Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения формулировок учебных заданий 4
1.1. Учебник как средство обучения немецкому языку как иностранному 4
1.2. Определение понятия учебное задание. Задание и упражнение. 8
1.3. Типология учебных заданий/упражнений в учебниках по иностранному языку 10
1.4. Формулировка учебного задания как текст. 13
1.5. Функциональная характеристика формулировки учебного задания 16
Выводы к Главе 1 20
Глава 2. Анализ формулировок учебных заданий в учебниках по немецкому языку 21
2.1. Простые и составные формулировки учебных заданий 22
2.2. Анализ простых формулировок условно-речевых заданий 23
2.3. Анализ составных формулировок условно-речевых учебных заданий 31
2.4. Анализ простых формулировок условно-коммуникативных заданий 36
2.5. Анализ составных формулировок условно-коммуникативных заданий 41
Выводы к Главе 2 53
Заключение 56
Список использованных словарей 58
Список научной литературы 58
Материал исследования 60
Приложение 61
Микротекст «формулировка учебного задания» принадлежит жанру учебной инструкции, функциональное назначение которой заключается не только в передаче учебно-научной информации, но также в побуждении к коммуникативно-познавательной деятельности. Текст формулировки учебного задания, таким образом, служит средством общения в учебном пространстве. Изучение формулировок учебных заданий в учебниках по немецкому языку дает представление об их типологических характеристиках, содержании, языковых параметрах, а также прагматическом назначении.
Синтез положенных в основу учебной коммуникации таких дидактических принципов, как ориентация на практическую деятельность, систематичность, наглядность, преемственность образовательных и воспитательных целей обусловливает лингвопраграмтические особенности формулировок учебных заданий. Это положение мы возьмем за рабочую гипотезу нашей дипломной работы.
Цель дипломной работы – провести лингвистический и функциональный анализ микротекстов учебных заданий в современных учебниках немецкого языка как иностранного.
Основные задачи нашего исследования заключаются в следующем:
1. проанализировать научную литературу по вопросу исследования;
2. описать функции и структуру микротекстов формулировок учебных заданий;
3. выявить и описать языковые средства, определяющие интерактивный характер учебной инструкции;
4. установить лексико-синтаксические средства диалогичности микротекстов;
Научная новизна нашей работы заключается в выбранном нами подходе к рассмотрению микротекстов формулировок учебных заданий, который заключается в антропоцентричной функциональной характеристике формулировок как комплексных относительно самостоятельных единиц учебного дискурса, принадлежащих жанру инструкции.
Основные результаты дипломного исследования были представлены на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2018» в г. Москва.
Проведенное нами исследование микротекстов формулировок учебных заданий в современных учебниках по немецкому языку как иностранному, с учетом методического, структурного, лингвистического и функционального аспектов, подтвердило статус формулировки учебного задания как комплексной относительно самостоятельной единицы учебного дискурса.
Материалом исследования послужили учебники по немецкому языку для трех возрастных категорий обучающихся: детей, подростков и взрослых; четвертый дополнительный вид учебника, который мы взяли в качестве источника фактического материала, – пособие по грамматике для студентов языковых специальностей. Основное внимание в нашем исследовании мы уделили прагматическому потенциалу формулировок учебных заданий. Изучение микротекстов формулировок с этой точки зрения включало определение функций микротекстов, языковое выражение этих функций и сравнительный анализ микротекстов с целью выявления отличий и закономерностей. Исследование было проведено с учетом того, что микротекст формулировки задания функционирует как инструкция в рамках макротекста учебника. Поэтому прежде всего мы определили лингвопрагматический потенциал формулировок условно-речевых (языковых, некоммуникативных) учебных заданий.
Формулировки учебных заданий были проанализированы также с точки зрения их содержания и формы. Нами была разработана собственная классификация формулировок учебных заданий в учебниках по немецкому языку по количеству действий адресата, к которым побуждает адресант: простые и составные. Кроме того, учитывая противопоставление условно-речевых и условно-коммуникативных упражнений, мы привели такое же разделение для формулировок упражнений.
Рабочая гипотеза о том, что дидактические принципы, образовательные и воспитательные цели обусловливает и лингвопрагматические особенности формулировок учебных заданий, подтвердилась в ходе исследования.
Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших теоретических исследованиях по данной проблеме, а также на практике в разработке учебно-методических комплексов по немецкому языку для разных целевых аудиторий. Интересным и продуктивным было бы сравнение формулировок заданий в учебниках, изданных в Германии и России, а также в других странах и на материале других языков. Перспективным представляется и проведение эксперимента по оценке обучающимися различных видом формулировок заданий с целью совершенствования инструктивного инструментария учебных пособий.
