МАКРОМАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА СПБГУ ЗА СЧЕТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА УСТОЙЧИВОСТИ
Введение 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ИНСТИТУТА УСТОЙЧИВОСТИ 8
1.1. Понятие макромаркетинга 8
1.2. Концептуализация института устойчивости: Образование для устойчивого
развития 13
1.2.1. Исторические предпосылки развития концепции образования для устойчивого
развития 14
1.2.2. Современное понятие Образования для устойчивого развития 17
1.3. Роль высшего образования в создании устойчивого будущего 19
1.4. Развитие образования для устойчивого развития в России 22
1.5. Причины концептуализации института устойчивости в сфере бизнес-образования. 24
Выводы 27
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА УСТОЙЧИВОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ 29
2.1. Понятие конкурентоспособности и ее зависимость от репутационного капитала ....29
2.2. Выбор системы показателей в области устойчивого развития, характеризующих
конкурентоспособность бизнес-школы 32
2.2.1. Междисциплинарность в обучении и преподавании 34
2.2.2. Внеклассные занятия, содействующие достижению всех ЦУР 36
2.2.3. Управление устойчивостью и отчетность 37
2.2.4. Инкубация инноваций для решений в области устойчивого развития 38
2.2.5. Стимулирование диалога и партнерских отношений с участием нескольких
заинтересованных сторон 39
2.2.6. Управление энергией и ресурсами 39
2.2.7. Формирование образа (эталона) - предела совершенства для компании 40
2.3. Практики внедрения элементов устойчивости в образовательные программы бизнес
школ 41
2.3.1. Практики внедрения элементов устойчивости в Бизнес школе Тринити 42
2.3.2. Дополнительные примеры практик внедрения элементов устойчивости в
образовательные программы 45
Выводы 51
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВШМ СПБГУ ЗА СЧЁТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА УСТОЙЧИВОСТИ 55
3.1. Конкурентоспособность и репутационный капитал ВШМ СПбГУ 55
3.1.1. Портрет ВШМ СПбГУ 55
3.1.2. Текущие практики внедрения элементов устойчивости в ВШМ СПбГУ 60
3.2. Описание дизайна исследования 61
3.3. Анализ данных 63
3.4. Обсуждение результатов исследования 79
3.5. Разработка рекомендаций для ВШМ СПбГУ 80
3.6. Финансовое обоснование предлагаемых рекомендаций 83
Заключение 85
Список литературы 87
Приложения 94
Приложение 1. Анкета опроса 94
В процессе глобализации, безграничной мобильности людей (труда, человеческого капитала) и знаний (технологий, интеллектуального капитала), конкуренция среди учебных учреждений становится все более сильной и жесткой.
В изученной литературе исследователи сходятся во мнении, что в современном мире, где происходят серьезные (более эмоционально сказано у М. Кеннеди - wicked1) проблемы, студенты повышают спрос именно на образование, которое выходит за рамки обучения знаниям и навыкам, необходимым только для поиска работы2. Это, однако, приводит к спорному положению дел, поскольку современные российские учебные программы для бизнес-студентов характеризуются фокусом на практическое обучение без фокуса на проблемы устойчивого развития, да и на иные общеметодологические и идеологические вопросы. При отсутствии макромаркетингового фокуса в образовательных программах у студентов не вырабатывается ментальный конструкт устойчивости3, а значит не укрепляются нормы устойчивого поведения в обществе, поскольку выпускники не используют данный подход в своей управленческой карьере, что понижает их конкурентоспособность на мировом рынке труда, а вследствие негативно сказывается на институтах профессионального образования России и их рейтинге на мировой арене. Это резко контрастирует с ситуацией с высшим образованием за рубежом, где с развитием трансдисциплинарного подхода, стала нормативной интеграция и тестирование инженерных решений с потенциальными экологическими и социальными последствиями их практической реализации.
