Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Культурное сотрудничество РФ и стран ЕС, основные направления и формы

Работа №142971

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Исторические традиции и правовые основы культурного сотрудничества РФ и стран ЕС……………………………………………………………………………..……..9
1.1 Основные этапы истории взаимодействия цивилизаций России и стран ЕС…....9
1.2 Нормативно-правовые основы культурного сотрудничества РФ и стран ЕС….28
Глава 2. Институционные основы культурного сотрудничества РФ и стран ЕС…..42
2.1 Основные направления и формы работы культурных центров стран ЕС в РФ...42
2.2 Основная деятельность культурных центров РФ в странах ЕС…………………55
Глава 3. Мега-события в сфере культуры как актуальный пример культурного сотрудничества России и стран ЕС……………………………………………………………65
3.1 Роль конкурса «Евровидение» в музыкальном сотрудничестве РФ и стран ЕС………………………………………………………………………………………………..65
3.2 «Манифеста» как пример художественных связей РФ и стран ЕС……………..74
Заключение……………………………………………………………………………...79
Список использованных источников и литературы….………………………………82


Развитие европейской интеграции происходило благодаря наличию особой комбинации факторов. Наиболее важными из них были рыночная экономика, полицентрическая структура общества и особая культурная и историческая общность. Хотя в начале развития евроинтеграционного процесса делался акцент, прежде всего, на экономической интеграции, а не на культурном измерении, однако со временем становилась все более очевидной невозможность игнорирования культурного фактора в процессе построения объединенной Европы, ведь именно наличие социокультурной близости европейских народов и общность их исторической судьбы дала возможность Сообществам по завершении полвека превратиться в мощнейшую систему, которая определяет место региона в современном мире.
Культура является той сферой, интенсификация которой способна не только увеличить взаимопонимание, но и быть основой для дальнейшего политического и экономического сближения, что является чрезвычайно важным в контексте развития отношений с мировыми государствами, а также со странами постсоветского пространства, в частности с Россией. Культурный фактор евроинтеграционного процесса предполагает выдвижение на первый план общеевропейских, единых для всех европейских культур и традиций при условии сохранения их разнообразия и специфики развития.
Превращение Европы не только в экономический, но и в политический проект предусматривает создание единой европейской идентичности, единого европейского сознания в рамках единого социокультурного пространства. Такая постановка задачи, которая включала бы в себя также единое культурное пространство, является крайне необходимой в условиях все большей интеграции европейских государств. Что касается такого образования, как ЕС, оно, имея значительно меньше регулятивных рычагов в сфере культуры, чем национальное государство, имеет дело со значительно большим культурным разнообразием, чем последняя. Поэтому европейская политика в сфере культуры должна сосредотачиваться прежде всего на координационных аспектах.
Актуальность исследования обусловлена ростом осознания роли культуры в процессе сотрудничества между РФ и странами ЕС. Большинство проектов, которые реализуют РФ и страны ЕС, обязательно имеют культурную составляющую. Культурная политика содержит в себе духовную составляющую и выполняет политические, экономические и социальные функции, в том числе занимается регулированием вопросов производства продукции культурного значения, делает культурные ценности более доступными народам Европы и России. Она является прочным инструментом укрепления консолидации всех народов, усиление взаимозависимости наций посредством развития межкультурного диалога.
Культурный фактор оказывает большое влияние на укрепление сотрудничества стран Европейского Союза с другими странами. Он служит общим интересам сторон, развивает взаимопонимание и взаимодействие разного конгломерата культур и является платформой для развития сотрудничества в других сферах.
Культурный (цивилизационный) фактор является признаком для определения границ Европы. Он является фактором углубления европейской интеграции в целом. Для РФ это особенно важно, потому что она является не просто частью поликультурной Европы, но и раскрывает себя как своеобразный культурно-исторический феномен, влияет на европейские общественные процессы через концепцию мягкой силы, на формирование культурного пространства Объединенной Европы и разделяет вместе с ней единый культурно-генетический код с характерным самосознанием, основанным на совместной европейской культурной традиции.
Актуальность темы исследования вытекает из необходимости системного комплексного анализа влияния культурного фактора на процесс сотрудничества РФ и стран EС. В ближайшей перспективе будет расти осознание роли и значения культурного фактора в РФ и странах ЕС в условиях интенсификации процессов глобализации и усиление международной взаимозависимости, которые поставили на повестку дня не только политические и экономические вопросы, но и культурные. Становится все более очевидной необходимость концентрации усилий для осуществления согласованной политики государств-членов ЕС и РФ в сфере культуры, в которой находит свое отражение культурный фактор. Культурный фактор осуществляет непосредственное влияние на развитие процесса интеграции и выполняет свою основную цель – становится объединяющим фактором, что способствует формированию общего культурного пространства РФ и стран ЕС.
