Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Мягкая сила» БРИКС в межцивилизационном диалоге России и Китая

Работа №142980

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические аспекты «мягкой силы» и история ее развития
1.1 Истоки понятия «мягкая сила» в теории международных отношений…..10
1.2 Эволюция теоретического и практического применения «мягкой силы» на примере Западных стран………………………………………………………..15
Глава 2. Предпосылки формирования концепции «мягкой силы» в политике Российской Федерации и Китайской Народной Республики
2.1 Формирование концепции «мягкой силы» в РФ……….……………..…...23
2.2 Институциональное использование инструментов «мягкой силы» в российской внешней политике………………………………………………….30
2.3 Формирование концепции «мягкой силы» в КНР……….………………...47
2.4 Институциональное использование инструментов «мягкой силы» в китайской внешней политике…………………………………………………...55
Глава 3. Фактор «мягкой силы» в российско-китайских взаимоотношениях в 2009-2019 гг.
3.1 Эффективность взаимного проецирования мягкой силы РФ и КНР……. 65
3.2 Перспективы развития потенциала «мягкой силы» КНР и РФ в рамках БРИКС……………………………………………………………………………76
Заключение…………………………………………………….…………………82
Список использованных источников и литературы…………....…………...…85


Актуальность темы исследования
Понятие «силы», введенное в научный оборот гарвардским политологом Джозефом Наем, на современном этапе превратилось в один из наиболее популярных способов осуществления внешней политики государств. “Что такое мягкая сила?» - спрашивал ученый и сам же отвечал: «Это возможность побудить других делать то, что ты захочешь через привлечение, а не принуждение или подкуп”. Данная концепция достаточно быстро нашла сторонников, став одним из ключевых понятий, используемых при характеристике сегодняшних внешнеполитических процессов. Подтверждается популярность «мягкой силы» тем, что многие крупные государства на данный момент пытаются наладить международные культурные связи, сформировать свой благоприятный образ в средствах массовой информации, участвовать в распространении собственного языка, культуры и национальных идей.
Мягкая сила стала важным элементом внешнеполитического процесса не только у развитых стран, которые относительно давно сформировали основные принципы и идеи экспорта своего влияния, но и у развивающихся стран, адаптирующихся под современные реалии. В эпоху, когда прямая военная конфронтация между ключевыми акторами мировой политики может привести к ужасающим последствиям, мягкая сила становится необходимостью. Российская Федерация, руководство которой лишь в 2008-2009 начало впервые упоминать это понятие, за прошедшее десятилетие сумело достаточно быстро создать определённые базу и институты, отвечающие за применение мягкой силы, сформировать определенную ее форму, и эти действия удостоились отклика со стороны зарубежных коллег.
Китайская Народная Республика, чуть ранее осознавшая важность применения мягкой силы через различный инструментарий, также активно развивает это направление, что не остается незамеченным за рубежом. Учитывая, что и КНР и РФ выступают за более справедливый передел мира и пересмотр западоцентристской модели мироустройства, что подтверждается и их совместными заявлениями в рамках БРИКС, представляется важным выяснить, что РФ и КНР могут предложить взамен западной модели. Требуется выявить способы и характеристики взаимодействиях этих двух участников БРИКС, показать, что у них общего и различного в практике применения мягкой силы, понять, каковы могут быть формы их сотрудничества.
Возможно ли сближение цивилизаций или различия в менталитете, культуре, подходах и неодинаковая история не позволят провести линию взаимовыгодной дружбы между РФ и КНР? Изучение опыта столь непохожих стран (но обладающих частично общими целями) в применении мягкой силы может быть крайне полезно с точки зрения обмена ее методами и инструментами, выявления позитивных и негативных последствий принимаемых решений. Объективная оценка влияния мягкой силы РФ на КНР и наоборот позволит показать, какие из методов наиболее эффективны в условиях применения их в отношении совершенно другой цивилизации.
Целью данной магистерской диссертации стало определение особенностей применения методов «мягкой силы» Россией и Китаем и выявление их эффективности в деле межцивилизационного сближения.
