ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Исторические традиции и нормативно-правовые основы сотрудничества в области музыкального искусства между Россией и Испанией 14
1.1 Историческая ретроспектива культурного взаимодействия России и
Испании в рамках музыкального сотрудничества 14
1.2 Нормативно-правовое регулирование двухсторонних отношений России
и Испании в области культуры 28
Глава 2 Акторы музыкального сотрудничества России и Испании культурных связей в области музыкального искусства России и Испании на современном этапе 31
2.1 Международные организации 31
2.2 Международные культурные центры 33
2.3 Учреждения культуры 36
2.4 Деятели музыкальной культуры и музыкальные коллективы 39
Глава 3 Основные виды и формы международных культурных связей в области музыкального искусства России и Испании на современном этапе 44
3.1 Международные музыкальные конкурсы 44
3.2 Международные музыкальные фестивали 46
3.3 Испанские музыкальные жанры: фламенко и сарсуэла, их представление в
России 48
3.4 Гастроли как самая распространённая форма музыкального сотрудничества
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
Актуальность темы обусловлена тем, что отличительной чертой современных международных отношений можно назвать усложнение инструментов внешнеполитической деятельности государств и все более активное использование возможностей культуры и других гуманитарных областей для активизации международного диалога. Кроме того, культурные связи, культурное сотрудничество приобретают особое значение в современных международных отношениях. Нет ни одной страны, которая не рассматривала бы вопрос о создании прочных культурных и научных связей между государствами. Эти обстоятельства позволяют рассматривать межкультурные связи как самостоятельную величину международных отношений и внешней политики.
В данном случае международное музыкальное сотрудничество выступает одним из главных факторов внешней политики государства. Масштабность, компетенция и многолетняя международная практика музыкального исполнительства позволяет выделить международное музыкальное сотрудничество как отдельное направление в области межкультурного обмена между государствами мира.
Данная тема имеет особую актуальность, поскольку международный культурный обмен в области музыкального искусства всегда занимал особое место в исторической, культурно-социальной жизни страны. В последние годы развитие межкультурного обмена прочно вошло в государственную программу по развитию культуры в Российской Федерации и оказывает заметное влияние на другие сферы человеческой жизни.
В этой связи была попытка основательно изучить одно из современных направлений межкультурного сотрудничества России и Испании - музыкальное искусство.
Кроме того, сама идея универсальности музыки и ее предполагаемой способности создавать транскультурный диалог за пределами языковых и политических институтов может сыграть большую роль во внешней политике того или иного государства.
Цель выявить роль музыкального искусства как связующего элемента международных культурных связей России и Испании в XXI веке.
Исходя из этой цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1 Дать характеристику исторической ретроспективе культурного взаимодействия России и Испании в рамках музыкального сотрудничества
2 Оценить нормативно-правовое регулирование двухсторонних отношений России и Испании в области культуры и образования
3 Выявить факторы, оказывающие влияния на развитие музыкального сотрудничества России и Испании
4 Определить основные виды и формы международных культурных связей в области музыкального искусства России и Испании
5 Обозначить перспективы международного музыкального сотрудничества между Россией и Испанией.
Предметом исследования являются музыкальные связи России и Испании в XXI веке.
Объектом исследования являются виды и формы музыкальных связей России и Испании в рамках двухстороннего сотрудничества.
Хронологические рамки охватывают период с 1994 г. по 2022 гг. Выбор хронологических рамок обусловлен тем, что в этот период были подписаны основополагающие документы, позволяющие в полной мере осуществлять сотрудничество двух стран в области культуры.
К ним относятся:
1. «Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Королевством Испания» 1994 года;
2. «Соглашение о сотрудничестве в области культуры и образования» 1994 года;
3. «Соглашение о деятельности культурных центров» 2001 года;
4. «Декларация о стратегическом партнерстве между Россией и Испанией 2009».
Выбран наиболее современный этап развития культурных связей России и Испании в области музыкального сотрудничества. За 28-летний период культурного сотрудничества можно проследить определенную динамику этих взаимоотношений, которые будут представлены в дальнейшей работе над исследованием.
