с изучением темы сексуальности, частной жизни женщин из разных социальных слоёв, их правового статуса и роли в обществе Византии. В связи с этим невозможно не упомянуть Питера Роберта Ламонта Брауна с монографией «Тело и общест-во: мужчины, женщины и сексуальное воздержание в раннем христианстве». Весьма полезным для нас является, проведенный автором анализ первоисточников: Тертулиана, Климента Александрийского, Оригена, Капра Карфагенского и проч. благодаря чему можем увидеть истоки зарождения феномена женского аскетизма, которые исходили из христианской морали. Например, Тертуллиан своими догматическими и этическими сочинениями приписывает «для дев Христовых» особые правила как для самой аскетической жизни, так и для общения, одеяний. Киприан Карфагенский подчеркивал, что целомудренная жизнь равна жизни ангельской, а также он показывал образ жизни и поведения для девственниц, соответствующий данному им обету. П. Браун в главе «Дочери Иерусалима: аскетический образ жизни женщин в IV веке» приводит множество примеров женщин, вступивших на путь сексуального отречения. Это, например, девственница Макрина(сестра Григория Нисского); Мелания Старшая и Олимпиада в Константинополе- эти две женщины предпочли остаться вдовами после брака с язычниками. П. Браун указывает на важную роль женщин в «Поздней античности» и на идею отказа от сексуальности во имя постижения Бога. Примерно в это же время Э. Патлажан занималась исследованием частной жизни византиек. В книге Э. Патлажеан «История частной жизни: от языческого Рима до Византии» рассматривается роль женщины в семье, взаимоотношения византийцев в браке, техники деторождений, контрацепции, абортов. Эта Работа дает общую картину семейной жизни с VI по XV вв., но основной акцент сделан на XI-XIIвв.В 1990-е годы заметным явлением в византийских гендерных исследованиях стало изучение Л. Гарланд женщин, оказавших влияние на историю Византии VI–начала XIII веков. Ровно и коллективная монография под редакцией Л. Джеймс, посвящённая гендерной истории Византии IV–XII веков. Начиная с 2000-ых Дж. Хэррин активно публикует свои работы, касающиеся различных вопросов гендерной проблематики вообще. В 2014 году вышла её знаменитая монография. Дж.Херрин придерживается трех подходов в своём исследовании статуса женщин: во-первых, она говорит, нужно отобрать случайные упоминания о женщинах, их активность в источниках, написанных мужчинами, особенно в тех, которые спонтанно встречаются в повествованиях, не связанных с женщинами, случайные замечания и случайные наблюдения; во-вторых, рассмотреть прецедентное право, где женщины осуществляли свои ограниченные юридические права; в- третьих, Джудит Херрин подчеркивает значение церковных институтов и христианских верований для женщин. Это та область, в которой женская субъективность, возможно, наиболее полно раскрывается. Мы можем изучать жизнь женщин- мирянок благодаря такому религиозному и гендерному «конструированию».
В результате труда музея Dumbarton Oaksпод редакцией Элис Мари-Тэлбот мы имеем возможность познакомиться с десятью житиями византийских святых с V по XII вв., переведенными с древнегреческого на английский язык. Через агиографическую призму мы раскрываем основные положения аскезы в Византии, такие как: отшельничество, феномен переодевания женщин в мужчин во имя желания служить Богу (святые-трансвеститы), раскаявшиеся блудницы, мученичество, святость в миру (пожертвования Церкви, полное смирение перед жизненными испытаниями), святые настоятельницы монастырей. Также серия исследований Элис-Мари Тэлбот «Женщины и религиозная жизнь в Византии» после вводного общего очерка о жизненном укладе и статусе женщин в византийском обществе посвящена женской религиозной жизни, с особым акцентом на роли монастырей - как духовного убежища, убежища для нуждающихся женщин или места оказания благотвори-тельных услуг. Автор сравнивает византийские женские монастыри с мужскими, указывая на более строгие правила ограждения от мира непосредственно в некоторых женских монастырях. Рассматриваются также такие явления, как двойные монастыри, экономические и духовные связи женщин с Афоном. Для нас будут важны статьи, в которых исследуются вопросы женской святости, анализируются типы женщин-святых. Кроме того, имеются исследования о возрождении агиографической письменности в поздневизантийскую эпоху, особенно о переработке жизнеописаний древних святых. Богатство передавалось в монастыри через