Объектом исследования является использование «мягкой силы» в вопросе сближения РФ и КНР на цивилизационном уровне.
Предмет магистерской диссертации – роль инструментов «мягкой силы» во взаимоотношениях РФ и КНР.
Цель определила задачи исследования:
1. Изучить теоретическую составляющую понятия «мягкая сила»;
2. выявить методы применения «мягкой силы» РФ;
3. выявить методы применения «мягкой силы» КНР;
4. сравнить российский и китайский подходы в области применения «мягкой силы»;
5. определить точки соприкосновения двух подходов, показать различия в реализации «мягкой силы».
6. спрогнозировать дальнейшие сценарии развития взаимоотношений РФ и КНР
Методология исследования. При написании работы использовались такие общенаучные методы как контент-анализ и сравнительный анализ. Применение первого было обусловлено необходимостью обработки большого количества информации из различных СМИ, что позволило собрать определенные статистические данные. Сравнительный анализ оказался наиболее эффективен для оценки различных методов и подходов. Автор настоящей диссертации также использовал прогностические методы для построения сценариев развития событий, считая их важной частью данного исследования.
Источниковую базу исследования составили, прежде всего, официальные документы РФ и КНР. В российском случае речь идет о различных редакциях Концепции внешней политики (за 2013 и 2016 годы), ряд указов Президента РФ по созданию институтов мягкой силы (в том числе Россотрудничества), материалы официального сайта Россотрудничества. Важным подспорьем в работе оказались указы Президента РФ о создании Фонда публичной дипломатии им. А.М. Горчакова, Российского совета по международным делам, Фонда “Русский мир”, а также информация с официального сайта РСМД и Фонда «Русский мир». Также были использованы документы с официального сайта Министерства иностранных дел РФ, документы БРИКС.
Учитывая важность СМИ в деле осуществления политики мягкой силы, было рационально использовать материалы отечественных СМИ. Их условно можно разделить на внутренние и внешние, и в данном исследовании более интересными представляются материалы, направленные на внешний рынок, прежде всего, Russia Today и РИА «Новости» (точнее, входящее в его структуру агентство Sputnik).
При изучении китайских материалов были использованы различные официальные документы, декреты, такие как декрет Госсовета КНР №573, ряд коммюнике с официального сайта МИД страны и многочисленные материалы съездов Коммунистической партии Китая (КПК). Также были задействованы материалы с официальных сайтов пресс-канцелярий и отдела пропаганды ЦК КПК, а также несколько Белых книг, изданных Госсоветом КНР.
Также, как и в случае с российскими СМИ, китайским СМИ принадлежит очень важная роль в осуществлении политики мягкой силы, правда, они более подконтрольны государству и обладают определенной спецификой. Без их использования невозможно составить полную картину происходящего, что обусловило использование материалов таких ресурсов как Жэнминь Жибао, Синьхуа, СGTN, China Daily.
Кроме того, для получения более объективной картины были использованы источники нероссийского и некитайского происхождения (с целью получения адекватной статистической информации). Так, в их число вошли агентства и структуры, оценивающие по различным методикам ВУЗы , страны по мягкой силе. Важным подспорьем в работе стал официальный сайт ООН, содержащий релевантные для настоящей диссертации резолюции. Кроме того, учитывая повсеместную цифровизацию, были использованы материалы с видеохостинга YouTube.
Степень изученности темы. Мягкая сила, публичная дипломатия, да и тема силы и влияния в целом всегда являлись предметом интереса для многих теоретиков международных отношений. Сам автор понятия мягкой силы Дж. Най инициировал многочисленные исследования в этой области, так например, Н. Калла в своей работе подробно объясняет новые веяния в публичной дипломатии и их роль в современных внешнеполитических коммуникациях между государствами. Отечественные же авторы начали активно писать про мягкую силу не так давно, тем не менее, стоит упомянуть “Эффективность дипломатии” от коллектива СПБГУ, где проводится объективная оценка состояния публичной дипломатии в РФ, сравнение различных дипломатических служб мира. Также хочется упомянуть Н.А. Цветкову, которая пишет как об формировании публичной дипломатии, так и о современных форматах данной политики, которые тесно связаны с интернетом и его активными пользователями. О мягкой силе и публичной дипломатии из отечественных специалистов также писали Ю. Давыдов, П. Паршин, Д. Барышников, М. Лебедева, Г. Филимонов и др. В работе также были задействованы труды отечественных китаистов в лице В.Я. Портнякова и Б.Г. Доронина, которые хоть и не пишут прямо о публичной дипломатии или мягкой силе, но в их работах затронуты этапы формирования внешней политики Китая, основные концепции и особенности.