Однако с целью более детального понимания проблемы, в выпускной квалификационной работе будет предпринят ретроспективный обзор международных культурных контактов России и Испании в области музыкального искусства, которые будет затрагивать более ранние исторические эпохи начиная с XVIII века....
Таким образом, были рассмотрены музыкальные связи России и Испании в контексте общей истории развития культурных связей. В исследовании была выявлена роль музыкального искусства как связующего элемента международных культурных связей России и Испании в XXI веке.
Первой задачей исследования является характеристика исторической ретроспективе культурного взаимодействия России и Испании в рамках музыкального сотрудничества. В исследовании установлено, что число контактов увеличилось благодаря первым театральным и литературным взаимосвязям начиная примерно с XVII в., музыкальные контакты начали развиваться немного позже. В XVIII веке при российском дворе блистали придворные испанские музыканты, зато в XTK веке, благодаря дягилевским «Русским сезонам» артисты получают возможность отправиться на полноценные и долгие гастроли, в процессе которых иностранная публика знакомилась с шедеврами русского искусства. Немаловажно отметить и заслуги целой плеяды русских композиторов, которые видели в испанском колорите предмет вдохновения и при помощи испанских образов создавали подлинные образцы музыкального искусства. Кроме того, некоторые из них вели переписки с испанскими коллегами, обменивались творческими идеями и впечатлениями. В XX веке происходят весьма трагические события: революция, гражданская война и две Мировые войны, но тем не менее, культурная и музыкальная жизнь продолжалась. В конце XX, ближе к современному времени, наступает стабильное время гастролей как для испанских музыкантов в России, так и для русских в Испании.
Вторая задача исследования вносит ясность в оценку нормативно-правового регулирования двухсторонних отношений России и Испании в области культуры и образования. С точки зрения нормативно-правового регулирования двусторонних отношений России и Испании в области культуры представлено четыре важных, основополагающих документа, закрепляющих на самом высшем уровне взаимоотношения России и Испании в рамках культурного сотрудничества. В настоящее время сложилась ситуация, когда требуется пересмотр текущих и действующих между правительствами договоренностей, как по причине устаревания документов, так и по политическим, которые косвенно, но все же влияют на межкультурный диалог двух государств.
Третья задача исследования позволила выявить факторы, оказывающие влияния на развитие музыкального сотрудничества России и Испании. Исследование показало, что на современном этапе сложилась определенная иерархия акторов международных культурных связей в области музыкального искусства России и Испании, позволяющие четко проследить положение тех или иных, задействованных акторов в музыкальном сотрудничестве.
Четвертая задача исследования представила возможность определить основные виды и формы международных культурных связей в области музыкального искусства России и Испании. Данное исследование подтверждает тот факт, что в настоящее время музыкальное сотрудничество России и Испании выражено в самых разнообразных формах. По-прежнему остаются актуальными традиционные формы проведения музыкальных мероприятий: такие как международные музыкальные конкурсы, фестивали, гастрольные обмены, концерты и т.д.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что любая из существующих форм музыкального сотрудничества России и Испании продолжает на должном уровне укреплять международное гуманитарное сотрудничество стран. Международные конкурсы, фестивали, форумы и другие мероприятия поддерживаются Посольствами двух государств, культурными центрами, поскольку обе стороны заинтересованы как в продвижении своей культуре зарубежом, так и создании диалога культур.
Пятая задача исследования заключалась в том, чтобы обозначить перспективы международного музыкального сотрудничества между Россией и Испанией. Следовательно, можно заключить, что классическая музыка до сих пор пользуется большим спросом, особенно на территории европейского континента, в количественных исследованиях обычно рассматривается как показатель культурного престижа, хотя качественные исследования предполагают большое внутреннее разнообразие внутри жанра и не ограничивается строго академическим направлением. Опора на общеевропейское музыкальное наследие классической музыки открывает большие возможности для сотрудничества России и Испании на современной международной повестке.