женщин-приверженцев, что делало церковь крупным финансовым хранилищем, а также центром орбиты жизни многих женщин. Благодаря этим религиозным структурам женщины получили новые возможности для выражения своего благочестия, даже в браке. Все чаще женщины находили способы влиять на религиозную идеологию и практику. Таким образом, несмотря на то, что они практически не имели политического влияния, они смогли выразить себя в культурных терминах и достичь высокой степени самоопределения через участие в домашних делах и церкви. Например, Мелания, которая пожертвовала своё богатство монастырям Ливии, Сирии, Египта благодаря наставлением пресвитера. У Лиз Джеймс, Кетлин Коннор помимо работ связанных с семейной жизнью и взаимоотношениями мужчины и женщины также присутствуют работы, связанные с женской святостью и аскетизмом. Бер-Сижель уделяет много внимания ключевым моментам полемики о женщинах: православной антропологии (анализ Бытия), православной литургики (священник как представитель Христа на литургии), церковной истории и мариологии. И является сторонницей возрождения женского диаконата, она приводит обширный исторический обзор этого обычая, ссылки на описание обряда рукоположения и т.д. Таким образом, мы располагаем обширным количеством источников, так как наши западные коллеги накопили обилие работ по вопросам и анализу гендера.
Объектом исследования служат культурные и религиозные феномены, связанные с положением женщины и её ролью в византийском обществе.
Предметом исследования является процесс формирования и эволюции женского образа в различных сферах и социальных положениях, а также отголоски женской ментальности, идеала материнства и женственности.
Целью курсовой работы является: показать изменение женских ролей при появлении христианства; проследить онтогенез законодательства, имеющего непосредственное отношение к браку и выявить некоторую изначальную гендерную ассиметрию в праве; представить значительную роль императриц в истории Византии и раскрыть их культурное и в некоторых случаях политическое влияние; попытаться выяснить место женщин-мирянок (приниженное или свободное);проявить место и статус диаконисс в Византии.
Задачи дипломной работы, вытекают из поставленных целей:
-рассмотреть изменение статуса и судеб женщин после утверждения христианства в качестве государственной религии Восточной римской империи;
-раскрыть положение женщин в обществе с точки зрения церковного и светского законодательства Византии;
-изучить статус женщины в семье, проанализировать существовавшие отношения в семье;
- проследить как христианская мораль влияла на поведение средневекового человека;
- рассмотреть жизнь женщин из императорских фамилий и их влияние на культуру и политику;
- проанализировать место женщины в церкви, характер женских служений.
Источниковедческая база исследования.
В первом параграфе при рассказе о влиянии христианства на жизнь женщин, мы повествуем о великомученице Фёкле. Единственным источником сведений о жизни которой является апокрифическое сочинение «Деяния Павла и Фёклы», которое было написано во II веке.
Для изучения правового положения женщины в Византии на протяжении всей истории её существования нам стоит начать с ранневизантийского периода и коснуться основных правовых источников этого этапа. Такими источниками являются «Кодекс Феодосия» 439 г.- официальное собрание законов Римской Империи при Феодосии 2 (401-450 гг.) и «Corpusjuriscivilis» - свод римского права 529-534 гг., составленный при Юстиниане 1 (483-565 гг). Реформирование законов привело к появлению новых трёх сводов: «Эпанагога» («Исагога»), «Прохирон», «Василики». С приходом Палеологовской династии появляется еще один источник для рассмотрения «Шестокнижие».
В параграфе 2.1. при изучении византийской семьи мы обращаемся к агиоргафии. Стоит учитывать, что агиографические тексты имеют, как правило, несколько редакций, из которых наиболее важны синаксари - краткие варианты житий, которые читаются во время богослужения. Этот вид житий сохраняет в подлинном виде многие факты из жизни святых. Собрание синаксарей было подготовлено в 1902 г. И. Делайе. По степени глубины и информативности выделаются из всех богословских источников непосредственно труды Отцов Церкви. Корпус данных текстов называется патристика. Свод «Patrologiaecursuscompletes» является наиболее известным собранием, он состоит из греческой и латинской части. Латинская содержит 160 томов, греческая - 220.
