«Мягкая сила» как инструмент реализации внешней политики КНР в странах Латинской Америки
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ПОЛИТИКА «МЯГКОЙ СИЛЫ» КНР В XXI ВЕКЕ 11
1.1 «Мягкая сила» КНР на современном этапе: цели, институты, инструменты 11
1.2 Роль «мягкой силы» в формировании международного имиджа КНР 24
ГЛАВА II. ОТНОШЕНИЯ КНР И СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ 34
2.1 Страны Латинской Америки в современной внешнеполитической стратегии КНР 34
2.2 Инициатива «Один пояс – один путь» как инструмент сотрудничества Китая со странами Латинской Америки 45
ГЛАВА III «МЯГКАЯ СИЛА» КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ КИТАЙСКИХ ИНТЕРЕСОВ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ 55
3.1 Концепции развития отношений Китай-Латинская Америка в контексте реализации политики «мягкой» силы 55
3.2. «Мягкая сила» КНР в Латинской Америке: сотрудничество в сфере образования 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ГЛАВА I ПОЛИТИКА «МЯГКОЙ СИЛЫ» КНР В XXI ВЕКЕ 11
1.1 «Мягкая сила» КНР на современном этапе: цели, институты, инструменты 11
1.2 Роль «мягкой силы» в формировании международного имиджа КНР 24
ГЛАВА II. ОТНОШЕНИЯ КНР И СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ 34
2.1 Страны Латинской Америки в современной внешнеполитической стратегии КНР 34
2.2 Инициатива «Один пояс – один путь» как инструмент сотрудничества Китая со странами Латинской Америки 45
ГЛАВА III «МЯГКАЯ СИЛА» КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ КИТАЙСКИХ ИНТЕРЕСОВ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ 55
3.1 Концепции развития отношений Китай-Латинская Америка в контексте реализации политики «мягкой» силы 55
3.2. «Мягкая сила» КНР в Латинской Америке: сотрудничество в сфере образования 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
Актуальность темы исследования. На фоне чудесного экономического роста Китайская Народная Республика применяет все больше усилий, чтобы утвердить свою роль и положение в мире. КНР стремится к приобретению статуса великой державы, показывая себя силой, не прибегающей к принуждению. Для этого Китай вернулся к своим древним философским традициям, понятиям и принципам привлекательности, параллельно отказавшись от революционных и наступательных взглядов маоистской эпохи и пройдя путь от сдержанности к мирному и совместному развитию. «Мягкая сила» Китая все больше развивается, приобретая новые инструменты и новые возможности.
Пандемия COVID-19 значительно повлияла на мир и неуклонно коснулась КНР. Страна столкнулась с обвинениями в свой адрес на международной арене, но также и смогла извлечь для себя выгоду, начав использовать дипломатию вакцин. После успешной внутренней борьбы с COVID-19 Китай в апреле 2020 года начал использовать дипломатию вакцин в качестве инструмента политики «мягкой силы», чтобы утвердить свою позицию в мире как глобального лидера в области здравоохранения.
С начала века Китай установил заметное экономическое и политическое присутствие в Латинской Америке, в странах, которые по мнению многих, находится под преобладающим влиянием Соединенных Штатов. За последние 20 лет объем двусторонней торговли увеличился беспрецедентными темпами. В настоящее время Китай является одним из ведущих направлений по величине экспорта в регионе и одним из пяти крупнейших импортных партнеров во всех странах региона. Включение стран Латинской Америки в китайскую инициативу «Один пояс – один путь» является важным шагом в сотрудничестве между странами. Страны региона присоединились к инициативе только в середине 2017 года, через пять лет после его создания и позже, чем страны других регионов.
Для Китая важно расширить свое присутствие в странах Латинской Америки, однако, при реализации своей политики «мягкой силы» он сталкивается с геополитическими и географическими проблемами из-за отдалённости региона. Тем не менее, КНР активно использует инструменты «мягкой силы» в регионе, укрепляя свои позиции и улучшая отношение к себе.
