Введение
Глава 1. Историко-теоретические аспекты формирования образа Российской Федерации в зарубежных СМИ
1.1 Роль СМИ в современном мире и информационных войнах…………………………….6
1.2 Обоснование необходимости формирования положительного внешнеполитического образа Российской Федерации…
1.3 Политика, направленная на создание положительного имиджа России в мире…….…17
Глава 2. Внешнеполитический образ России в британских СМИ………………………..…24
2.1 Внутренняя политика Российской Федерации в отражении британских СМИ………..25
2.2 Внешняя политика России в отражении британских СМИ……………………………...29
2.3 Образ российского президента в отражении британских СМИ……………………...….30
2.4 Отношения России со странами постсоветского пространства в отражении британских СМИ
Глава 3. Внешнеполитический образ России в испанских СМИ……………………………40
3.1 Образ президента и внутренняя политика Российской Федерации в отражении испанских СМИ
3.2 Внешняя политика Российской Федерации в отражении испанских СМИ……………48
3.3 Отношения Российской Федерации со странами постсоветского пространства в отражении испанских СМИ
Заключение
Список источников и литературы
Два главных вызова ХХI века – глобализация и информационная революция – вынуждают современные государства искать новые, более действенные инструменты воздействия на мировое сообщество, используя оригинальную и особенную имиджевую политику. Для любой страны очень важен её образ, особенно для ведущего игрока глобальной политики, и Российская Федерация не является исключением.
Формирование международного образа Российской Федерации - вопрос, который занимает как отечественных, так и зарубежных политологов, ведь создание определенного внешнеполитического имиджа - сложный, многоступенчатый процесс. Тем более это актуально для России, стране, которой 26 лет назад пришлось многое начинать с нуля.
Для Российской Федерации проблема её имиджа была и остается острым вопросом по причине того, что в информационной войне у России на данный момент не так много успехов. Неудачи страны в информационной сфере являются одной из причин отрицательного образа страны в западном полушарии.
Тема имиджа России стала актуальна как никогда в связи с украинским кризисом, где информационная война вновь не оказалась её сильной стороной. Иностранные СМИ занимаются пропагандой, распространяя неточные или утрированные данные, формируя ложные представления о России и её действиях у граждан зарубежных стран. Причину такого поведения можно найти в опасениях западных стран, что Россия вернет себе статус мировой державы. Нынешние лидеры международных отношений предпринимают попытки по сохранению своего ведущего положения на международной арене.
Для сравнительного анализа были выбраны СМИ Испании и Великобритании. Выбор обуславливается различным подходом этих стран к выстраиванию взаимоотношений с Российской Федерацией в виду разного политического веса Испании и Великобритании на международной арене. Великобритания всегда претендовала на роль лидера международных отношений и имеет политическую линию, близкую к политике, проводимой США - основному оппоненту РФ на международной арене. Испания на данный момент не претендует на роль мирового лидера и стремится выстраивать со всеми странами дружественные отношения, в том числе с РФ.
Таким образом, внешнеполитический образ, которым обладает Российская Федерация, создан не только действиями самого государства, но и в значительной степени зарубежными СМИ. Сейчас, когда Россия вновь вернулась на международную арену в качестве глобального игрока, её образ является крайне важным. Все выше сказанное обуславливает актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является характеристика сложившегося внешнеполитического образа Российской Федерации в СМИ Испании и Великобритании.
Для достижения указанной выше цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Определение роли СМИ в современном мире, степени их влияния на международные отношения и их роль в информационных войнах.
2. Анализ практических шагов Российской Федерации по формированию собственного внешнеполитического имиджа.
3.Выявление главных факторов, негативно влияющих на имидж Российской Федерации.
4. Анализ современных СМИ Испании и Великобритании для выявления формирующегося внешнеполитического образа Российской Федерации по таким критериям, как внешняя политика, отношение к российскому президенту и отношения России со странами постсоветского пространства.
Объектом исследования являются средства массовой информации Великобритании и Испании.
Предметом исследования являются особенности отношения к Российской Федерации в СМИ Великобритании и Испании в зависимости от временного периода и тематики.
Методологическая база исследования состоит из методов исторического, системного и сравнительного анализа.
Источниковая база исследования представлена материалами, опубликованными на официальных сайтах ведущих периодических изданий Испании и Великобритании, таких как ElPaís, ABC, LaVanguardia, TheTimes, TheIndependent, TheGuardian.