Цель и задачи исследования определены с учетом актуальности проблемы и состояния ее научной разработки.
Целью данного исследования является комплексный анализ характера, направлений и форм культурного сотрудничества РФ и стран ЕС.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
• определить основные этапы истории взаимодействия цивилизаций России и стран ЕС;
• изучить нормативно-правовые основы культурного сотрудничества РФ и стран ЕС;
• исследовать и дать оценку деятельности культурных центров стран ЕС в РФ и культурных центров РФ в странах ЕС;
• показать роль современных мега-событий в культурном сотрудничестве РФ и стран ЕС;
Объектом исследования является культурное сотрудничество РФ и стран ЕС.
Предметом исследования являются документальные, институционные основы культурного сотрудничества РФ и стран ЕС, а также разнообразные проекты и мероприятия, связанные с культурной связью между РФ и странами ЕС.
Методологическая основа исследования. Цель и задачи исследования определили его методологическую базу, которая включает в себя комплекс общенаучных методов исследования, базирующихся на достижениях не только политической науки как таковой, но и политической истории, социологии, формальной и диалектической логики с использованием присущих им дедуктивным и индуктивным методам. Среди них – принципы системного, функционального и структурного анализа, синергетический, проблемно-исторический и компаративный методы исследования. Данные методы применяются при исследовании нормативных правовых актов, регулирующих культурное сотрудничество РФ и стран ЕС, а также при исследовании основных мировых мега-событий в культурной сфере. Институциональный и функциональный методы были использованы в работе для последовательного анализа культурных центров и основных направлений деятельности данных организаций.
Документальные основы настоящей работы отражают разные уровни культурного диалога и связаны с последовательным анализом след. документов. Например, «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о культурном сотрудничестве»(1992), «Соглашение Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики Об учреждении и условиях деятельности культурных центров» (1992), «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии о культурном сотрудничестве»(1992), «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии об условиях размещения Российского дома науки и культуры в Берлине и Немецкого культурного центра им. Гёте в Москве»(2013), «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования»(1998), «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны»(1994), подробный анализ документов провожу в 1 главе и в исследовании «Евровидения» и «Манифесты». Также использование этих методов можно обнаружить в других документах данной работы.
Научная новизна исследования обусловлена полученными в ходе решения поставленных задач выводами и результатами на основе привлечения и обработки широкого круга источников и литературы. Предпринята попытка исследования культурной политики РФ и стран Европейского Союза, характера и интенсивности влияния культурного фактора на динамику современного культурного сотрудничества рассматриваемых стран.
Теоретическое значение. На основе новых документальных источников раскрыты особенности культурного сотрудничества в современном мире, находящие свое продолжение в культурном диалоге РФ и стран ЕС.
Практическое значение полученных результатов исследования обусловлена его актуальностью и научной новизной и заключается в возможности использования материалов и выводов для дальнейшего изучения проблемы культурного фактора в сотрудничестве РФ и стран ЕС, его влияния на характер сотрудничества, а также изучение проблемы культурной политики РФ и стран ЕС. Практическое значение исследуемой работы определяется также тем, что результаты исследования могут быть полезны при подготовке общих и специальных курсов, а также при организации международных культурных мероприятий.
Степень научной разработанности темы. К исследованию культурного сотрудничества РФ и стран ЕС обращались многие российские и зарубежные философы, историки, социологи и этнографы. Вопросы культурных обменов нашли отражение в различных философских и социологических концепциях. Для решения поставленных в работе задач были использованы труды ряда ученых. Аверенкова Н. В., Пашинцев Е. В., Ключевский В. О., Чусовитин А. Г. рассматривают общую историю развития цивилизации России. Боголюбова Н. М., Фокин В. И. рассматривают основные исторические этапы взаимодействии России и Европейских стран. Schmitter Ph. C. разбирает теорию и историю Европейской интеграции. Водопьянова Е. В. подробно изучает культурное сотрудничество ЕС и России. К. Фор. рассмотрел историю и деятельность французского культурного центра в России. Müller M., Gruneau R., Horne J., Sage G.H. сформировали устоявшиеся определения в научной области и выяснили значение мега-событий в глобализованном мире. Ярошенко, О. В. определяет место «Манифесты 10» в художественных связях РФ и европейских стран. Также и другие российские и зарубежные авторы подробно рассматривают основные исторические взаимодействия цивилизаций России и европейских стран, раскрывают значение мега-событий между РФ и странами ЕС в сфере культуры и политику взаимодействия культурных центров этих стран. При проведении исследования использовались публицистические работы, посвященные изучению систем культурного сотрудничества.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, объединяющих в себе шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и списка литературы.