Быстро меняющаяся ситуация на международной арене оказывает влияние на политику «мягкой силы» КНР, она постоянно меняется, приобретает новые формы и инструменты.
Объектом диссертационного исследования является политика «мягкой силы» КНР, использующаяся для проникновения в зарубежную страну и расширения своего влияния в ней, а предметом исследования – политика «мягкой силы» КНР в странах Латинской Америки.
Цель исследования – определить роль и место политики «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии КНР в отношении стран Латинской Америки.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
определить основные инструменты и компоненты политики «мягкой силы» КНР;
проанализировать влияние политики «мягкой силы» на международный имидж Китая;
определить основные цели, задачи и направления внешней политики Китая в начале XXI века в отношении стран Латинской Америки;
выявить роль стран Латинской Америки в китайской инициативе «Один пояс – один путь»;
выявить основные инструменты «мягкой силы», которые КНР применяет в отношении стран Латинской Америки;
охарактеризовать роль Институтов Конфуция в политике «мягкой силы» КНР в Латинской Америке.
Степень научной разработанности темы. Во время проведения исследования были изучены научные статьи и монографии, отечественных и зарубежных авторов.
При исследовании автор использовал работы американского политолога Джозефа Ная, так как именно он является основоположником теории «мягкой силы».
Были изучены работы ученых и исследователей КНР для определения китайской специфики «мягкой силы». Ван Хуньнин и Йе-Чунг Лу, профессор политологии Сиракузского университета и кандидат политических наук Университета Джоржда Вашингтона, в своих работах четко определяют китайскую «мягкую силу», утверждая, что она в большей степени основана на культурных ценностях и традициях. Также они отмечают, что активность Китая с нового тысячелетия обусловлена главным образом экономическими мотивами и мотивами взаимовыгодного развития. Синьпэн Сюй, профессор Гонконскского политехнического университета, в совместной работе с профессором Лингнаньского университета Ян Вуном исследует роль китайской инициативы «Один пояс – один путь» в политике «мягкой силы» Китая, утверждая, что инициатива влияет положительно не только на «мягкую силу» Китая, но и на его международный имидж.
Среди западных авторов можно также выделить несколько исследователей политики «мягкой силы» КНР и ее отношений с Латинской Америкой. По мнению Джошуа Курланцика, эксперт по Юго-Восточной Азии в вашингтонском Совете по международным отношениям, стратегия «мягкой силы» Китая является весьма успешной, поскольку Китай может получить то, что он хочет, и вместе с этим радикально меняет представление о себе на международной арене. Исследователь предполагает, что Китай намерен уменьшить влияние Соединенных Штатов, чтобы создать свою собственную сферу влияния, где страны подчинят свои интересы интересам Китая. Ариель Армони и Джулия Штраус, Директор Университетского центра международных исследований Питтсбургского университета и профессор китайской политики в Школе восточных и африканских исследований (SOAS) Лондонского университета, анализируют отношения КНР и Латинской Америки, отмечая, что укрепления сотрудничества произошло после того, как Китай начал активно использовать свою стратегию «выхода за рубеж» в начале XXI века.
Также были использованы научные работы российских авторов. А. И. Емельянов, кандидат политических наук, в своих работах отмечает, что несмотря на то, что за последние году присутствие Китая в Латинской Америке значительно укрепилось, одна культурное влияние все еще остается незначительным. Н. Абрамова и В. Абрамов, профессора кафедры востоковедения и регионоведения Северной Америки Забайкальского государственного университета, в своем исследовании говорят о построении Китаем «могущественного культурного государства» сквозь призму «гармоничного мира».
Источниковую базу диссертационной работы составили выступления лидеров КНР и стран Латинской Америки, директивные документы КНР по странам Латинской Америки, планы действий по сотрудничеству, принятые в рамках форума Китай- Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК), двусторонние соглашения и меморандумы между Китаем и странами региона в рамках инициативы «Один пояс – один путь», а также статистические данные.