При написании данной работы были изучены следующие труды отечественных и зарубежных исследователей. Представляется интересной для оценки книга «От России исторической к России современной. Образ России в испанских СМИ», которая представляет собой анализ отношения испанских СМИ к России за 2008 год. Также очень полезными в данной теме являются труды профессора Василенко И.А. “Имидж России: концепция национального и территориального ребрендинга” и “Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта”. В ходе написания данной работы была использована монография российского историка и политолога А. А. Громыко «Образы России и Великобритании: реальность и предрассудки» .
СМИ является мощным оружием современного мира и средством, которое в умелых руках может быть применимо для различных целей. Они по праву считаются «четвертой властью» и могут нанести серьезный урон имиджу государства. В двадцать первом веке это оружие успешно применяется против Российской Федерации.
Различные страны в наше время используют медиа ресурсы не только для создания своего позитивного внешнеполитического образа, но и для очернения имиджа другого государства.
Несмотря на то, что Российская Федерация относительно поздно обратила внимание на важность создания индивидуальной имиджевой стратегии для продвижения своего позитивного внешнеполитического образа, на сегодняшний день предприняты серьезные шаги в этом направлении, благодаря которым стране удалось добиться определенных результатов в информационной сфере и научиться использовать «мягкую силу» для достижения своих целей на международной арене. Среди них создание новостного канала RussiaToday, освещающего основные события с альтернативной, зачастую отличной от западной точки зрения; деятельность такого федерального органа исполнительной власти как Россотрудничество; проекты фонда «Русский мир», направленные на популяризацию русского языка; сотрудничество с компаниями по продвижению позитивного имиджа государства, с такими как Ketchum.
Тем не менее, можно уверенно говорить о том, что имидж Российской Федерации остается в основном негативным. Связано это с пропагандой западных СМИ, проводимой последовательно и на протяжении долгого времени. Закрепившиеся за страной стереотипы и активно действующие антироссийские СМИ на данный момент не дают возможности переломить ситуацию в свою пользу.
Анализируя СМИ Испании и Великобритании, можно увидеть достаточно много общих тенденций, что, вероятнее всего, объясняется единым геополитическим пространством. И хотя в начале работы были высказаны ожидания, что испанские СМИ будут лояльнее к России, исходя из более дружественных отношений между странами, в действительности не так много отличий между сложившимся образом Российской Федерации в СМИ двух выбранных стран.
Исходя из анализа средств массовой информации Великобритании и Испании, можно сделать вывод, что основные упреки, которые получает Россия в свой адрес достаточно очевидны, если не сказать традиционны. Критикуется политический режим страны, который, по утверждению выбранных СМИ, выдается Россией за демократию, а в действительности лишь прикрывает вновь устанавливаемую диктатуру нового лидера страны. Много негативных статей получило пренебрежение правами человека в России, в особенности это касается прав сексуальных меньшинств, а также делался упор на ограничение свободы слова и права организовывать митинги.
Внешнеполитический курс подвергся особо жесткой критике СМИ двух стран, все же более негативная риторика была в СМИ Великобритании, что объясняется наличием внешнеполитических противоречий между Российской Федерацией и Соединенным Королевством.
Особое место в статьях СМИ обеих стран отведено президенту Российской Федерации Владимиру Путину. В целом, для периодических изданий двух стран новости, связанные с российским президентом фактически сливаются с новостями про внешнюю и внутреннюю политику. Образ Владимира Путина также подвергается серьезному воздействию со стороны СМИ обеих стран, где он изображается жестким правителем, чаще всего желающим реализовать свои имперские амбиции через имеющуюся государственную власть. Прошлая должность В. В. Путина является одной из самых частых тем, поднимаемых в статьях про него. СМИ везде упоминают о том, что действующий президент России является бывшим шпионом КГБ.