Во введении представлена актуальность темы, цель и задачи исследования, предмет и объект исследования, структура работы.
В первом параграфе «Исторические традиции и правовые основы культурного сотрудничества РФ и стран ЕС» исследованы основные этапы истории взаимодействия цивилизаций России и стран ЕС, рассмотрены нормативно-правовые основы культурного сотрудничества РФ и стран ЕС.
Во второй главе «Институционные основы культурного сотрудничества РФ и стран ЕС» определены основные направления и формы работы культурных центров стран ЕС в РФ, рассмотрена основная деятельность культурных центров РФ в странах ЕС.
В третьей главе «Мега-события в сфере культуры как пример современного культурного сотрудничества России и стран ЕС» исследовано «Евровидение» как пример музыкальной связи РФ и стран ЕС, а также «Манифеста» как пример художественной связи РФ и стран ЕС.
Апробация работы. Основные положения данного исследования были представлены в докладе «Основные направления деятельности «Альянс Франсез» в России». По материалам магистерской диссертация опубликована статья в электронном сборнике «Межкультурный диалог в современном мире».
В заключении сделаны выводы, подведены итоги исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет констатировать, что культурный фактор осуществляет непосредственное влияние на динамику все более тесного сотрудничества РФ и стран ЕС. Культурный фактор выступает объединяющим фактором, что способствует формированию общего культурного пространства на основе сохранения культурного разнообразия народов ЕС и РФ. Несмотря на все разнообразие культур России и стран ЕС, они имеют очень много общего, поскольку базируются на многовековых исторических связях.
Представления РФ в культурной среде Европейского Союза значительно повышает имидж страны в мире, в первую очередь посредством культурного сотрудничества как с государствами-членами ЕС, так и странами Восточной Европы, Западных Балкан и Северного Кавказа.
Наиболее последовательно двусторонний культурный обмен нашел свое проявление в деятельности различных культурных центров, представляющих культуру своих стран за рубежом. На территории РФ присутствуют такие как культурные центры Великобритании, Германии, Испании, Италии, Франции, скандинавских странах и др. Подобные организации имеют различные названия, например, зарубежные культурные центры, культурно-информационные центры, культурно-образовательные центры, культурные институты.
В то же время создание российских культурных центров в странах ЕС должно стать одной из основных задач культурной политики государства в настоящем этапе. Делая анализ деятельности зарубежных культурных центров, нужно отметить, что многие из их проектов перешли рамки двусторонних контактов и могут рассматриваться как пример многостороннего обмена. Данная тенденция отражает реалии современных международных отношений в условиях глобализации.
Отмечая положительные моменты в двустороннем сотрудничестве по пути зарубежных культурных центров, должно отметить, что вопросы официального статуса подобных организаций не в полной мере урегулированы.
По примеру двусторонних культурных связей можно также выделить проекты международного содержания с разными сроками реализации и финансированием, которые проводят на государственном, так и не на государственном уровне.
Изучив деятельность Европейского Вещательного Союза как организатора Евровидения, бренд и режиссуру события конкурса, сделаем вывод, что Евровидение с точки зрения политики и политического PR – это политически независимое мероприятие, площадка для формирования имиджа каждой отдельной страны и Европы в целом. С точки зрения культуры — это проект, транслирующий общие ценности каждой страны-участницы: толерантность, туристический потенциал и внимание к историческому наследию. С точки зрения музыкального бизнеса это площадка для продвижения артиста и его музыки, с точки зрения имиджмейкинга это отчетное мероприятие, где демонстрируются актуальные технологии в музыкальных и других трендах. Евровидение как культовое событие Европейского Вещательного Союза предоставляет возможность странам-участницам, в том числе РФ и стран ЕС транслировать собственный имидж в европейскую аудиторию.
По итогу изучения участия России в Евровидении и прохождения Евровидения в России, мы можем сделать следующий вывод: страны ЕС и Россия в частности с каждым новым конкурсом движутся к все большему взаимопониманию, обмениваясь музыкальным культурным и духовным опытом. Россияне и граждане ЕС все лучше понимают друг друга, ведь конкурс одной из своих целей являет формирование общего положительного мнения у стран участниц друг о друге.
Мероприятия масштаба Манифесты остаются важнейшим инструментом внешней культурной политики России, представляя ее на международной арене, в той или иной мере влияя на формирование мнения о стране среди иностранной культурной элиты.
По моему мнению сам факт сотрудничества России со странами ЕС в подобных мега-событиях говорит о том, что народ этих стран понимает друг друга лучше, чем принято считать, ориентируясь главным образом на политические отношения.