Выступления лидеров КНР позволили определить, когда и как КНР начала активно развивать и использовать «мягкую силу». Заявления президентов стран Латинской Америки дают представление об отношении к Китаю и его усилиям в регионе.
Директивные документы по странам Латинской Америки и планы действий по сотрудничеству Китая и стран Латинской Америки позволяют проанализировать политику, которую собирается вести КНР в регионе, а также готовность стран региона сотрудничать и принимать политику КНР.
Меморандумы о взаимопонимании, которые страны Латинской Америки подписывают в рамках инициативы «Один пояс – один путь», были использованы для анализа участия стран в китайской инициативе, их роли и политики проводимой КНР.
Анализ эффективности политики «мягкой силы» КНР основывается в том числе и на результатах различных международных рейтингов, таких как рейтинг стран по уровню «мягкой силы» консалтингового агентства Brand Finance, опубликованном 25 февраля 2021 года, а также индексе национальных брендов Anholt Ipsos 2020 и 2021 годов. В том числе был использован рейтинг британского агентства Portland communications «The Soft Power 30» – наиболее авторитетный международный рейтинг в области «мягкой силы» государств.
Методологию исследования составили общенаучные и специальные методы. Исследование проблематики было осуществлено с применением структурно-функционального подхода, историко-сравнительного, статистического и аналитического методов.
Структурно-функциональный подход позволил рассмотреть развитие политики «мягкой силы» КНР, влияние данной политики на зарубежные страны, а также позволил определить ключевые компоненты и инструменты данной политики.
Аналитический метод был использован для того, чтобы углубиться в теоретический материал по политике «мягкой силы».
Историко-сравнительный метод был использован для изучения отношений стран Латинской Америки и Китая, какие изменения произошли и как развиваются отношения на современно этапе.
Статистический метод позволил провести анализ эффективности проводимой политики «мягкой силы», были рассмотрены данные, как и по региону Латинской Америки, так и по всему миру.
Хронологические рамки обоснованы началом XXI века, когда Китай принял решение усилить свою стратегию выхода за рубеж, что послужило шагом к развитию более масштабных отношений между КНР и странами Латинской Америки, до 2021 года, когда была проведена третья министерская встреча в рамках форума Китай– СЕЛАК, на которой был принят последний план действий по сотрудничеству стран СЕЛАК и Китая в ключевых областях, определивший стратегию на 2022-2024 года.
Географические рамки исследования включают регион Латинской Америки и Китайскую Народную Республику. По определению Большой российской энциклопедии – Латинская Америка включает в себя страны, расположенные в Южной части Северной Америки (включая Центральную Америку и Вест-Индию), и в Южной Америке.
Научная новизна определена тем, что в настоящее время не имеется обобщенной работы о применении Китаем политики «мягкой силы», как способа проникновения в страны Латинской Америки.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Использование данного исследования возможно в научных разработках о политике «мягкой силы» Китайской Народной Республики, о ее формах и основных инструментах, а также при исследовании «мягкой силы», как способа проникновения в зарубежную страну, в частности, в страны Латинской Америки.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из 94 страниц и содержит в себе: введение, три главы, заключение, список источников и литературы. В первой главе была рассмотрена специфика «мягкой силы» КНР, ее инструменты и влияние «мягкой силы» на имидж Китая. В рамках второй главы были изучены отношения стран Латинской Америки и КНР на современном этапе, сотрудничество в рамках форума Китай-СЕЛАК, торговые и экономические отношения, помощь КНР странам Латинской Америки во время пандемии COVID-19, а также участие стран Латинской Америки в инициативе «Один пояс – один путь». В третьей главе автором исследования были изучены инструменты «мягкой силы», которые КНР применяет в отношении стран Латинской Америки, а также было проанализировано сотрудничество в сфере образование между КНР и странами Латинской Америки.