Несмотря на то, что Высшая Школа Менеджмента СПбГУ (ВШМ), для которой реализуется данный прикладной проект, является единственной российской бизнес- школой в рейтинге Which MBA? Masters in Management, составленным The Economist4, она занимает только 39 место из 40 возможных, потеряв одну позицию в сравнении с предыдущим годом. Помимо этого, the Financial Times присвоили ВШМ СПбГУ 57 место из 95 возможных в European Business School Rankings5, что на восемь позиций ниже Московской школы управления СКОЛКОВО. А Quacquarelli Symonds (QS) - британская компания, специализирующаяся на анализе высших учебных заведений по всему миру, расположила ВШМ на 201-250 месте в QS World University Rankings by Subject: Business & Management Studies6, оценивая Высшую Школу Экономики и Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова значительно выше.
Таким образом, перед ВШМ стоит вызов выгодного поддержания конкурентных позиций с целью повышения рейтинга как на международном, так и на российском рынке высшего образования.
Стоит также отметить, что ВШМ СПбГУ в ноябре 2021 года получила «тройную корону» аккредитаций, тем самым обязуя себя соответствовать необходимым критериям и стандартам качества бизнес-образования. Однако в связи с текущей ситуацией в мире, политической и экономической изоляцией Российской Федерации временное лишение ВШМ СПбГУ аккредитации AACSB и значительная потеря престижа российских высших учебных заведений в глазах иностранцев требуют незамедлительного решения управленческих вызовов. Для того чтобы справиться с ними, необходимо приобретать возрастающую способность точно определять текущую и потенциальную конкуренцию, оценивать стратегии конкурентов, их сильные и слабые стороны, подходящие для повышения конкурентоспособности.
В данной выпускной квалификационной работе прикладного формата была предпринята попытка поиска разрешения вышеупомянутых управленческих вызовов через создание в ВШМ СПбГУ института устойчивости.
Цель работы заключается в выявлении закономерности и лучших практик формирования института устойчивости в сфере высшего образования и обосновании необходимости развития такового института для повышения репутационного капитала, ценности бренда и, в конечном итоге, конкурентных преимуществ ВШМ СПбГУ.
Были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть вопросы концептуализации института устойчивости в сфере бизнес- образования.
2. Изучить имеющиеся практики внедрения элементов устойчивости в образовательные программы нескольких бизнес школ, включая Бизнес-Школу Тринити.
3. Проанализировать, с использованием метода анкетирования, текущую ситуацию на предмет осведомленности студентов ВШМ СПбГУ о концепте и практиках устойчивого развития, а также о их восприятии данных практик в образовательной программе.
4. Определить задачи и возможные средства для становления института устойчивости в ВШМ СПбГУ, и составить рекомендации по внутреннему аудиту устойчивости существующих учебных программ/курсов....
В рамках данной работы проводилась разработка института устойчивости для ВШМ СПбГУ в качестве макромаркетингового инструмента повышения конкурентоспособности бизнес-школы как на российском, так и на мировом рынке.
Первая глава была направлена на рассмотрение вопроса значимости устойчивого развития в современном мире, а также на описание исторических предпосылок появления такого понятия как «макромаркетинг». В данной главе также была описана роль высшего образования в создании устойчивого будущего и важность внедрения концепции института устойчивости именно в сфере бизнес-образования.
Во второй главе были изучены теоретические аспекты конкурентоспособности и ее зависимость от репутационного капитала, который, в свою очередь, включает в себя, помимо имиджа, совокупности базисных символов компании и деловой репутации, четвертый элемент социальную ответственность бизнеса, что указывает на прямое влияние устойчивого развития на репутацию и конкурентное преимущество бизнес-школ. Особое внимание было уделено изучению практик внедрения элементов устойчивости в образовательные программы нескольких бизнес школ, включая Бизнес Школу Тринити. Были выявлены закономерности и лучшие практики формирования института устойчивости в сфере высшего образования, и построена сводная таблица практик устойчивости университетов в качестве идеальной модели привития студентами грамотности в области устойчивого развития через образовательные программы.