При изучении высокопоставленных женщин мы имеем гораздо больше информации, так как в основном именно они попадали на страницы исторических хроник. Поэтому нам будет интересна «Тайная История» светского автора Прокопия Кесарийского (придворный историк императора Юстиниана I). Историческое сочинение Михаила Пселла «Хронография» охватывает правление четырнадцати императоров и императриц XI века. Равно как исторический труд Анны Комниной «Алексиада»
Обращаясь, к теме служения диаконисс, мы анализируем «Апостольские постановления»- апокриф, приписываемый Клименту Римскому. Первые шесть книг «Апостольских постановлений» корреспондируют с «Дидаскалией».
Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составляют теоретико-методологические разработки зарубежных и отечественных ученых, посвященные проблемам религии, культуры, социологии, философии. В работе используется междисциплинарный подход.
Структура. Работа состоит из Введения, трёх глав, пяти параграфов, заключения, библиографического списка.
Современные исследователи, опирающиеся на новые методологические подходы, используя массив новых источников, убедительно демонстрируют, что на самом деле существует гораздо больше информации о византийских женщинах, чем можно было бы себе представить. Как оказалось, женщины присутствуют (и довольно часто) в сохранившихся источниках: житиях святых, хрониках, полемических трактатах, биографиях, юридических записях и др. Кроме того, до наших дней сохранились визуальные источники: произведения искусства, фрески, здания, артефакты и т.д., что является важным свидетельством значимости роли женщин в византийском обществе. Также за последние несколько десятилетий византинисты, опираясь на архивные исследования, выявили новые юридические и монастырские записи, и добились значительного прогресса в сборе и количественной оценке статистических данных и в выявлении закономерностей жизни женщин. Опираясь на эти исследования мы можем реконструировать образ женщины в византийской культуре.
Степень разработанности темы.
Работ, в которых исследовался бы вопрос женщины и религии в Византии на протяжении всей её истории, не существует, но отдельные аспекты данной проблемы анализируются во множестве исследований отечественных и западных авторов. Первые работы, рассказывающие о византийских женщинах, стали появляться во второй половине XIX века. В России это были очерки писателя Р. В. Орбинскогоо супругах императоров Юстиниана I и Романа II Феодоре и Феофано, дочерях Константина VIII Зое и Феодоре. Как отметили Н. Л. Пушкарева, Л. П. Репина, на рубеже XIX- XX вв.в исторической науке появляются статьи с «женской темой» ввиду «первой волны феминизма». Н. А. Скабаланович впервые обратился к византийской женщине как специальному предмету изучения. В своей речи от 17 февраля 1886 г. «О нравах византийского общества» Н. А. Скабаланович описывает положение женщины в семье, материнские обязанности, занятия по дому, в основном исследователь опирается на нарративные источники. Интересен тот факт, в своем обращении автор рассматривает женщину в сравнении с мужчиной, тем самым предвосхищая будущие подходы гендерного изучения. Основателем русской современной научной школы Византиноведения был академик В. Г. Васильевский, он первый обратился к Византии как основной сфере своих научных интересов. И впервые сделал ценные замечания о правовом положении женщин. Другой видный представитель русского византиноведения был Ф. И. Успенский, он внес огромный вклад в изучение внутренней истории империи, а также начал исследование актового материала. Одним из важных направлений русского византиноведения было изучение византийского права и отношений между Церковью и государством. Достижениями историко-правового направления стали книги Н. А. Скабалановича, Д. И. Азаревича. В начале XX века русский исследователь И. И. Соколов обратился к проблеме изучения женщин и тесно связанных с ней темам. Подробно изложил на основе канонических текстов и церковного права поводы к раз-воду в Византии IX-XV вв. Также в этой работе рассматривается светское законодательство, благодаря чему мы видим эволюцию норм, касавшихся разводов. Однако, гендерные вопросы им почти не затрагивались, было лишь выявлено неравное положение женщин при разводах. Кроме того, И. И. Соколов впервые обратился к истории монашества в Византии и оценил его важнейшую роль в византийской культуре и обществе.