Из работ китайских специалистов стоит упомянуть труды Лю Цзайци, который пишет о формировании мягкой силы в КНР, а также о её постепенном повышении важности по отношению к твердой. Чжао Цичжэн и Ван Хунин пишут о важности культуры во внешнеполитической повестке КНР, в тоже время Янь Сюэтун дополняет, что недостаточно акцентировать внимание только на культуре и экономике, необходимо выстраивать дружественные отношения с партнерами для формирования гармоничного окружения. Также были использованы работы, написанные в сотрудничестве отечественных специалистов и китайских коллег. А.А. Сергунин и Ф. Гао писали о том, как БРИКС относится к мягкой силе и концепции мирного сосуществования, Ван Гуанчжэнь и Е.В. Журавлева в свою очередь акцентировали внимание на сравнении методов и подходов использования мягкой силы РФ и КНР в Казахстане, что позволило оценить эффективность различных методик. то же время сложно не заметить, что преобладают именно работы по мягкой силе конкретных стран, тогда как тема мягкой силы БРИКС в межцивилизационном диалоге России и Китая изучена крайне мало. В силу этого настоящее исследование заполняет научную лакуну и обладает новизной.
Научная новизна диссертационного исследования обусловлена тем, что в нем предпринята попытка произвести оценку влияния мягкой силы на межцивилизационный диалог посредством анализа наиболее современных источников, включая Интернет-источники, мультимедийные материалы и т.п.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и источников. В введении освещены основные этапы исследования работы, сформулированы цели и задачи, объект и предмет, актуальность и степень изученности данной темы, а также объяснена научная новизна работы.
Первая глава диссертации посвящена теории мягкой силы. В ней освещены предпосылки ее возникновения, объясняется, каков пул инструментов мягкой силы, оказаны цели и роль мягкой силы в современных международных отношениях. Кроме того, в первой главе исследованы наиболее эффективные способы применения мягкой силы и указаны страны-лидеры (на базе различных рейтингов) в области ее использования.
Вторая глава разделена на 2 смысловые части. Первая часть посвящена возникновению, формированию и современному состоянию мягкой силы в РФ. Вторая часть целиком сосредоточена на возникновении, формировании и современном состоянии мягкой силы в КНР.
Наконец, третья глава данной диссертации содержит сравнение различных подходов в деле использования инструментов мягкой силы РФ и КНР. В ней также анализируется пул из наиболее эффективных и универсальных методов, которые можно назвать мягкой силой БРИКС и дается оценка тому, возможно ли эти универсальные методы использовать в межцивилизационном диалоге.
Заключение содержит финальные выводы исследования, содержит исследовательские гипотезы, которые и выносятся на непосредственную защиту.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Постепенно мы подходим к окончательному завершению магистерской диссертации. Для раскрытия мягкой силы с практической страны, были проанализированы политики США, Великобритании и Франции, лидеров в применении политики мягкой силы и всего присущего ей инструментария. Благодаря выявлению “эталонных” методов нам удалось получить картину мягкой силы в западной интерпретации, что, в свою очередь, позволило ссылаться на различия между методами и подходами, которые используют западные страны, РФ и КНР. Более того, был рассмотрен процесс формирования мягкой силы в западных странах, что позволило выделить этапы ее развития.
Рассмотрев ранние периоды античной истории, нам удалось вывести аналогии применения мягкой силой с ее использованием в современности, что позволило лучше раскрыть причину популярности мягкой силы в современном мире. Отличительной чертой западных стран в этом вопросе на современном этапе является делегирование большинства функций от правительственных институтов гражданскому обществу. Нам также удалось проанализировать эффективность реализации инструментария мягкой силы гражданскими и правительственными институтами.