Пандемия COVID-19 значительно повлияла на мир и неуклонно коснулась КНР. Страна столкнулась с обвинениями в свой адрес на международной арене, но также и смогла извлечь для себя выгоду, начав использовать дипломатию вакцин. После успешной внутренней борьбы с COVID-19 Китай в апреле 2020 года начал использовать дипломатию вакцин в качестве инструмента политики «мягкой силы», чтобы утвердить свою позицию в мире как глобального лидера в области здравоохранения.
С начала века Китай установил заметное экономическое и политическое присутствие в Латинской Америке, в странах, которые по мнению многих, находится под преобладающим влиянием Соединенных Штатов. За последние 20 лет объем двусторонней торговли увеличился беспрецедентными темпами. В настоящее время Китай является одним из ведущих направлений по величине экспорта в регионе и одним из пяти крупнейших импортных партнеров во всех странах региона. Включение стран Латинской Америки в китайскую инициативу «Один пояс – один путь» является важным шагом в сотрудничестве между странами. Страны региона присоединились к инициативе только в середине 2017 года, через пять лет после его создания и позже, чем страны других регионов.
Для Китая важно расширить свое присутствие в странах Латинской Америки, однако, при реализации своей политики «мягкой силы» он сталкивается с геополитическими и географическими проблемами из-за отдалённости региона. Тем не менее, КНР активно использует инструменты «мягкой силы» в регионе, укрепляя свои позиции и улучшая отношение к себе.
Быстро меняющаяся ситуация на международной арене оказывает влияние на политику «мягкой силы» КНР, она постоянно меняется, приобретает новые формы и инструменты.
Объектом диссертационного исследования является политика «мягкой силы» КНР, использующаяся для проникновения в зарубежную страну и расширения своего влияния в ней, а предметом исследования – политика «мягкой силы» КНР в странах Латинской Америки.
Цель исследования – определить роль и место политики «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии КНР в отношении стран Латинской Америки.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
определить основные инструменты и компоненты политики «мягкой силы» КНР;
проанализировать влияние политики «мягкой силы» на международный имидж Китая;
определить основные цели, задачи и направления внешней политики Китая в начале XXI века в отношении стран Латинской Америки;
выявить роль стран Латинской Америки в китайской инициативе «Один пояс – один путь»;
выявить основные инструменты «мягкой силы», которые КНР применяет в отношении стран Латинской Америки;
охарактеризовать роль Институтов Конфуция в политике «мягкой силы» КНР в Латинской Америке.
Степень научной разработанности темы. Во время проведения исследования были изучены научные статьи и монографии, отечественных и зарубежных авторов.
При исследовании автор использовал работы американского политолога Джозефа Ная, так как именно он является основоположником теории «мягкой силы».
Были изучены работы ученых и исследователей КНР для определения китайской специфики «мягкой силы». Ван Хуньнин и Йе-Чунг Лу, профессор политологии Сиракузского университета и кандидат политических наук Университета Джоржда Вашингтона, в своих работах четко определяют китайскую «мягкую силу», утверждая, что она в большей степени основана на культурных ценностях и традициях. Также они отмечают, что активность Китая с нового тысячелетия обусловлена главным образом экономическими мотивами и мотивами взаимовыгодного развития. Синьпэн Сюй, профессор Гонконскского политехнического университета, в совместной работе с профессором Лингнаньского университета Ян Вуном исследует роль китайской инициативы «Один пояс – один путь» в политике «мягкой силы» Китая, утверждая, что инициатива влияет положительно не только на «мягкую силу» Китая, но и на его международный имидж.
Среди западных авторов можно также выделить несколько исследователей политики «мягкой силы» КНР и ее отношений с Латинской Америкой. По мнению Джошуа Курланцика, эксперт по Юго-Восточной Азии в вашингтонском Совете по международным отношениям, стратегия «мягкой силы» Китая является весьма успешной, поскольку Китай может получить то, что он хочет, и вместе с этим радикально меняет представление о себе на международной арене. Исследователь предполагает, что Китай намерен уменьшить влияние Соединенных Штатов, чтобы создать свою собственную сферу влияния, где страны подчинят свои интересы интересам Китая. Ариель Армони и Джулия Штраус, Директор Университетского центра международных исследований Питтсбургского университета и профессор китайской политики в Школе восточных и африканских исследований (SOAS) Лондонского университета, анализируют отношения КНР и Латинской Америки, отмечая, что укрепления сотрудничества произошло после того, как Китай начал активно использовать свою стратегию «выхода за рубеж» в начале XXI века.