Агиографическая литература является для нас неоценимым источником для получения сведений о жизни византийского общества. В агиографии наи-более полно рассказывается нам об обращении в христианство святого или о христианском подвиге, так же невольно фиксируется повседневность, откуда мы черпаем информацию об исторических событиях, простых случайных женщинах, укладах в семьях и т.д. А. П. Рудаков впервые систематизирован обширный агиографический материал, в своей книге «Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии» охватил более 200 житий. Он классифицировал жития по географическому принципу. Также есть много житий, которые А. П. Рудаков классифицирует на основании их содержания- это те жития, в которых мы имеем дело со средой и бытом одинаково общим для всех византийских областей. Сюда относятся:
1. мученичества из эпохи гонения императора Юлиана- это сухие допросы и протоколы казни, они почти не содержат культурно-исторического контекста;
2. Жития церковных деятелей, их биографии, которые излагают социально-церковные и исторические подробности;
3. Жития из круга высшего византийского общества, которые дают быт и нравы этого круга.
Всё это даёт нам экономические и бытовые реалии византийского общества. Этот подход позволил рассматривать житийную литературу не только как памятник духовной литературы, но и как исторический источник. Историческую достоверность житийной литературы изучил М.В. Бибиков.
В свою очередь, изучением византийских житий занимался Х. М. Лопарёв. Византийская литература, в том числе и агиографическая находилась в центре внимания А. П. Каждана, П. В. Безобразова.
Революция 1917 года не сразу повлияла на русское византиноведение- публицистические произведения выпускали П. В. Безобразов, Ф. И. Успенский. В 30-ые гг. в СССР деятельность в области византиноведения практически прекратилась. Но с конца 60-ых гг. советские византисты уже прибегают к изучению различных сюжетов: история литературы, общественно-политическая мысль, право, проблемы культуры и быта, анализ исторических источников. Публикуются работы Г. Л. Курбатова (общественная мысль, историография), Е. С. Липшиц (правовой статус женщин, юриспруденция), А. П. Каждан (культура, литература, женщина в семье), З. В. Удальцова (культура и идеология), Я. Н. Любарский (перевод исторической литературы), И. П. Медведев (правовая культура Византии) и т.д.
К концу 1970-х- началу 1980-х гг. в исторической науке появился гендерный подход, хоть и информация о жизни средневековых женщин являлась во многом фрагментарной. Дж. Скотт впервые подготовила теоретическую базу гендерных ролей в своей статье: «Гендер: полезная категория исторического анализа» .Скотт увидела необходимость в «преодолении внеисторичности господствующих интерпретаций пола в истории» и предложила новую парадигму анализа исторического материала через призму понятия «гендерная история». Таким образом, этот подход предлагал исследователям задавать вопросы, которые ранее не были заданы, искать там, где ещё никто не искал. Несомненно, это поспособствовало новой волне энтузиазма исследований по всему миру. Различные аспекты гендера теоретические и исторические представлены Н.Л. Пушкаревой, Л.П. Репиной и др. На протяжении последних двух десятилетий все более активно стали появляться работы, посвященные гендерным исследованиям женщин в Византии. Основным отечественным центром по таким исследованиям является Институт Всеобщей истории РАН. Также существующая и поныне Уральская школа византиноведения, основанная еще профессором М. Я. Сюзюмовым в 60-ых гг. XX века, занимается исследованием женских житий и пытается реконструировать частную жизнь византийского общества. Интересные исследования, касаемо женской ранневизантийской частной жизни, проводятся Белгородским Университетом по направлению «Классическая и византийская традиция». ( Н. Н. Болгов, Т. В. Смирницких). Объектом исследования Л. Ю. Костогрызовой является правовое положение женщин в IV- X вв. через призму законодательных документов. К проблеме изучения места женщины в Церкви обращались Е. В. Белякова, Е. Б. Емченко, Н. А. Белякова. Они рассмотрели исторически место женщины в Церкви, рассматривали историю служения мирянок и диаконисс в ранней Византии. Стоит отметить, что помимо статьи А.А. Чекаловой о Юлиане Аниции и ее эвергетизме, в отечественной науке гендерных исследований по истории Византии совершенно нет.
Таким образом, в ходе краткого обзора отечественной литературы становится понятно, что несмотря на относительно большое количество существующих работ, связанных с Византией, в поставленном нами ракурсе данная тема весьма затруднительна при изучении. Чего нельзя сказать про западную историографию, именно поэтому в основном мы использовали англоязычные источники.