Третья глава была полностью посвящена изучению текущих конкурентных преимуществ и репутационного капитала в области устойчивого развития ВШМ СПбГУ, а также разработке рекомендаций для создания института устойчивости в данной бизнес- школе после анализа исследования студентов на предмет осведомленности о практиках устойчивого развития и присутствии данных практик в их образовательной программе. После обобщения результатов бенчмаркинга лучших практик и анкетирования были выработаны следующие рекомендации для становления института устойчивости в ВШМ СПбГУ и по внутреннему аудиту устойчивости существующих учебных программ/курсов:
• Встраивание обучения навыкам и знаниям в области устойчивого развития в существующие программы курсов;
• Включение в программы отдельных вопросов, связанных с устойчивостью, и постановка специальных междисциплинарных курсов: Проблемы УР, Макромаркетинг;
• Активное внедрение тематики УР в ходе ежегодных конференций GSOM Emerging Markets Conference;
• Налаживание коммуникации как с внутренними, так и с внешними стейкхолдерами касаемо миссии, действиях ВШМ и отчетности в области устойчивого развития;
• Приглашение ведущих специалистов зарубежных гостевых лекций и внешнего консультанта по развитию института устойчивости на базе бизнес-школы;
• Тесная кооперация с другими университетами в области устойчивого развития.
Цель устойчивого развития - улучшение благосостояния общества при одновременной защите систем жизнеобеспечения Земли — обеспечивает мощный организующий принцип для продвижения миссии ВШМ СПбГУ: «Создаем знания. Развиваем лидеров. Меняем мир к лучшему». Устойчивое развитие требует как глубокой интеграции знаний по различным дисциплинам, так и практического применения этих знаний для создания инновационных и долговременных решений. Интегрируя устойчивое развитие во все подразделения университета и укрепляя партнерские отношения с многочисленными частными и государственными заинтересованными сторонами, которые занимаются устойчивым развитием в реальном мире, ВШМ СПбГУ может стать моделью того, как государственное образовательное учреждение 21-го века, использует Цели в области устойчивого развития для продвижения своей миссии и создания трансформационных изменений в обществе.
Предлагаемые мероприятия института устойчивости полностью согласуются с миссией и стратегическими целями университета и обеспечивают трансформационный подход к достижению целей университета в области устойчивого развития, а также повышению ее конкурентоспособности на рынке высшего образования.
1. AACSB International. About. //AACSB International. - 2020.
2. Advance H. E. Education for sustainable development guidance //The quality assurance agency for higher education and advance HE. - 2021.
3. Annual Report. // Griffith Centre for Sustainable Enterprise - 2017.
4. Azgaldov G. G., Kostin A. V. Applied qualimetry: its origins, errors and misconceptions //Benchmarking: An International Journal. - 2011.
5. Baker, M. et al. Education for Sustainable Development Guidance //The Quality Assurance Agency for Higher Education and Advance HE. - 2021.
6. Berg-Weger M., Schneider F. D. Interdisciplinary collaboration in social work education //Journal of Social Work Education. - 1998. - Т. 34. - №. 1. - С. 97-107.
7. Berger P. L., Luckmann T. Aspects sociologiques du pluralisme //Archives de sociologie des religions. - 1967. - С. 117-127.
8. Bruner C. Thinking collaboratively: Ten questions and answers to help policy makers improve children's services. - 1991.
9. Camilleri M. A. The market for socially responsible investing: A review of the developments //Social Responsibility Journal. - 2020.
10. Cavanaugh J. R. Performativity //Oxford University Press. - 2015.
11. Chalkley B., Haigh M., Higgitt D. (ed.). Education for sustainable development: papers in honour of the United Nations Decade of Education for Sustainable Development (20052014) // Routledge. - 2013.
12. Crow M. What is the role of universities in global development //The World Bank. - 2014.
13. Curtis, M. Nonfinancial disclosures are essential to most institutional investors. // EY. - 2018.
14. CUS: commerce undergraduate society. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.cus.ca/ (дата обращения 15.05.2022).
15. David Diltz J. The private cost of socially responsible investing //Applied Financial Economics. - 1995. - Т. 5. - №. 2. - С. 69-77....97