Второй задачей исследования было выявление методов применения мягкой силы Российской Федерацией. Для этого мы проанализировали период пропаганды в СССР, её эффективность и наследие, доставшееся РФ после 1991 года. Нам удалось вывести этапы развития и деградации этой политики в современной России, и выявить те институты и непосредственные методы, которые используются на данный момент. Особое внимание мы уделили новым методам: цифровой культуре и отечественной мультипликации.
Третья задача исследования была посвящена методам применения мягкой силы КНР. Для этого мы проанализировали наследие китайской цивилизации, доставшееся КНР в 1949 году и то, как это наследие было использовано. Китайская Народная Республика также, как и СССР, сильно сконцентрировалась на пропаганде и четкой политической линии повествования вкупе с достаточно закрытым режимом. Тем не менее, нам удалось выявить отличительные методы мягкой силы в первые десятилетия существования КНР. Мы также проанализировали последующее развитие и создание институтов, отвечающих за реализации политики мягкой силы в КНР, их деятельность, эффективность и современное состояние.
Четвертую задачу мы обозначили как сравнение российских и китайских подходов в области применения «мягкой силы». Для этого мы акцентировали внимание на том инструментарии, который применяется РФ и КНР и сделали мы это на примере использования мягкой силы РФ на КНР и КНР на РФ, так как это позволило наиболее эффективно произвести сравнение. Одновременно с этим были определены точки соприкосновения двух подходов и показаны различия в реализации мягкой силы, что являлось следующей задачей исследования.
Тот набор инструментов, который применяют две страны, весьма похож, и он является универсальным для многих стран мира, однако нам удалось выявить существенные отличия. Россия, в основном благодаря наследию от СССР, обладает более мощну=ой базой поклонников в Китае, русский язык, литература, театр, кино и мультипликация России более сильны, но в основном за счет наследия. На современном этапе происходит обратный процесс, где Китай начинает сильнее инвестировать в распространение своего языка и литературы в России.
У двух стран есть общие мероприятия, спортивные, научные гуманитарные, которые в данном случае помогают обоюдно сблизиться и не являются кросс-зеркальным применением мягкой силы. У обеих стран также имеет место доминирование государства в политике реализации мягкой силы, однако к России и её СМИ и институтам больше доверия из-за чуть большей свободы, в то время как у мирового сообщества, равно как и у России к Китаю есть определенное недоверие к достоверности информации. С другой стороны, Китай достаточно активно делает шаги для повышения доверия к своим направленным на внешний рынок СМИ и гуманитарным организациям.
Последнюю задачу данной магистерской работы мы обозначили как спрогнозировать дальнейшие сценарии развития взаимоотношений РФ и КНР. Обе страны проводят дружескую политику по отношению друг к другу, всячески укрепляя отношения на всех уровнях. Крайне положительным аргументом является взаимодействие на уровне молодежи, что является инвестированием в дружеские отношения и в будущем. Мы считаем, что дружеские отношения между РФ и КНР будут лишь углубляться, как на фоне поиска геополитических партнеров, так и на фоне развития взаимного интереса к истории, культуре и традициям друг друга.
Тем не менее у обеих стран все еще остается ряд проблем. Для Российской Федерации, пожалуй, это отсутствие четкости в центровой идеи мягкой силы. Нам удалось вывести условную целевую группу, но этого явно недостаточно. Китай же сталкивается с более глубинными проблемами. Если Россия для Запада известный и давний партнер, не критически сильно отличающийся с точки зрения цивилизационного подхода, то Китай – это совсем другое дело. Преодоление стены незнания и недоверия – центровые задачи мягкой силы Китая в ближайшем будущем.
Создание национального бренда – очень длительный процесс, и на данный момент и Россия и Китай движутся в правильном направлении, однако им все еще не хватает опыта и практики, осознания важности гражданского общества. Вероятнее всего, что продолжающееся углубление сотрудничества, возрастающая роль БРИКС и постепенное повышение роли России и Китая в мире и правда приведет к постепенному перераспределению центров силы и именно мягкая сила, а не жестка, в этом случае будет играть ключевую роль.