1. Duden, Bd.8. Das Synonymwörterbuch. Ein Wörterbuch sinnverwandter Wörter 6., vollständig überarbeitete Auflage, 2014
2. Glück, H. Metzler Lexikon Sprache. Elektronische Ausgabe der zweiten überarbeiten und erweiterten Auflage, 2000
3. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002
5. Данилевская Н.В. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Под редакцией М.Н. Кожиной. М., 2003
6. Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков, СПб., 2001
7. www.duden.de
8. www.dwds.de
Список научной литературы
9. Ballweg, Sandra u. a. Wie lernt man die Fremdsprache Deutsch. Klett-Langenscheidt München, 2013
10. Beaugrande R.-A. de, Dressler W.U. Einführung in die Textlinguistik.Tübingen, 1981
11. Brinker K. Linguistische Textanalyse: Eine Einführung in Grundbegriffe und Methoden. – 6. Aufl., 2005
12. Buscha J. u.a. Grammatik in Feldern. Ismaning: Hueber, 2006
13. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника (опыт системно-структурного описания), М., 1977
14. Бирюлин Л.А., Храковский B.C. Повелительные предложения: проблемы теории // Типология императивных конструкций. СПб., 1992
15. Богданов В. В. Текст и текстовое общение: Учеб. пособие. СПб, 1993
16. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978
17. Ищенко Т.Н. Проблемный вопрос как интеллектуальное средство познания//Сибирский педагогический журнал №1, 2010
18. Кисилевская И.В. Реализация коммуникативной направленности в обучении английскому языку как иностранному в учебниках «Headway», «Hotline», «TheCambridgeEnglishCourse»: АКД., 1995
19. Климанова О.А. Аутентичный учебный дискурс в контексте современных лингвистических исследований. АКД, 2001
20. Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб., 2001
21. Нефедов О.В. Содержание учебника по иностранным языкам нового поколения // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ», Том 6, № 4, 2015
22. Нефедов С.Т. Функциональный потенциал вопросительных средств научного лингвистического текста // Вестник Волгогр. гос. ун-та. Серия 2. Языкознание. №4, 2015 (28)
23. Пассов Е.И. Системность упражнений для обучения говорению //– Иностр. языки в школе №6, 1977
24. Рахманов, И.В. Обучение устной речи на иностранном языке: учебное пособие. М., 1980
25. Скалкин В.Л. Системность и типология упражнений для обучения говорению // Иностранные языки в школе №4 (Приложение к журналу), 2008
26. Уман А.И., Федорова М.А. Учебное задание как средство формирования учебной самостоятельной деятельности // Проблемы современного образования № 2, 2017. – С. 111-117
27. Уша Т.Ю. Проектирование методического сопровождения средств обучения в поликультурной школе // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена № 171, 2014.
28. Уша Т.Ю. Язык школьного учебника: проблема понимания учащимся-инофоном учебного текста, терминологической лексики, формулировок заданий. Теория и практика общественного развития №15, 2015.
29. Филиппов К.А. Лингвистика текста и современный анализ устной речи. СПб, 2016
30. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М., 1986
31. Якушев М.В. Обучение анализу учебника иностранного языка в процессе методической подготовки будущего учителя (на материале учебников немецкого языка). АКД, 1998
Материал исследования
1. Berliner Platz 1 neu. Deutsch im Alltag – Langenscheidt/ Klett Verlag, 2009
2. BerlinerPlatz2 neu. Deutsch im Alltag – Langenscheidt/ Klett Verlag, 2009
3. DaF kompakt A1-B1 Kursbuch. Deutsch als Fremdsprache für Erwachsene – Ernst Klett Sprachen, Stuttgart, 2011
4. Das neue Deutschmobil 2. Lehrwerk für Kinder und Jugendliche. Lehrbuch – Ernst Klett Sprachen, Stuttgart, 2012
5. Das neue Deutschmobil 3 Lehrwerk für Kinder und Jugendliche – Ernst Klett Sprachen, Stuttgart, 2011
6. eurolingua Deutsch 1. Lehrbuch– Cornelsen, 2005
7. Lagune 1 Deutsch als Fremdsprache. Kursbuch – Hueber Verlag, 2012
8. Lagune 2 Deutsch als Fremdsprache. Kursbuch – Hueber Verlag, 2012
9. Lagune 3 Deutsch als Fremdsprache. Kursbuch – Hueber Verlag, 2012
10. Stein Beissler, Dorothea. Lerngrammatik zur Studienvorbereitung. – Liebaug Dartmann Verlag, Meckenheim, 2008
11. Mittelpunkt neu B2.2. Deutsch als Fremdsprache für Fortgeschrittene. Lehr- und Arbeitsbuch – Ernst Klett Sprachen, Stuttgart, 2016
12. Optimal A1 Lehrwerk für Deutsch als Fremdsprache. Lehrbuch – Langenscheidt, 2004
13. Optimal A2 Lehrwerk für Deutsch als Fremdsprache. Lehrbuch –Langenscheidt, 2005
14. Optimal B1 Lehrwerk für Deutsch als Fremdsprache. Lehrbuch –Langenscheidt, 2006
15. Planetino 1 Kursbuch A1 in drei Bändern. – Hueber Verlag, 2013-2015
16. Tamburin 1 Deutsch für Kinder. Lehrbuch – Hueber Verlag, 2009
17. Tamburin 2 Deutsch für Kinder. Lehrbuch – Hueber Verlag, 2009
18. Tamburin 3 Deutsch für Kinder. Lehrbuch – Hueber Verlag, 2009
19. Tangram aktuell 1. Lektion 1-4. Kursbuch + Arbeitsbuch – Huber Verlag, 2013
20. Tangramaktuell 2Lektion 1-4. Kursbuch + Arbeitsbuch – Huber Verlag, 2009
21. Tangram aktuell 3Lektion 1-4. Kursbuch + Arbeitsbuch – Huber Verlag, 2010