Также были использованы научные работы российских авторов. А. И. Емельянов, кандидат политических наук, в своих работах отмечает, что несмотря на то, что за последние году присутствие Китая в Латинской Америке значительно укрепилось, одна культурное влияние все еще остается незначительным. Н. Абрамова и В. Абрамов, профессора кафедры востоковедения и регионоведения Северной Америки Забайкальского государственного университета, в своем исследовании говорят о построении Китаем «могущественного культурного государства» сквозь призму «гармоничного мира».
Источниковую базу диссертационной работы составили выступления лидеров КНР и стран Латинской Америки, директивные документы КНР по странам Латинской Америки, планы действий по сотрудничеству, принятые в рамках форума Китай- Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК), двусторонние соглашения и меморандумы между Китаем и странами региона в рамках инициативы «Один пояс – один путь», а также статистические данные.
Выступления лидеров КНР позволили определить, когда и как КНР начала активно развивать и использовать «мягкую силу». Заявления президентов стран Латинской Америки дают представление об отношении к Китаю и его усилиям в регионе.
Директивные документы по странам Латинской Америки и планы действий по сотрудничеству Китая и стран Латинской Америки позволяют проанализировать политику, которую собирается вести КНР в регионе, а также готовность стран региона сотрудничать и принимать политику КНР.
Меморандумы о взаимопонимании, которые страны Латинской Америки подписывают в рамках инициативы «Один пояс – один путь», были использованы для анализа участия стран в китайской инициативе, их роли и политики проводимой КНР.
Анализ эффективности политики «мягкой силы» КНР основывается в том числе и на результатах различных международных рейтингов, таких как рейтинг стран по уровню «мягкой силы» консалтингового агентства Brand Finance, опубликованном 25 февраля 2021 года, а также индексе национальных брендов Anholt Ipsos 2020 и 2021 годов. В том числе был использован рейтинг британского агентства Portland communications «The Soft Power 30» – наиболее авторитетный международный рейтинг в области «мягкой силы» государств.
Методологию исследования составили общенаучные и специальные методы. Исследование проблематики было осуществлено с применением структурно-функционального подхода, историко-сравнительного, статистического и аналитического методов.
Структурно-функциональный подход позволил рассмотреть развитие политики «мягкой силы» КНР, влияние данной политики на зарубежные страны, а также позволил определить ключевые компоненты и инструменты данной политики.
Аналитический метод был использован для того, чтобы углубиться в теоретический материал по политике «мягкой силы».
Историко-сравнительный метод был использован для изучения отношений стран Латинской Америки и Китая, какие изменения произошли и как развиваются отношения на современно этапе.
Статистический метод позволил провести анализ эффективности проводимой политики «мягкой силы», были рассмотрены данные, как и по региону Латинской Америки, так и по всему миру.
Хронологические рамки обоснованы началом XXI века, когда Китай принял решение усилить свою стратегию выхода за рубеж, что послужило шагом к развитию более масштабных отношений между КНР и странами Латинской Америки, до 2021 года, когда была проведена третья министерская встреча в рамках форума Китай– СЕЛАК, на которой был принят последний план действий по сотрудничеству стран СЕЛАК и Китая в ключевых областях, определивший стратегию на 2022-2024 года.
Географические рамки исследования включают регион Латинской Америки и Китайскую Народную Республику. По определению Большой российской энциклопедии – Латинская Америка включает в себя страны, расположенные в Южной части Северной Америки (включая Центральную Америку и Вест-Индию), и в Южной Америке.