Отрицательно на культурных связях между двумя странами сказалась начавшаяся весной 2020 г. пандемия коронавируса, официально объявленная ВОЗ. До пандемии в Испании велась активная концертно-гастрольная деятельность исполнителей и музыкальных коллективов из России, тоже самое происходило и в обратную сторону.
Российско-испанское музыкальное сотрудничество имеет давние традиции, однако в нынешней неблагоприятной политической обстановке сталкивается с серьезными трудностями.
1 Асафьев, Б. В. Глинка. [1804-1857] [Текст]:[Анализ творчества] / акад. Б. Асафьев (Игорь Глебов). М.:Музгиза, 1947. - 308 с.
2 Кряжева, И. А. Мануэль де Фалья. Время, жизнь, творчество/ Кряжева, И. А. - М.: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2013. - 328 с.
3 Мартынов, И. И. Музыка Испании / Мартынов, И. - М.: Сов. композитор, 1977. - 360с.
4 Alekseev, M.P. Rusia y Espana: una respuesta cultural. Seminarios y Ediciones, 1975. - 187р.
5 Bagno, V. «Hispanismo en Rusia y en los paises del Este: adonde va, de donde
6 viene», Arbor, vol. 168, n° 664 2001. - 966 p.
7 Egea, S. Stanislavski, Meyerhold Y Chaliapin: La Interpretation Operistica/ Egea, S. Madrid.: Publicaciones de la ADE, 2017. - 1296p.
8 Waisman, L. J.; Romagnoli, A. Vicente Martin y Soler: Un musico espanol en el Clasicismo europeo. Instituto Complutense de Ciencias Musicales, 2007. - 659р.
Статья из сборника произведений разных авторов:
9 Де Каштру, П. Ф. От «прекрасного незнакомца» к «идеальной личности»: представления о русской инакости во Франции и на Пиренейском полуострове на рубеже XIX - XX веков / Де Каштру, П. Ф. // Триумф русской музыки. Римский-Корсаков - окно в мир / Комитет по культуре Правительства Санкт-Петербурга; Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства; ред. Л. О. Адэр. - СПб.: СПб ГБУК СПбМТиМИ, 2016. - 329с.
Статьи из сборника тезисов/материалов конференций:
10 Профессиональное музыкальное искусство России: традиции и новаторство [Текст] : материалы Всероссийской научной конференции, 26 апреля 2011 г. / М-во культуры Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Самарская гос. акад. культуры и искусства" ; [редкол.: Миловидова Н. С., Дятлов Д. А., Русанова Н. Н.]. - Самара : СГАКИ, 2012. - 441 с.
11 Аверина, Ю.В. Актуальные формы музыкального сотрудничества России и Испании // Материалы IX конференции с международным участием «Межкультурный диалог в современном мире». — СПб.: Скифия-принт, 2021. - С.59-61.
12 Аверина, Ю.В. Музыкальная дипломатия в межкультурном взаимодействии России и Испании // Россия и Ибероамерика в глобализирующемся мире: история и современность. Доклады и материалы пятого международного форума. — СПб.: Скифия-принт, 2021.
13 Аверина, Ю.В. Роль Российской Федерации в развитии международного музыкального сотрудничества как «мягкой силы» во внешней политике. Семьдесят третья Международная студенческая научная конференция ГУАП (13-17 апреля 2020 г.): сб. докл.: в 5 ч. Ч. 4: Гуманитарные науки. - СПб.: ГУАП, 2020. - С. 110-111.
14 Щербакова, М. Н. Российский эпизод в биографии испанского композитора: Мартин-и-Солер в Санкт-Петербурге / В сборнике: Памяти Михаила Семеновича Друскина. сборник в 2 книгах. Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Санкт- Петербург, 2009. С. 343-355.
Коллективная монография:
15 Милий Алексеевич Балакирев : Исследования и статьи / ред. Э. Л. Фрид / под ред. Э. Л. Фрида. Науч.-исслед. ин-т театра, музыки и кинематографии. - Ленинград: Музгиз, 1961. - 445 с....64