СМИ обеих стран продемонстрировали, что и внешнюю, и внутреннюю политику России связывают в основном с Владимиром Путиным, по этой причине весьма сложно отделить статьи, посвященные российскому президенту от статей про внешнюю политику Российской Федерации. Можно утверждать, что подавляющее большинство статей в обеих странах содержат следующую совокупность: осуждается агрессивное поведение России на международной арене, продиктованное личными амбициями бывшего полковника КГБ, который установил свою диктатуру в стране. Падение СССР воспринимается как нечто позитивное. Для обеих стран он всегда воспринимался как угроза, данное государственное образование не рассматривалось как союз стран, сильный оппонент. Именно поэтому все периодические издания крайне болезненно реагируют на любые действия России в данном направлении. Любые попытки наладить отношения с соседними странами или просто сотрудничать освещались не с самых лучших для России ракурсов. Стоит отметить, что в начале этого века СМИ, особенно испанские, писали более мягко об этой особенности внешней политики России, говоря скорее о желании восстановить единство на всем постсоветском пространстве и об особенностях всей русской цивилизации, к которым, часто приписывались все бывшие республики Советского Союза. Чем же ближе дата публикации к сегодняшнему дню, тем жестче их высказывания и оценка. Такое поведение рассматривается уже не как ностальгические попытки воссоединиться, а желание навязывать политическую волю менее габаритным соседям, обеспечивая себе тем самым увеличение территории и буферную зону между Россией и Западом.
Во многих статьях обеих стран часто можно встретить высказывания о том, что Россия - это нефтяная держава, что страна зависима от газа и что только на импорте сырья нельзя построить успешную экономику.
В обеих странах есть СМИ, которые пишут более нейтральные статьи и обзоры, что обуславливается их политическими взглядами. Как правило, это газеты с более либеральной позицией. Для Великобритании это TheGuardian, для Испании - LaVanguardia.
Если говорить про отличия внешнеполитического образа Российской Федерации в СМИ двух выбранных стран, то можно выделить следующие черты:
1. В испанских изданиях упоминания о культурных событиях, связанных с Россией, встречаются чаще, в британских СМИ авторы почти не отходят от политической тематики.
2. Британские СМИ настроены более агрессивно, обвиняя Россию в попытке вернуться в число мировых лидеров. Испанские издания пишут о многополярном мире, к которому стремится Россия, и в целом поддерживают эту идею.
3. СМИ Великобритании чаще рассматривают Россию через призму российско-американских отношений, что практически не просматривается в испанских изданиях.
Вывод, который можно сделать по итогу работы: настроение в двух выбранных странах по отношению к России достаточно схожее, ведь выбрав два относительно разные государства, были получены практически одинаковые результаты. В силу того, что интересы Испании напрямую не пересекались и не пересекаются с Россией, их статьи содержат менее негативную характеристику. Напротив, Великобритания более яростно защищает свое положение на международной арене, опасаясь закрепления нового важного актора международных отношений.
России нужно более активно продвигать свой позитивный внешнеполитический образ и научится более грамотно вести информационную войну, ведь еще один вывод, который можно сделать - увы, на данный момент, Россия не является в ней победителем.
1. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 30 ноября 2016 г.). http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения 17.05.2017)
2. О Россотрудничестве. http://rs.gov.ru/ru/about (дата обращения 17.05.2017)
3. Обзор публикаций испанской газеты АВС, посвященных чеченской проблеме. http://inosmi.ru/inrussia/20040902/212571.html (26.04.2017)