Научная новизна определена тем, что в настоящее время не имеется обобщенной работы о применении Китаем политики «мягкой силы», как способа проникновения в страны Латинской Америки.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Использование данного исследования возможно в научных разработках о политике «мягкой силы» Китайской Народной Республики, о ее формах и основных инструментах, а также при исследовании «мягкой силы», как способа проникновения в зарубежную страну, в частности, в страны Латинской Америки.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из 94 страниц и содержит в себе: введение, три главы, заключение, список источников и литературы. В первой главе была рассмотрена специфика «мягкой силы» КНР, ее инструменты и влияние «мягкой силы» на имидж Китая. В рамках второй главы были изучены отношения стран Латинской Америки и КНР на современном этапе, сотрудничество в рамках форума Китай-СЕЛАК, торговые и экономические отношения, помощь КНР странам Латинской Америки во время пандемии COVID-19, а также участие стран Латинской Америки в инициативе «Один пояс – один путь». В третьей главе автором исследования были изучены инструменты «мягкой силы», которые КНР применяет в отношении стран Латинской Америки, а также было проанализировано сотрудничество в сфере образование между КНР и странами Латинской Америки.
Различные государства считают Китай могущественной страной, обладающей потенциалом и способностью противостоять глобальным вызовам и угрозам на международной арене. Подъем КНР предоставил другим странам возможность извлечь выгоду из социально-экономических отношений с Китаем, инициатив в области развития и инфраструктуры.
Политика «мягкой силы» имеет большое значение для КНР на международной арене. С помощью инструментов данной политики Китай формирует свой положительный международный имидж, что позволяет в дальнейшем стране получать желаемые результаты. Страны начинают доверять Китаю и видеть в нем надежного партнера, а Китай получает доступ к ресурсам, которые ему необходимы.
Китай использует множество различных инструментов «мягкой силы»: Институты Конфуция, проведение спортивных мега-событий, средства массовой информации, инициатива «Один пояс – один путь», дипломатия вакцин и т.д. Все это формирует положительное отношение других стран к КНР.
За последнее десятилетие влияние Китая в Латинской Америке выросло в геометрической прогрессии. Измеряемый с точки зрения объемов торговли и прямых иностранных инвестиций, Китай установил тесные связи с рядом латиноамериканских стран. Отношения Китая с Латинской Америкой в значительной степени характеризуются интересом Китая к сырью и доступу к латиноамериканским рынкам. В связи с этим Китай активно использует политику «мягкой силы» в регионе для того, чтобы завоевать уважение и доверие стран Латинской Америки, в чьих ресурсах Китай крайне заинтересован.
Инициатива КНР «Один пояс – один путь» углубляет отношения Китая с Латинской Америкой. На данный момент нет четко плана по взаимодействию стран в рамках этой инициативы, однако многие страны региона подписали меморандумы о взаимопонимании, которые носят общий характер. На первый взгляд может показаться, что после включения стран региона в инициативу ничего не изменилось, так как все основные аспекты инициативы уже осуществлялись в Латинской Америке, но инициатива повлияла на расширение сотрудничества КНР со странами и на укрепление позиций КНР в регионе.
Для увеличения своего присутствия в Латинской Америке Китай также использовал прямые иностранные инвестиции, культурную дипломатию, международные форумы и т.д. Важную роль в политике «мягкой силы» играют средства массовой информации Китая. С помощью СМИ Китай рассказывает о своей культуре, о своем стремлении к гармоничному миру и взаимовыгодном сотрудничестве, что влияет на имидж страны в регионе.
Немаловажной стала и дипломатия вакцин, с помощью которой Китай смог добиться благосклонности стран Латинской Америки во время пандемии COVID-19. Китай стал ключевым игроком в регионе в борьбе с коронавирусом, отправляя не только вакцины, но и маски, медицинское защитное снаряжение и тесты. Данная помощь была высоко оценена регионом, что способствовало восстановлению позиций Китая после обрушившейся на него критики из-за споров по поводу появления вируса.