Россия и страны ЕС развивают структурированный подход к взаимному культурному сотрудничеству, который способствует развитию культуры и искусства, укреплению межкультурного диалога, углублению знаний об общем культурном наследии народов РФ и стран ЕС. Особенности взаимоотношений России и ЕС заключаются, прежде всего, в многовековых исторических связях, которые предусматривали длительный процесс взаимообогащения национальных культур. Правовая основа для этого – большое количество международно-правовых документов между РФ и странами ЕС.
Для России особенно важно интенсифицировать сближение со странами ЕС не только через призму экономики и политики, но и путем усиления культурно-ментальной парадигмы, которая, в большей степени, чем любая другая сфера совместной деятельности, определяет степень культурного единства россиян и европейцев. Учитывая это, необходимо распространять информационные связи, культурные обмены с Европой, чтобы культурные интересы россиян и граждан государства-члена ЕС во многом совпадали, что станет залогом формирования общего культурного пространства России и стран ЕС на основе культурно-менталитетного сближения людей.
На сегодняшний день основной проблемой и препятствующим культурному сотрудничеству фактором является политическая напряженность между РФ и странами ЕС. Нельзя не учитывать исторические различия между Российской и Западной культурой что выливается в разные приоритетные направления в реализации своих интересов в контексте культурной сферы. От того что РФ воспринимает свою культуру и политику одним целым, это перекрывает некоторые каналы взаимопонимания между странами. Это мнение исходит из того факта что Британский совет был закрыт по инициативе РФ в 2018 году.
На фоне последних событий перспективы развития межкультурного диалога между РФ и странами ЕС мы видим ряд определенных проблем, которые требуют большего изучения по причине большого охвата взаимосвязанных тем, например, политические отношения и финансовая поддержка организаций, занимающихся развитием и популяризацией культуры России. Но в целом, в последнее время культурное сотрудничество РФ и стран ЕС продолжается, учитывая существенное количество правовых документов, активной деятельности культурных центров стран ЕС в РФ, культурных центров РФ в странах ЕС и совместное их участие в мега-событиях. В основе совместной работы исследователей и научных организаций из России и ЕС лежат двусторонние и международные документы и программы. Можно сделать вывод о том, что сотрудничество России и стран ЕС в сфере культуры имеет слабую тенденцию к развитию на ближайшие несколько лет.


ИСТОЧНИКИ
Нормативные правовые акты
1. Белая книга относительно Европейского управления "укрепление демократии в Европейском Союзе". Программа работы». Европейская Комиссия, Брюссель, SEC (2000) 1547/7
2. Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения от 20 октября 2005 года/ Официальный сайт ЮНЕСКО – https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_expression.shtml
3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об учреждении и условиях деятелльность Российского центра Науки и Культуры в Риме и Итальянского Института Культуры в Москве от 30.11.1998
4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования от 10.02.1998
5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об учреждении и условиях деятельности культурных центров от 08.06.1994
6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о культурном сотрудничестве от 06.02.1992
7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об условиях размещения Российского дома науки и культуры в Берлине и Немецкого культурного центра им. Гёте в Москве от 15.05.2013
8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о деятельности культурно-информационных центров от 04.02.2011
9. Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии о культурном сотрудничестве от 16.12.1992
10. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими Сообществами, и их государствами — членами, с другой стороны // Дипломатический вестник. - 1994. № 15/16. - С. 29–59.
11. Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года 1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества»
12. Указ Президента РФ от 30.11.2016 N 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации»
13. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях»
14. Charter of Fundamental Rights of the European Union – http://eur-lex.europa.eu/en/treaties/index.htm. (дата обращения: 08.04.2019).
15. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European economic and social Committee and the Committee of the regions a European agenda for culture in a globalizing world. – Brussels, 10.5.2007, COM(2007) 242 final –http://ec.europa.eu/culture/our-policy-development/doc399_en.htm. (дата обращения: 08.04.2019).
16. European Council and the Council of the European Union. Bratislava Declaration and Roadmap, Bratislava, 16 September 2016. URL: http://www.consilium.europa.eu/en/policies/ future-eu/bratislava-declaration-and-roadmap/ (Дата обращения 08.04.2019)
17. European Commission. White Paper on the Future of Europe: Reflections and scenarios for the EU27 by 2025. Brussels, COM (2017)2025 of 1 March 2017. 31 p.
18. European Commission. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-13-1114_en.htm (дата обращения: 08.04.2019).
19. Treaty of Amsterdam. 2 October 1997. – http://www.europarl.europa.eu/topics/treaty/pdf/amst-en.pdf (дата обращения: 10.04.2019)
20. Treaty of Lisbon. – http://europa.eu/lisbon_treaty/full_text/index_en.htm. (дата обращения: 08.04.2019).
... Всего источников –85


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