4. Моченов А., Никулин С., Панков Г. «Десять стереотипов, которые портят «европейский̆» имидж России». http://g808.ru/text.php?sText=stereotip (дата обращения 07.05.2017)
5. Общественная дипломатия. http://rs.gov.ru/ru/activities/4 (дата обращения 17.05.2017)
6. Пиарщики из США более не будут продвигать имидж России http://www.bbc.com/russian/international/2015/03/150312_ketchum_russia_peskov_comments- (дата обращения 23.04.2017)
7. Сайт РИА Новости вошел в двадцатку самых посещаемых сайтов в Европе. https://ria.ru/news_company/20130625/945627540.html (дата обращения 30.04.2017)
8. СМИ Испании: Россия — последняя империя. http://inosmi.ru/overview/20161019/238039951.html (дата обращения 17.05.2017)
9. Фонд «Русский мир» создан во исполнение Указа Президента РФ В. В. Путина от 21 июня 2007 года. http://www.russkiymir.ru/fund/ (дата обращения 16.05.2017)
10. Яковлев П. Имидж России в Испании: главные тенденции. http://www.perspektivy.info/book/imidzh_rossii_v_ispanii_glavnyje_tendencii_2010-10-21.htm (дата обращения 20.04.2017)
11. Яковлев П. Россия и Испания: векторы взаимодействия (к 40-летию установления дипломатических отношений). http://www.perspektivy.info/book/imidzh_rossii_v_ispanii_glavnyje_tendencii_2010- 10-21.htm (дата обращения 17.04.2017)
12. О канале. https://russian.rt.com/about (дата обращение 17.05.2017)
13. Aragones G. Лицемерие Запада в отношении России. http://inosmi.ru/inrussia/20040115/204600.html (дата обращения 09.05.2017)
14. Beaumont P. Can Edward Snowden cite human rights and still applaud Putin? https://www.theguardian.com/commentisfree/2013/jul/13/edward-snowden-anna-politkovskaya?utm_source=feedburner&utm_medium=feed&utm_campaign=Feed%3A+the guardian%2Fmedia%2Frss+%28Media%29. (датаобращения 24.04.2017)
15. Bonet P. MoscúconvierteGazprom en unapoderosaherramientapolítica. http://elpais.com/diario/2006/05/16/internacional/1147730407_850215.html(датаобращения 28.04.2017)
16. Buckley N. One day in the life of Mikhail Khodorkovsky. https://www.ft.com/content/a9adb49e-3c39-11e3-b85f-00144feab7de (датаобращения 20.04.2017)
17. Cartablancapara Putin. http://elpais.com/diario/2008/11/22/opinion/1227308402_850215.html (датаобращения 16.05.2017)
18. Crampton R. Putin the piano man? That’s a PR pitch too far. https://www.thetimes.co.uk/edition/times2/putin-the-piano-man-thats-a-pr-pitch-too-far-grhq8hkvv (датаобращения 20.04.2017)
19. Dejevsky M. When the empire crumbled: 20 years after the Soviet. http://www.independent.co.uk/news/world/europe/when-the-empire-crumbled-20-years-after-the-soviet-coup-2339619.html (датаобращения - 30.04.2017)
20. Dejevsky M. Первая женщина в космосе: люди не должны тратить деньги на войны. http://inosmi.ru/social/20170330/238996377.html (дата обращения - 05.05.2017)
21. ElPaís. http://inosmi.ru/elpais_es/ (дата обращения - 11.05.2017)
22. ElogialuchaMedvedev. http://www.abc.es/20100413/nacional-asuntos-exteriores/zapatero-elogia-lucha-medvedev-201004131452.html (дата обращения 29.04.2017)
23. Exprimerministro Kasyanov dice que Putin. http://agencias.abc.es/agencias/noticia.asp?noticia=793904 (датаобращения 05.05.2017)
24. Fernandez R. Putin, el hombre inmutable. http://elpais.com/diario/1999/08/11/internacional/934322404_850215.html (датаобращения 05.05.2017)
25. Fernandez R. Yeltsin anunciaporsorpresaunreajuste del Gobiernoparaafrontar un "otoñocaliente». http://elpais.com/diario/1998/07/26/internacional/901404004_850215.html (датаобращения 17.05.2017)
26. Fernandez R. Yeltsin nombra a susucesor en el Kremlin. http://elpais.com/diario/1999/08/10/internacional/934236001_850215.html (датаобращения 24.04.2017)
27. Halpin T. Путин завоевывает домашние очаги и умы европейцев. http://inosmi.ru/world/20061227/231914.html (дата обращения 30.04.2017)
28. Haynes D. Nato has no plan if Russia invades, warns ex-general. https://www.thetimes.co.uk/article/dh-nato-0nxssn0rr (датаобращения 30. 04. 2017)