Так как объектом нашего исследования в первую очередь является женщина, мы попытаемся использовать в своей работе предложенный подход Анжелики Лайу, который заключается в том, чтобы выяснить, как сами женщины думали и на какой основе они действовали. Лайу предполагает, что это должно применяться не столько к современному пониманию и категоризации византийских женщин в современных терминах и в соответствии с со-временными методологиями, сколько к их пониманию самих себя в их собственном социальном контексте и в отношении мужской идеологии в этом кон-тексте. Хотя Лайу утверждает, что восстановление самовосприятия женщин является наиболее ценным, в большинстве случаев у нас нет работ, созданных ими или выражающих их мнение. Вместо этого ученые должны полагаться на рассказы, написанные мужчинами, отражающие их собственные планы, некоторые из которых вообще не касаются в первую очередь женщин, а лишь упоминают их вскользь, между строк. Но все равно такие свидетельства имеют большую ценность и подлинность. В 1980-ых А. Лайу стала пионером в изучении византийского общества, Лайу издала сборник статей, проблематика которых охватывает ее основные научные интересы: гендерная история, общество и экономика . Она стала автором предисловия к сборнику этих статей. Кроме того, она высказала предположение о том, что женщины в византийском провинциальном обществе начала XIII века действовали со значительной социальной свободой и что в политике широко участвовали влиятельные и независимо мыслящие аристократические женщины.
Следует подчеркнуть, что зарубежная историография, сопряженная не-посредственно с гендерными вопросами напрямую связана с изучением темы сексуальности, частной жизни женщин из разных социальных слоёв, их правового статуса и роли в обществе Византии. В связи с этим невозможно не упомянуть Питера Роберта Ламонта Брауна с монографией «Тело и общест-во: мужчины, женщины и сексуальное воздержание в раннем христианстве». Весьма полезным для нас является, проведенный автором анализ первоисточников: Тертулиана, Климента Александрийского, Оригена, Капра Карфагенского и проч. благодаря чему можем увидеть истоки зарождения феномена женского аскетизма, которые исходили из христианской морали. Например, Тертуллиан своими догматическими и этическими сочинениями приписывает «для дев Христовых» особые правила как для самой аскетической жизни, так и для общения, одеяний. Киприан Карфагенский подчеркивал, что целомудренная жизнь равна жизни ангельской, а также он показывал образ жизни и поведения для девственниц, соответствующий данному им обету. П. Браун в главе «Дочери Иерусалима: аскетический образ жизни женщин в IV веке» приводит множество примеров женщин, вступивших на путь сексуального отречения. Это, например, девственница Макрина(сестра Григория Нисского); Мелания Старшая и Олимпиада в Константинополе- эти две женщины предпочли остаться вдовами после брака с язычниками. П. Браун указывает на важную роль женщин в «Поздней античности» и на идею отказа от сексуальности во имя постижения Бога. Примерно в это же время Э. Патлажан занималась исследованием частной жизни византиек. В книге Э. Патлажеан «История частной жизни: от языческого Рима до Византии» рассматривается роль женщины в семье, взаимоотношения византийцев в браке, техники деторождений, контрацепции, абортов. Эта Работа дает общую картину семейной жизни с VI по XV вв., но основной акцент сделан на XI-XIIвв.В 1990-е годы заметным явлением в византийских гендерных исследованиях стало изучение Л. Гарланд женщин, оказавших влияние на историю Византии VI–начала XIII веков. Ровно и коллективная монография под редакцией Л. Джеймс, посвящённая гендерной истории Византии IV–XII веков. Начиная с 2000-ых Дж. Хэррин активно публикует свои работы, касающиеся различных вопросов гендерной проблематики вообще. В 2014 году вышла её знаменитая монография. Дж.Херрин придерживается трех подходов в своём исследовании статуса женщин: во-первых, она говорит, нужно отобрать случайные упоминания о женщинах, их активность в источниках, написанных мужчинами, особенно в тех, которые спонтанно встречаются в повествованиях, не связанных с женщинами, случайные замечания и случайные наблюдения; во-вторых, рассмотреть прецедентное право, где женщины осуществляли свои ограниченные юридические права; в- третьих, Джудит Херрин подчеркивает значение церковных институтов и христианских верований для женщин. Это та область, в которой женская субъективность, возможно, наиболее полно раскрывается. Мы можем изучать жизнь женщин- мирянок благодаря такому религиозному и гендерному «конструированию».