Законодательные документы
1. Йоханнесбургская декларация Десятого саммита БРИКС, 26.07.2018, Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/5323
2. Коммюнике третьего пленарного заседания 11-го Центрального комитета Коммунистической партии Китая, официальный сайт КПК, 22.12.1978 [Электронный ресурс] Режим обращения: http://cpc.people.com.cn/GB/64162/64168/64563/65371/4441902.html
3. Концепция внешней политики Российской Федерации от 30.11.2016 г. № 640. [Электронный ресурс]. Режим обращения: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248?p_p_id=101_INSTANCE_cKNonkJE02Bw&_101_INSTANCE_cKNonkJE02Bw_languageId=ru_RU
4. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г. // Министерство иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим обращения: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d447a0ce9f5a96bdc3.pdf
5. О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2016 - 2020 годы, постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 481, [Электронный ресурс]. Режим обращения: http://static.government.ru/media/files/UdArRuNmg2Hdm3MwRUwmdE9N3ohepzpQ.pdf
6. Правила освещения новостей иностранными СМИ и журналистами, декрет Госсовета КНР №573 [Электронный ресурс]. Режим обращения: http://www.gov.cn/flfg/2008-10/17/content_1125449.htm
7. Распоряжение Президента Российской Федерации от 02.02.2010 г. № 60-рп Администрация Президента России [Электронный ресурс]. Режим обращения: http://kremlin.ru/acts/bank/30577
8. Резолюция 26-й сессии (1971 год), Генеральная Ассамблея ООН, 25.10.1971 [Электронный ресурс] Режим обращения: https://www.un.org/ru/ga/26/docs/26res.shtml
9. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках, Официальный сайт МИД России, 29.02.2000, [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.kdmid.ru/docs.aspx?lst=country_wiki&it=/29022000_Agreement_Russia_China.aspx
10. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики об облегчении поездок граждан, Официальный сайт МИД России, 22.03.2013, [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.kdmid.ru/docs.aspx?lst=country_wiki&it=/22.03.2013_Agreement_RF_KNR.aspx
11. Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 г. № 1315, Администрация Президента России [Электронный ресурс]. Режим обращения: http://www.kremlin.ru/acts/bank/28020
12. Указ Президента Российской Федерации от 21.06.2007 г. № 796 Администрация Президента России [Электронный ресурс]. Режим обращения: http://www.kremlin.ru/acts/bank/25689
13. Федеральный закон от 24.05.1999 г. № 99-ФЗ О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, Официальный сайт президента России. 24.05.1999 [Электронный ресурс]. Режим обращения: http://www.kremlin.ru/acts/bank/13875
14. Чжунхуа жэньминь гунхэго вайго чан чжу синвэнь цзигоу хэ вайго чзичжэ цайфан тяоли (Правила освещения новостей иностранными СМИ и журналистами, декрет Госсовета КНР №573) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gov.cn/flfg/2008-10/17/content_1125449.htm

Официальные отчеты, материалы встреч на высшем уровне

15. Выступление Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на встрече с представителями российских неправительственных организаций, взаимодействующих с МИД по международной тематике. [Электронный ресурс]. Режим обращения: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/ADA5A1B7975B8B3C44257B240057FD58
16. Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) на Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, 24.10.2006, Санкт-Петербург, [Электронный ресурс]. Режим обращения: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=48615
17. Дмитрий Медведев подписал распоряжение «О создании некоммерческого партнёрства «Российский совет по международным делам» Администрация Президента России [Электронный ресурс]. Режим обращения: http://kremlin.ru/events/president/news/6779
18. Итоги ПМЭФ-2017, Росконгресс, 05.06.2017, [Электронный ресурс]. Режим обращения: http://roscongress.org/itogi-peterburgskogo-mezhdunarodnogo-ekonomicheskogo-foruma-2017-goda/
19. Культурный центр КНР. [Электронный ресурс]. Режим обращения: http://www.chinaculturecenter.org/
... Всего источников –166


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