29. Haynes D. Russia has edge over us in battle, army admits. https://www.thetimes.co.uk/edition/news/russia-has-edge-over-us-in-battle-army-admits-tsl7j63f5 (датаобращения 02.05. 2017)
30. Ketchum прекращает продвигать имидж России на Западе. http://www.vedomosti.ru/politics/news/2015/03/12/ketchum-prekraschaet-prodvigat-imidzh-rossii-na-zapade (дата обращения 24.04.2017)
31. La mano de Putin. http://www.abc.es/hemeroteca/historico-24-11-2004/abc/Internacional/la-mano-de-putin_963602679522.html (датаобращения 18.05.2017)
32. La miradahemipléjica. http://internacional.elpais.com/internacional/2009/12/17/del_alfiler_al_elefante/1261018449_126101.html (датаобращения 17.05.2017)
33. Las promesas de Putin. http://elpais.com/diario/2001/04/06/opinion/986508004_850215.html (датаобращения 16.05.2017)
34. Lluis F. Украинский хаос. http://inosmi.ru/world/20041124/214947.html (дата обращения 17.05.2017)
35. Lluis U. Europa debeavanzar a diferentesvelocidades; si no, explotará. http://www.lavanguardia.com/internacional/20170306/42565423614/europa-debe-avanzar-a-diferentes-velocidades-si-no-explotara.html (датаобращения 03.05.2017)
36. Luhn A. Russia local elections: Putin's opponents gear up for poll challenge. https://www.theguardian.com/world/2013/sep/05/putin-opponents-electoral-challenge?CMP=twt_gu (датаобращения 30.04.2017)
37. Luis J. ApuestaporacercarRusia a la UE paragarantizar la seguridad EU. http://www.lavanguardia.es/ internacional/noticias/20100413/53908601741/zapatero-apuesta-por-acercar-rusia-a-la-ue-para-garantizar-la-seguridad-union-europea-jose-luis-rodr.html. ( датаобращения 28.04.2017)
38. Mañueco R. La mano de Putin. http://www.abc.es/hemeroteca/historico-24-11-2004/abc/Internacional/la-mano-de-putin_963602679522.html (датаобращения 17.05.2017)
39. Mañueco R. Cuatromangantesricos y unadictadura de Putin. http://www.abc.es/20110922/internacional/abci-manueco-entrevista-201109220407.html (датаобращения 17.05.2017)
40. Martin Sixsmith. Will Russia say ‘nyet’ yet again to democracy? https://www.thetimes.co.uk/article/will-russia-say-nyet-yet-again-to-democracy-29zh0v7mqgg (датаобращения 24.04.2017)
41. Melanie Phillips. Putin has us dancing like a puppet on a string. https://www.thetimes.co.uk/article/putin-has-us-dancing-like-a-puppet-on-a-string-g8z2kf2f9bt (датаобращения 20.04.2017)
42. Obamavuelveen Praga.http://www.elperiodico.com/es/noticias/opinion/20100328/editorial-obama-vuelve-praga/95134.shtml. (дата обращения 27.04.2017)
43. Penketh A. Ходорковского посадили, чтобы заставить его замолчать, утверждают адвокаты. http://inosmi.ru/inrussia/20071025/237435.html. (дата обращения - 24.04.2017)
44. Penketh А. Кремль торгует мускулами Путина. http://inosmi.ru/inrussia/20070824/236228.html (дата обращения 30.04.2017)
45. Poch R. El conflictoqueOccidente ha provocado en Ucrania. http://blogs.lavanguardia.com/paris-poch/2014/11/20/el-conflicto-que-occidente-ha-provocado-en-ucrania-54209/ (датаобращения 20.05.2017)
46. Porcel B. Разумный терминатор Путин. http://inosmi.ru/inrussia/20040907/212715.html (дата обращения 07.05.2017)
47. Prepaemonospara la venganza de Putin. http://www.abc.es/hemeroteca/historico-27-12-2004/abc/Opinion/preparÉmonos-para-la-venganza-de-putin_9631169202332.html (датаобращения 17.05.2017)
48. Pulso en el Kremlin. http://www.abc.es/20101228/opinion/pulso-kremlin-20101228.html (датаобращения 16.05.2017)
49. Putin develops plan for economic union of former Soviet states. http://www.independent.co.uk/news/world/europe/putin-develops-plan-for-economic-union-of-former-soviet-states-9462359.html (датаобращения 05.05.2017)
50. Putin en España. http://www.abc.es/hemeroteca/historico-08-02-2006/abc/Opinion/putin-en- españa_13272075336.html (датаобращения 05.07.2017)
