ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА Ⅰ. Первая пьеса 6
1. Найденный автограф 6
2. Датировка и название 7
ГЛАВА Ⅱ. Основной конфликт 11
1. «Отцы» и «дети». Взаимное напряжение 11
2. Мотив в двойном освещении 23
3. Поколение переходной эпохи 26
4. Мир иллюзий 30
ГЛАВА Ⅲ. Кто такой Платонов? 36
1. Взгляд со стороны 36
2. Попытка самоопределения 41
ГЛАВА Ⅳ. Женский вопрос 50
ГЛАВА Ⅴ. Заметка о жанре 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Источники 59
Научная литература 59
Настоящая работа посвящена исследованию концепции «литературного мышления». А. П. Чехов рассматривает эту стратегию восприятия действительности на примерах героев своей ранней пьесы.
Многие исследователи пытались объяснить специфическую литературность его первого драматургического опыта (в пьесе содержится огромное количество литературных аллюзий, прямых и непрямых цитат, отсылок к самым разным произведениям). Больше других в этом отношении сделали И. Н. Сухих и М. П. Громов. Исследователи очень подробно описали те литературные контексты, которыми окружена пьеса . В этой работе мы продолжаем заданное ими направление, однако, помимо отыскания новых отсылок и аллюзий, пытаемся ответить на вопрос, как они способствуют воплощению рассматриваемой нами концепции в тексте пьесы.
Об интересующей нас категории в своей диссертации писал А. Д. Степанов и показал, как, используя ее, Чехов переосмысляет бытовую мелодраму . В нашем исследовании развиваются положения и этой работы, однако роль «литературного мышления» в процессе разрушения жанра мы видим несколько иначе.
Тема исследования сформулирована достаточно широко: «Пьеса А. П. Чехова “Безотцовщина” (жанр, литературный контекст)». Изучение двух упомянутых в ней аспектов представляется нам наиболее сложным и привлекательным делом в науке о ранней пьесе. Категория «литературного мышления» оказывается теснейшим образом связана с ними и работает как бы в двух направлениях. «Литературность» мышления героев сначала воплощается в пьесе за счет внедрения в текстотсылок и аллюзий, а затем начинает работать на разрушение жанра мелодрамы.
Литературные контексты «Безотцовщины» настолько широки, что кажутся бесконечными. Этим обусловливается актуальность нашего исследования. Находя новые контексты или по-другому анализируя уже найденные, мы получаем возможность углубить свое понимание пьесы, ее тем и образов. «Безотцовщина» лежит в основании всего чеховского творчества, и ее переоценка влияет на осмысление всего, что писатель будет создавать в дальнейшем.
Новизна настоящей работы заключается в том, что, подходя к разным уровням пьесы с учетом этой специфической «литературности», мы можем по-иному взглянуть на основные проблемы, которые решает Чехов в своем произведении, а также пересмотреть значение некоторых противоречивых образов и решить самые спорные вопросы, касающиеся интерпретации различных труднообъяснимых моментов «Безотцовщины».
Объектом настоящего исследования выступает сама пьеса (на уровне ее героев) и ее литературные контексты. Предмет работы: категория литературного мышления и ее влияние на различные элементы структуры пьесы.
Целью исследования является разработка наиболее часто поднимаемых в связи с ранней пьесой вопросов: каков ее основной конфликт? что стоит за «раздвоенной» личностью центрального героя? почему им оказываются увлечены все женщины пьесы?
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1) найти и изучить научную литературу, посвященную рассмотрению этих вопросов, а также отысканию и объяснению различных литературных параллелей пьесы;
2) проанализировать существующие концепции и принять или отринуть сформулированные исследователями интерпретации; в момент несогласия выдвинуть свои гипотезы;
3) аргументировать свои научные предположения, оперевшись непосредственно на текст пьесы и литературные отсылки, в нем содержащиеся.
В качестве материала исследования выступает пьеса А. П. Чехова с условным названием «Безотцовщина», впервые опубликованная в 1923 году.
Перейдем к описанию структуры исследования. Первая глава состоит из двух разделов (об истории найденного автографа и о проблемах его датировки)и посвящена решению частного, но принципиального вопроса: принимаем ли мы заглавие «Безотцовщина» (нам представляется важным сформулировать свою позицию на этот счет, чтобы в следующих разделах никакая нечеткость не препятствовала течению творческой мысли). Во второй главе мы определим, какой конфликт Чехов закладывает в основание своей пьесы, и рассмотрим его во всех тонкостях. Первые три раздела посвящены его описанию (в чем заключается противостояние), выделению и характеристике участников, разговору о художественных особенностях его выражения. В четвертом разделе второй главы будет показано, какую роль играет «литературное мышление» в формировании конфликта таким, каким он в итоге получился. В третьей главе исследуется сложный, противоречивый характер Платонова(два ее раздела посвящены внешнему и внутреннему восприятию центрального героя пьесы). Категория «литературного мышления» и здесь поможет разрешить противоречия, осложняющие понимание этого персонажа. Она же выступит ключом к ответу на вопрос четвертой главы: почему Платонов становится объектом любви всех женщин пьесы. В пятой главе мы немного выйдем за рамки цели нашей работы и выразим свой взгляд на трансформацию в «Безотцовщине» жанра мелодрамы.