В результате труда музея Dumbarton Oaksпод редакцией Элис Мари-Тэлбот мы имеем возможность познакомиться с десятью житиями византийских святых с V по XII вв., переведенными с древнегреческого на английский язык. Через агиографическую призму мы раскрываем основные положения аскезы в Византии, такие как: отшельничество, феномен переодевания женщин в мужчин во имя желания служить Богу (святые-трансвеститы), раскаявшиеся блудницы, мученичество, святость в миру (пожертвования Церкви, полное смирение перед жизненными испытаниями), святые настоятельницы монастырей. Также серия исследований Элис-Мари Тэлбот «Женщины и религиозная жизнь в Византии» после вводного общего очерка о жизненном укладе и статусе женщин в византийском обществе посвящена женской религиозной жизни, с особым акцентом на роли монастырей - как духовного убежища, убежища для нуждающихся женщин или места оказания благотвори-тельных услуг. Автор сравнивает византийские женские монастыри с мужскими, указывая на более строгие правила ограждения от мира непосредственно в некоторых женских монастырях. Рассматриваются также такие явления, как двойные монастыри, экономические и духовные связи женщин с Афоном. Для нас будут важны статьи, в которых исследуются вопросы женской святости, анализируются типы женщин-святых. Кроме того, имеются исследования о возрождении агиографической письменности в поздневизантийскую эпоху, особенно о переработке жизнеописаний древних святых. Богатство передавалось в монастыри через женщин-приверженцев, что делало церковь крупным финансовым хранилищем, а также центром орбиты жизни многих женщин. Благодаря этим религиозным структурам женщины получили новые возможности для выражения своего благочестия, даже в браке. Все чаще женщины находили способы влиять на религиозную идеологию и практику. Таким образом, несмотря на то, что они практически не имели политического влияния, они смогли выразить себя в культурных терминах и достичь высокой степени самоопределения через участие в домашних делах и церкви. Например, Мелания, которая пожертвовала своё богатство монастырям Ливии, Сирии, Египта благодаря наставлением пресвитера. У Лиз Джеймс, Кетлин Коннор помимо работ связанных с семейной жизнью и взаимоотношениями мужчины и женщины также присутствуют работы, связанные с женской святостью и аскетизмом. Бер-Сижель уделяет много внимания ключевым моментам полемики о женщинах: православной антропологии (анализ Бытия), православной литургики (священник как представитель Христа на литургии), церковной истории и мариологии. И является сторонницей возрождения женского диаконата, она приводит обширный исторический обзор этого обычая, ссылки на описание обряда рукоположения и т.д. Таким образом, мы располагаем обширным количеством источников, так как наши западные коллеги накопили обилие работ по вопросам и анализу гендера.
Объектом исследования служат культурные и религиозные феномены, связанные с положением женщины и её ролью в византийском обществе.
Предметом исследования является процесс формирования и эволюции женского образа в различных сферах и социальных положениях, а также отголоски женской ментальности, идеала материнства и женственности.
Целью курсовой работы является: показать изменение женских ролей при появлении христианства; проследить онтогенез законодательства, имеющего непосредственное отношение к браку и выявить некоторую изначальную гендерную ассиметрию в праве; представить значительную роль императриц в истории Византии и раскрыть их культурное и в некоторых случаях политическое влияние; попытаться выяснить место женщин-мирянок (приниженное или свободное);проявить место и статус диаконисс в Византии.
Задачи дипломной работы, вытекают из поставленных целей:
-рассмотреть изменение статуса и судеб женщин после утверждения христианства в качестве государственной религии Восточной римской империи;
-раскрыть положение женщин в обществе с точки зрения церковного и светского законодательства Византии;
-изучить статус женщины в семье, проанализировать существовавшие отношения в семье;
- проследить как христианская мораль влияла на поведение средневекового человека;
- рассмотреть жизнь женщин из императорских фамилий и их влияние на культуру и политику;
- проанализировать место женщины в церкви, характер женских служений.
Источниковедческая база исследования.
В первом параграфе при рассказе о влиянии христианства на жизнь женщин, мы повествуем о великомученице Фёкле. Единственным источником сведений о жизни которой является апокрифическое сочинение «Деяния Павла и Фёклы», которое было написано во II веке.