Китай заинтересован в сотрудничестве с развивающимися странами, с которыми имеет общую идентичность, как со странами Латинской Америки. И в ближайшем будущем будет продолжать активно пользоваться политикой «мягкой силы», чтобы укрепить свои позиции в мире.
Политика «мягкой силы» имеет большое значение для КНР на международной арене. С помощью инструментов данной политики Китай формирует свой положительный международный имидж, что позволяет в дальнейшем стране получать желаемые результаты. Страны начинают доверять Китаю и видеть в нем надежного партнера, а Китай получает доступ к ресурсам, которые ему необходимы.
Китай использует множество различных инструментов «мягкой силы»: Институты Конфуция, проведение спортивных мега-событий, средства массовой информации, инициатива «Один пояс – один путь», дипломатия вакцин и т.д. Все это формирует положительное отношение других стран к КНР.
За последнее десятилетие влияние Китая в Латинской Америке выросло в геометрической прогрессии. Измеряемый с точки зрения объемов торговли и прямых иностранных инвестиций, Китай установил тесные связи с рядом латиноамериканских стран. Отношения Китая с Латинской Америкой в значительной степени характеризуются интересом Китая к сырью и доступу к латиноамериканским рынкам. В связи с этим Китай активно использует политику «мягкой силы» в регионе для того, чтобы завоевать уважение и доверие стран Латинской Америки, в чьих ресурсах Китай крайне заинтересован.
Инициатива КНР «Один пояс – один путь» углубляет отношения Китая с Латинской Америкой. На данный момент нет четко плана по взаимодействию стран в рамках этой инициативы, однако многие страны региона подписали меморандумы о взаимопонимании, которые носят общий характер. На первый взгляд может показаться, что после включения стран региона в инициативу ничего не изменилось, так как все основные аспекты инициативы уже осуществлялись в Латинской Америке, но инициатива повлияла на расширение сотрудничества КНР со странами и на укрепление позиций КНР в регионе.
Для увеличения своего присутствия в Латинской Америке Китай также использовал прямые иностранные инвестиции, культурную дипломатию, международные форумы и т.д. Важную роль в политике «мягкой силы» играют средства массовой информации Китая. С помощью СМИ Китай рассказывает о своей культуре, о своем стремлении к гармоничному миру и взаимовыгодном сотрудничестве, что влияет на имидж страны в регионе.
Немаловажной стала и дипломатия вакцин, с помощью которой Китай смог добиться благосклонности стран Латинской Америки во время пандемии COVID-19. Китай стал ключевым игроком в регионе в борьбе с коронавирусом, отправляя не только вакцины, но и маски, медицинское защитное снаряжение и тесты. Данная помощь была высоко оценена регионом, что способствовало восстановлению позиций Китая после обрушившейся на него критики из-за споров по поводу появления вируса.
Китай заинтересован в сотрудничестве с развивающимися странами, с которыми имеет общую идентичность, как со странами Латинской Америки. И в ближайшем будущем будет продолжать активно пользоваться политикой «мягкой силы», чтобы укрепить свои позиции в мире.
Подобные работы
- Особенности сотрудничества КНР со странами Латинской Америки в рамках инициативы «Один пояс, один путь» в 2013–2023 годы
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Феномен мягкой силы во внешней политике КНР (Нижегородский государственный университет)
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - Английский язык как инструмент мягкой силы в мировой политике (на примере Великобритании)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2022 - Образовательные платформы как инструмент «мягкой силы»
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2020 - ПОЛИТИКА КНР В СТРАНАХ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА (2000-2022 ГГ.)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2023 - Экономическая экспансия КНР в Юго-Восточную Азию в начале XXI в
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Внешняя политика Китая по отношению к странам Юго-Восточной Азии с 1990-х по 2010-е годы
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ КИТАЯ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Английский язык как инструмент мягкой силы в мировой политике (на примере Великобритании)
Магистерская диссертация, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2022