В результате проведенного исследования была достигнута поставленная цель. Мы увидели, насколько сложен конфликт, который создает в пьесе А. П. Чехов. С одной стороны, он рисует противостояние между представителями старшего и младшего поколений, а с другой – показывает, что объединяющие их стратегии мышления гораздо сильнее, чем внешнее отталкивание. Также мы рассмотрели противоречивый характер Платонова – героя, оказавшегося как личность шире, чем те литературные маски, которые он пытается на себя примерить, чтобы хоть как-то утвердиться в хаосе переходной эпохи. Обратившись к литературным контекстам пьесы, мы постарались показать, как «литературное мышление» мотивирует странную любовь к Платонову всех окружающих его женщин.
Обращение к отсылкам и аллюзиям «Безотцовщины» помогло нам развить и аргументировать наши гипотезы. Мы увидели, как категория «литературного мышления» работает на разных уровнях пьесы и преображает ее структуру (в частности, служит одной из причин трансформации жанра).
Вклад этого исследования в область размышлений над ранним драматургическим опытом Чехова нам видится в предложении свежих интерпретаций спорных моментов «Безотцовщины». Как мы отмечали ранее, пьеса изобилует литературными отсылками и аллюзиями (они кажутся неисчерпаемыми), и поэтому в дальнейшей работе можно развивать и пересматривать предложенные нами объяснения, одновременно занимаясь расширением и углублением литературных контекстов.
1. Гоголь Н. В. Мертвые души: поэма. М., 2005. 413 с.
2. Чехов А. П. Полн. собр. соч. Т. 12. М.; Л., 1933. С. 304 – 307.
3. Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. Серия 1. Сочинения. Т. 12. М., 1949. С. 357 – 360.
4. Чехов А. П. Собр. соч.: В 12 т. Т. 9. М., 1963. С. 663 – 664.
5. Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч. в 18 т. Т. 11. М., 1978. С. 5 – 180, 331 – 375, 393 – 402.
6. Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Письма в 12 т. Т. 4. М., 1975. С. 260.
7. Чехов М. П. Об А. П. Чехове // Новое слово. Товарищеские сборники. Кн. 1. М., 1907. С. 181 – 210.
8. Чехов М. П. Об А. П. Чехове // О Чехове. Воспоминания и статьи. М., 1910. С. 249 – 278.
9. Чехов М. П. Антон Чехов. Театр, актеры и «Татьяна Репина» (неизданная пьеса Чехова). Пг., 1924. 98 с.
10. Чехов М. П. Вокруг Чехова: Встречи и впечатления. М.; Л., 1933. 299 с.
11. Неизвестные пьесы Чехова // Русские ведомости. 1914. 31 мая. № 124. С. 4 – 5.
12. Неизвестная драма Чехова // Русские ведомости. 1914. 8 июня. № 131. С. 4.
13. Документы по истории литературы и общественности. Вып. 5. Неизданная пьеса А. П. Чехова. М., 1923. 253 с.
14. Переписка А. П. Чехова: В 2 т. Т. 1. М., 1984. С. 50 – 51.
Научная литература
15. Балухатый С. Д. Чехов – драматург. Л., 1936. 319 с.
16. Балухатый С. Д. Поэтика мелодрамы // Балухатый С. Д. Вопросы поэтики. Л., 1990. С. 30 – 79.
17. Берковский Н. Я. Чехов: от рассказов и повестей к драматургии // Берковский Н. Я. Литература и театр. М., 1969. С. 48 – 182.
18. Гершаник А. Н. К вопросу о датировке первой пьесы А. П. Чехова // Рус. лит.: Историко-литературный журнал. № 3. Л., 1984. С. 192 – 199.
19. Громов М. П. Первая пьеса Чехова // Литературный музей А. П. Чехова: Сб. статей и материалов. Вып. 3. Ростов н/Д., 1963. С. 5 – 35.
20. Громов М. П. Книга о Чехове. М., 1989. 384 с.
21. Катаев В. Б. Литературные связи Чехова. М., 1989. 261 с.
22. Осипова Л. Пьеса «Без названия» и ее проблематика // А. П. Чехов: Сб. статей и материалов. Вып. 2. Ростов н/Д., 1960. С. 202 – 226.
23. Паперный З. С. «Вопреки всем правилам...»: Пьесы и водевили Чехова. М., 1982. 285 с.
24. Седегов В. Д. Пьеса без названия в творческой биографии Чехова // Статьи о Чехове. Ростов н/Д., 1972. С. 29-43.
25. СливовскийРэне. Польская инсценировка «Пьесы без названия» («Платонов») А. П. Чехова // Страницы истории русской литературы. М., 1971. С. 384 – 392.
26. Степанов А. Д. Драматургия А. П. Чехова 1880-х годов и поэтика мелодрамы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол.н. СПб., 1996. 21 с.
27. Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. СПб., 2007. 492 с.
28. Урнов М. В., Урнов Д. М. Шекспир. Его герой и его время. М., 1964. 206 с.