Для изучения правового положения женщины в Византии на протяжении всей истории её существования нам стоит начать с ранневизантийского периода и коснуться основных правовых источников этого этапа. Такими источниками являются «Кодекс Феодосия» 439 г.- официальное собрание законов Римской Империи при Феодосии 2 (401-450 гг.) и «Corpusjuriscivilis» - свод римского права 529-534 гг., составленный при Юстиниане 1 (483-565 гг). Реформирование законов привело к появлению новых трёх сводов: «Эпанагога» («Исагога»), «Прохирон», «Василики». С приходом Палеологовской династии появляется еще один источник для рассмотрения «Шестокнижие».
В параграфе 2.1. при изучении византийской семьи мы обращаемся к агиоргафии. Стоит учитывать, что агиографические тексты имеют, как правило, несколько редакций, из которых наиболее важны синаксари - краткие варианты житий, которые читаются во время богослужения. Этот вид житий сохраняет в подлинном виде многие факты из жизни святых. Собрание синаксарей было подготовлено в 1902 г. И. Делайе. По степени глубины и информативности выделаются из всех богословских источников непосредственно труды Отцов Церкви. Корпус данных текстов называется патристика. Свод «Patrologiaecursuscompletes» является наиболее известным собранием, он состоит из греческой и латинской части. Латинская содержит 160 томов, греческая - 220.
При изучении высокопоставленных женщин мы имеем гораздо больше информации, так как в основном именно они попадали на страницы исторических хроник. Поэтому нам будет интересна «Тайная История» светского автора Прокопия Кесарийского (придворный историк императора Юстиниана I). Историческое сочинение Михаила Пселла «Хронография» охватывает правление четырнадцати императоров и императриц XI века. Равно как исторический труд Анны Комниной «Алексиада»
Обращаясь, к теме служения диаконисс, мы анализируем «Апостольские постановления»- апокриф, приписываемый Клименту Римскому. Первые шесть книг «Апостольских постановлений» корреспондируют с «Дидаскалией».
Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составляют теоретико-методологические разработки зарубежных и отечественных ученых, посвященные проблемам религии, культуры, социологии, философии. В работе используется междисциплинарный подход.
Структура. Работа состоит из Введения, трёх глав, пяти параграфов, заключения, библиографического списка.
В заключении подводятся общие итоги и излагаются основные выводы исследования. Христианство на раннем этапе дало возможность женщинам играть не свойственные роли для античного общества, например, роль проповедницы, религиозного лидера. Но при складывании Церкви в иерархическую структуру женщины были отодвинуты на периферию, так как античные и иудейские представления о главенстве мужчины во всех сферах общественной жизни продолжали доминировать. Но даже в таком патриархальном обществе женщине удавалось занимать активные позиции как в Церкви, так и в общественной жизни. По средствам законодательных актов было выявлено правовое положение женщины в Византийском обществе на протяжении всей истории её существования: женщина не выделялась в определенную юридическую группу, женщин не определяли субъектами права. В римском законодательном праве вопрос содержался скорее в правовых функциях, предписанных обеим полам, а не в правовом положении женщины. Но благодаря расширению имущественных прав происходило сужение гендерной асимметрии, благодаря чему происходило упрочнение правового положения византийских женщин, правда, уже на закате Византийской Империи. Задачей гендерной асимметрии византийского законодательства было определение роли женщины в обществе, которую она могла выполнять. Конечно же, в первую очередь это рождение и воспитание детей. И если на начальном этапе становления Византийской Империи семья было непрочной социальной ячейкой, то с течением времени, благодаря ввёденным каноническим и законодательным нормам, а также распространением христианских идеалов в обществе, семья становится основой византийской цивилизации, где господствует институт материнства и институт брака. Ключевую роль играли императорские семьи, ведь именно они служили примером для всего византийско-го общества. Византийская августа на земле являлась воспроизведением царицы небесной. Она была заступницей православия, служила Церкви и способствовала как распространению христианства на первоначальных этапах становления Византии, так и сохранению главенствующего положения религии в империм. Но если василиса выполняла особые миссии, то обычные мирянки могли лишь выполнять элементарные функции, например оказывать поддержку больным и слабым при храме или украшать его во время праздников. Для более серьезных функций допускались лишь рукоположенные диакониссы, которые в последующем упразднились в монахинь. Для гендер-ной проблематики вопрос об упразднении института женского диаконата остаётся до сих пор открытым, так как запрет на служение женщины в Церкви не является обоснованным.
Из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что поставленные задачи в исследовании были успешно выполнены.
Из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что поставленные задачи в исследовании были успешно выполнены.