51. Putin girahacia el pragmatismo. http://www.lavanguardia.com/opinion/20151218/30883518301/putin-gira-hacia-el-pragmatismo.html (датаобращения 17.05.2017)
52. Putin rectifica. http://www.abc.es/hemeroteca/historico-09-09-2004/abc/Opinion/putin-rectifica_9623531205810.html (датаобращения 17.05.2017)
53. Robert Skidelsky. Why Russia is an economic and political Janus. https://www.theguardian.com/business/2013/sep/20/why-russia-economic-political-janus (датаобращения 20.04.2017)
54. RoxburghА. Let Putin save face. https://www.theguardian.com/commentisfree/2014/jul/21/putin-save-face-mh17-russian-leader-ukraine-rebels (датаобращения 02.05.2017)
55. Rusiaperdona a Cuba el 90 porciento de sudeuda con la URSS. http://www.lavanguardia.com/internacional/20140705/54410777576/rusia-perdona-deuda-cuba.html (датаобращения 17.05.2017)
56. Shaun W Russia’s opposition descends into infighting before elections. https://www.theguardian.com/world/2016/jun/23/russia-opposition-infighting-parliamentary-elections (датаобращения 20.04.2017)
57. The Independent. http://inosmi.ru/independent_co_uk/ (датаобращения 30.04.2017)
58. The Putinification of Turkey. https://www.thetimes.co.uk/article/the-putinification-of-turkey-8fmlqzdrbc8 (датаобращения 05.05.2017)
59. TheTimes http://inosmi.ru/thetimes_co_uk/ (дата обращения 15.05.2017)
60. TorreblancaJ. LavenganzadePutin. http://elpais.com/elpais/2017/01/11/opinion/1484150398_149178.html (дата обращения 16.05.2017)
61. TsarVladimir. https://www.thetimes.co.uk/article/tsar-vladimir-7qnjlxnvqjw (дата обращения - 05. 05. 2017)
62. UnpeleledeVladimirPutin. http://www.abc.es/hemeroteca/historico-15-03-2008/abc/Opinion/un-pelele-de-vladimir-putin_1641723830014.html (дата обращение 16.05.2017)
63. Verdaderascaras en revolucion de Ucrania. http://www.lavanguardia.com/internacional/20131207/54395281285/verdaderas-caras-revolucion-ucraniana.html (датаобращения 17.05.2017)
64. Vladimir Putin can preen himself over Syria but the pressure on him is intense. https://www.theguardian.com/commentisfree/2013/sep/18/putin-preen-syria-upstaged-obama (датаобращения 05.05.2017)
65. Walker S. Владимир Путин, борется за патриотизм, переписывая учебники. http://inosmi.ru/inrussia/20070820/236140.html (дата обращения 24.04.2017)
66. Walker S. Кремлеведение: так какую же игру ведет 'премьер-министр' Путин сейчас? http://inosmi.ru/inrussia/20071008/237067.html (дата обращения 05.05.2017)
67. Wintour P. Syria crisis: Vladimir Putin under growing pressure. https://www.theguardian.com/world/2013/sep/02/vladimir-putin-syria (датаобращения - 05.05.2017)
Литература.
1. Белов В.Б., Максимычев И.Ф. Образ современной̆ России в Германии. - М:2010.
2. Гаджиев К.С., Соловьев Э.Г., Смирнов А.Н. и др. Имидж России в СМИ и общественном мнении Запада. - Москва : ИМЭМО РАН, 2008.
3. Гаджиев К.С., Соловьев Э.Г., Смирнов А.Н. и др. Имидж России в СМИ и общественном мнении Запада.- Москва : ИМЭМО РАН, 2008.
4. Громыко А. А. Образы России и Великобритании: реальность и предрассудки. - Москва : Ин-т Европы Русский сувенир, 2008.
5. Ляпоров В.В. Возможна ли «мягкая сила» России?// Сборник материалов международной конференции «Имидж России «после Крыма»: парадоксы информационной̆ войны». http://www.prioritet-pr.ru/pdf/2014/Lyaporov_V.V._Realna_li_myagkaya_sila_Rossii.pdf (дата обращения 05.05.2017)
6. Малявина С. От России исторической к России современной : образ России в испанской прессе в 2008 году. - Москва : У Никитских ворот, 2009.
7. Медведева Н. Н. Внешнеполитический имидж России в контексте развития отношений с Европейским Союзом. - Москва, 2008.
8. Най Дж. Гибкая власть. - М.: 2006.
9. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М.: Аспект Пресс, 2011.
10. Райгородский Д. Я. Реклама: внушение и манипуляция : медиа-ориентированный подход. - Самара :Бахрах-М, 2007.
11. Россия в глобальном мире 2000 – 2011. Т.6. - М.: Аспект пресс, 2012.